ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-4956/2015 от 21.04.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

27 апреля 2015 года

Дело № А21-6357/2014

Резолютивная часть постановления объявлена      апреля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   апреля 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Борисовой Г.В.

судей  Лопато И.Б., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.

при участии:

от заявителя: не явились - извещены (уведомление №22101,22102);

от заинтересованного лица: не явились - извещены (уведомление N22104.22103);

от третьего лица: не явились - извещены (уведомление N22105);

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24258/2014) Управления Внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.09.2014 по делу N А21-6357/2014 (судья Иванов С.А.), принятое

по заявлению ООО «Приозерное Агро»

к Управлению государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Калининградской области в лице ОГИБДД МО МВД России «Советский»

третье лицо: Кубец Вероника Александровна

о признании незаконным бездействия по осуществлению регистрационных действий

установил:

   ООО «Приозерное Агро» (238611, Калининградская обл., Славский р-н, пос.Щегловка, ул.Железнодорожная, д.12, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным решения УГИБДД УМВД России по Калининградской области в лице ОГИБДД МО МВД России «Советский» (236040, г. Калининград, ул. Черныховского, д. 52, далее - административный орган) от 23.07.2014 №1200 об отказе в совершении регистрационных действий по заявлению общества в отношении транспортного средства –легкового автомобиля марки Фольксваген Пассат, VIN (идентификационный номер) WVWZZZ31NB081184, государственный регистрационный знак 0364РТ/39,  по изменению в регистрационных документах регистрационных данных в связи с заменой номерных агрегатов и обязать произвести изменение регистрационных данных транспортного средства с внесением соответствующих сведений в правоустанавливающие документы в связи с заменой номерного узла (агрегата): кузова легкового автомобиля 1992 года выпуска VIN:WVWZZZ31NB081184 на идентичный кузов 1994 года выпуска VIN:WVWZZZЗАZRB149571.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 51 АПК РФ привлечен собственник транспортного средства - Кубец Вероника Александровна.

Решением суда  первой  инстанции  заявленные  обществом  требования  удовлетворены, оспариваемое решение ОГИБДД МО МВД России «Советский»    от 23.07.2014 №1200 признано незаконным. Суд обязал УГИБДД УМВД России по Калининградской области в лице ОГИБДД МО МВД России «Советский» осуществить регистрационные действия по внесению изменений регистрационных данных транспортного средства марки Фольксваген Пассат (VIN:WVWZZZ31NB081184, государственный регистрационный знак 0364РТ/39, 1992 года выпуска), с внесением соответствующих сведений в правоустанавливающие документы в связи с заменой номерного узла (агрегата): кузова легкового автомобиля 1992 года выпуска VIN:WVWZZZ31NB081184 на идентичный кузов 1994 года выпуска VIN: WVWZZZЗАZRB149571, с административного органа в пользу общества взыскано 2000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.

Не  согласившись  с  решением  суда  первой  инстанции,  УМВД РФ  по Калининградской области   направило  апелляционную  жалобу,  в  которой  просило  отменить  решение  суда  в  связи  с  неправильным применением норм  материального права. По мнению подателя жалобы, произведенная  обществом замена кузова транспортного средства фактически привела к утрате базового транспортного средства и невозможности его  идентификации в  новом транспортном средстве, образованном в результате изменения конструкции, что в силу пунктов 5 и 79 Технического регламента  о безопасности  колесных транспортных средств и пункта 3 Правил регистрации автомототранспортных средств является недопустимым.

Стороны и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,  своих представителей в суд не направили.

Законность  и  обоснованность  принятого  решения  проверяются  в  порядке  и  по  основаниям,  установленными  статьями  258, 266-271  АПК  РФ.

Исследовав  материалы  дела,  обсудив  доводы  апелляционной  жалобы,  суд  апелляционной  инстанции    находит   ее  обоснованной и подлежащей удовлетворению. 

Как  видно  из  материалов  дела,  ООО «Приозерное Агро» заключило  15.10.2012 с гражданкой Кубец В.А. собственником транспортного средства марки Volkswagen Passat (VIN:WVWZZZ31NB081184, государственный регистрационный знак 0364РТ/39, 1992 года выпуска) договор  аренды названного транспортного средства №2/2012 в целях осуществления коммерческой и иной экономической деятельности.

