ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-44003/2021 от 24.02.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

1336/2022-32155(2)



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2022 года 

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе  председательствующего Савиной Е.В., судей Богдановской Г.Н., Слоневской А.Ю.,  при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Апхудовым А.А., 

при участии:
- от истца: Лелёхина А.В. (доверенность от 10.01.2022)
- от ответчика: Олейник А.В. (доверенность от 23.12.2021)
- от 3-го лица: не явился (извещен)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  (регистрационный номер 13АП-44003/2021) общества с ограниченной  ответственностью "Леноблтеплоснаб" 

на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от 19.11.2021 по делу № А56-65089/2021, 

принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Леноблтеплоснаб" к  обществу с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Санкт- Петербург" 

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Леноблтеплоснаб» (далее -  ООО «Леноблтеплоснаб») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга  и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью  «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» (далее - ООО «Газпром межрегионгаз  Санкт-Петербург») о взыскании неосновательного обогащения в размере 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области. 

Решением суда от 19.11.2021 в удовлетворении требовании отказано.

В апелляционной жалобе представитель истца просит решение отменить и  принять по делу новый судебный акт. 

В обоснование жалобы ее податель сослался на неполное выяснение  обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом первой инстанции  норм процессуального и материального права. 


[A1] Полагает, что судом не рассмотрен довод истца о том, что согласно пункту 1.1  договоров газоснабжения термины и определения в договорах газоснабжения  определяются в соответствии с Правилами поставки газа в Российской Федерации  (далее - Правила поставки газа), утв. постановлением Правительства Российской  Федерации от 05.02.98 № 162, основными положениями формирования и  государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его  транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего  оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской  Федерации (далее - Основные положения формирования цены на газ), утв.  Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021  иными нормативными актами в сфере газоснабжения. 

Истец является исполнителем коммунальных услуг (эксплуатирует котельные  и тепловые сети в целях предоставления коммунальных услуг), не осуществляет  продажу тепловой энергии и горячей воды иным лицам в целях их перепродажи, не  осуществляет поставки тепловой энергии и горячей воды для технологических нужд  иных лиц. 

Делая вывод о том, что ответчик является ресурсоснабжающей организацией,  суд не указал нормы права, на которых указанный вывод основан, исходя из чего,  соответствующий вывод суда является необоснованным. 

Судом не рассмотрены представленные в дело истцом доказательства -  дополнительные соглашения к договорам поставки газа об изменении объемов  поставки газа и диспетчерские графики и не применена статья 5 Гражданского  кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). 

Технологически у истца отсутствует возможность обеспечивать качество  коммунальных услуг по теплоснабжению, горячему водоснабжению без увеличения  объема потребляемого газа при снижении температуры наружного воздуха по  сравнению с предыдущим годом, а также прогнозировать температуру наружного  воздуха, в том числе суточную, до 15 числа месяца, предшествующего месяцу  поставки газа. 

В соответствии со статьей 13 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее - АПК РФ) суды рассматривают дела на основании  нормативных актов, в связи с чем применение при рассмотрении дела РД 2.5-141- 2005, введенного в действие распоряжением ОАО «Газпром» от 03.02.2005 № 18,  недопустимо, в том числе в части определения категорий потребителей газа. 

Указывает, что вывод суда о цене газа с учетом повышающего коэффициента  заложена в стоимость коммунальной услуги по теплоснабжению, горячему  водоснабжению населения, является необоснованным. При рассмотрении дела  вопросы о ценообразования в сфере теплоснабжения, газоснабжения, в том числе  соответствующие нормативные акты (нормы права) не рассматривались. 

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы,  приведенные в апелляционной жалобе, а представитель ответчика доводы жалобы  отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции. 

Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте  рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, что в силу статьи АПК РФ не  является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие. 

Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном  порядке. 


[A2] Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее  удовлетворения и отмены судебного акта. 

Как следует из материалов дела, 24.09.2018 между истцом (покупатель) и  ответчиком (поставщик) заключены договоры поставки газа № 47-А-7905 и № 47-Т- 7905 (далее договоры), по условиям которых поставщик обязуется поставлять с  01.01.2019 по 31.12.2022 покупателю, а покупатель обязуется принимать и  оплачивать газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой  отбензиненный (далее - газ). 

Пунктами 2.1 договоров сторонами согласованы объемы поставки газа на  2019 год. Согласованный объем поставки газа на каждый следующий календарный  год устанавливается равным объему на 2019 год и корректируется по заявке  покупателя с учетом фактического потребления газа, расчетов за газ покупателем в  предыдущем году и технических возможностей системы газоснабжения.  Корректировка годового объема оформляется путем подписания соответствующего  дополнительного соглашения к договору не позднее, чем за 30 дней до начала  соответствующего календарного года. Договоры считается заключенными с даты,  его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих  обязательств. 

