ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-4078/2021 от 24.03.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

30 марта 2021 года

Дело № А56-58776/2020

Резолютивная часть постановления объявлена      марта 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме   марта 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Зотеевой Л.В.,

судей  Денисюк М.И., Протас Н.И.,

при ведении протокола судебного заседания Вардиковой А.А.,

при участии:

от заявителя: Попов А.А. по доверенности от 09.07.2020;

от ответчика: Масыч А.Ю. по доверенности от 15.09.2020;

от 3-го лица: Шифрина И.П. по доверенности от 20.02.2021;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4078/2021) Федеральной антимонопольной службы на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2020г. по делу № А56-58776/2020, принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Новый Стандарт»

к Федеральной антимонопольной службе

3-е лицо: Садоводческое некоммерческое товарищество «Усадьба «Муталахти» об оспаривании постановления,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Новый стандарт» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы (далее – ответчик, ФАС России, административный орган) от 10.07.2020 о наложении штрафа по делу №02/04/14.6-8/2020 об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственность, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Дачное некоммерческое партнерство «Усадьба «Муталахти».

Решением суда от 20.12.2020г. оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.

Не согласившись с решением суда, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, в действиях Общества имеется состав правонарушения, установленный частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, при этом перераспределение денежных средств не является фактом, подтверждающим неоказание услуг по договору на содержание и техническое обслуживание имущества.

Представитель ФАС в судебном заседании доводы жалобы поддержал; представители заявителя и третьего лица жалобу не признали, поддержали доводы, изложенные в письменных отзывах.

Дачное некоммерческое партнерство «Усадьба «Муталахти» уведомило Тринадцатый арбитражный апелляционный суд о смене наименования в части организационно-правовой формы. В обоснование заявления представлен лист записи ГРЮЛ по состоянию на 16.02.2021 с указанием нового наименования - Садоводческое некоммерческое товарищество «Усадьба «Муталахти» (СНТ «Усадьба Муталахти»).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, в ФАС России поступили заявления граждан Власенко Я.В., Тягло Т.И., Катсон С.А. Волохонского М.Ю., являющимися собственниками земельных участков, расположенных в ДПК «Усадьба «Муталахти» с жалобой на действия (бездействие) ООО «Новый стандарт», выразившихся в нарушении порядка ценообразования в части взимания платы за деятельность, подлежащую государственному регулированию, в отсутствие утвержденных цен (тарифов).

Из обращений граждан следует, что Общество с начала 2017 года по настоящее время осуществляет транспортировку природного газа по газопроводу высокого давления, принадлежащему ему на праве собственности в ДПК «Усадьба «Муталахти».

В ходе анализа документов и материалов, административным органом установлено, что на основании решений общего собрания собственников ДПК «Усадьба «Муталахти» в ежемесячный членский взнос для членов ДПК «Усадьба «Муталахти» и граждан, ведущих дачное хозяйство в индивидуальном порядке, включены расходы по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту подводящего газопровода и оборудования высокого давления, принадлежащего Обществу.

Из представленных Обществом документов следует, что Общество является собственником газопровода высокого давления, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, в районе озер Александровское и Пионерское, регистрационный номер №47:01:0000000:50316-47/015/2017-1 от 30.05.2017, введенного в эксплуатацию на основании разрешения № RU 47505000-0065-2014 от 31.12.2014.

Техническое обслуживание газопровода осуществляет ООО «Газпром газораспределение Ленинградская область» по договору № 208-3633-18 от 08.06.2018, заключенному с Обществом. Границы технического обслуживания со схемой разграничения ответственности с ООО «Газпром газораспределение Ленинградская область» определены в приложении к указанному договору.

Собственники земельных участков, расположенных на территории ДПК «Усадьба «Муталахти», напрямую заключили договоры поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд с ООО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург».

Также между ДПК «Усадьба «Муталахти» и ООО «Газпром газораспределение Ленинградская область» заключен договор на техническое обслуживание газораспределительной сети ДПК от 26.12.2016 № 208-12349-16 с приложением характеристик газораспределительной сети ДПК.

Согласно приходно-расходным сметам на ведение текущей деятельности ДПК (организационно-хозяйственные расходы, содержание и техническое обслуживание объектов социально-бытовой инфраструктуры) включены расходы по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту подводящего газопровода и оборудования высокого давления.

Кроме того, между Обществом и ДПК «Усадьба «Муталахти» заключен договор № ТО/УМ от 14.12.2018 на содержание и техническое обслуживание имущества общего пользования ДПК «Усадьба «Муталахти» в редакции дополнительных соглашений от 20.12.2018 и 27.12.2019.

