ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-39563/2023 от 20.12.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

1307/2023-208325(2)



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2023 года  Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2023 года 

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  (регистрационный номер 13АП-39563/2023) ИП ФИО2 на решение  Арбитражного суда Калининградской области от 25.10.2023 по делу № А218757/2023, принятое 

по заявлению Отдела организации применения административного  законодательства Управления организации охраны общественного порядка  Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по  Калининградской области 

к индивидуальному предпринимателю ФИО2  о привлечении к административной ответственности, 

установил:

Отдел организации применения административного законодательства  Управления организации охраны общественного порядка Управления Министерства  внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области (далее -  административный орган, заявитель) обратился в Арбитражный суд  Калининградской области с заявлением о привлечении индивидуального  предпринимателя ФИО2 (далее - ИП ФИО2,  Предприниматель) к административной ответственности по части 3 статьи 14.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -  КоАП РФ). 

Решением суда от 25.10.2023 Предприниматель привлечен к  административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ с назначением  наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 руб. Изъятая из  оборота протоколом от 10.07.2023 алкогольная продукция направлена на  уничтожение. 

 Не согласившись с вынесенным решением, Предприниматель обратился с  апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции  изменить и назначить наказание в виде предупреждения. 


Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения  апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили,  что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной  жалобы. 

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в  апелляционном порядке. 

Как установлено судом и следует из материалов дела, Отделом полиции  10.07.2023 проведена проверка магазина «ИП ФИО2», расположенного по  адресу: <...>,  деятельность в котором осуществляет индивидуальный предприниматель  ФИО2, в ходе которой установлен факт оборота (хранение)  алкогольной продукции в ассортименте, согласно протоколу изъятия вещей и  документов от 10.07.2023 и фототаблицы от 10.07.2023, в отсутствие  соответствующей лицензии, что подтверждается протоколом осмотра от  10.07.2023. 

Выявленная алкогольная продукция изъята из оборота, о чем составлен  протокол изъятия от 10.07.2023 и направлена на хранение в ООПАЗ УОООП УМВД  России по Калининградской области (<...>). 

Установив факт оборота (хранения) алкогольной продукции с целью продажи,  административным органом в отношении Предпринимателя 11.07.2023 составлен  протокол 24 № 00902 об административном правонарушении, согласно которому  действия ИП ФИО2 квалифицированы по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ

На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился  в арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП ФИО2 к  административной ответственности. 

Суд первой инстанции, придя к выводу о наличии в действиях ИП ФИО2 состава административного правонарушения, не установив нарушений  процедуры привлечения к административной ответственности, а также оснований  для признания правонарушения малозначительным, привлек Предпринимателя к  административной ответственности по указанной квалификации с назначением  наказания в виде штрафа в размере 250 000 руб., изъятая алкогольная продукция  направлена на уничтожение. 

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд  апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. 

Согласно статье 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О  государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,  алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития)  алкогольной продукции в Российской Федерации» под оборотом понимается закупка  (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная  продажа. 

Частью 1 статьи 11 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что производство и  оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются  организациями при наличии соответствующих лицензий. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона № 171-ФЗ розничная продажа  алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре,  медовухи) осуществляется организациями. Розничная продажа пива и пивных  напитков, сидра, пуаре, медовухи осуществляется организациями и  индивидуальными предпринимателями. 

Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 16  Закона № 171-ФЗ индивидуальные предприниматели не имеют права осуществлять 


деятельность, связанную с розничной реализацией алкогольной продукции, за  исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также  спиртосодержащей непищевой продукции, такое право предоставлено только  организациям. 

Как следует из материалов дела, Предпринимателю вменено хранение  алкогольной продукции с целью дальнейшей реализации без соответствующей  лицензии, протокол об АП содержит квалификацию данного правонарушения по  части 3 статьи 14.17 КоАП РФ

Между тем, как разъяснено в пункте 20 Постановления Пленума Верховного  Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах,  возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об  административном правонарушении будет установлено, что протокол об  административном правонарушении содержит неправильную квалификацию  совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия  (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую  статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения,  имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если  рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или  несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит  положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.  

Учитывая, что после внесения изменений в Федеральный закон № 171-ФЗ (в  ред. Федерального закона от 29.07.2017 № 278-ФЗ) индивидуальные  предприниматели утратили право на реализацию алкогольной продукции, за  исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи,  Федеральным законом от 29.07.2017 № 265-ФЗ КоАП дополнен новой статьей14.17.1, предусматривающей наказание для физических лиц и индивидуальных  предпринимателей за незаконный оборот алкогольной и спиртосодержащей  продукции. 