Обязательства в части поставки газа по договорам подлежат исполнению  сторонами с 01.01.2019 по 31.12.2022 (пункт 2.1 договоров). 

В период с февраля по март 2021 года, по договорам ООО «Газпром  межрегионгаз Санкт-Петербург» поставило газ в объеме большем, чем согласовано  в договорах, ООО «Леноблтеплоснаб» оплатило полученный газ по цене,  рассчитанной с повышающими коэффициентами за перерасход газа. 

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявлены требований,  посчитав недоказанным факт 

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, всесторонне  исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке  статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы  материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие  обстоятельствам дела. 

Правоотношения в сфере энергоснабжения регулируются параграфом 6  главы 30 части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). 

В соответствии с частью 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения  энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через  присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию,  а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления,  обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении  энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования,  связанных с потреблением энергии. 

В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически  принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии,  если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением  сторон. 

Согласно частям 1 и 2 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями  539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой  энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными  правовыми актами. 

К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом,  нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре 


[A3] энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено  законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. 

В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться  надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями  закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в  соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми  требованиями. 

Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения  обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за  исключением случаев предусмотренных законом. 

В пункте 13 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее -  Правила N 162) указано, что поставщик обязан поставлять, а покупатель получать  (отбирать) газ равномерно в течение месяца в пределах установленной договором  среднесуточной нормы поставки газа, а при необходимости - по согласованному  между сторонами (включая владельцев газотранспортной системы) диспетчерскому  графику. 

В соответствии с п. 2.1 договоров от 24.09.2018 № 47-Т-7905 и от  24.09.2018 № 47-А-7905 (далее - договоры), превышение суточной нормы газа,  установленной договоров (см. п. 2.1), без согласования с поставщиком является  перерасходом. 

Пунктом 3.2. договоров (п. 17 Правил № 162) предусмотрено, что при  перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, покупатель  оплачивает объем отобранного им газа сверх установленной суточной нормы по  договору за каждые сутки с применением повышающих коэффициентов: с 15.04. по  15.09.-1,1, с 16.09. по 14.04. - 1,5. 

Это правило не применяется к объемам газа, израсходованным населением и  коммунально-бытовыми потребителями. 

В соответствии с Решением Высшего арбитражного суда Российской  Федерации от 16.04.2012 № ВАС - 1113/12, указанные коэффициенты являются  элементом ценообразования и применение их при расчете за отобранный газ сверх  согласованного в договоре поставки объема обусловлены тем, что потребитель,  отбирающий газ свыше согласованного объема без предварительного согласования  с поставщиком, способствует увеличению затрат поставщика на обеспечение  балансировки системы газопроводов и удовлетворения потребностей других  потребителей. Коэффициенты являются компенсацией возможных дополнительных  затрат поставщика по обеспечению бесперебойной работы системы газоснабжения. 

Таким образом, использование предусмотренных пунктом 17 Правил № 162  повышающих коэффициентов призвано обеспечить баланс экономических  интересов всех лиц, участвующих в процессе добычи, поставки, транспортировки и  потребления природного газа. 

Правила № 162 прямо различают поставку газа для коммунально-бытовых  нужд (например, поставку исполнителю коммунальных услуг для использования в  котельной, относящейся к общедомовому имуществу жилого дома) и поставку газа  преобразующим его в иной вид коммунального ресурса ресурсоснабжающим  организациям. 

По смыслу Правил № 162 в понятие коммунально-бытовых нужд (нужд  коммунально-бытовых потребителей) не включается потребление газа  ресурсоснабжающими организациями, использующими его для обеспечения  населения иными коммунальными ресурсами. 


[A4] В соответствии с п. 2 «Основных положений формирования и  государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его  транспортировке и платы за технологическое присоединение  газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории  Российской федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 29.12.2000 № 1021 (далее - Постановление № 1021) к категории  население отнесены лица, приобретающие газ, в том числе исполнители  коммунальных услуг, для его использования в котельных всех типов и (или) ином  оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях  удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в  общей долевой собственности собственников помещений в указанных  многоквартирных домах. 

Так, в соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда  Российской Федерации № 3 (2016), утвержденным Президиумом Верховного Суда  Российской Федерации 19.10.2016, по смыслу Правил № 162 в понятие  коммунально-бытовых нужд (нужд коммунально-бытовых потребителей) не  включается потребление газа ресурсоснабжающими организациями,  использующими его для обеспечения населения иными коммунальными ресурсами.  Ресурсоснабжающие организации, использующие свое оборудование и  потребляющие газ при производстве иного коммунального ресурса как для  населения, так и для иных лиц, не отнесены к категории коммунально-бытовых  потребителей. 

