ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-35945/2021 от 22.12.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

28 декабря 2021 года

Дело № А56-33408/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      декабря 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме   декабря 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Фуркало О.В.

судей  Лебедева Г.В., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  Кроликовой Д.С.,

при участии: 

от истца (заявителя): не явился, извещен;

от ответчика (должника): Куликов С.А. (заместитель начальника управления);

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-35945/2021 ) общества с ограниченной ответственностью "Светлый мир "Внутри" на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.09.2021 по делу № А56-33408/2021 , принятое

по заявлению  общества с ограниченной ответственностью "Светлый мир "Внутри"

к Управлению по Курортному району Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу

о признании недействительным предписания,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Светлый мир «Внутри» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным  предписания Управления по Курортному району Главного управления Министерства Чрезвычайных Ситуаций России по городу Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 20.01.2021 № 35-1-466/1/1.

Решением Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.09.2021 в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе ООО«Светлый мир «Внутри» просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что требования, касающиеся пожарной безопасности, соблюдены.Исходя из имеющихся положительных заключений негосударственной экспертизы, проведенной ООО «Национальная Экспертная Палата» № 4-1-1-0112-15 от 02.04.2015 отмечено, что проектная документация строительства санитарно-курортного учреждения выполнена в соответствии с требованиями Федерального закона РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.06.2008 № 123-ФЗ и противопожарными требованиями действующих норм и правил на момент проектирования.

Податель жалобы указывает, что согласно п. 1 СП 1.13130.2020 требования свода правил распространяются на объекты защиты при их проектировании, изменении функционального назначения, а также при проведении работ по реконструкции, капитальном ремонте и техническом перевооружении в части, соответствующей объему указанных работ; п. 1 СП 7.13130.2013 свод правил применяется при проектировании и монтаже системы отопления, вентиляции и кондиционировании воздуха, противодымной вентиляции вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений. Таким образом,  предписание № 35-1-466/1/1 от 20.01.2021  содержит незаконные требования и не соответствует критерию исполнимости. Обществу необходимо представить отчет о расчете пожарных рисков, который ему необходимо провести, однако не определен источник финансирования на данные виды работ, так как собственники данную работу не включали в протокол общих собраний, денежных средств не собирали.

По мнению подателя жалобы, исполнение предписания  со стороны Общества приведет не только к неблагоприятным последствиям, выраженным в утрате доверия со стороны жителей санитарно-курортного учреждения, ущемлению деловой репутации управляющей организации, но и причинению значительного материального ущерба управляющей организации.

В судебном заседании представитель Управление просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.

Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направило, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Управлением на основании распоряжения от 08.12.2020 № 35-1-466 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности на объекте защиты: территория и здания учреждения санаторно-курортного назначения по адресу: Санкт-Петербург, Сестрорецк, Таможенная дорога, д. 11, корп. 1, стр. 1-5,7,9,10, корп. 2, литера А, корп. 3, лит. А, корп. 4, литера А, правообладателем которого является Общество.

В ходе проверки Управлением выявлены нарушения требований пожарной безопасности.

По результатам проверки составлен акт от 20.01.2021 № 35-1-466 и выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 20.01.2021 № 35-1-466/1/1.

Не согласившись с вынесенным предписанием, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, указывая на то, что в основном нарушения касаются строительных норм и правил при строительстве дома (ширина лестничных маршей, пролетов, ступеней, установка радиаторов на определенной высоте, являющейся частью отопительной системы) и являются в настоящее время в принципе неустранимыми. Объект сдан в эксплуатацию в таком виде и используется собственниками, в той части, которая касается деятельности управляющей (уборка лестничных клеток от велосипедов, колясок и т.д.) они не оспаривают.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, повторно проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно статьям 2 и 20 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности, принятые органами государственной власти, направленные на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

При этом требования, предусмотренные Законом N 123-ФЗ, Правилами противопожарного режима № 1479, СП 1.13130.2020, нарушения которых вменено Обществу, обязательны к соблюдению всеми лицами независимо от их правового статуса и осуществляемой деятельности, поскольку направлены на обеспечение защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона №123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

В силу части 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе, при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты (часть 2 статьи 1 Закона N 123-ФЗ).

