ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-36055/2021 от 19.05.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19 мая 2022 года

Дело №

А26-7018/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,

при участии от   акционерного общества «Прионежская сетевая компания» Липаева С.О.(доверенность от 22.12.2021 № 153-21),

рассмотрев 18.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Прионежская сетевая компания» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2022 по делу                       № А26-7018/2021,

                                                    у с т а н о в и л:

 акционерное общество «Прионежская сетевая компания», адрес: 185013, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Новосулажгорская ул., д. 22,                          ОГРН 1061001073242, ИНН 1001013117,(далее - АО «ПСК», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия, адрес: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д.1а, ОГРН 1021000526326, ИНН 1001041153 (далее - УФАС, Управление) от 18.08.2021 о назначении административного наказания по делу № 010/04/9.21-428/2021 на основании части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 800 000 руб. штрафа и представления от 18.08.2021                       № 010/04/9.21- 428/2021/2842.

       Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен гражданин Дайлиденок Вячеслав Юрьевич.

Решением суда от 06.10.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.01.2022, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.

        В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты, ссылаясь на повторность привлечения к административной ответственности за одно и то же правонарушение, поскольку ранее постановлением Карельского УФАС от 24.02.2021 по делу № 010/04/9.21-4/2021/535 Общество уже было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ за ненаправление Дайлиденку В.Ю. договора на технологическое подключение. Податель жалобы настаивает на том, что пункт 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861, Правила технологического присоединения) не применим к рассматриваемой ситуации, поскольку названным пунктом установлена обязанность сетевых организаций по выполнению мероприятий по технологическому присоединению, т.е. следующего этапа процедуры технологического присоединения после этапа заключения соответствующего договора, который в настоящее время потребителю не направлен.

Представители УФАС и Дайлиденка В.Ю., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).

В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержал.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судами, 10.06.2021 в УФАС от гр. Дайлиденка В.Ю. поступила повторная жалоба (вх. № 2706) на длительное уклонение АО «ПСК» от выполнения мероприятий по технологическому присоединению  к электрическим сетям энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного по адресу: Республика Карелия, п. Рускеала, кадастровый номер: 10:07:00330103:24 (далее - Объект), послужившая основанием для возбуждения в отношении сетевой организации дела                        № 010/04/9.21-428/2021 об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

       В ходе административного расследования установлено, что ранее названный гражданин уже обращался с жалобой в УФАС, по результатам рассмотрения которой 16.11.2020 в отношении АО «ПСК» вынесено постановление от 24.02.2021 по делу об административном правонарушении               № 010/04/9.21-4/2021 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ; Обществу вменено нарушение пункта 15 Правил № 861 (ненаправление проекта договора на технологическое присоединение в установленный срок).

На основании указанного постановления УФАС 24.02.2021 вынесено представление № 010/047/9.21-4/2021/534, согласно которому АО «ПСК» надлежало, в том числе, направить в адрес гр. Дайлиденка В.Ю. проект договора об осуществлении технологического присоединения Объекта и технических условий к нему. Указанное представление Обществом не исполнено

Несмотря на предпринятые меры административного воздействия, означенное представление Обществом не исполнено и договор в адрес гр. Дайлиденка В.Ю. не направлен (в рамках дела № А26-1858/2021, в удовлетворении требований о признании постановления и представления УФАС от 24.02.2021 № 010/047/9.21-4/2021/534 незаконными, Обществу отказано).

По материалам административного расследования и факту нарушения сетевой организацией пункта 3 Правил № 861 (длительному уклонению от выполнения мероприятий по технологическому присоединению Объекта), Управлением 03.08.2021 в отношении Общества составлен протокол по делу об административном правонарушении № 010/04/9.21-428/2021.

Постановлением УФАС от 18.08.2021 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде 800 000 руб. административного штрафа.

Кроме того, 18.08.2021Обществу в порядке статьи 29.13 КоАП РФ вынесено представление, которым предписано совершить действия, направленные на прекращение выявленных нарушений Правил № 861.

Не согласившись с означенными постановлением и представлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о доказанном административным органом составе вмененного Обществу административного правонарушения. Суды не установили существенных нарушений порядка его привлечения к административной ответственности, констатировав, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение пункта 3 Правил № 861 на момент вынесения постановления не истек, а равно отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным, освобождения Общества от административной ответственности согласно статье 2.9 КоАП РФ.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении нормам материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 210, 211 АПК РФ).

В силу части 1 статьи 9.21 КоАП РФ противоправным признается нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).

Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным (пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003      № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации (пункт 1 Правил).

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил).

АО «ПСК» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям.

Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (пункт 3 Правил).