Обращаю внимание суда на то, что отнесение к категории коммунально-бытовых потребителей (либо приравненных к ним) любого участника рынка газа в  отношении той части газа, которая используется в конечном счете на коммунально-бытовые нужды, законодательством в области газоснабжения не предусмотрено. 

Согласно п. 17 Правил № 162 обязанность по своевременному  предоставлению поставщику документального подтверждения предусмотренных  настоящим пунктом оснований для неприменения коэффициентов к стоимости  соответствующих объемов газа и его транспортировки возлагается на покупателя. 

Вместе с тем, доказательств, подтверждающих отнесение ООО  «Леноблтеплоснаб» к коммунально-бытовым потребителям, ответчик ни при  заключении договоров, ни при их исполнении поставщику не представил. 

ООО «Леноблтеплоснаб» является ресурсоснабжающей организацией, а не  коммунально-бытовым потребителем, поскольку объектами, находящимися в  ведении ООО «Леноблтеплоснаб» и расходующими приобретенный у поставщика  газ, являются котельные, расположенные по адресам, указанными в п 2.1  договоров. 

Таким образом, переработка газа в иной вид энергоресурса (тепловую  энергию) происходит не на оборудовании, относящемся к общедомовому имуществу  жилого дома, а на котельных, которыми ответчик владеет и пользуется на  основании договоров аренды, заключенных с администрациями муниципальных  образований Волховского района Ленинградской области. 

Соответственно, довод ответчика о том, что ООО «Леноблтеплоснаб»  является исполнителем коммунальных услуг, не соответствует действительности. 

Ответчик не может быть отнесен к категории исполнителей коммунальных  услуг по смыслу Постановления № 1021. 

В соответствии со списком контрагентов ООО «Леноблтеплоснаб»  (потребителей тепла), содержащимся в форме 1-ТЕП, предоставленной ответчиком  во исполнение п.8.6 договоров, среди контрагентов ответчика кроме населения 


[A5] имеются и иные потребители, которым ООО «Леноблтеплоснаб» поставляет  энергоресурсы. 

Так, из формы 1 -ТЕП, которая содержится в материалах судебного дела,  следует, что отпуск тепловой энергии составляет: 

- населению - 64%,
- бюджетным организациям - 20%,
- прочим организациям - 16%.

Таким образом, среди потребителей ООО «Леноблтеплоснаб» имеются и  иные потребители, которым ответчик поставляет тепловую энергию. 

Поставщик газа не может самостоятельно определить, какая из категорий  потребителей ООО «Леноблтеплоснаб» использует тепло сверх установленного  договором нормативов потребления. Ответчик таких данных в материалы судебного  дела не представил. 

Доводы ответчика о сверхнормативном потреблении тепловой энергии  исключительно населением и бюджетными потребителями не подтверждены в  порядке статьи 65 АПК РФ

Тарифы на тепловую энергию для ООО «Леноблтеплоснаб» утверждены  Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее -  ЛенРТК) следующими приказами: 

- Приказ от 16.12.2021 № 427-п (поставка тепловой энергии и горячей воды  населению); 

- Приказ от 23.09.2019 № 169-п (поставка тепловой энергии и горячей воды  потребителям (кроме населения). 

Таким образом, вывод ООО «Леноблтеплоснаб» о поставке всего объема  выработанного ресурса только населению и только по тарифам,  установленным для населения, опровергается доказательствами, представленными  поставщиком. 

С учетом изложенного, можно заключить, что, ООО «Леноблтеплоснаб» не  относится к коммунально-бытовым потребителям, поставляющим газ  непосредственно населению, а является ресурсоснабжающей организацией,  использующей газ для его переработки в тепловую энергию на котельных, не  находящихся в общей долевой собственности собственников жилых помещений в  многоквартирных домах, с целью дальнейшего извлечения прибыли от продажи  энергоресурсов. 

В связи с принятием федерального закона от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О  внесении изменений в Жилищный кодекс РФ», в силу пункта 2 части 1 статьи 157.1  Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) ООО  «Леноблтеплоснаб» реализовало право на односторонний отказ от исполнения  договоров ресурсоснабжения с Управляющими компаниями в связи с имеющейся у  них задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный  коммунальный ресурс (тепловую энергию и горячую воду) и заключило договоры на  поставку тепловой энергии и горячей воды непосредственно с гражданами. 

Указанное обстоятельство не влияет на взаимоотношения теплоснабжающей  организации с поставщиком газа, так как ООО «Леноблтеплоснаб» не поставляет  газ непосредственно населению, а использует потребляемый газ для производства  других коммунальных ресурсов - тепловой энергии и горячей воды и уже их  поставляет населению и другим категориям пользователей. 

Отнесение к категории бытовых потребителей участника рынка газа в  отношении той части потребляемого газа, которая используется на производство  энергоресурсов, законодательством в области газоснабжения не предусмотрено. 


