ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
14 декабря 2021 года | Дело № А56-17055/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2021 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лебедева Г.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 30.12.2020
от 3-го лица: ФИО3 по доверенности от 27.05.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-35892/2021 ) ООО "УК "РСБ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.08.2021 по делу № А56-17055/2021 , принятое
по заявлению ООО "УК "РСБ"
к ГЖИ
3-е лицо: ООО "Сплав Т"
об оспаривании распоряжения
установил:
общество с ограниченной ответственностью "УК "Ресурсосбережение" (ОГРН: <***>, адрес: 197183, Санкт-Петербург, ул. Дибуновская, д. 22, лит. А, пом. 6Н; далее – ООО "УК "РСБ", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга (ОГРН <***>, адрес: 195112, <...>, лит. А; далее – Инспекция, ГЖИ, административный орган, заинтересованное лицо) об оспаривании распоряжения от 12.02.2021 № 420-рл (далее - Распоряжение), которым Обществу отказано во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации – Санкт-Петербург в отношении многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, пр-кт Королева, д. 66, корп. 1, стр.1.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечено общество с ограниченной ответственностью «Сплав Т» (ОГРН: <***>, адрес: 191123, Санкт-Петербург, ул. Радищева, 39, лит. В; далее - ООО "Сплав Т", третье лицо).
Решением от 26.08.2021 суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "УК "РСБ" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что распоряжение ГЖИ от 12.02.2021 № 420-рл нарушает права собственников МКД, которые реализовали свое право на выбор способа управления, избрав ООО "УК "РСБ" в качестве управляющей организации, а также нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности.
В судебном заседании представители ГЖИ и третьего лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
ООО "УК "РСБ", извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие заявителя в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в Инспекцию от Общества 22.09.2020, в связи с расторжением договора управления с ООО «Сплав Т» и выбора способа управления Обществом многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, пр-кт Королева, д. 66, корп. 1, стр. 1, поступило соответствующее заявление о внесении изменений в Реестр.
В качестве основания для внесения МКД в реестр лицензий заявителя указан протокол №1 от 19.09.2020 и договор управления, заключенный на основании указанного протокола.
В ходе рассмотрения заявления, в связи с тем, что в реестре лицензий содержались сведения об управлении многоквартирным домом ООО «Сплав Т» и от последнего в Инспекцию не поступало заявления о внесении изменений в реестр лицензий, Инспекцией издано Распоряжение от 25.12.2020 № 3732-рл о приостановлении рассмотрения заявления и в адрес ООО «УК «РСБ» и ООО «Сплав Т» направлены запросы о предоставлении дополнительных сведений.
В ГЖИ предоставлены сведения об истребовании технической документации в отношении МКД от ООО «Сплав Т». 09.11.2020 в ГЖИ поступили решения собственников помещений в МКД, оформленные протоколом № 3/2020 от 25.10.2020, согласно которому собственники помещений на их общем собрании выбрали ООО «Сплав Т» в качестве управляющей организации многоквартирным домом.
Таким образом, представленный Протокол от 19.09.2020 №1, согласно которому Общество выбрано управляющей организацией многоквартирным домом, не являлся последним волеизъявлением собственников помещений в многоквартирном доме, что не соответствует подпункту «б» пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утв. Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее – Порядок № 938/пр) и свидетельствует о недостоверности сведений отраженных в заявлении, так как указанный протокол не может являться основанием для внесения изменений в реестр лицензий.
В связи с этим Инспекцией 12.02.2021 на основании части 3 статьи 198 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пп. «б» пункта 7, пп. «б» пункта 9 Порядка № 938/пр принято решение об отказе от внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации – Санкт-Петербург и издано Распоряжение № 420-рл от 12.02.2020.
Не согласившись с указанным Распоряжением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о соответствии распоряжения Инспекции требованиям законодательства, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей ГЖИ и третьего лица, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Одним из предусмотренных частью 2 статьи 161 ЖК РФ способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
В силу части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 9 статьи 161 ЖК РФ установлено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В соответствии с частью 1 статьи 162 ЖК РФ при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (далее - реестр лицензий).
Частью 2 статьи 195 ЖК РФ предусмотрено, что реестр лицензий также должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Основание и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий установлен статьей 198 ЖК РФ.
В силу части 1 указанной статьи сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 198 ЖК РФ установлено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
В соответствии с частью 3 статьи 198 ЖК РФ Минстрой России уполномочен установить порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий органом государственного жилищного надзора.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения:
а) адрес многоквартирного дома;
б) основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом;
в) реквизиты договора управления многоквартирным домом;
д) данные о заявителе (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Пунктом 3 Порядка N 938/пр предусмотрено, что к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы:
а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пп. «б» пункта 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения в том числе, условий достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
Согласно пункту 6 Порядка N 938/пр по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
Согласно пункту 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В соответствии с пунктом 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 10 Порядка N 938/пр основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 настоящего Порядка.
Согласно подпункту "а" пункта 15 Порядка N 938/пр при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов.
Как следует из материалов дела, Инспекцией по результату рассмотрения заявления Общества, в связи с тем, что в реестре лицензий содержались сведения об управлении многоквартирным домом ООО «Сплав Т» и от последнего в Инспекцию не поступало заявления о внесении изменений в реестр лицензий, издано Распоряжение от 25.12.2020 № 3732-рл о приостановлении рассмотрения заявления и в адрес ООО «УК «РСБ» и ООО «Сплав Т» направлены запросы о предоставлении дополнительных сведений (л.д. 84 оборотная сторона).
От Общества поступили сведения об истребовании технической документации в отношении МКД от ООО «Сплав Т».
Как указывает Инспекция, от ООО «Сплав Т» на запрос Инспекции ответа не последовало.
Вместе с тем, в Инспекцию 09.11.2020 от ООО «Сплав Т» поступили решения собственников помещений в МКД, оформленные протоколом № 3/2020 от 25.10.2020, согласно которому собственники помещений на общем собрании выбрали ООО «Сплав Т» в качестве управляющей организации спорным многоквартирным домом (л.д.132-135).
Таким образом, на момент рассмотрения заявления Общества, представленный им протокол от 19.09.2020 №1, согласно которому Общество выбрано управляющей организацией многоквартирным домом, не являлся последним волеизъявлением собственников помещений в многоквартирном доме.
По результатам проверки заявления и документов, предоставленных Обществом, Инспекцией установлено их несоответствие требованиям подпункта «б» пункта 5 Порядка.
Несоответствие подпункту «б» пункта 5 Порядка N 938/пр выразилось в том, что представленный Обществом протокол общего собрания от 19.09.2020 № 1 не является последним решением собственников помещений в многоквартирном доме, что свидетельствует о недостоверности сведений отраженных в заявлении, так как указанный протокол не может являться основанием для внесения изменений в реестр лицензий.
В соответствии с частью 6 статьи 46 ЖК РФ обжалование решений общего собрания собственников помещений многоквартирного дома возможно только в судебном порядке, и только суд может признать недействительными такие решения при наличии законных оснований.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Протокол общего собрания собственников многоквартирного дома № 3/2020 от 25.10.2020, договор управления, представленные ООО "Сплав Т", являются действующими, не были оспорены на момент вынесения оспариваемого распоряжения Инспекции от 12.02.2021 в установленном законом порядке ни собственниками жилых помещений, ни заявителем.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная Обществом государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 августа 2021 года по делу № А56-17055/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК "Ресурсосбережение" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "УК "Ресурсосбережение" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | А.Б. Семенова | |
Судьи | Г.В. Лебедев О.В. Фуркало |