 В основе договора лежит плановая приходно-расходная смета №2 ДПК «Усадьба «Муталахти», утвержденная протоколом общего собрания членов ДПК «Усадьба «Муталахти» № 13/12-ОС от 12.12.2018.

Размер ежемесячных взносов и платежей, направляемых на содержание общего имущества и иные необходимые мероприятия, определен решением общего собрания членов некоммерческой организации: приходно-расходные сметы ДПК «Усадьба «Муталахти» № 1 и № 2 утверждены решением общих собраний (далее – Смета № 1 и Смета № 2), что отражено в протоколах общих собраний № 12/09-ОС от 12.09.2017 и 13.12.2018.

 Договором предусмотрено частичное возмещение расходов на содержание подводящих газовых сетей Общества, к которому подключено ДПК «Усадьба «Муталахти».

В соответствии с условиями дополнительного соглашения от 20.12.2018 к договору (пункт 3.1) стоимость ежемесячно оказываемых услуг и проводимых работ Исполнителем может изменяться в зависимости от объема выполненных работ и оказанных услуг по содержанию и техническому обслуживанию имущества общего пользования на основании заявок Заказчика, как в большую, так и в меньшую сторону, в том числе в зависимости от сезона, при этом суммарная стоимость работ и услуг за 12 (двенадцать) месяцев не может превышать стоимость годового обслуживания.

Согласно подпункту 2.2 утвержденного от 03.12.2019 отчета об исполнении приходно-расходной сметы № 2 ДПК «Усадьба «Муталахти» за период с 01.12.2018 по 31.10.2019 в расходы входит плата за содержание, техническое обслуживание и ремонт газораспределительной сети и оборудования: подводящего газопровода и оборудования высокого давления.

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужили выводы УФАС о том, что Общество, не состоящее в реестре субъектов естественных монополий, оказывает возмездные услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, в отсутствие утвержденного ФАС России в установленном порядке тарифа на соответствующие услуги.

По факту выявленного правонарушения 20.05.2020 уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении Общества составлен протокол №02/04/14.6-8/2020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Постановлением от 10.07.2020 о наложении штрафа по делу №02/04/14.6-8/2020 об административном правонарушении Общество признано виновным в совершении указанного административного правонарушения, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, посчитав недоказанным наличие в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.

В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.

Объективная сторона административного правонарушения выражается в начислении и взимании за оказанные потребителю услуги платы, установленной с нарушением порядка ценообразования.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон №69-ФЗ) газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; газотранспортная организация - организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях.

В силу статьи 21 Закона №69-ФЗ оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В целях осуществления расчетов между организациями, входящими в состав системы газоснабжения, организация - собственник данной системы определяет внутренние расчетные цены на газ и внутренние расчетные тарифы на услуги по транспортировке газа.

Согласно статье 23 Закона №69-ФЗ федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на срок не менее трех и не более пяти лет и определяет порядок их применения. Указанные тарифы могут быть дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей территорий субъектов Российской Федерации.

Услуги по транспортировке газа по трубопроводам в силу статьи 4 Федерального закона № 147-ФЗ от 17.08.1995 «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.  

В силу положений пункта 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 (далее – Основные положения), тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории Российской Федерации подлежат государственному регулированию.

Пунктом 2 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1370 (далее – Положение об обеспечении доступа), установлено, что транспортировка газа по местным газораспределительным сетям производится на основании договора между газораспределительной организацией и поставщиком или покупателем газа, заключаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением об обеспечении доступа.

Хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по транспортировке газа по принадлежащему ему на правах собственности или иных законных основаниях газопроводу, является субъектом естественных монополий, его деятельность по транспортировке газа подлежит государственному регулированию и оплата оказанных услуг осуществляется по тарифам, утверждаемым уполномоченным органом федеральной исполнительной власти (ФАС России).

Как правомерно указал суд первой инстанции, отсутствие тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям не позволяет хозяйствующему субъекту оказывать соответствующие услуги.

Судом установлено и следует из материалов дела, что между Обществом и ДПК «Усадьба «Муталахти» заключен договор № ТО/УМ от 14.12.2018 на содержание и техническое обслуживание имущества общего пользования ДПК «Усадьба «Муталахти».

Указанным договором предусмотрено частичное возмещение расходов на содержание подводящих газовых сетей ООО «Новый Стандарт», к которому подключено ДПК, поскольку ДПК «Усадьба «Муталахти» в лице собственников земельных участков, расположенных на его территории, является единственным потребителем газа, присоединенным к сетям ООО «Новый Стандарт».