[A6] Покупатели, приобретающие газ в целях его преобразования в иной вид  энергоресурса (тепло, горячую воду), используют газ в коммерческих целях, его  цена заложена в стоимость производимых и продаваемых такими организациями  энергоресурсов. Следовательно, таких покупателей нельзя отнести к категории  коммунально-бытовых потребителей, в случае перерасхода газа без  предварительного согласования его с поставщиком они оплачивают объем  отобранного газа сверх установленного договором с применением повышающих  коэффициентов, предусмотренных п. 17 Правил № 162. 

Как следует из текста СТО РД 2.5.-141-2005, данный Стандарт устанавливает  термины и определения в области газораспределения и распространяется только  на дочерние общества и организации ОАО «Газпром» (п. 1), к которым поставщик  газа не относится. 

Кроме того, данный стандарт отождествляет потребителей, использующих газ  для коммунально-бытовых нужд (население) и потребителей, использующих газ для  подогрева воды для отопления и горячего водоснабжения, производства  технического пара (ресурсоснабжающие организации), что противоречит  сложившейся (после 2005 г. - года введения в действие данного Стандарта)  судебной практике и разъяснениям Верховного Суда РФ от 19.10.2016, согласно  которым в понятие коммунально-бытовых нужд не включается потребление газа  ресурсонабжающими организациями, потребляющими газ при производстве иного  коммунального ресурса. 

В апелляционной жалобе истец указывает на не рассмотрение судом  дополнительных соглашений к договорам поставки газа об изменении объемов  поставки газа как доказательств, подтверждающих поведение сторон до  возникновений разногласий между сторонами спора. 

В соответствии с абз. 6 п.2.1 договоров согласованный объем поставки газа  на каждый следующий календарный год устанавливается равный объему на 2019  год и корректируется по заявке покупателя с учетом фактического потребления газа,  расчетов за газ покупателем в предыдущем году и технических возможностей  систем газоснабжения. 

Корректировка годового объема оформляется путем подписания  соответствующего дополнительного соглашения к договору не позднее, чем за 30  дней до начала соответствующего календарного года. 

Объем поставки газа в спорный период поставки (февраль, март 2021 года)  согласован сторонами в дополнительных соглашениях от 20.08.2021 на основании  поданных от покупателя заявок. 

Значения внешнего нерегулируемого параметра — температуры наружного  воздуха, предопределяют значения регулируемых параметров, в том числе таких  как: температура теплоносителя, объем тепловой энергии и объем газа,  необходимый для ее производства. 

Для прогнозирования температуры наружного воздуха любая  теплоснабжающая организация может использовать общедоступные прогнозы  погоды ФГБУ «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды» (далее - ФГБУ "Гидрометцентр России"). Прогнозы погоды  могут быть разной протяженности во времени (от 2 часов до 30 суток,  долговременный до 1 года). 

Таким образом, в случае действительной необходимости в  метеорологическом прогнозировании ответчик имел возможность заранее иметь  информацию об изменениях температуры наружного воздуха и, соответственно,  внести коррективы по годовому и месячным объемам поставляемого газа. 


[A7] Так, в соответствии с п.2.1 договоров корректировка годового объема  оформляется путем подписания соответствующих дополнительных соглашений не  позднее, чем за 30 дней до начала соответствующего календарного года. 

Кроме того, договоры дают возможность изменения месячных объемов газа,  поставляемых ответчику. Данное изменение оформляется письмами и/или  дополнительными соглашениями в порядке п.2.5 договоров, в соответствии с  которым, заявка на изменение объемов может быть предоставлена покупателем  (истцом) не более 1 раза в месяц не позднее 15 числа месяца, предшествующего  месяцу поставки газа. 

В пункте 8.1. договоров, в соответствии с п. 13 Правил № 162, допустимые  границы неравномерности поставки газа по суткам определены следующей  пропорцией: «минимальный суточный объем поставки газа не должен быть более  чем на 20 процентов ниже, а максимальный суточный объем поставки газа не  должен быть более чем на 10 процентов выше среднесуточной нормы поставки  газа». 

Следовательно, истец должным образом регулирующий процесс  теплоснабжения по температуре наружного воздуха, имеет все возможности  согласовать с поставщиком газа необходимые ему плановые объемы газа (годовые,  квартальные, месячные) и далее регулировать объемы потребления газа в  указанном договорами и Правилами № 162 диапазоне неравномерности  потребления газа (посуточное потребление газа). 

При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных  требований у суда первой инстанции не имелось. 

Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь  выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для  отмены состоявшегося судебного акта. 

Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и  исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно  применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства,  установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта,  апелляционным судом не установлены. 

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный  апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 19.11.2021 по делу № А56-65089/2021 оставить без изменения, а  апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. 

Председательствующий Е.В. Савина  Судьи Г.Н. Богдановская 


[A8] А.Ю. Слоневская