Процедура технологического присоединения определена пунктом 7 Правил № 861 и включает в себя, в том числе:

- подачу заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение;

- заключение договора;

- выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;

- осуществление фактического присоединения объектов заявителя и др.

Согласно пункту 18 Правил № 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя, в том числе:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

Гражданин Дайлиденок В.Ю. относится к категории лиц, указанных в пункте 14 Правил № 861 - физическое лицо, подавшее заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Особенности технологического присоединения заявителей, указанных, в том числе в пункте 14 Правил № 861, урегулированы разделом X Правил технологического присоединения (пункты 103 - 112 Правил № 861).

В соответствии с пунктом 103 Правил технологического присоединения договор между сетевой организацией и заявителями, указанными, в том числе в пункте 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

При этом в силу пункта 104 Правил технологического присоединения наличие заключенного заявителями, указанными в пункте 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Карелия от 08.04.2021 № А26-1858/2021, установлено, что заявка на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств жилого дома поступила от гр. Дайлиденка В.Ю. в адрес АО «ПСК» 28.09.2020, что в силу пункта 7 Правил № 861 свидетельствует о начале процедуры технологического присоединения. Между тем, в нарушение пункта 3 названных Правил Обществом не были выполнены мероприятия по технологическому присоединению (в том числе не направлен проект договора с техническими условиями), несмотря на ранее выданное УФАС представление от 24.02.2021 № 010/047/9.21-4/2021/534, в соответствии с которым сетевой организации надлежало, в том числе, направить соответствующий проект договора в адрес гр. Дайлиденока В.Ю.

Таким образом, поскольку доказательства, свидетельствующие о выполнении мероприятий по технологическому присоединению объекта гр. Дайлиденка В.Ю. по заявке от 28.09.2020, Обществом в материалы дела не представлены (и этот факт Общество не отрицает), данное обстоятельство обоснованно расценено Управлением как нарушение требований пункта 3 Правил № 861, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.

Именно это требование, как правомерно сочли УФАС и суды, нарушено Обществом в рассматриваемой ситуации. Вмененное правонарушение выражено в длящемся нарушении прав гражданина на надлежащее получение услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, длительное отсутствие энергоснабжения Объекта и, как следствие, отсутствие возможности пользования таковым в полной мере.

Таким образом, действия Общества, нарушающие пункт 3 Правил технологического присоединения, носят длящийся, непрекращающийся противоправный характер, что с учетом положений статьи 4.5 КоАП РФ, разъяснений содержащихся в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5, позволил судам сделать обоснованный вывод, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение пункта 3 Правил на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.

Вывод судов о наличии события и состава вмененного Обществу правонарушения основаны на требованиях статей 1.5, 2.1, 9.21 КоАП РФ, критериях виновности юридического лица как коллективного субъекта права, обладающего иными, нежели физическое лицо, возможностями для соблюдения требований публичного правопорядка.

Объективных причин для признания Общества (как профессионального и сильного субъекта в рамках исследованных правоотношений) невиновным у судов не имелось.

Квалификация УФАС и судами совершенного Обществом административного правонарушения как повторного (часть 2 статьи 9.21                  КоАП РФ) обусловлена обстоятельствами дела, имеющимися в деле доказательствами.

Назначенное Обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. Применительно к длительности незаконного бездействия Общества как монополиста (т.е. невозможности для граждан альтернативным способом получить необходимую для них услугу по электроснабжению жилых домов), именно существенный штраф даже для экономически крупного субъекта наиболее эффективно способствует предупреждению в будущем совершения новых неправомерных деяний.

Довод Общества о малозначительности правонарушения надлежащим образом оценен и отклонен судами, исключительных обстоятельств, приведших к совершению правонарушения, суды не усмотрели. Суды мотивированно исключили возможность применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ, в виду неоднократного совершения правонарушения.

Поскольку событие вмененного Обществу правонарушения и его вина в совершении допущенного им правонарушения судом установлена и доказана (т.е. подтверждена правомерность постановления по делу об административном правонарушении), то Управление в пределах своих полномочий обоснованно совместно с таким постановлением выдало Обществу оспариваемое представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В силу положений статьи 29.13 КоАП РФ представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения выносится исключительно в случае привлечения лица к административной ответственности, следовательно, представление следует судьбе постановления, и в данном случае отмене не подлежит, в связи с признанием законным постановления о привлечении к административной ответственности.

У суда кассационной инстанции нет процессуальных предпосылок к иной оценке выводов судебных инстанций по существу спора.

Суды правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2022  по делу № А26-7018/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Прионежская сетевая компания»- без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Б. Мунтян

Судьи

Е.А. Аникина

В.М. Толкунов