1295/2022-27797(2)
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2022 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.
судей Галенкиной К.В., Нестерова С.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Вороной Б.И. при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчиков: 1 – представитель ФИО1 по доверенности от 12.12.2019 с использованием системы веб-конференции (онлайн-заседание); 2 – не явился, извещен;
от третьего лица: представитель ФИО2 по доверенности от 07.10.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39099/2021) Администрации Лужского района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.11.2021 по делу № А56-74766/2020, принятое
по иску межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (191186, Санкт-Петербург, Гороховая улица, 2/6, лит.А, ОГРН: <***>, ИНН: <***>) к
третье лицо: акционерное общество «Почта России»
об обязании передать нежилое помещение из муниципальной собственности в федеральную собственность,
установил:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (далее – Истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Лужский район» (далее – Администрация района) об обязании передать в федеральную собственность из
[A1] муниципальной собственности нежилые помещения, используемые акционерным обществом «Почта России», расположенные по адресам: Ленинградская область, Лужский район, Заклинское сельское поселение, д.Раковно, д.1; Ленинградская область, Лужский район, Тесовское сельское поселение, д.Белое, д.1; Ленинградская область, Лужский район, Волошовское сельское поселение, д.Островно, д.2; Ленинградская область, Лужский район, п.Плоское, ул.Заводская, д.14а, пом.1.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «Почта России» (далее – Общество).
В судебном заседании 19.08.2021 Управление заявило частичный отказ от иска в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Волошовское сельское поселение, <...>, просило привлечь Администрацию Оредежского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области в качестве соответчика и обязать:
- Администрацию Оредежского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области передать из муниципальной собственности в федеральную собственность нежилое помещение площадью 24,5 кв.м, расположенное по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Тесовское сельское поселение, <...> кадастровым номером 47:29:0000000:30038;
- Администрацию муниципального образования «Лужский район» передать из муниципальной собственности в федеральную собственность нежилые помещения, используемые АО «Почта России»: помещение общей площадью 28,1 кв.м., расположенное по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Заклинское сельское поселение, <...> кадастровым номером 47:29:0000000:28116; помещение площадью 41,1 кв.м., расположенное по адресу: <...> с кадастровым номером 47:29:0330001:874.
Определением суда от 19.08.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрации Оредежского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области (далее – Администрация поселения).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.11.2021:
- принят отказ от исковых требований МТУ Росимущества в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Волошское сельское поселение, <...>;
- возложена обязанность на Администрацию Оредежского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области передать из муниципальной собственности в федеральную собственность нежилое помещение площадью 24,5 кв.м., расположенное по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Тесовское сельское поселение <...> кадастровый номер 47:29:0000000:30038;
- возложена обязанность на Администрацию муниципального образования «Лужский муниципальный район Ленинградской области» передать из муниципальной собственности в федеральную собственность нежилые помещения, используемые акционерным обществом «Почта России»: помещение общей площадью 28,1 кв.м., расположенное по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Заклинское сельское поселение <...> кадастровым номером 47:29:0000000:28116; помещение площадью 41,1 кв.м., расположенное по адресу:
[A2] Ленинградская область, Лужский район, п. Плоское, ул. Заводская, д. 14а, пом.1 с кадастровым номером 47:29:0330001:874.
Не согласившись с решением суда, Администрация района обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении иска отказать. В обоснование жалобы ее податель указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и недоказанность обстоятельств, которые суд посчитал установленными. Как указывает податель жалобы, положения Закона № 171-ФЗ в системной взаимосвязи не могут быть истолкованы как основание для принудительной и безвозмездной передачи в федеральную собственность зданий (помещений), которые на законных основаниях были приобретены в собственность муниципалитетов.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.
В судебном заседании представитель Администрации района поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу не представил, заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства для возможного представления дополнительных документов.
Представитель Администрации района возражал против удовлетворения ходатайства Общества об отложении судебного разбирательства.
