ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
09 июня 2015 года | Дело № А56-39949/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме июня 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Лузгина А.А. по доверенности от 15.10.2014;
от заинтересованного лица: Плохотнюк М.А. по доверенности от 29.04.2015 №04-10/17879;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-4231/2015 ) ООО «Адъютор» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2014 по делу № А56-39949/2014 (судья Исаева И.А.), принятое
по заявлению ЗАО «Адъютор»
к Балтийской таможне
о признании незаконным бездействия по возврату НДС и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей
установил:
ЗАО «Адъютор» (195112, Санкт-Петербург, Новочеркасский пр, д.1, корп.25, ОГРН 1147847350090, далее- общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием о признании незаконным бездействия Балтийской таможни (198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, д.32А, далее-таможенный орган), выразившегося в невозврате обществу излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ № 10216100/021213/0118531, № 10216100/271213/0127867, № 10216100/170214/0012264, а также об обязании таможенного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в виде НДС в сумме 2 106 828,78 рублей.
Определением суда от 21.10.2014 по заявлению ЗАО «Адъютор», с приложением документов в обоснование заявления, в порядке ст.48 АПК РФ произведено процессуальное правопреемство, ЗАО «Адъютор» заменено на ООО «Адъютор».
Решением суда от 30.12.2014 в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействия таможенного органа отказано, в части обязания таможенного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей, заявление общества оставлено без рассмотрения в связи с несоблюдением заявителем процедуры возврата, установленной в статье 147 Закона №311-ФЗ.
Не согласившись с указанным решением, общество направило апелляционную жалобу в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить судебный акт и удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что общество при ввозе товара медицинского назначения обоснованно применило льготную ставку НДС, что подтверждается многочисленной судебной практикой по ввозу обществом аналогичного медицинского товара. С выводом суда о недоказанности бездействия таможенного органа и несоблюдением порядка возврата таможенных платежей представитель не согласился.
Представитель таможенного органа в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свою позицию изложил в отзыве, пояснив, что таможенный орган не допускал бездействия по невозврату излишне уплаченных таможенных платежей, а оставил заявление общества без рассмотрения, в связи с непредоставлением обязательных документов, что общество не опровергло.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ООО «Адъютор» на основании контракта от 17.06.2004 №17/06/04, заключенного с компанией «WenzhouWuzhouGroupImp. & ExportCo., Ltd.» (Китай), ввезло на таможенную территорию Российской Федерации медицинскую продукцию «измерители артериального давления, стетофонендоскопы» (далее - товар).
В целях оформления ввоза на таможенную территорию Российской Федерации вышеуказанного товара общество представило в таможенный орган ДТ № 10216100/021213/0118531, № 10216100/271213/0127867, № 10216100/170214/0012264, с приложением пакета документов, в том числе регистрационные удостоверения Минздрава России №№ ФС 05012004/10268-04 от 15.07.2004, ФС 05012004/10270-04 от 15.07.2004, ФС 05012004/10278-04 от 15.07.2004, ФС 05012004/10269-04 от 15.07.2004, ФС 05012004/10277-04 от 15.07.2004, подтверждающие, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
Указанные товары были выпущены таможенным органом в соответствии с заявленным режимом «выпуск для внутреннего потребления» после уплаты таможенных платежей в виде налога на добавленную стоимость (далее - НДС) на общую сумму в размере 2 106 828,78 рублей, из которых:
- по ДТ № 10216100/021213/0118531 на сумму 634 267,36 рублей по платежному поручению № 483 от 14.11.2013;
- по ДТ № 10216100/271213/0127867 на сумму 702 852,95 рублей по платежным поручениям № 516 от 10.12.2013, № 537 от 23.12.2013;
- по ДТ № 10216100/170214/0012264 на сумму 769 708,47 рублей по платежному поручению № 590 от 12.02.2014.
Общество полагая, что НДС был взыскан таможенным органом незаконно, обратилось в Балтийскую таможню с заявлением от 04.06.2014 (получено таможенным органом 06.08.2014 вх. № 36927 л.д.31) о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин в сумме 2 106 828,78 рублей, исчисленных по ДТ № 10216100/021213/0118531, № 10216100/271213/0127867, № 10216100/170214/0012264.
Письмом от 11.08.2014 №15-10/30407 таможенный орган разъяснил, что для осуществления возврата денежных средств обществу необходимо обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, составленным в соответствии с формой согласно Приложения №2, утвержденной приказом ФТС России от 22.12.2010 №2520, подписанным руководителем организации или уполномоченным от имени организации лицом, при наличии документов, перечень которых установлен статьей 122,147 Федерального закона РФ от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» ( далее-Закон №311-ФЗ).
