ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-38994/20 от 23.06.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

939/2021-37734(3)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Аникиной Е.А., 

при участии от акционерного общества «Газпром теплоэнерго»  ФИО1 (доверенность от 11.01.2021), 

рассмотрев 21.06.2021 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по 

Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области от 13.11.2020 и постановление Тринадцатого  арбитражного апелляционного суда от 09.03.2021 по делу № А56-84418/2020, 

у с т а н о в и л :

Акционерное общество «Газпром теплоэнерго», адрес: 194044,  Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский пр., д. 28, корп. 2 лит. Д, пом. 49-Н, 

 № 1-35, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), обратилось  в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 

с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по  Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, 

лит. А, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Управление, УФАС),  о признании недействительными решения от 05.08.2020 по жалобе 

 № Т02-574/20 и предписания от 05.08.2020.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен  индивидуальный предприниматель ФИО2, 

ОГРНИП <***>, ИНН <***> (далее - Предприниматель).

Решением суда первой инстанции от 13.11.2020, оставленным без  изменения постановлением апелляционного суда от 09.03.2021, заявленные  требования удовлетворены. 

В кассационной жалобе Управление просит отменить состоявшиеся  судебные акты, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь 

на то, что в закупочной документации отсутствует указание на минимальное 

или максимальное количество возможных к заключению дополнительных  соглашений. Документация содержит ненадлежащие сведения о предмете  закупки, не позволяющие потенциальным участникам закупки объективно  сформировать заявку на участие в закупке с учетом необходимости оказания  услуг на территории всей Российской Федерации в отсутствие предполагаемого  объема требуемых к оказанию услуг. 

В судебном заседании представитель Общества против доводов жалобы  возразил. 

Управление и Предприниматель, надлежащим образом извещенные о  времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем  не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного 


процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является  препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. 

Как следует из материалов дела и установлено судами, 27.07.2020 на  официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок  www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - ЕИС) было опубликовано извещение   № 32009354593 о проведении Обществом запроса предложений в электронной  форме на право заключения договора на оказание юридических услуг по  представлению и защите законных интересов Общества в отношениях с  третьими лицами, в судебных органах, иных государственных и 

муниципальных органах, публично-властных образованиях, по спорам,  вытекающим из хозяйственной деятельности по вопросам применения  уголовного законодательства и законодательства о несостоятельности  (банкротстве) (282_ГПТЭ/2020), а также документация о запросе 

предложений (далее - Документация). Начальная (максимальная) цена  контракта: 5 729 998 руб. 80 коп. 

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом

от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами  юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров,  работ, услуг в редакции от 19.03.2019, на момент размещения закупки  опубликованным на ЕИС в Реестре опубликованных положений о закупках, а  также Документацией. 

Решением комиссии Управления от 05.08.2020 № Т02-574/20 жалоба  ФИО2 на действия Общества (организатора торгов) при организации и  проведении закупки признана обоснованной, в действиях организатора торгов  установлены нарушения пункта 1 части 1, пункта 1 части 6.1 статьи 3, пункта 15  части 10, пункта 3 части 9 статьи 4 Закона № 223-ФЗ. 

В тот же день УФАС выдано предписание от 05.08.2020, согласно которому  Обществу и его закупочной комиссии необходимо совершить действия,  направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и  проведении запроса предложений, путем аннулирования процедуры закупки с  отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе  проведения процедуры закупки; об исполнении предписания сообщить в УФАС  до 04.09.2020 с приложением подтверждающих документов. 

Не согласившись с решением и предписанием УФАС, Общество обратилось  в арбитражный суд. 

Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил. 

Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции  согласился. 

Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив  правильность применения судами норм материального и процессуального права,  не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы. 

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ заказчик определяет  требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в  соответствии с Положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам  закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям  исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок  на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в  документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к  закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения  договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в  закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем 


участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям  исполнения договора. 

На основании части 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ при осуществлении  закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя,  подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в ЕИС  размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении  конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением  запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью  извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о  конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию,  разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе  осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация,  размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и  положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и  16 настоящей статьи. 

Согласно части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ заказчик определяет  требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в  соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам  закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям  исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок  на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в  документации о закупке. 

