ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-38456/20 от 16.09.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 сентября 2021 года

Дело №

А56-32914/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Кадулина А.В., Чуватиной Е.В.,

при участии от акционерного общества «Морской торговый порт «Вистино» ФИО1 (доверенность от 03.09.2021); от рыболовецкого колхоза «Балтика» ФИО2 (доверенность от 08.07.2020), от администрации муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области ФИО3 (доверенность от 08.07.2020),

рассмотрев 14.09.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2021 по делу № А56-32914/2020,

у с т а н о в и л:

Акционерное общество «Морской торговый порт «Вистино», адрес: 188477, <...>, пом. 1Н, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к администрации муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области, адрес: 188480, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Администрация), о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельных участков, оформленного письмом от 08.04.2020 № 01-21-598/2020; обязании в течение тридцати дней с даты вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку проектов договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 47:20:0223001:44, 47:20:0223001:45, 47:20:0223001:46, 47:20:0223001:47, сроком на 3 года.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен рыболовецкий колхоз «Балтика» (далее – Колхоз).

Решением от 06.11.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.06.2021, требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить вынесенные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Податель жалобы ссылается на то, что Общество не представило доказательств использования земельных участков по назначению, указанному в договорах аренды. Не доказано, что возведенные объекты незавершенного строительства имеют какое-либо отношение к реализации проекта строительства Морского портового терминала. Администрация полагает, что Обществом не предпринималось каких-либо действий по утверждению инвестиционного проекта строительства Морского портового терминала в уполномоченных органах, в связи с чем проект Обществом фактически не реализовывался, а  возведенные строения отношения к нему не имеют.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными.

В судебном заседании 07.09.2021 был объявлен перерыв до 14.09.2021.

В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель Общества возразил против ее удовлетворения. Представитель Колхоза с доводами жалобы согласился.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Комитет по управлению имуществом муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области (далее – Комитет; арендодатель) и закрытое акционерное общество «ФИО4» (далее – ЗАО «ФИО4 - прежнее наименование Общества; арендатор) на основании постановления Администрации от 27.02.2015 № 536 заключили 27.02.2015 договор № 03-05/5777 аренды земельных участков  с разрешенным использованием - для строительства морского портового терминала с комплексом береговых сооружений, в том числе: земельный участок с кадастровым номером 47:20:0223001:44, площадью 3 943 кв.м, расположенный по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Вистинское сельское поселение (категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), с охранной зоной ЛЭП 10 кВ, площадью 437 кв.м; земельный участок с кадастровым номером 47:20:0223001:46, площадью 37 808 кв.м, расположенный по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Вистинское сельское поселение (категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), с охранной зоной ЛЭП 10 кВ, площадью     1068 кв.м; земельный участок с кадастровым номером 47:20:0223001:45, площадью 43 734 кв.м, расположенный по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Вистинское сельское поселение, дер. Вистино (категория земель - земли населенных пунктов), с охранной зоной ЛЭП 10 кВ, площадью 684 кв.м, водоохранной зоной Финского залива, площадью 4621 кв.м).

Также Комитет (арендодатель) и ЗАО «ФИО4» (арендатор) на основании постановления Администрации от 27.02.2015 № 535 заключили договор № 03-05/5778  аренды земельных участков с кадастровым номером 47:20:0223001:47, площадью 104550 кв.м, с разрешенным использованием - для строительства морского портового терминала с комплексом береговых сооружений, расположенный: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Вистинское сельское поселение (категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), с прибрежной защитной полосой Финского залива, площадью 13 830 кв.м., водоохранной зоной Финского залива.

Пунктом 1.2 договоров предусмотрено, что земельные участки предоставляются для целей строительства объекта – «Морской портовый терминал с комплексом береговых сооружений (многофункциональный комплекс)».

В силу пункта 2.1 договоров срок аренды вышеуказанных земельных участков установлен с 27.02.2015 по 27.02.2020.

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области 24.04.2015 зарегистрированы договоры аренды земельных участков от 27.02.2015             № 03-05/5777 и  03-05/5778.

На указанных земельных участках возведены объекты незавершенного строительства, на которые согласно представленным в материалы дела выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРН) зарегистрировано право собственности ЗАО «ФИО4» на следующие объекты недвижимости: 25.06.2018 - на объект незавершенного строительства площадью 292 кв.м, степень готовности 30%, кадастровый номер 47:20:0223001:54, проектируемое назначение – нежилое, адрес: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Вистинское сельское поселение, д. Вистино, Предпортовая ул., д. 14, стр. 1; 19.06.2018 – на объект незавершенного строительства площадью 89,5 кв.м, степень готовности 30%, кадастровый номер 47:20:0223001:55, проектируемое назначение – нежилое, административное здание, адрес: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Вистинское сельское поселение, <...>; 20.06.2018 - на объект незавершенного строительства площадью 89,7 кв.м, степень готовности 30%, кадастровый номер 47:20:0223001:56, проектируемое назначение – нежилое, здание проходной, адрес: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Вистинское сельское поселение, <...>; 10.05.2018 - на объект незавершенного строительства площадью 292 кв.м, степень готовности 60%, проектируемое назначение – нежилое, административно-бытовое здание, кадастровый номер 47:20:0223001:51, адрес: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Вистинское сельское поселение, <...>; 15.05.2018 - на объект незавершенного строительства площадью           89,7 кв.м, степень готовности 60%, кадастровый номер 47:20:0223001:52, проектируемое назначение – нежилое, здание проходной № 1, адрес: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Вистинское сельское поселение, <...>; 16.05.2018 - на объект незавершенного строительства площадью 89,7 кв.м, степень готовности 60%, кадастровый номер 47:20:0223001:53, проектируемое назначение – нежилое, здание проходной № 2, адрес: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Вистинское сельское поселение, <...>; 10.05.2018 - на объект незавершенного строительства площадью 459,1 кв.м, степень готовности 60%, кадастровый номер 47:20:0223001:50, проектируемое назначение – нежилое, склад временного хранения, адрес: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Вистинское сельское поселение, <...>.

