ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-4594/2015 от 14.04.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

21 апреля 2015 года

Дело № А56-65188/2014

Резолютивная часть постановления объявлена      апреля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   апреля 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Борисовой Г.В.

судей  Лопато И.Б., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии:

от  заявителя:  ФИО2 по доверенности от 02.03.2015 №56;

от  заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 09.02.2015;

от третьего лица: ФИО4 по доверенности от 31.03.2015;

рассмотрев  в  открытом   судебном  заседании  апелляционную  жалобу (13АП-9292/2013) Департамента Федеральной службы в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу на  решение  Арбитражного  суда  города Санкт-Петербурга  и  Ленинградской  области  от  25.12.2014   по  делу  № А56-65188/2014 (судья Галкина Т.В.) , принятое

по  заявлению   Комитета по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области

к   Департаменту Федеральной службы в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу

третье лицо: Ленинградская областная региональная общественная организация «Клуб охотников «Природа»

об оспаривании предписания

установил:

Комитет по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области (191311, Санкт-Петербург, ул.Смольного, д.3, далее -  Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга  и  Ленинградской  области с заявлением об оспаривании предписания Департамента Федеральной службы в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д.39, далее - Департамент) от 23.07.2014 №17/2014-ПР/25.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Ленинградская областная региональная общественная организация «Клуб охотников «Природа» (188410, <...>, ОГРН <***>, далее-РОО «Клуб охотников «Природа»).

Решением суда  первой инстанции  заявленные требования  Комитета удовлетворены, оспариваемое предписание признано незаконным в связи с недоказанностью факта превышения максимальной площади охотничьих угодий, предоставляемых РОО «Клуб охотников «Природа».

Не согласившись  с  решением  суда,  Департамент   направил апелляционную жалобу, в которой просил отменить решение суда  первой  инстанции,  принять  новый  судебный  акт  об  отказе в удовлетворении  заявленных  требований.

 В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы по  тем  основаниям,  что  приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 18.05.2012 №137 установлено, что в Ленинградской области максимальная площадь охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом или группой лиц, составляет не более 100 тыс.га в пределах одного муниципального образования Ленинградской области. В рассматриваемой ситуации таким муниципальным образованием является Волосовский  муниципальный район, на территории которого охотничьему клубу выделено 156,3 тыс.га охотничьих угодий, что превышает норму предусмотренную приказом №137.

Представители Комитета и РОО «Клуб охотников «Природа» в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения, свою позицию изложили в отзывах.

Законность  и  обоснованность  принятого  решения  проверяются  в  порядке  и  по  основаниям,  установленными  статьями  258, 266-271  АПК  РФ.

Выслушав  представителей сторон,  исследовав  материалы  дела,  обсудив  доводы  апелляционной  жалобы,  суд  апелляционной  инстанции   не  находит   оснований для ее  удовлетворения.

Как  видно  из  материалов  дела,  в период с 02.06.2014 по 01.07.2014 на основании распоряжения от 26.05.2014№ПП-06/25 должностными лицами Департамента Федеральной службы в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу была проведена плановая выездная проверка по контролю и надзору за соблюдением органами государственной власти Ленинградской области, переданных  им полномочий Российской Федерации в области охраны и использования животного мира в соответствии со статьей 6 Федерального закона РФ от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» и статьей 33 Федерального закона РФ от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В ходе проверки выявлено нарушение Комитетом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области приказа Минприроды от 18.05.2012 №137, выразившееся в том, что охотхозяйственным соглашением № 58 от 18.04.2013, заключенным с РОО Клуб охотников «Природа» предусмотрено предоставление земельного участка площадью 156,3 тыс.га, что превышает допустимую максимальную площадь охотничьих угодий, установленную для Ленинградской области. Данные факты нашли свое отражение в акте  №ПП-06/25 от 01.07.2014.

  По результатам проверки Департамент выдал Комитету предписание от 23.07.2014 №17/2014-ПР/25 о внесении изменений в пункт 2.2 охотхозяйственного соглашения № 58 от 18.04.2013, заключенного с РОО Клуб охотников «Природа» в части приведения площади охотничьих угодий в пределах одного муниципального образования Ленинградской области в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.

Комитет  с  указанным   предписанием не согласился по  тем основаниям, что действующим законодательством не урегулирован вопрос о том, какого уровня муниципальные образования  принимаются во внимание при исчислении  максимальной площади предоставляемых охотничьих угодий.

Суд  первой  инстанции,   признавая  недействительным  оспариваемое  предписание, дал  оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.