Согласно пунктам 2, 9, 13, 14 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в  документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к  содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;  требования к участникам такой закупки, критерии оценки и сопоставления заявок  на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в  такой закупке. 

Из пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ следует, что в описании  предмета закупки указываются функциональные характеристики  (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а  также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки. 

Как следует из материалов дела, УФАС в оспариваемом решении пришло к  выводу, что Документация содержит ненадлежащие сведения о предмете  закупки, не позволяющие потенциальным участникам закупки объективно  сформировать заявку на участие в закупке с учетом необходимости оказания  услуг на территории всей Российской Федерации в отсутствие предполагаемого  объема требуемых к оказанию услуг. 

Между тем суды двух инстанций исходили из следующего. 

Пунктами 6, 7 извещения о проведении закупки (далее - Извещение)  установлено, что количество поставляемого товара (объем выполняемых работ,  оказываемых услуг), а также место, условия и сроки (периоды) поставки товара  (выполнения работ, оказания услуг) определены в соответствии с условиями и  требованиями закупочной документации. 

В соответствии с пунктом 8 Извещения установлены сведения о
начальной (максимальной) цене договора (лота). Предельная стоимость

договора - 5 729 998 руб. 80 коп. без учета налога на добавленную стоимость  (далее – НДС). Сумма ед. расценок - 31 000 руб., без учета НДС. 

Согласно пункту 9.1 проекта договора об оказании юридических услуг  договор действует до 31.12.2020, а в части юридических услуг, оказание которых  начато, но не завершено до указанной даты и в части урегулирования всех  взаиморасчетов - до полного исполнения обязательств. 


На основании пункта 1.1 проекта договора, являющегося неотъемлемой  частью Документации, исполнитель обязуется оказывать заказчику юридические  услуги по представлению и защите законных интересов Общества в отношениях  с третьими лицами, в судебных органах, иных государственных и муниципальных  органах, публично-властных образованиях, по спорам, вытекающим из  хозяйственной деятельности по вопросам применения уголовного  законодательства и законодательства о несостоятельности (банкротстве), а  заказчик обязуется оплатить такую юридическую помощь в порядке,  предусмотренном настоящим договором. 

Конкретные дела, по которым оказываются юридические услуги в судах  общей юрисдикции, арбитражных судах любых инстанций, государственных и  муниципальных органах, в представлении интересов заказчика с третьими  лицами определяются в дополнительных соглашениях к настоящему договору,  подписываемых сторонами, являющихся неотъемлемой частью настоящего  договора (далее - Дополнительные соглашения). 

Как следует из пункта 4.1 проекта договора, стоимость юридических услуг,  указанных в пункте 1.1. настоящего договора, определяется в Дополнительных  соглашениях к настоящему договору, составляемых и подписываемых сторонами  исходя из Приложения № 2. 

Дополнительные соглашения к настоящему договору должны содержать, в  том числе, количество часов, планируемых быть потраченными при оказании  юридической услуги, а также стоимость этой услуги исходя из стоимости часа  работы исполнителя по соответствующему вопросу. 

Согласно пункту 4.3 проекта договора предельная стоимость оказываемых  юридических услуг по настоящему договору не должна превысить сумму в  размере 5 729 998 руб. 80 коп. без НДС. 

Приложением № 2 к проекту договора предусмотрены перечень  оказываемых услуг, а также указание на стоимость 1 часа услуги, предлагаемую  участником закупки. 

Соотношение установленного предельного размера стоимости договора

(5 729 998 руб. 80 коп., без учета НДС) и предложенной участником закупки  стоимости часа работы в соответствующей области права в результате  определяет предельную продолжительность оказания участником закупки услуг в  рамках всех предполагаемых к заключению дополнительных соглашений к  договору. 

Суды восприняли разумные пояснения Общества, что область права,  количество споров, процессов, дел не является постоянной величиной и 

не могут быть определены в момент размещения Документации, и определяются  по факту наступления таких обстоятельств. Общий объем требующихся услуг  определить не представляется возможным, в связи с этим заказчиком выбрана  рамочная форма договора. 

В соответствии со статьей 429.1 Гражданского кодекса Российской  Федерации заказчик вправе заключить рамочный договор (договор с открытыми  условиями). Под рамочным договором признается договор, определяющий  общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть  конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных  договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо  во исполнение рамочного договора. 