В дальнейшем ЗАО «ФИО4» 16.11.2018 изменило наименование на Общество.

Общество обратилось в Администрацию с заявлениями от 14.02.2020       № 06/02-20 и от 26.02.2020 № 03 о заключении договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 47:20:0223001:44, 47:20:0223001:45, 47:20:0223001:46, 47:20:0223001:47 для завершения строительства объектов на три года и с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 47:20:0223001:44, 47:20:0223001:45, 47:20:0223001:46, 47:20:0223001:47 для целей завершения проекта строительства морского портового терминала с комплексом береговых сооружений (многофункционального комплекса) и подъездной железной дороги, сроком на 49 лет.

Администрация письмом от 08.04.2020 № 01-21-598/2020  сообщила Обществу, что на вышеуказанных земельных участках отсутствуют объекты, введенные в эксплуатацию и относящиеся к объекту строительства основного назначения, в связи с чем заключение договора аренды земельных участков сроком до 49 лет не представляется возможным, и с учетом того, что сроки договоров аренды земельных участков № 03-05/5777 от 27.02.2015 и № 03-05/5778 от 27.02.2015 истекли 27.02.2020, Администрация предложила Обществу расторгнуть данные договора аренды и освободить земельные участки от объектов и передать их по акту приема-передачи.

Ссылаясь на то, что отказ Администрации в заключении договоров аренды земельных участков на трехлетний срок для завершения строительства является незаконным, нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, указав на то, что отказ Администрации в предоставлении Обществу земельных участков не соответствует действующему законодательству и нарушает предоставленное Обществу пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) право на получение земельных участков в аренду для завершения строительства без проведения торгов.

Апелляционный суд с выводами суда первой инстанции согласился, оставив решение суда без изменения.

Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела и изучив доводы, приведенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 1 статьи 39.6 ЗК РФ указано, что договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, заключается на торгах.

Случаи заключения договора аренды такого земельного участка без торгов предусмотрены пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Кроме того, случаи, при которых допускается заключение без проведения торгов нового договора аренды земельного участка по истечении срока действия ранее заключенного договора, урегулированы пунктом 3 статьи 39.6 ЗК РФ, а условия реализации такого права – пунктом 4 названной статьи.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 названной статьи.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 39.6 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с упомянутым пунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.

В силу пункта 21 статьи 3 Закона № 137-ФЗ в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 01.03.2015 или такой земельный участок предоставлен до 01.03.2015 в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на 3 года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 – 39.17 ЗК РФ. Положения данного пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с названным пунктом.

Таким образом, приведенной нормой права прямо предусмотрено право собственника объекта незавершенного строительства, при наличии у него объекта незавершенного строительства, на заключение (продление) договора аренды земельного участка без торгов однократно для завершения строительства, при наличии предоставления такого земельного участка в аренду до 01.03.2015.

Исходя из вышеприведенной правовой нормы предмет доказывания по настоящему делу предполагает необходимость доказывания следующих обстоятельств: земельные участки предоставлены Обществу для строительства до 01.03.2015; на земельных участках арендатором возведены объекты недвижимости, не завершенные строительством, данные объекты самовольной постройками не признаны; договор аренды земельного участка в целях завершения строительства указанного объекта заключается с Обществом впервые, ранее иным лицам данные земельные участки для этой цели не предоставлялись.

Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив материалы дела по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 1, 39.6 ЗК РФ, статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статьей 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.11.2017 № 475, которым утвержден Перечень объектов инфраструктуры морского порта, установив, что Общество является собственником семи объектов незавершенного строительства, расположенных на указанных земельных участках, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН, а зарегистрированное право собственности Общества на указанные объекты незавершенного строительства в судебном порядке не оспорены, пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.

Обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 7 статьи 71, пункта 2 части 4 статьи 170, пункта 12 части 2 статьи 271 АПК РФ содержат мотивированное обоснование отклонения заявленных Администрацией доводов.

Аргументы заявителя кассационной жалобы с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела не могут быть положены в основу отмены решения и постановления. Доводы кассационной жалобы заявлены без учета норм части 2 статьи 287 АПК РФ, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций в порядке главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При этом доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части             4 статьи 288 АПК РФ, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

При таких обстоятельствах кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

 Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.06.2021 по ходатайству Администрации исполнение решения от 06.11.2020 и постановления от 01.06.2021 было приостановлено до окончания производства в арбитражном суде кассационной инстанции. В связи с завершением рассмотрения кассационной жалобы и оставлением обжалуемых судебных актов в силе приостановление исполнения следует отменить.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

                                     п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2021 по делу № А56-32914/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области – без удовлетворения.

Приостановление исполнения решения от 06.11.2020 и постановления от 01.06.2021 по настоящему делу отменить.

Председательствующий

Г.М. Рудницкий

Судьи

А.В. Кадулин

Е.В. Чуватина