Управление и Администрация поселения, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Учитывая, что апелляционным судом судебное разбирательство уже откладывалось для предоставления Управлению и Обществу возможности представить отзыв на апелляционную жалобу и дополнительные документы, основания для удовлетворения ходатайства Общества об отложении судебного разбирательства отсутствуют.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения Администрации района и Общества, апелляционный суд установил следующее.
Согласно представленным в материалы дела выпискам из ЕГРН 25.11.2011 зарегистрировано право собственности муниципального образования Лужский муниципальный район Ленинградской области на следующие объекты недвижимости:
- нежилое помещение площадью 28,1 кв.м., кадастровый номер 47:29:0000000:28116, расположенное на 1 этаже дома по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Заклинское сельское поселение, <...>;
- нежилое помещение площадью 41,1 кв.м, кадастровый номер 47:29:0330001:874, расположенное на 1 этаже дома по адресу: <...>;
- нежилое помещение площадью 24,5 кв.м., кадастровый номер 47:29:0000000:30038, расположенное на 1 этаже дома по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Тесовское сельское поселение, <...>.
Впоследствии на основании договора от 12.03.2020 нежилое помещение с кадастровым номером 47:29:0000000:30038 передано в собственность муниципального образования Оредежского сельского поселения Лужского
[A3] муниципального района Ленинградской области, право собственности которого зарегистрировано 13.11.2020.
В отношении указанных помещений между Федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» и муниципальным образованием Лужский муниципальный район Ленинградской области (далее - Муниципальное образование) 28.01.2013 были заключены договоры аренды № № 10, 11, 12 для использования под отделение почтовой связи.
ФГУП «Почта России» преобразовано 01.10.2019 в акционерное общество «Почта России».
Ссылаясь на положения Федерального закона от 29.06.2018 № 171-ФЗ "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон № 171-ФЗ) и отказ Ответчиков в передаче в федеральную собственность спорных помещений, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции принял частичный отказ от иска, в остальной части, руководствуясь положениями Закона № 171-ФЗ, исковые требования удовлетворил, указав на неиспользование помещений для решения вопросов местного значения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (статья 215 ГК РФ).
Для возникновения права собственности необходимо наличие основания приобретения права собственности. Если имущество уже имеет собственника, то необходимо также наличие основания прекращения у него права собственности.
В силу части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Управление полагает, что в силу норм специального Закона № 171-ФЗ у Ответчиков возникла обязанность передать безвозмездно в собственность Российской Федерации недвижимое имущество, после чего Российская Федерация зарегистрирует в установленном порядке право собственности и впоследствии передаст его акционерному обществу в качестве дополнительного вклада в уставный капитал также в силу положений Закона № 171-ФЗ.
Таким образом, Управление считает основанием приобретения права собственности Российской Федерации на спорное имущество положение Закона № 171-ФЗ, предусматривающее обязанность передачи имущества Российской Федерации Обществу.
Между тем, ГК РФ не содержит такого основания приобретения и прекращения права собственности.
[A4] Согласно статье 306 ГК РФ в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков решаются судом.
В обоснование обязанности передать имущество из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации Управление ссылается на положения статей 19 и 20 Закона № 171-ФЗ. Между тем, данный закон является специальным и регулирует особенности реорганизации ФГУП «Почта России» путем преобразования его в акционерное общество.
Статьей 19 данного закона установлены особенности порядка реорганизации Предприятия при создании Общества, а статьей 20 - особенности учета объектов недвижимого имущества и оформления прав на них при реорганизации Предприятия.