Общество в своих пояснениях указывает, что наличие информации о  количестве дел о банкротстве с участием заказчика не нарушает права участника  закупки, так как оплата услуг исполнителя осуществляется исходя из количества  затраченных часов при защите интересов заказчика в том или ином 


обособленном споре в деле о банкротстве путем заключения дополнительного  соглашения к каждому конкретному делу. 

Определить точное количество судебных дел (обособленных споров) в  делах о банкротстве, в которых потребуется защита интересов заказчика, на  этапе размещения закупки не представляется возможным, так как инициаторами  возбуждения дел о банкротстве, в том числе конкретных обособленных споров  (оспаривание сделок должника с заказчиком, привлечение заказчика к  субсидиарной ответственности по долгам, обжалование действий арбитражного  управляющего, проводимых торгов имуществом должника и т.д.), в которых  потребуется защита интересов заказчика, могут являться не только заказчик, но и  иные лица (должник, кредиторы должника, иные лица в деле о банкротстве),  точный перечень которых определить заранее невозможно по объективным  причинам. 

Определить точное количество уголовных дел, в которых потребуется  защита интересов заказчика, на этапе размещения закупки в принципе  невозможно, так как инициаторами возбуждения уголовных дел могут быть и  иные лица. 

Требование о количестве сотрудников участника закупки и уровне их  профессиональной компетенции изложены в Документации о закупке: 

- профессиональная компетенция сотрудников, привлечение которых  необходимо для исполнения договора, предусмотрена пунктом 2 Технического  задания, а именно предусмотрены все варианты услуг, которые могут возникнуть  в ходе деятельности заказчика; 

- требования к квалификации сотрудников, привлечение которых  необходимо для исполнения договора, предусмотрены в пункте 10-П  Информационной карты (раздел 2 закупочной документации); 

- минимальное количество сотрудников, привлечение которых необходимо  для исполнения договора, предусмотрено в пунктах 10 - 11 Информационной  карты (раздел 2 закупочной документации). 

Также из пояснений Общества следует, что регионы оказания услуг  определены пунктом 5 Технического задания - Российская Федерация. Более  конкретного места оказания услуг на момент публикации Документации  определить не представляется возможным. Перечень взаимозависимых лиц  определен в Приложении № 1 к Положению о закупке товаров, работ, услуг  Общества и его дочерних обществ, которое размещено в ЕИС и является  общедоступной информацией.  

Дела о банкротстве в отношении контрагентов заказчика и уголовные  процессы могут быть инициированы в любом субъекте Российской Федерации, в  связи с чем в Техническом задании заказчиком указан предварительный список  юрисдикции, в консультировании по праву которых заказчик может быть  заинтересован: все субъекты Российской Федерации. 

В произведенном Обществом описании предмета закупки Управление

не установило направленность на создание необоснованных преимуществ  определенному лицу. 

УФАС не учло характер и специфику оказания юридических услуг,  сложившуюся на рынке практику применения рамочного договора на  юридическое обслуживание. 

Кроме того, Общество отмечало в судах, что ФИО2 не подавал заявку  на участие в закупке, не направлял организатору торгов запрос о разъяснении  положений Документации, не представил достаточных доказательств наличия  реального (а не мнимого) нарушения своих прав на участие в закупке, 

наличия соответствующих возможностей, кадров и опыта оказания юридических 


услуг. Согласно данным Единого государственного реестра индивидуальных  предпринимателей основным видом его деятельности является деятельность по  общей уборке зданий. 

При изложенных обстоятельствах является правомерным вывод судов  первой и апелляционной инстанций об отсутствии в действиях заказчика  признаков вмененных нарушений Закона № 223-ФЗ. 

Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.  Вопреки мнению подателя жалобы оценка судами доказательств произведена 

с учетом требований статей 9, 65-71, 200 АПК РФ.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу

не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного 

процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в  арбитражном суде кассационной инстанции», часть 3 статьи 286, часть 2 

статьи 287 АПК РФ).

Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов  отсутствуют (статья 288 АПК РФ). 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд 

Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 13.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 09.03.2021 по делу № А56-84418/2020 оставить без  изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной  службы по Санкт-Петербургу – без удовлетворения. 

Председательствующий В.М. Толкунов 

Судьи О.А. Алешкевич

Е.А. Аникина