ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-35883/2021 от 24.12.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

24 декабря 2021 года

Дело № А56-65172/2021

Постановление изготовлено в полном объеме   декабря 2021 года

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда  Г.В. Лебедев,

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-35883/2021 ) Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.09.2021 по делу №А56-65172/2021, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о взыскании штрафных санкций,

ответчик - Жилищно-строительный кооператив №111,

установил:

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее также – истец, Отделение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Жилищно-строительного кооператива №111 (далее также – ответчик, Кооператив) штрафных санкций за несвоевременное предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-Стаж за 2019 год, по форме СЗВ-М за март 2019 года – октябрь 2020 года в размере 11 000 руб.

Заявление рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ).

Решением суда, принятым путем подписания резолютивной части 20.09.2021 требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 500 руб. штрафных санкций за несвоевременное предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета по форме
СЗВ-М за март 2019 года, в удовлетворении остальной части требований отказано.

28.09.2021 арбитражным судом изготовлено мотивированное решение.

Вынесенное решение обжаловано Отделением в апелляционном порядке.

Испрашивая отмену решения в части отказа во взыскании 10 500 руб., податель жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.

Истец, в том числе обращает внимание на то, что судом не принято во внимание вступление с июля 2020 года в силу Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 №211н, положения абзаца 4 пункта 40 которой предусматривают применение финансовых санкций к страхователю в случае представления им в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек.

Так как ранее сведений о застрахованных лицах, указанных в дополняющей форме, не представлялось, то требования являются обоснованными.

На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке в обжалуемой части.

Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, Отделением проведены проверки по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального  (персонифицированного) учета по форме СЗВ-Стаж за 2019 год, по форме СЗВ-М за март 2019 года – октябрь 2020 года, в ходе которых установлено, что сведения представлены несвоевременно.

По результатам проверки отчетности по форме СЗВ-М и СЗВ-Стаж за указанные отчетные периоды Отделением составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 202S18200091209 от 11.12.2020, № 202S18200049219 от 23.07.2020, № 202S18200091224 от 11.12.2020.

По результатам рассмотрения актов Отделением вынесены решения
№202S19210005457 от 28.01.2021, №202S19200059459 от 01.09.2020,
№202S19210005489 от 28.01.2021 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования по пунктам 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее также – Закона №27-ФЗ) в виде штрафа в общем размере 11 000 руб.

Отделением страхователю выставлены требования № 202S01210014610 от 04.03.2021, № 202S01200072400 от 08.10.2020, № 202S01210014623 от 04.03.2021 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Неисполнение Кооперативом требований в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Оценив доводы подателя жалобы и имеющиеся материалы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

По правилам частей 4 и 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно статье 1 Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы), предусмотренные подпунктами 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11 данного пункта сведения.

В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные подпунктами 1 – 3 данного пункта.

Судом было установлено, что сведения в отношении застрахованных лиц за отчетный период – март 2019 года по форме СЗВ-М с типом «исходная» предоставлены 22.07.2020, за март 2019 года – октябрь 2020 года по форме СЗВ-М с типом «дополняющая» сведения предоставлены 10.12.2020, по форме СЗВ-Стаж
с типом «дополняющая» – 10.12.2020.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 №211н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, которая вступила в силу 27.07.2020 (далее также - Инструкция №211н), отменена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016
№766н.

Согласно абзацу 4 пункта 40 Инструкции №211 в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей
17 Закона №27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.

В силу статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Как обоснованно отмечено судом, положения Закона № 27-ФЗ предусматривают право страхователя корректировать сведения, предоставляемые в фонд, а именно дополнять, то есть вносить отсутствующие сведения и уточнять, то есть корректировать уже имеющиеся сведения о застрахованных лицах, как указанных, так и не указанных в исходных сведениях.

При этом ни статьей 15 Закона № 27-ФЗ, ни Инструкцией
№ 211н не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в фонд сведениях, до их обнаружения фондом, и представить в фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).

Суд также учел, что данных о представлении Кооперативом сведений по форме СЗВ-М за апрель 2019 года – октябрь 2020 года с типом «исходная», а также по форме СЗВ-Стаж с типом «исходная» с нарушением сроков, установленных пунктами 2, 2.2. статьи Закона № 27- ФЗ не представлены.

Дополняющие сведения по форме СЗВ-М, СЗВ-Стаж были представлены в фонд в отношении застрахованных лиц, отсутствующих в исходной форме СЗВ-М, в связи с самостоятельным выявлением страхователем ошибки при предоставлении исходной формы СЗВ-М за март 2019 года – октябрь 2020 года, исходной формы СЗВ-Стаж за 2019 год.

Доказательств направления уведомления о выявлении ошибки в форме
СЗВ-М (исходная), СЗВ-Стаж (исходная) фондом в материалы дела не представлено.

Вопреки доводам жалобы, судом первой инстанции учтено вступление в силу Инструкции №211н.

Вместе с тем, ее положения были обоснованно оценены судом и применены в совокупности с правилами Закона №27-ФЗ, предусматривающими, в том числе право страхователя на исправление и дополнение сведений.

При этом суд первой инстанции также правомерно учел сформированные в правоприменительной практике подходы, позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 № 12-П.

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым.

Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.

Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Исправив самостоятельно выявленную ошибку, Кооператив реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

Арбитражный суд первой инстанции также дал верную оценку тому обстоятельству, что основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, при этом в статьи 15 и 17 Закона № 27-ФЗ законодателем какие-либо изменения не вносились.

Исходя из позиции, приведенной в пункте 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, то обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения
о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.

Выводы арбитражного суда, сделанные в решении, также соответствуют подходам, приведенным в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4(2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 № 303-КГ18-99, от 05.09.2018 № 303-КГ18-5700,
№ 303-КГ18-5702, от 30.10.2018 № 307-КГ18-6769, от 05.07.2019 № 308-ЭС19-975.

Таким образом, требования о взыскании финансовых санкций за март 2019 года - октябрь 2020 года по форме СЗВ-М с типом «дополняющая», и за 2019 год по форме СЗВ-Стаж с типом «дополняющая» правомерно признаны не подлежащими удовлетворению.

Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющиеся основанием для отмены либо изменения решения, судом апелляционной инстанции не установлены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 – 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.09.2021 по делу № А56-65172/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья

Г.В. Лебедев