В соответствии с положениями статьи 19 Закона № 171-ФЗ АО «Почта России» создается путем реорганизации (преобразования) ФГУП «Почта России» (часть 1); Общество является правопреемником Предприятия. Со дня государственной регистрации Общества в ЕГРЮЛ к нему в неизменном виде переходят все права и обязанности Предприятия, за исключением прав Предприятия на движимое и недвижимое имущество, находящееся в хозяйственном ведении или постоянном (бессрочном) пользовании Предприятия, а также на праве безвозмездного пользования, в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом. Со дня государственной регистрации Общества оно приобретает право собственности на указанное движимое и недвижимое имущество в порядке, установленном Законом № 171-ФЗ (часть 2); состав имущественного комплекса Предприятия, подлежащего передаче Обществу в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества, определяется передаточным актом (часть 12); земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и предоставленные Предприятию на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые заняты принадлежащими Российской Федерации и находившимися на 01.10.2018 во владении и (или) в пользовании Предприятия зданиями, строениями, сооружениями, а также объектами, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, за исключением земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, подлежат передаче в собственность Общества одновременно с данными объектами недвижимости при условии отсутствия на указанных земельных участках иных объектов недвижимого имущества, принадлежащих третьим лицам (часть 22).
Согласно части 24 статьи 19 Закона № 171-ФЗ объекты недвижимого имущества Российской Федерации, предоставленные Предприятию на праве аренды, праве безвозмездного пользования и иных имущественных правах, подлежат включению в передаточный акт с учетом положений статьи 20 данного Федерального закона.
Частью 25 статьи 19 Закона № 171-ФЗ установлено, что право собственности Общества на объекты, указанные в части 24 настоящей статьи, возникает в силу положений данного Федерального закона.
Таким образом, исходя из буквального содержания положений пунктов 24 и 25 статьи 19 Закона № 171-ФЗ в состав имущественного комплекса Предприятия, подлежащего передаче АО «Почта России» в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества, подлежат включению объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности только Российской
[A5] Федерации и предоставленные Российской Федерацией Предприятию на праве аренды.
В отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности муниципального образования, такая норма в Законе № 171-ФЗ отсутствует.
Согласно части 1 статьи 20 указанного закона при инвентаризации имущества Предприятие (АО «Почта России») составляет перечень объектов недвижимого имущества с указанием их назначения, который включает в себя: 1) объекты недвижимого имущества, закрепленные за Предприятием на праве хозяйственного ведения и: а) учтенные в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», б) не учтенные в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; 2) объекты недвижимого имущества, предоставленные Предприятию Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по договорам аренды или безвозмездного пользования (при условии отсутствия вещных прав иных лиц на указанные объекты); 3) объекты недвижимого имущества, находящиеся в фактическом пользовании Предприятия; 4) земельные участки, в том числе занятые объектами недвижимого имущества, подлежащими включению в передаточный акт, с учетом положений части 22 статьи 19 данного Федерального закона.
Пункт 2 части 1 статьи 20 Закона № 171-ФЗ регулирует порядок составления перечня объектов недвижимого имущества при инвентаризации имущества Предприятия в ходе его реорганизации в акционерное общество, также как и часть 4 статьи 20 данного закона, которая устанавливает необходимость проведения мероприятий по подготовке объектов недвижимого имущества к внесению их в качестве дополнительного вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества.
При этом в части 6 статьи 20 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что объекты недвижимого имущества, которые указаны в данной статье и право собственности Российской Федерации на которые будет признано на основании судебного акта после подписания передаточного акта, а также земельные участки, занятые такими объектами недвижимого имущества, подлежат включению в качестве дополнительного вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к неправомерному выводу о том, что в силу положений статьи 20 Закона № 171-ФЗ спорные нежилые помещение подлежат передаче из муниципальной собственности в федеральную собственность, поскольку такое указание в приведенных частях статьи 20 отсутствует.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 09.12.2021 № 307-ЭС21-9712, Закон № 171-ФЗ не содержит норм права как о прекращении права собственности муниципального образования на недвижимое имущество, переданное в аренду Предприятию или Обществу, не устанавливает оснований приобретения права собственности Российской Федерации на данное имущество, так же не содержит положений о принудительной безвозмездной передаче муниципальной собственности в собственность Российской Федерации.
