ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-6119/2015 от 12.05.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

19 мая 2015 года

Дело № А21-9125/2014

Резолютивная часть постановления объявлена      мая 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   мая 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Борисовой Г.В.

судей  Лопато И.Б., Сомовой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Шамовой Г.А.

при участии:

от заявителя:  не явились- извещены ( уведомление №69379); 

от заинтересованного лица:   не явились- извещены ( уведомление №69380);

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер   АП-6119/2015 ) Административно-технической инспекции Калининградской области на  решение  Арбитражного  суда  Калининградской  области  от 03.02.2015  по делу №А21-9125/2014  (судья   Залужная Ю.Д.), принятое

по заявлению ООО «Жилищно- эксплуатационный участок №12Ц»

к  Административно-технической инспекции Калининградской области

о  признании  незаконным   и  отмене  постановления

установил:

            ООО «Жилищно-эксплуатационный участок №12Ц» (236000, <...>, ОГРП 1083925038845, далее- ООО «ЖЭУ №12Ц», общество) обратилось  в  Арбитражный  суд  Калининградской  области  с  заявлением  о  признании  незаконным  и  отмене  постановления  Административно-технической инспекции Калининградской области (236000, <...>, далее- инспекция, административный орган) от 25.09.2014 №3842 о  привлечении к административной  ответственности  за  совершение  административного  правонарушения  по  части 1  статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 115 000 рублей. 

Решением  суда  первой  инстанции заявленные требования общества удовлетворены.

Не  согласившись  с  решением  суда, Административно-техническая инспекция   направила  апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить по тем основаниям, что переполнение контейнеров мусором  возникло по вине заявителя в связи с недостаточным  их количеством, следовательно, ответственность за совершение правонарушения должна быть возложена на ООО «ЖЭУ №12Ц», а не на организацию, вывозящую мусор с контейнерных площадок.

Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,  в суд не явились, в соответствии со ст.156 АПК РФ   апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.

Законность  и  обоснованность  принятого  решения  проверяются  в  порядке  и  по  основаниям,  установленными  статьями  258, 266-271  АПК  РФ.

Исследовав  материалы  дела,  обсудив  доводы  апелляционной  жалобы,  суд  апелляционной  инстанции  не  находит  оснований  для ее удовлетворения.

Как  видно  из  материалов  дела, 02.09.2014   Административно-технической инспекцией Калининградской области проведена проверка соблюдения управляющей компанией- ООО «ЖЭУ №12Ц» Правил санитарного содержания и благоустройства территории городского округа «Город Калининград», утвержденных решением Окружного Совета депутатов города Калининграда от 24.12.2008 №346 (далее- Правила №346)на придомовой территории многоквартирного дома №104, расположенного по адресу: <...>.

В ходе осмотра территории составлен акт фиксации выявленного административного правонарушения от 02.09.2014 , выразившегося в наличии на контейнерной площадке  переполненных мусором контейнеров и захламление мусором прилегающей к контейнерам территории.

По результатам проверки ведущим консультантом Инспекции,  с участием представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении  от 05.09.2014 №3842 с фототаблицей,  в котором зафиксировано, что ООО «ЖЭУ №12Ц» не обеспечило надлежащее санитарное состояние контейнерной площадки у дома 104 по улице Чкалова (контейнеры переполнены, вокруг наличие бытового мусора).

25.09.2014 должностным лицом Инспекции, с участием представителя общества,  принято постановление №3842 о привлечении ООО «ЖЭУ №12Ц»   к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях с назначением  административного штрафа в размере 115 000 рублей.

Общество, не согласившись  с указанным постановлением,   обжаловало   его  в  судебном  порядке в связи с неправомерным привлечением его к административной ответственности,  в отсутствие вины общества  во вменяемом ему правонарушении.

Суд  первой  инстанции, удовлетворяя заявленные обществом  требования о признании незаконным оспариваемого  постановления, указал на отсутствие вины управляющей организации. Апелляционный суд не согласен с данным выводом суда по следующим основаниям.

Согласно статье 1.3 Кодекса  РФ  об  административных правонарушениях к ведению Российской Федерации в области законодательства об  административных правонарушениях относится, в частности, установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту  25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.

Согласно части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, невыполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления по организации уборки и содержанию территории, порядку сбора, вывоза  и утилизации отходов производства и потребления, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Решением Окружного Совета депутатов города Калининграда от 24.12.2008 № 346 утверждены Правила санитарного содержания и благоустройства территории городского округа «Город Калининград».

Указанные Правила разработаны в соответствии с Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, Санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.3.6.1066-01, СП 2.3.6.1079-01, СНиП III-10-75 «Благоустройство территорий», СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», Кодексом Калининградской области об административных правонарушениях, Законом Калининградской области от 16.02.2009 № 321 «О градостроительной деятельности на территории Калининградской области», Законом Калининградской области от 21.12.2006 № 100 «О зеленых насаждениях» и другим действующим законодательством (п. 1.1).

Данные Правила устанавливают единые требования в сфере благоустройства к обеспечению надлежащего санитарного содержания городских территорий, а также содержанию зеленых насаждений на территории городского округа «Город Калининград» и обязательны для исполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (п. 1.2).

Согласно пункту 2.1 Правил №346 санитарное содержание территории города - содержание мест общего пользования, придомовой территории, основной и прилегающей территории в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами .

Согласно п.3.6.3.6 Правил №346 на основных и прилегающих территориях юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны поддерживать следующий порядок: обеспечивать надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода. Вырубку (снос), обрезку и пересадку зеленых насаждений проводить в соответствии с Порядком выдачи порубочного билета на вырубку (снос) зеленых насаждений и/или разрешения на пересадку зеленых насаждений на территории городского округа «Город Калининград». Уборку листвы и скошенной травы производить ежедневно после окончания работ (3.6.3.7). Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке и обрезке деревьев, корчевки и обрезки кустарников, подлежат вывозу ежедневно после окончания работ; производить своевременно уборку, сгребание листвы, окос газонов (дернины), уборку скошенной травы.

В соответствии с пунктом 16 Правил  №346 юридические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица и граждане несут ответственность за нарушение Правил в соответствии с Законом Калининградской области «Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях» и иным действующим законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2.35 Правил №346 предусмотрено, что объектами малых архитектурных форм и элементы внешнего благоустройства, являются в том числе контейнеры и контейнерные площадки.

В соответствии с Правилами №346, юридические лица обязаны установить на контейнерной площадке контейнеры в достаточном количестве, обеспечивающем норму накопления ТБО. Ответственность за техническое и санитарное состояние контейнеров, контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий, несет их пользователь (п.4.2, 4.2.2). Размещение контейнерных площадок для установки контейнеров определяется при проектировании строительства многоквартирных домов, а также нежилых зданий. В сложившейся застройке контейнеры для, сбора ТБО размещаются (устанавливаются) в местах сбора ТБО на специально оборудованных контейнерных площадках. Тип ограждения контейнерной площадки определяется администрацией. Количество мест сбора ТБО, контейнерных площадок, контейнеров на них должно соответствовать утвержденным нормам накопления ТБО. Размер места сбора ТБО, контейнерной площадки должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. Контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно (п.4.4). Для сбора ТБО следует применять металлические и/или пластмассовые контейнеры. Контейнеры должны быть в технически исправном состоянии, покрашены (для металлических), иметь маркировку с указанием реквизитов владельцев (п.4.5). Контейнерная площадка должна иметь водонепроницаемое покрытие (бетонное, асфальтовое и т.п.), ограждение с трёх сторон, подъездной путь для специализированного транспорта (п.4.6).

Из материалов дела видно, чтоООО «ЖЭУ №12Ц»  является управляющей организацией  многоквартирного дома № 104, расположенного по улице Чкалова в городе Калининграде.

Свою обязанность по соблюдению санитарных норм на  придомовой территории вышеуказанного дома, в том числе на контейнерной площадке, управляющая компания  не отрицает, однако полагает, что предприняла все возможные меры по их соблюдению.

Согласно статье 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 N 7-П, хозяйствующие субъекты не могут быть лишены возможности доказать, что нарушение правил вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанностей, и что с их стороны к этому были приняты все меры.

        Оспаривая постановление о привлечении к административной ответственности, ООО «ЖЭУ №12Ц» (заказчик)   ссылается на договор №308/13 от 01.01.2014 о возмездном оказании услуг по вывозу и размещению твердых отходов, заключенный с  ООО «Мобайл Клининг» (исполнитель).

        Однако  в силу пункта 2.3.3  данного договора   именно на заказчика возложена обязанность  по обеспечению правильного и надлежащего временного хранения отходов в контейнерах до момента вывоза исполнителем, а также  незаполнения контейнеров выше верхней  кромки.

В случае нехватки контейнеров заказчик обязан обратиться к исполнителю с письменной заявкой на установку дополнительных контейнеров для сбора отходов, в количестве и объеме, соответствующем фактическому накоплению отходов  (пункт 2.3.1 договора).

Согласно письму ООО «Мобайл Клининг»   02.09.2014 в 9:00 контейнеры с мусором согласно графику  были вывезены,а работы по вывозу отходов управляющей компанией оплачены ( л.д.87-88).

Между тем, из приложенных к протоколу об административном правонарушении №3842 от 05.09.2014  фотоматериалов видно, что на  специально обустроенной площадке размещен  только один контейнер для сбора  отходов, который на  14:00 был  уже переполнен,  при этом значительная часть отходов размещена непосредственно на контейнерной площадке навалом и незначительная часть за территорией площадки (л.д.36-47).

        Следовательно, при явной  недостаточности контейнеров управляющая организация не  предприняла в соответствии с пунктом 2.3.1 договора необходимых мер  по установке дополнительных контейнеров и не обеспечила  надлежащую уборку территории, прилегающей к контейнерной площадке.

Таким образом, доводы заявителя о принятии достаточных мер по недопущению вмененного ему административного правонарушения и как следствие, отсутствия  его вины  не нашли свое подтверждение.

Апелляционным судом не было выявлено нарушений, допущенных заинтересованным лицом при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену оспариваемого постановления. Сроки привлечения к административной ответственности инспекцией соблюдены.

При  таких  обстоятельствах,  решение суда подлежит отмене, апелляционная жалоба Административно-технической инспекции Калининградской области -удовлетворению.

На  основании  изложенного,  руководствуясь   пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный  суд

                                                 ПОСТАНОВИЛ:

Решение  Арбитражного  суда Калининградской  области от 03 февраля 2015 года по делу № А21-9125/2014  отменить.

ООО «Жилищно- эксплуатационный участок №12Ц»  в удовлетворении  заявления  о  признании  незаконным  и  отмене  постановления  Административно-технической инспекции Калининградской области от 25.09.2014 №3842 о  привлечении к административной  ответственности  за  совершение  административного  правонарушения  по  части 1  статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, отказать.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа  срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Г.В. Борисова

Судьи

И.Б. Лопато

 Е.А. Сомова