Согласно части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ незаконная розничная продажа  алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица  (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным  товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским  (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным  законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (за  исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи,  осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи  произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина  (шампанского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет  наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч  рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции. 

Учитывая, что в материалы дела представлены доказательства нахождения у  Предпринимателя в принадлежащей ему торговой точке алкогольной продукции с  целью ее дальнейшей реализации, выявленное правонарушение должно быть  квалифицировано по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, поскольку материалами дела  не подтверждается осуществления Предпринимателем такого вида деятельности  как хранение алкогольной продукции. 

В данном случае переквалификация правонарушения положение  Предпринимателя не ухудшает (пункт 20 постановления Пленума ВС РФ от  24.03.2005 № 5). 


Факт хранения Предпринимателем алкогольной продукции с целью ее  дальнейшей реализации в отсутствие соответствующей лицензии подтверждается  материалами административного дела и надлежащими доказательствами не  опровергнут. 

Вина Предпринимателя в совершении вменяемого ему административного  правонарушения выражается в неисполнении им обязанностей, возложенных на  него действующим законодательством, поскольку при должной осмотрительности и  надлежащем исполнении своих обязанностей он не должен был допускать  незаконное хранение алкогольной продукции в отсутствие лицензии. 

Суд апелляционной инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела,  оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения,  не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ

Суд также не установил нарушений процедуры привлечения к  административной ответственности. На момент рассмотрения дела судом  апелляционной инстанции установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности не  истек. 

Вопреки доводам подателя жалобы, оснований для применения в  рассматриваемом случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и назначения наказания  в виде предупреждения не имеется. 

В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и  среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также  их работникам за впервые совершенное административное правонарушение,  выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора),  муниципального контроля, в случаях, если назначение административного  наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей  раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об  административных правонарушениях, административное наказание в виде  административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии  обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением  случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи. 

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за  впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии  причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью  людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам  культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской  Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. 

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1  КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа  предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств,  указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ

Вместе с тем, из материалов дела не следует, что имеются условия,  предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ в части такого обстоятельства, как  отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.  Нарушение Предпринимателем требований законодательства о регулировании  производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей  продукции могло привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и  здоровью людей, учитывая, что данная продукция реализовывалась не только в  отсутствие лицензии, но также и в отсутствие сопроводительных документов,  подтверждающих легальность ее производства. 


Таким образом, анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части  1 статьи 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не  позволяет сделать вывод о наличии оснований для назначения наказания в виде  предупреждения. 

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1. КоАП РФ при наличии исключительных  обстоятельств, связанных с характером совершенного административного  правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением  привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья,  орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных  правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по  делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде  административного штрафа в размере менее минимального размера  административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или  частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер  административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч  рублей. 

В силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного  наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного  штрафа не может составлять менее половины минимального размера  административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц  соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса. 

Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер  допущенного нарушения и степень вины нарушителя, небольшое количество  выявленной в незаконном обороте алкогольной продукции, суд апелляционной  инстанции полагает возможным назначить административное наказание за  совершенное правонарушение в виде административного штрафа в размере 50 000  руб., что составляет 50% от минимальной санкции, установленной частью 2 статьи  14.17.1 КоАП РФ

По мнению суда апелляционной инстанции, наказание в указанном размере  отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести  совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей  административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции от 25.10.2023 в  части привлечения Предпринимателя к административной ответственности по части  3 статьи 14.17 КоАП РФ в связи с переквалификацией правонарушения подлежит  изменению с вынесением судебного акта о привлечении Предпринимателя к  административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ с  назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. 

В части изъятия из оборота алкогольной продукции решение суда  соответствует положениям статьи 25 Закона № 171-ФЗ и Предпринимателем не  обжалуется. 

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный  апелляционный суд 

постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 25 октября 2023  года по делу № А21-8757/2023 в обжалуемой части изменить. 

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО2  (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: с. Пшатаван Октемберянский район  Армянская ССР, ОГРНИП <***>, ИНН <***>, адрес регистрации: 


Калининградская область, Багратионовский район, пос. Корнево-1, ДОС 3, кв. 30) к 

административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской 

Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде 

административного штрафа в размере 50 000 руб.
Реквизиты для уплаты штрафа:
получатель: УМВД России по Калининградской области
ИНН: <***>, КПП: 390601001
р/с: <***>

Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ КАЛИНИНГРАД БАНКА РОССИИ//УФК по 

Калининградской области г. Калининград
КБК: 18811601331010000140
БИК: 012748051
ОКТМО: 27701000
УИН: 18880439230240009025.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. 

Председательствующий Л.В. Зотеева 

Судьи М.И. Денисюк 

Н.И. Протас