1392/2023-191255(2)
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2023 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мильгевской Н.А.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Риваненковым А.И. при участии:
от заявителя: не явился, извещен (не осуществил подключение к онлайн заседанию) от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от третьего лица: Прокопьева Н..Н. по доверенности от 31.05.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35647/2023) индивидуального предпринимателя ФИО2 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2023 по делу
№ А56-67575/2023 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третье лицо: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Николаевская больница»
об оспаривании
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее – Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление) РНП-78-562/23 от 03.05.2023.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Николаевская больница» (далее – Учреждение).
Решением от 14.09.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, Предприниматель направил апелляционную жалобу в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что в материалах дела не представлены доказательства намеренного уклонения, умышленных действий либо бездействия Предпринимателя, которые повлекли к нарушению обязательств. Предприниматель полагает, что им были представлены доказательства, подтверждающие намерение исполнить контракт надлежащим образом.
Определением от 18.10.2023 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 20.11.2023.
В судебном заседании 20.11.2023 третье лицо возражало против удовлетворения апелляционной жалобы.
Предприниматель и Учреждение извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 19.01.2023 Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Николаевская больница» (далее – Заказчик) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку реагентов для определения прокальцитонина (извещение № 0372200014223000021)
(далее - Аукцион).
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона № ППИ1 победителем Аукциона признана ИП ФИО2 и 08.02.2023 по результатам закупки Заказчиком с ИП ФИО2 заключен контракт 0372200014223000021 на сумму 2 731 732,46 руб.
Управление, рассмотрев сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП ФИО2 для включения в реестр недобросовестных поставщиков, 03.05.2023 вынесла решение по делу № РНП-78-562/23 о включении сведений в отношении ИП ФИО2 в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Предприниматель оспорил указанное решение Управления в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что поведение Предпринимателя по неисполнению взятых на себя обязательств по контракту свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, направленном
на срыв закупки, наличии его вины и отсутствии необходимой степени заботливости и добросовестности, на основании чего, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок проведения торгов на право заключения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд регулируется Законом № 44-ФЗ.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков установлен ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе) и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее также - Правила ведения РНП).
При этом в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Уклонение от исполнения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий, так и в бездействии, когда участник закупки не совершает необходимых действий для исполнения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания (исполнения) контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за
допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по осуществлению закупок.
Вместе с тем основанием для включения в РНП является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения его условий, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанным победителем закупки и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Таким образом, поскольку необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), то размещение сведений об участнике размещения заказа в РНП осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки выявит обстоятельства, свидетельствующие о направленности действий участника на несоблюдение условий контракта, то есть о его недобросовестном поведении.
Подавая заявку на участие в закупке, Предприниматель дала согласие исполнить условия контракта в полном объеме, согласилась с условиями контракта, а также могла и должна была осознавать последствия неисполнения контракта.
Как следуют из материалов дела, в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему, Предприниматель обязался осуществить поставку реагентов для определения прокальцитонина (далее — Товар) в период с даты, следующей за датой заключения Контракта и по 15.12.2023, по заявкам Заказчика (п. 3.1 Контракта).
В установленный срок Товар поставлен не был. Информации от Предпринимателя о невозможности поставить товар в срок и в количестве, установленном заявкой, не поступало.
Вместе с тем, частично поставленный Товар не соответствовал требованиям Контракта (п. З. 1, п. 4, п. 6 Контракта, Приложение № 1, 2 к Контракту), о чем был составлен Акт о расхождениях № 4/23 от 05.04.2023.
Заказчик провел выборочную экспертизу поставленной части Товара на соответствие наименований, количества и иных характеристик поставляемого товара, сведениям, содержащимся в Приложениях № 1, № 2 к Контракту, являющейся неотъемлемой частью Контракта.
По результатам проведенной выборочной экспертизы поставленной части Товара, на основании информационного письма № 03-04-03/23 от 03.04.2023 от компании ООО «Эбботг Лэбораториз» (АВВОТТ LABORATORIES S.A.), Заказчиком, был составлен Акт экспертизы (расхождения) от 05.04.2023г. о выявленных несоответствиях Товара требованиям, установленным Контрактом.
В письме компании ООО «Эбботт Лэбораториз» было дано заключение о невозможности использования Товара, частично поставленного Предпринимателем на оборудовании «Анализатор ARCHITECT i2000SR», производителем которого является «Эбботт Лэбораториз» (АВВОТТ LABORATORIES S.A.), и которое используется Заказчиком в работе по заключенному договору аренды.
В связи с ненадлежащим исполнение контракта 10.04.2023 № исх. 57З/2З-0-0 Заказчиком была направлена претензия о взыскании неустойки (штрафа, пени)
(опубликована в ЕИС 13.04.2023).
Вместе с тем, частично поставленный Участником Товар не соответствовал требованиям Контракта (п. 3.1, п. 4, п. 6.3 Контракта, Приложение № 1, 2 к Контракту), о чем был составлен соответствующий акт.
По состоянию на 13.04.2023 обязательства по Контракту не были исполнены Предпринимателем надлежащим образом, ввиду чего, на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: 1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте; 2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель); 3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованиями ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу о надлежащем уведомлении Исполнителя о принятом Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта
В обоснование апелляционной жалобы Предприниматель указывает на то, что не имел намерения уклонять от исполнения обязательств.
Указанные доводы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонены.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного заказа и подавая соответствующую заявку, участник размещения заказа как субъект предпринимательской деятельности обязан учесть специфику заключения государственного (муниципального) контракта, предусмотренную Законом № 44-ФЗ (в том числе сроки подписания контракта), и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.
Как отмечено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2015 № 305-КГ15-9489, недобросовестность может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению соответствующих норм и правил.
Доказательства возникновения у Предпринимателя каких-либо объективных обстоятельств непреодолимой силы, не позволивших своевременно и в установленном порядке исполнить обязательства, предусмотренные Контрактом, в материалы дела не представлены.
Необходимость исполнения той или иной обязанности вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому, любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.
Вступая в отношения, урегулированные нормами права, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Согласно п.3 ст.401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 (ред. от 22.06.2021) «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».
Доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы, не позволяющих Предпринимателю исполнить предусмотренные Контрактом обязательства в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные сторонами в материалы дела документы, существенность нарушения, степень вины Предпринимателя, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих добросовестность поведения при исполнении Контракта, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом Управления и суда первой инстанции о наличии оснований для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Предпринимателя.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 сентября 2023 года по делу № А56-67575/2023 ставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ИП ФИО2 из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы 2850 руб. (платежное поручение от 06.10.2023 № 428).
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий Н.А. Мильгевская
Судьи Н.И. Протас
О.В. Фуркало