В связи с тем, что у несущей конструкции легкового автомобиля в результате дорожно-транспортного происшествия возникли технические повреждения и неполадки, для выяснения возможностей производства ремонтных работ, общество обратилось в Калининградское областное отделение общественной организации Всероссийское общество автомобилистов «Независимое бюро экспертизы и оценки ВОА» в г. Советске.

После произведенного осмотра автомобиля экспертом-техником Гавриловым Г.М. было дано экспертное заключение №103/02/14 от 20.02.2014, согласно которому ремонт кузова данного автомобиля не может быть осуществлен в условиях сервисного предприятия, в виду существенных дефектов, степень которых характеризуется: смещением мест крепления задней подвески в результате деформации задней части кузова, деформацией проемов дверей, капота и крышки багажного отделения и в целом каркаса кузова (остова); наличием на кузове поврежденных деталей, которые не поставляются заводами изготовителями в качестве запасных частей на территорию РФ и не поддаются ремонту существующими методами или изготовлению в условиях СТО.

В целях получения возможности дальнейшей эксплуатации указанного автомобиля, 04.06.2013 на основании договора купли продажи номерного агрегата, общество приобрело у ООО «Запад-Сервис» в качестве сменной части для ремонта автомобиля номерной агрегат - кузов легкового автомобиля Фольксваген Пассат, б/у, 1994 года выпуска, VIN: WVWZZZ3AZRB149571, серебристого цвета.

ООО «С.Т.О. Нешев», по заказу общества, произвело работы по замене кузова, установленного ранее заводом изготовителем на  новый кузов с VIN: WVWZZZ3AZRB149571.

Во исполнение требований пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации 12.08.1994 №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», общество, как лицо от имени собственника пользующееся и владеющее транспортным средством,  обратилось с заявлением на внесение изменений в конструкцию транспортного средства в Отдел технического надзора и административной практики УГИБДД УМВД России по Калининградской области.

17.06.2013, по результатам рассмотрения указанного заявления, заместителем начальника УГИБДД УМВД России по Калининградской области было оформлено и выдано свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности сер. 39 КН №0001335.

Получив необходимое свидетельство, общество 25.06.2014 обратилось в ОГИБДД МО МВД России «Советский» с заявлением об осуществлении регистрации произведенных изменений в конструкцию транспортного средства.

По результатам рассмотрения заявления общества и фактического осмотра транспортного средства, должностным лицом отделения ГИБДД МО МВД России Советский   принято решение о направлении легкового автомобиля для исследования маркировочных обозначений на предмет изменений, о чем последним было выдано отношение от 25.06.2014 (исх. №4743) в ЭКЦ УМВД России по Калининградской области.

01.07.2014  экспертом ЭКЦ УМВД России по Калининградской области ст. лейтенантом полиции Видусовым М.А. составлена справка об исследовании маркировочных обозначений транспортного средства №927-Э от 01.06.2014, согласно которой идентификационная маркировка кузова (рамы): WVWZZZ3AZRB149571 легкового автомобиля нанесена в соответствии с технологией используемой на предприятии изготовителе при маркировании новых кузовов (рам) транспортных средств данной серии, и изменению не подвергалась; знаки маркировки двигателя представленного транспортного средства нанесены в соответствии с технологией используемой предприятием изготовителем при маркировании новых двигателей данного типа (модели), и изменению не подвергались. 

23.07.2014 письмом №1200 начальник ОГИБДД МО МВД России «Советский», отказал в предоставлении государственной услуги совершения регистрационных  действий по изменению конструкции транспортного средства в связи с тем, что замена номерных агрегатов подразумевает фактическое удаление маркировки транспортного средства присвоенной организацией изготовителем, что приводит к невозможности её идентификации. В результате замены кузова или рамы, автомобиль утрачивает основные элементы базового транспортного средства и фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, имеющим идентификационный номер.

