ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-5777/2022 от 31.03.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

1176/2022-49846(1)



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2022 года

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Протас Н.И. 

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  (регистрационный номер 13АП-5777/2022) ООО "ЯБЛОНОВСКОЕ  ОХОТХОЗЯЙСТВО" на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области от 02.02.2022 по делу № А56-7359/2022(судья  Т.М.Ресовская), принятое 

по заявлению ООО "ЯБЛОНОВСКОЕ ОХОТХОЗЯЙСТВО"

к Комитету по охране, контролю и регулированию использования объектов  животного мира Ленинградской области 

о признании требования Комитета

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Яблоновское охотхозяйство"  (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по охране, контролю  и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области  (далее – Комитете) о признании требования Комитета от 28.10.2021 № И-459/2021  «О мерах по сокращению численности дикого кабана» не соответствующим  положениям статьей 38, 43 Федерального закона от 24.07.2009 № 209- ФЗ «Об  охоте...», приказу Минприроды России от 25.11.2020 № 965. распоряжению  Правительства РФ от 30.09.2016 № 2048-р. пункту 1 статьи 2 Федерального закона  от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных 


[A1] предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и  муниципального контроля», части 1 статьи 9 Федерального закона от 31.07.2020 №  247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», статьи 2.2  Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», приказу Минсельхоза России  от 28.01.2021 № 37 недействительным и обязании Комитета устранить допущенные  нарушения прав и законных интересов заявителя. 

Определением от 02.02.2022 суд первой инстанции возвратил заявление  Предприятия на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). 

Не согласившись с указанным определением арбитражного суда, Общество  обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной  жалобой, в которой просит определение суда отменить. Податель жалобы  указывает, что суд пришел к ошибочному выводу о неподсудности спора  арбитражному суду. 

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и  месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание  не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. 

Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверены  в апелляционном порядке. 

Как следует из материалов дела, 28.10.2021 Комитетом вынесено требование   № И-459/2021 «О мерах по сокращению численности дикого кабана». 

В списке охотпользователей в пункте 35 указано ООО "Яблоновское  охотхозяйство". 

Не согласившись с указанным требованием Комитета, Общество оспорило  его в арбитражном суде 

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что настоящее дело не  подлежит рассмотрению в арбитражном суде, в связи с чем возвратил заявление. 

Проверив правильность применения судом норм процессуального права, а  также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным  доказательствам, суд апелляционной инстанции установил, что апелляционная  жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям. 

В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражный суд рассматривает  дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные  дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан,  осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования  юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя,  приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные  предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными  федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской  Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов  местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не 


[A2] имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса  индивидуального предпринимателя (часть 2 статьи 27 АПК РФ). 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды  рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из  административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные  дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами  предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе: об  оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных  правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов,  органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных  федеральным законом отдельными государственными или иными публичными  полномочиями, должностных лиц. 

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные  лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и  действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт,  решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному  нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на  них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в  силу главы 24 АПК РФ может быть оспорен и признан недействительным  арбитражным судом, понимается документ властно-распорядительного характера,  вынесенный уполномоченным органом в определенной процессуальной форме,  содержащий обязательные предписания, распоряжения, направленный на  установление, изменение или прекращение правоотношений и влекущий  неблагоприятные для заявителя последствия в сфере предпринимательской или  экономической деятельности. Властное предписание, содержащееся в  ненормативном правовом акте, направлено на установление, изменение или  прекращение прав и обязанностей определенных лиц. Обязательность исполнения  властного предписания - один из главных квалифицирующих признаков  ненормативного правового акта. Документы, не содержащие обязательных для  исполнения требований, не влекут правовых последствий, не затрагивают права и  законные интересы организаций. 

Возвращая заявление Общества, суд установил, что из содержания  заявления ООО "Яблоновское охотхозяйство" следует, что оспариваемое  требование не соответствует Федеральному закону от 24.07.2009 № 209- ФЗ «Об  охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации», Закону РФ от 14.05.1993 № 4979-1  «О ветеринарии», и иным нормативно-правовым актам, принятым в сфере 


[A3] природоохранного законодательства, в связи с чем спор не носит экономический  характер. 

Вместе с тем, статьей 34 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О  животном мире» предусмотрено, что одним из видов пользования животным миром  является охота. 

Из имеющейся в деле выписки ЕГРЮЛ усматривается, что основным видом  деятельности Общества, как коммерческой организации, является охота,  разведение животных и оказание услуг в этих областях. 

Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК  029-2014, утвержденным приказом Федерального агентства по техническому  регулированию и метрологии от 31.01.2014 № 14-ст, предусмотрен такой вид  экономической деятельности, как охота, отлов и отстрел диких животных, включая  предоставление услуг в этих областях (группировка 01.70). 

Статьей 41 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»  предусмотрено, что отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов  регулируются федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов  и настоящим Федеральным законом. 

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об  охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации» охотничье хозяйство - это сфера  деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их  обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной  сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты. 

Из оспариваемого требования следует, что оно направлено руководителям  организаций, осуществляющих ведение охотничьего хозяйства на территории  Ленинградской области, и налагает на охотпользователей, перечень которых указан  в приложении к требованию, в том числе и на Общество, обязанности по  планированию и проведению мероприятий по снижению численности кабана, то  есть по отлову или отстрелу кабанов в охотничьем хозяйстве до достижения  показателя плотности 0.25 особи на 1000 га. 

Таким образом, следует признать, что спорные правоотношения возникли в  сфере охоты, как вида пользования животным миром и вида экономической  деятельности. 

Учитывая изложенное, заявление Общества об оспаривании требования  Комитета от 28.10.2021 № И-459/2021 «О мерах по сокращению численности дикого  кабана» подлежит рассмотрению арбитражным судом. 

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции неправомерно возвратил  заявление Общества на основании пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ. 

В силу пункта 2 части 4 статьи 272 АПК РФ, а также в соответствии с  разъяснениями, приведенными в пункте 40 Постановления Пленума Верховного  Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной  инстанции", на новое рассмотрение судом апелляционной инстанции могут быть 


[A4] направлены вопросы, разрешение которых относится к ведению суда первой  инстанции и которые суд по существу не рассматривал по причине, в том числе,  необоснованного возврата искового заявления. 

С учетом изложенного, апелляционная жалоба Общества подлежит  удовлетворению, определение суда первой инстанции подлежит отмене, как  вынесенное с нарушением норм процессуального права, с направлением вопроса о  принятии заявления к производству на новое рассмотрение в суд первой инстанции. 

На основании изложенного и руководствуясь статьей 272 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный  апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской 

области от 02 февраля 2022 года по делу № А56-7359/2022 отменить.

Направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия. 

Судья Н.И. Протас