В основе указанного договора лежит плановая приходно-расходная смета №2 ДПК «Усадьба «Муталахти», утвержденная протоколом общего собрания членов ДПК «Усадьба «Муталахти» № 13/12-ОС от 12.12.2018.

В соответствии с пунктами 9, 10 статьи 18 Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 217-ФЗ) приходно-расходная смета товарищества, составляемая правлением товарищества, должна содержать указание на размер предполагаемых доходов и расходов товарищества, перечень предполагаемых мероприятий и ответственных за их обеспечение должностных лиц товарищества.

Приходно-расходная смета может составляться на календарный год или на иной срок, во время которого предполагается осуществление мероприятий, требующих расходов товарищества.

В приходно-расходной смете №2 за период с 2018 по 2019 год, утвержденной протоколом общего собрания № 13/12-ОС от 12.12.2018, указано, что расходы являются плановыми.

В пункте 3 приходно-расходной сметы № 2 предусмотрено, что единоличный исполнительный орган вправе осуществлять переброску средств между статьями сметы в пределах 20% от соответствующей суммы по статье, что не противоречит пункту 3.1 договора № ТО/УМ от 14.12.2018 в части возможности изменения объема и стоимости заказываемых работ и услуг.

Таким образом, членские взносы и плата индивидуальных дачников могут быть направлены на содержание иного имущества и иные текущие расходы ДПК «Усадьба «Муталахти», что следует из содержания вышеприведенных документов и на что обоснованно обратил внимание суд первой инстанции.

В связи с производственной необходимостью Правлением ДПК «Усадьба «Муталахти» принято решение об осуществлении перераспределения средств между плановыми расходами по статье «Услуга по комплексному обслуживанию инженерной инфраструктуры ДПК» по техническому обслуживанию, содержанию и ремонту подводящего газопровода и оборудования высокого давления (техобслуживание газопровода высокого давления) в пользу фактически понесенных расходов по реконструкции и ремонту ограждения поселка, а также в счет будущих расходов, которые будут утверждаться на ближайшем общем собрании членов ДПК», что согласуется с положениями статей 17 и 18 Закона № 217-ФЗ, из содержания которых также следует, что фактическое несение расходов на содержание имущества общего пользования некоммерческой организации устанавливается по истечении отчетного года на основании отчета Правления об исполнении сметы.

В  Отчете правления об исполнении приходно-расходной сметы № 2 (пункт 2.2 таблицы по смете) отражено, что ДПК «Усадьба «Муталахти» не несло расходы на содержание подводящих газовых сетей и транспортировку газа.

Фактическое несение расходов ДПК «Усадьба «Муталахти» и целевое расходование членских взносов граждан также подтверждается аудиторским заключением от 12.11.2019 исх. № 798/АП-2019.

В актах сдачи-приемки работ по договору №ТО/УМ от 14.12.2018 между ООО «Новый Стандарт» и ДПК «Усадьба «Муталахти» отражен фактический перечень работ, выполненный ООО «Новый Стандарт» за период с 01.12.2018 по 31.10.2019, в котором содержание подводящего газопровода отсутствует, иное антимонопольным органом в нарушение статьи 26.2 КоАП РФ, части 4 статьи 201 АПК РФ не доказано.

По сути, Общество выполняло функции управляющей компании, оказывая ДПК соответствующие услуги по содержанию общего имущества дачного партнерства.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильным выводам, что представленными административным органом доказательствами не подтверждается начисление и взимание Обществом платы за фактически оказанные потребителю услуги по транспортировке газа, установленной с нарушением порядка ценообразования, что свидетельствует об отсутствии в действиях  Общества  объективной стороны правонарушения, в связи с чем правомерно, руководствуясь статьей 211 АПК РФ, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.

Доводы административного органа о том, что перераспределение денежных средств не является фактом, подтверждающим отсутствие оказания услуг по договору, отклоняется апелляционным судом, поскольку, исходя из содержания представленных актов сдачи-приемки работ, следует, что обслуживание подводящих сетей газоснабжения Обществом не оказывалось, а доводы антимонопольного органа основаны лишь на предположениях и документально не подтверждены.

Судом первой инстанции дана надлежащая  оценка представленным в материалы дела доказательствам, правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений процессуальных норм, в связи с чем оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от 20 декабря 2020 года по делу №  А56-58776/2020  оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной антимонопольной службы - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

М.И. Денисюк

Н.И. Протас