Не согласившись с решением ОГИБДД МО МВД России «Советский» и полагая, что оно нарушает интересы ООО «Приозерное Агро» в предпринимательской деятельности, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Суд  первой  инстанции,  удовлетворяя  заявленные  требования  общества,  пришел к выводу об отсутствии у ОГИБДД МО МВД России «Советский» правовых оснований отказа в регистрации изменений конструкции транспортного средства и обязал устранить допущенные нарушения.

 Апелляционный суд не согласен с данным выводом суда по следующим основаниям.

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон N 196-ФЗ) определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации и его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно пункту 3 статьи 15 Закона N 196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

В соответствии с пунктами 2 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» и пунктами 1 и 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, регистрацию автотранспортных средств и проверку указанных документов осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (далее - Приказ N 1001) утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила регистрации).

Согласно пункту 3 Правил регистрации не подлежат регистрации и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства по следующим основаниям: представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию; представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами; представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 51 Правил регистрации при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 названных Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 в соответствии с Законом о техническом регулировании утвержден Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (далее - Технический регламент), которым установлены требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.

Разделом III Технического регламента установлены критерии, формы оценки соответствия транспортных средств применительно к различным транспортным средствам и документы, подтверждающие оценку соответствия.

Подраздел 4 раздела III Технического регламента определяет оценку соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию.

Согласно пункту 79 Технического регламента оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме технической экспертизы конструкции и последующей проверки их технического состояния после идентификации каждого транспортного средства.

В силу пункта 81 Технического регламента внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляются по разрешению и под контролем подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 83 Технического регламента номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации в паспорт транспортного средства. Наличие в паспорте транспортного средства номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения его эксплуатации.

Регистрация изменений конструкции транспортного средства предусмотрена в приказе Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.12.2000 N 1240 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору» (далее - Приказ N 1240).

В пунктах 4 - 7 Порядка контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение N 2 к Приказу N 1240, далее - Порядок) установлено, что рассмотрение заявлений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется подразделением ГИБДД по месту учета транспортного средства. В заявлении подробно описываются вносимые изменения в конструкцию транспортного средства. При приеме заявления необходимо удостовериться в том, что в отношении транспортного средства, в конструкцию которого вносятся изменения, отсутствуют запреты или ограничения, наложенные судом, следствием, таможенными органами, органами налоговой полиции, органами социальной защиты населения. По результатам рассмотрения заявления подразделением ГИБДД принимается соответствующее решение. В решении по заявлению указываются порядок и условия оформления и выдачи свидетельства, а также необходимость получения заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию. Кроме того, в решении приводятся организации, в которых оно может быть получено. Если решение предусматривает получение заключения, то собственник транспортного средства обращается в организацию, уполномоченную его выдавать.

Согласно пункту 13 Порядка техническое состояние и конструкция транспортного средства после внесенных изменений проверяются на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения на СГТО ГИБДД или ПТО.

Пунктом 14.1 Порядка определен перечень документов, которые должен представить собственник транспортного средства в подразделение ГИБДД для получения свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности. В данный перечень входит заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию (в случаях, предусмотренных пунктом 7).

По результатам рассмотрения представленных документов подразделение ГИБДД оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство (приложение N 4) или отказывает в его выдаче (пункт 14.3 Порядка).

В соответствии с пунктом 2 Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение N 1 к Приказу N 1240) изменением конструкции транспортного средства считается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.

Из пункта 3 Порядка следует, что базовое транспортное средство - это сертифицированное в установленном порядке транспортное средство, в конструкцию которого вносятся изменения; составные части и предметы оборудования - агрегаты, узлы и детали, установленные и (или) используемые в конструкции полнокомплектного транспортного средства, к которым предъявляются отдельные требования нормативных документов.

Пунктом 5 Технического регламента определено, что «базовое транспортное средство» - транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства.

Таким образом, согласно указанным нормативным правовым актам базовым транспортным средством является сертифицированное в установленном порядке транспортное средство, в конструкцию которого вносятся изменения (пункт 3 Порядка), под изменением конструкции транспортного средства понимается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения (пункт 2 Наставлений).