Полагая, что отказ в возврате таможенных платежей не соответствует таможенному законодательству Таможенного союза и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, дал объективную оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Федеральным законом от 25.11.2013 № 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее- Закон) внесены изменения в статьи 149 и 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно внесенным названным Законом в пункт 2 статьи 149 НК РФ изменениям не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. Установлено, что данные положения применяются при условии представления в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года - регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
В силу подпункта 2 статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию РФ товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ (в том числе важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий), а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Министерства здравоохранения Российской Федерации (письмо от 25.03.2002 №2510/2698-02-23) и Министерства финансов Российской Федерации (письмо от 06.03.2002 №04-03-05/10), принадлежность медицинской техники к Перечню определяется кодом Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП). Принадлежность конкретной продукции к соответствующей группе Перечня определяется на основании принципа построения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93. Перечисленные в Перечне группы медицинской техники, а также входящие в них подгруппы и виды продукций освобождаются от налога на добавленную стоимость.
Материалами дела подтверждается и не отрицается таможенным органом, что при таможенного оформлении ввозимого по ДТ № 10216100/021213/0118531, № 10216100/271213/0127867, № 10216100/170214/0012264 товара «измерители артериального давления, стетофонендоскопы» в таможенный орган были предоставлены регистрационные удостоверения Минздрава России №№ФС 05012004/10268-04 от 15.07.2004, ФС 05012004/10270-04 от 15.07.2004, ФС 05012004/10278-04 от 15.07.2004, ФС 05012004/10269-04 от 15.07.2004, ФС 05012004/10277-04 от 15.07.2004, подтверждающие, что указанные товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники и имеют коды Общероссийского классификатора продукции (коды ОКП) 94 4130 и 94 4250. Сертификатами соответствия органов сертификации (РОСС RU.ME48.А02660) также подтверждается принадлежность ввезенных товаров к вышеуказанным кодам ОКП. Таким образом, названные документы подтверждают принадлежность декларируемых товаров к важнейшей и жизненно необходимой медицинской технике.
Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что у общества при декларировании указанных в ДТ №10216100/021213/0118531, №10216100/271213/0127867, №10216100/170214/0012264, отсутствовала обязанность уплаты НДС в определенном таможней размере, а таможенные платежи, являются излишне уплаченными и подлежат возврату при соблюдении обществом положений Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
В соответствии со статьями 89, 90 ТК ТС, пунктом 1 статьи 147 Закона № 311-ФЗ, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 Закона N 311-ФЗ, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений (часть 3 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления.
В пункте 2 постановления ВАС РФ от 08.11.2013 № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства» указано, что при рассмотрении заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а также сумм денежного залога, судам надлежит руководствоваться следующим.
Согласно статьям 147 и 149 Закона № 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов, а также суммы денежного залога подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика (его правопреемника), к которому должен быть приложен комплект перечисленных в частях вторых этих статей документов.
Несоблюдение указанной административной процедуры, в том числе непредставление в таможенный орган тех документов, которые прямо предусмотрены частью 2 статьи 147 и частью 2 статьи 149 Закона № 311-ФЗ, является основанием для оставления поданного в арбитражный суд заявления плательщика о возврате соответствующих сумм без рассмотрения применительно к статье 148 АПК РФ.
Обществом представлено в материалы дела заявление от 04.06.2014 б/н о возврате излишне уплаченных таможенный платежей в виде НДС (т. 1 л.д. 111-112), а также опись вложения и почтовая квитанция о направлении указанного заявления в адрес таможенного органа только 30.07.2014, то есть после обращения в суд с заявлением.
При этом, из описи вложения в письмо от 30.07.2014 следует, что документы, прямо предусмотренные частью 2 статьи 147 и частью 2 статьи 149 Закона № 311-ФЗ, к заявлению приложены не были, в тексте заявления от 04.06.2014 б/н приложения отсутствуют и доказательств обратного заявителем не представлено. Кроме того заявление подписано от имени общества «юридический отдел» без приложения документов, подтверждающих полномочия А.А. Лузгина.
Доказательств направления в таможенный орган иных заявлений обществом в материалы дела не представлено.
Таможенным органом заявление общества от 04.06.2014 б/н рассмотрено и письмом от 11.08.2014 №15-10/30407 возвращено, с указанием причины невозможности его рассмотрения, что свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны государственного органа.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований общества о признании незаконным бездействия таможенного органа, выразившегося в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 2 106 828,78 рублей по заявлению от 04.06.2014, а в части заявления общества об обязании таможенного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем возврата на его расчетный счет излишне уплаченных таможенных платежей, оставил его без рассмотрения применительно к пункту 2 части 1 статьи 148 АПК РФ. Доводы общества о неправильном указании судом первой инстанции правовой формы заявителя подлежат отклонению, поскольку по заявлению общества определением суда от 21.10.2014 произведено процессуальное правопреемство- ЗАО Адъютор» заменено на ООО Адъютор»(т.1 л.д.174).
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал полную и правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 декабря 2014 года по делу № А56-39949/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Адъютор»- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Г.В. Борисова | |
Судьи | И.Б. Лопато А.Б. Семенова |