Согласно статье 71 Федерального закона РФ от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее-Закон об охоте) право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу этого Закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей (часть 1). Продлению эти долгосрочные лицензии не подлежат (часть 2). Упомянутые лица вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (часть 3). В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с такими лицами в течение трех месяцев с даты их обращения (часть 4).

Если названные лица не воспользовались предоставленным правом на заключение охотхозяйственных соглашений, то их право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром, прекращается по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий в субъектах Российской Федерации (часть 9). При этом за ними сохраняется право заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона в пределах установленной максимальной площади охотничьих угодий (часть 10).

Таким образом, Закон об охоте сохранил право пользования животным миром, возникшее у лицензиатов на основании ранее выданных долгосрочных лицензий, в течение срока их действия. Предоставленная этим лицам возможность заключить охотхозяйственные соглашения реализуется по усмотрению лицензиатов и в определяемые лицензиатами сроки, которые зависят от того, претендуют ли они на всю ранее предоставленную в пользование по долгосрочной лицензии площадь охотугодий, если она превышает максимально допустимую.Указанная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда РФ №12224/13 от 21.01.2014 по делу N А19-18094/2012.

Следовательно, лицензиат при заключении охотхозяйственного соглашения имеет право претендовать на всю ранее предоставленную в пользование по долгосрочной лицензии площадь охотугодий, даже если она превышает максимально допустимую.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.05.2012 N 137«Об установлении максимальной площади охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом или группой лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 31 статьи 28 Закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 09.06.2012 за N 24514) , утверждены максимальные площади охотничьих угодий по субъектам Российской Федерации, в отношении которых охотхозяйственные соглашения могут быть заключены одним лицом или группой лиц.

В соответствии с приложением к Приказу № 137 для Ленинградской области максимальная площадь охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом, составляет 100 тыс. га в пределах одного муниципального образования.При этом в названном Приказе не указано, муниципальные образования какого уровня принимаются во внимание при исчислении предоставляемой максимальной площади охотничьих угодий.

  Судом первой инстанции было установлено, что 18.04.2013 на основании долгосрочной лицензии ХХ №0722 от 01.11.1999 со сроком действия по 2048 год, Комитетом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области с РОО Клуб охотников «Природа» (охотпользователь) заключено охотхозяйственное соглашение № 58.

Договором о предоставлении территории  №22 от 19.08.1999, предусмотрено, что  площадь такого участка составляет 156,3 тыс.га., а именно, охотпользователю предоставлена территория площадью 156,3 тыс. га в границах следующих 11 (одиннадцати) муниципальных образований: муниципальное образование «Волосовский муниципальный район», муниципальное образование «Терпилицкое сельское поселение», муниципальное образование «Губаницкое сельское поселение», муниципальное образование «Курское сельское поселение», муниципальное образование «Сабское сельское поселение», муниципальное образование «Изварское сельское поселение», муниципальное образование «Болыпеврудское сельское поселение», муниципальное образование «Губаницкое сельское поселение», муниципальное образование «Кикеринское сельское поселение», муниципальное образование «Калитинское сельское поселение», муниципальное образование «Волосовское городское поселение».

Согласно статьям 10, 12 Устава Ленинградской области, утвержденного Законом Ленинградской области от 27.10.1994  № б-оз, статье 3 Областного закона Ленинградской области от 15.06.2010 № 32-оз «Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области и порядке его изменения», муниципальным образованием на территории Ленинградской области является как Волосовский муниципальный район, так и городские и сельские поселения в его составе.

Таким образом, при общей площади охотничьего угодья -156,3 тыс. га, на каждое из указанных выше муниципальных образований приходится территория площадью, не превышающей 100 тыс. га.

Следовательно, в данном случае, нарушение Приказа № 137 относительно несоблюдения предоставляемой максимальной площади охотничьих угодий, нельзя признать доказанным,  оспариваемое предписание законным и обоснованным.

 Апелляционным судом не принимается ссылка  Департамента на письмо от 12.11.2014 №15-50/6688-ОГ, поскольку в нем изложена позиция должностного лица административного органа  на поступивший запрос  от Ленинградской областной региональной общественной организации «Клуб охотников и рыболовов «Возрождение», которая не является стороной по настоящему делу.

При таких обстоятельствах, апелляционный  суд  считает,  что  суд  первой инстанции,    дал  правильную  оценку  обстоятельствам,  установленным  по  делу  и  принял  законное  решение,  оснований  для  его  отмены  и  удовлетворения  апелляционной  жалобы   Департамента   не  имеется. 

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 декабря 2014 года по делу № А56-65188/2014 оставить без изменения,  апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу- без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Г.В. Борисова

Судьи

И.Б. Лопато

 А.Б. Семенова