Следовательно, при изменении конструкции транспортного средства базовое транспортное средство в целом сохраняется, то есть сохраняется возможность его идентификации по представленным на него документам.

Как видно из материалов дела, кузов  легкового автомобиля марки Фольксваген Пассат, государственный регистрационный знак 0364РТ/39, идентификационный номер VIN:WVWZZZ31NB081184, 1992 года выпуска, заменен на идентичный кузов 1994 года выпуска,  идентификационный номер VIN:WVWZZZЗАZRB149571, с направлением в ОГИБДД МО МВД России «Советский» заявления о внесении соответствующих изменений в регистрационные данные о транспортном средстве.

Анализ вышеуказанных положений позволяет утверждать, что в данном случае замена кузова транспортного средства не может являться изменением конструкции транспортного средства в соответствии с Порядком, поскольку затрагиваются такие конструктивные особенности автомобиля, в результате которых базовое транспортное средство прекращает свое существование.

Идентификационный номер VIN  присваивается не какой-либо отдельной части транспортного средства, а транспортному средству в целом, указанный номер уникален и изменению в ходе эксплуатации транспортного средства не подлежит.

 Транспортные средства, как правило, имеют несущий кузов или рамную конструкцию, где кузов или рама являются основным элементом базового транспортного средства, на котором нанесена идентификационная маркировка изделия.

Идентификационный номер транспортного средства на данном автомобиле выбивается на кузове, то есть кузов данной модели автомобилей является базовым транспортным средством, носителем основного идентификационного номера всего транспортного средства, а не одной детали (кузова).

Таким образом, в рассматриваемом случае, замена кузова транспортного средства фактически повлекла невозможность идентифицировать автомобиль Фольксваген Пассат (регистрационный знак 034РТ/39), поскольку его идентификационный номер был утрачен в результате указанной операции.

В силу пункта 3 Правил регистрации автомототранспортных средств   пункта 24 Административного регламента, уничтожение идентификационной маркировки  транспортного средства является одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, связанной с проведением регистрационных действий с транспортным средством.

При этом, апелляционный суд отмечает, что получение  обществом в УГИБДД УМВД России по Калининградской области свидетельства сер. 39 КН №0001335 подтверждает только соответствие транспортного средства (с внесенными в его конструкцию изменениями) требованиям безопасности, но не является документом обязывающим административный орган внести истребуемые обществом изменения в регистрационные документы легкового автомобиля.

Приняв во внимание указанные обстоятельства,  апелляционный суд пришел к выводу о соответствии оспариваемых действий ОГИБДД МО МВД России «Советский» упомянутым нормам, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При  таких  обстоятельствах  апелляционный  суд  считает,  что  решение суда первой  инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации  по Калининградской области  удовлетворению.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270- 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный  суд

                                               ПОСТАНОВИЛ:

Решение  Арбитражного  суда  Калининградской области  от 09 сентября  2014 года  по  делу  № А21-6357/2014 отменить.

ООО «Приозерское Агро» в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения Управления ГИБДД УМВД России по Калининградской области в лице ОГИБДД МО МВД России «Советский» от 23.07.2014 №1200 об отказе в совершении регистрационных действий в отношении транспортного средства марки Фольксваген Пассат (идентификационный номер VIN WVWZZZ31ZNB081184, 1992 года выпуска, государственный регистрационный знак О364РТ/39) и обязании Управления ГИБДД УМВД России по Калининградской области в лице ОГИБДД МО МВД России «Советский» совершить регистрационные действия по внесению изменений регистрационных данных транспортного средства марки Фольксваген Пассат (идентификационный номер VIN WVWZZZ31ZNB081184, 1992 года выпуска, государственный регистрационный знак О364РТ/39) с внесением соответствующих сведений в правоустанавливающие документы, в связи с заменой кузова легкового автомобиля 1992 года WVWZZZ31ZNB081184, на идентичный кузов 1994 года WVWZZZ3AZRB149571,  отказать.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Г.В. Борисова

Судьи

И.Б. Лопато

 А.Б. Семенова