Как было указано выше, ни специальный закон № 171-ФЗ, ни ГК РФ не содержат оснований для прекращения права собственности на спорные объекты у муниципальных образований и возникновения – у Российской Федерации. Исходя из пункта 2 статьи 1 Закона № 171-ФЗ, указанный закон определяет особенности правового регулирования отношений в области организации, создания основ деятельности АО «Почта России», устанавливает особенности порядка его
[A6] реорганизации и ликвидации, осуществления АО «Почта России» своей деятельности. Соответственно, в сферу действия указанного закона не входит перераспределение имущества между публично-правовыми образованиями.
Спорные помещения расположены в жилых домах постройки до 1990 года, при этом, доказательства их использования организацией почтовой связи на момент законодательного разграничения государственной собственности в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» в материалы дела не представлены.
Необоснованным является вывод суда первой инстанции об удовлетворении иска о безвозмездной передаче данного имущества в собственность Российской Федерации на основании 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ в связи с тем, что спорное нежилое помещение используется АО «Почта России» для оказания услуг почтовой связи и не может находиться в муниципальной собственности.
Согласно статье 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» органы местного самоуправления оказывают содействие организациям почтовой связи в размещении на территории муниципального образования объектов почтовой связи, рассматривают предложения данных организаций о выделении нежилых помещений или строительстве зданий для размещения отделений почтовой связи и других объектов почтовой связи.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона № 176-ФЗ в целях осуществления деятельности по оказанию услуг почтовой связи, а также иной деятельности на основании данного Федерального закона операторы почтовой связи могут приобретать необходимое имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства почтовой связи, подъездные пути и иное имущество могут принадлежать организациям федеральной почтовой связи на праве собственности, аренды или ином вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 31 органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предоставляют организациям федеральной почтовой связи соответствующие технологическим нормам нежилые помещения в существующих (или строящихся) жилых или иных зданиях в порядке и на условиях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В силу части 5 статьи 19 Закона № 171-ФЗ реорганизация, предусмотренная данным Федеральным законом, не является основанием для прекращения или изменения обязательств Предприятия, возникших до 01.10.2018 года, в том числе обязательств, возникших из договоров, стороной которых является Предприятие.
Исходя из приведенных положений, сам факт того, что соответствующие нежилые помещения используются для целей осуществления деятельности по оказанию услуг почтовой связи, не свидетельствует о том, что такие помещения могут находиться только в федеральной собственности. Законодательство предусматривает возможность предоставления муниципальными образованиями соответствующего имущества, в том числе, на праве аренды или ином праве на условиях, определенных органами местного самоуправления.
Таким образом, факт передачи помещения муниципальной собственности на основании договора аренды Предприятию для оказания услуг связи не влечет автоматической невозможности нахождения имущества в муниципальной
[A7] собственности, прекращения права и возникновения обязанности передать его в федеральную собственность. ГК РФ, Закон № 176-ФЗ, Закон № 171-ФЗ таких норм не содержат.
Кроме того, Закон № 171-ФЗ не регулирует правоотношения в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований.
Кроме того, в процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции Управление заявило отказ от иска в части требования об обязании передать в федеральную собственность из муниципальной собственности нежилое помещение, расположенное по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Волошовское сельское поселение, <...>.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со статьей 49 АПК РФ.
Вместе с тем, суд первой инстанции в нарушение указанной нормы, приняв отказ от иска в части передачи нежилого помещения, расположенного по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Волошовское сельское поселение, <...>, производство по делу в указанной части не прекратил.
В связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обжалуемое решение подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.11.2021 по делу № А56-74766/2020 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
Принять отказ межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области от иска в части требования об обязании передать в федеральную собственность из муниципальной собственности нежилое помещение, расположенное по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Волошовское сельское поселение, <...>.
Производство по делу в части требования об обязании передать в федеральную собственность из муниципальной собственности нежилое помещение, расположенное по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Волошовское сельское поселение, <...>, прекратить.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий Ю.С. Баженова
Судьи К.В. Галенкина
[A8] С.А. Нестеров