Частью 1 статьи 5 Закона N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Согласно части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Вместе с тем, учитывая отсутствие на указанном объекте защиты расчета пожарного риска- пожарная безопасность на данном объекте защиты обеспечивается при условии выполнения в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими  регламентами, принятыми в соответствии с ФЗ от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» и нормативных документов по пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся: национальные стандарты, своды правил (СП), содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила). 

Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации) (часть 6 статьи 6). Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 7 статьи 6).

Таким образом, при невозможности устранения нарушений пожарной безопасности в силу особого статуса здания законодательством предусмотрен порядок устранения нарушений требований пожарной безопасности посредством разработки специальных технических условий по обеспечению пожарной безопасности (компенсирующих мероприятий) либо осуществления расчета пожарного риска.

В связи с чем, управляющая компания имеет возможность исполнить предписание в установленном законом порядке.

Частью 1 статьи 89 Закона №123-ФЗ установлено, эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 19.03.2020 №194 утвержден Свод правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (далее – СП 1.13130.2020). Данный СП является нормативным документом по пожарной безопасности, в результате применения которых обеспечивается исполнение требований Закона №123-ФЗ.

Пунктом 4.4.9 СП 1.13130.2020 установлено, что в лестничных клетках не допускается размещать трубопроводы с горючими газами и жидкостями, встроенные шкафы, кроме встроенных шкафов для коммуникаций и пожарных кранов, открыто проложенные электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств и для освещения коридоров и лестничных клеток), предусматривать выходы из грузовых лифтов и грузовых подъемников, а также размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц. Допускается размещение радиаторов отопления на высоте менее 2,2 м при сохранении нормативной ширины пути эвакуации и их ограждения для предотвращения травмирования людей.

Как следует из материалов дела, Управлением в ходе проверки установлено, что на пути эвакуации размещены радиаторы отопления на высоте менее 2,2 м от уровня пола (пункты 7, 8, 11, 17-22, 30-35, 85-90, 97-102, 107-112, 125-130, 154-159, 166, 167-171, 177-182, 193-198, 218-223, 235-240, 259-264, 268-273).

В соответствии с пунктом 4.4.9 СП 1.13130.2020 допускается размещение радиаторов отопления на высоте менее 2,2 м при  одновременном соблюдении двух условий: сохранении нормативной ширины пути эвакуации и ограждения радиаторов для предотвращения травмирования людей.

В рассматриваемом случае отсутствие ограждения для предотвращения травмирования людей подтверждается составленной при проведении внеплановой проверки фототаблицей.

Таким образом, размещение радиаторов отопления должно быть предусмотрено на высоте не менее 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц.

В ходе проверки также установлено, что поэтажные коридоры не оборудованы системой вытяжной противодымной вентиляции, на объекте защиты не предусмотрено автоматическое отключение при пожаре систем общеобменной вентиляции, установленной в подвале здания.

Вместе с тем, необходимость оборудования поэтажных коридоров корпусов учреждения санаторно-курортного назначения системой вытяжной противодымной  вентиляции установлена требованиями статьи 56 Закона № 123-ФЗ, подпунктом «в» пункта 7.2 СП 7.13130.2013.

В силу подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 32 Закона N 123-ФЗ здания по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на Ф1 - здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе: Ф1.2 - гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов.

Пунктом 4.4.1 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» установлено, что ширина пути эвакуации по лестнице, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее ширины любого эвакуационного выхода на нее, но не менее:

а) 1,35 м - для лестниц, предназначенных для эвакуации посетителей зданий класса Ф1.1, Ф2.1, Ф2.2, Ф3.4, Ф4.1, а также для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме первого, более 200 человек;

б) 1,6 м - для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме первого, более 600 человек;

в) 1,2 м - для остальных зданий, за исключением зданий класса Ф1.3, Ф1.4, Ф5;

г) 1,05 м - для зданий класса Ф1.3;

д) 0,7 м - для лестниц, ведущих к одиночным рабочим местам или предназначенным для эвакуации не более 5 человек;

е) 0,9 м - для всех остальных случаев.

Высота пути эвакуации должна быть не менее 2,2 м.

Таким образом, учитывая положения п. 4.2.19 СП 1.13130.2020  «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», согласно которого минимальная ширина эвакуационных выходов из помещений и зданий, при числе эвакуирующихся через указанные выходы более 50 человек, должна быть не менее 1,2 м, ширина путей эвакуации по лестничным маршам должна составлять не менее 1,2м.

В ходе проверки установлено, что Обществом не обеспечено разделение поэтажных коридоров корпуса № 10 на участки, не превышающие 60 м. При этом измерения проводились с использованием лазерного дальнометра, поверенного в установленном порядке, о чем имеется отметка в акте проверки от 20.01.2021. Документация, позволяющая оценить соответствие пределов огнестойкости установленных перегородок требованиям пожарной безопасности, а также документов, подтверждающих их установку, Обществом не представлены.

Также установлено, что в помещении поэтажного коридора 5-го этажа корпуса  № 5 ширина горизонтального участка пути эвакуации не соответствует нормативной с учетом двери, открывающейся из помещения апартаментов в коридор (фактически ширина дверного полотна – 0,9 м, ширина коридора  - 1,6 м),  что является нарушением пункта 1 части 2 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 6, пункта 2 статьи 52, части 1 статьи 53, части 1 статьи 89 Закона № 123-ФЗ, пункта 4.3.4 СП 1.13130.2020.

Пунктом  4.3.4 СП 1.13130.2020 установлено, что при дверях, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную:

на половину ширины дверного полотна - при одностороннем расположении дверей либо при двустороннем расположении дверей, если минимальное расстояние между любыми двумя дверями противоположных сторон коридора составляет 10 м и более;

на ширину дверного полотна - при двустороннем расположении дверей.

Это требование не распространяется на поэтажные коридоры (холлы), устраиваемые в секциях зданий класса Ф1.3 между выходом из квартиры и выходом в лестничную клетку.

Как следует из материалов дела, Общество является управляющей компанией объекта защиты на основании протокола № ТД/4 «О проведении внеочередного собрания собственников помещений в форме очно-заочного голосования санаторно-курортного учреждения «Светлый мир «Внутри», договоров управления апартаментами и другими нежилыми помещениями, принадлежащими гражданам, заключенных с собственниками помещений.

В соответствии с пунктом 1.2 договоров управления апартаментами и другими нежилыми помещениями, принадлежащими гражданам, заключенных с собственниками помещений,  управляющая организация – Общество обязана оказывать услуги ивыполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества комплекса.

Также согласно пункту 5.1 вышеназванного договора общим имуществом комплекса является, в том числе, места общего пользования.

Произведенные собственниками нежилых помещений (апартаментов) перепланировки по изменению направления открывания дверей эвакуационных выходов, не согласованные в установленном порядке, ведут к нарушениям требований пожарной безопасности в местах общего пользования санаторно-курортного учреждения (поэтажных коридорах).

Вместе с тем, на основании пунктов 3.2 - 3.4 перепланировка апартаментов должна осуществляться согласно проекту перепланировки, согласованному с управляющей организацией.

В соответствии с пунктом 3.5 договора собственники апартаментов несут предусмотренную законодательством ответственность за самовольное переустройство/перепланировку апартаментов.

Таким образом, управляющая компания в случае выявления незаконных перепланировок имеет право обратиться в суд.

Доказательства, принятия необходимых и исчерпывающих мер для обеспечения безопасных условий проживания, Общество не представило.

Выявленные Управлением нарушения непосредственным образом касаются обеспечения жизни и безопасности людей, в связи, с чем эксплуатация объекта с нарушением указанных требований пожарной безопасности ведет к недопустимому риску для их жизни или здоровья при возможном возникновении пожара.

Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица, уполномоченного на осуществление контроля, выявившего соответствующие нарушения, возлагающий на лицо, в деятельности которого эти нарушения установлены, обязанности по их устранению в определенные сроки.

В этой связи предписание должностного лица об устранении нарушений, выявленных при проверке, должно содержать законные требования, соблюдение которых обязательно в силу закона, быть обоснованным как с юридической, так и с фактической стороны и возлагать на лицо, которому оно выдается, реально исполнимые им обязанности.

Материалами дела подтверждается факт нарушения на спорном Объекте требований пожарной безопасности, установленных в предписании.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о законности и обоснованности предписания, в связи, с чем правомерно отказал в удовлетворении заявления Общества.

Судом дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам, правильно применены и истолкованы нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, в связи, с чем обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 26-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 17.09.2021 по делу №  А56-33408/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Фуркало

Судьи

Г.В. Лебедев

 А.Б. Семенова