882/2021-44461(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В.,
при участии от Управления финансов администрации города Мурманска ФИО1 (доверенность от 07.12.2020), от Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска ФИО2 (доверенность от 26.12.2020), от Комитета государственного и финансового контроля Мурманской области ФИО3 (доверенность от 20.08.2020),
рассмотрев 12.07.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска на
решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.12.2020 и постановление | ||
Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 по делу | ||
№ А42-10771/2018, | ||
у с т а н о в и л:
Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, адрес: 183038, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1 и 2 предписания Комитета государственного и финансового контроля Мурманской области, адрес: 183038, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - орган финансового контроля), от 13.11.2018 № 23-03/1037-ОП об устранении нарушений, установленных плановой проверкой соблюдения требований законодательства, целевого и эффективного использования средств, полученных в 2017 году из областного бюджета муниципальным образованием город Мурманск на реализацию мероприятий государственной программы Мурманской области «Обеспечение комфортной среды проживания населения» в Комитете.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Мурманское муниципальное бюджетное учреждение «Управление дорожного хозяйства», адрес: 183008, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Учреждение), Министерство транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области, адрес: 183032, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Минтранс МО), Министерство строительства и территориального развития Мурманской области, адрес: 183016, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Минстрой МО), Управление финансов администрации города Мурманска, адрес: 183006, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Управление).
Решением суда от 10.12.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2020, заявленные
[A1] требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.09.2020 решение суда от 10.12.2019 и постановление апелляционного суда от 21.05.2020 отменены; дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
После нового рассмотрения решением суда от 01.12.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Комитет, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Податель кассационной жалобы, ссылаясь на положения абзаца шестого пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), указывает на отсутствие у органа финансового контроля полномочий на вынесение оспариваемого предписания. Комитет также указывает, что в силу действующего законодательства невозможно определить точный объем средств муниципальных субсидий, оставшихся на счетах Учреждения на 31.12.2017 и имеющих своим источником средства, полученных Комитетом областных субсидий, и отделить его от объема средств муниципальных субсидий, оставшихся на счетах Учреждения на 31.12.2017 и имеющих своим источником непосредственно средства муниципального бюджета; судами не дана оценка доводам о том, что взаимоотношения по перечислению сумм областных субсидий и по их использованию возникли между Минтрансом МО, Минстроем МО и Комитетом на основании заключенных соглашений, в связи с чем использование полученных областных субсидий осуществлял именно Комитет, а не иные лица; остаток неиспользованных средств субсидий областного бюджета по состоянию на 01.01.2018 на лицевом счете Комитета отсутствовал; 100% показатель результативности достижения показателей, предусмотренных Соглашением от 05.06.2017 № АЦ-17 (далее - Соглашение № АЦ-17), подтвержден соответствующими отчетами. Кроме того, по мнению Комитета, оспариваемое предписание вынесено ненадлежащему лицу, не имеющему возможности для его исполнения по причине отсутствия полномочий на распоряжение средствами бюджета муниципального образования, в связи с чем является неисполнимым.
В отзыве на кассационную жалобу орган финансового контроля, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
От Управления поступил отзыв на кассационную жалобу.
Учреждение, Минтранс МО, Минстрой МО своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель органа финансового контроля возражал против ее удовлетворения. Представитель Управления поддержал позицию Комитета.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2013 № 571-ПП утверждена государственная программа Мурманской области «Обеспечение комфортной среды проживания населения региона», которая включает подпрограмму 2 «Обеспечение комплексного благоустройства территорий муниципальных образований Мурманской области».
[A2] Целью названной подпрограммы является содействие повышению уровня благоустроенности территорий региона, одной из задач - осуществление городом Мурманском функций областного центра субъекта Российской Федерации - Мурманской области, а одним из ее целевых показателей - доля исполненных городом Мурманском функций областного центра субъекта Российской Федерации - Мурманской области, запланированных в ежегодно заключаемых соглашениях о предоставлении субсидии.
Законом Мурманской области от 23.12.2016 № 2083-01-ЗМО «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее - Закон № 2083-01-ЗМО) в рамках реализации подпрограммы 2 предусмотрено предоставление бюджету муниципального образования город Мурманск 250 876 010 руб. 59 коп. субсидии на осуществление городом Мурманском функций административного центра области.
Согласно ведомственной структуре расходов областного бюджета по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Мурманской области и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов областного бюджета на 2017 (приложение № 11 к Закону № 2083-01-ЗМО), предоставление бюджету муниципального образования город Мурманск субсидий на осуществление функций административного центра области осуществляется:
Минтрансом МО в размере 236 922 685 руб. 73 коп.;
Минстроем МО в размере 13 953 324 руб. 86 коп.
Между Минтрансом МО и Комитетом заключено Соглашение № АЦ-17 о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования город Мурманск на осуществление городом Мурманском функций административного центра области, согласно которому (с учетом дополнительных соглашений от 10.08.2017 № 1, от 21.12.2017 № 2) Минтранс МО производит перечисление субсидии в 2017 году в размере 236 922 685 руб. 73 коп. в бюджет муниципального образования город Мурманск, а Комитет обеспечивает софинансирование расходного обязательства муниципального образования город Мурманск на дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Мурманск за счет средств местного бюджета в размере 101 538 303 руб. 63 коп.
Между Минстроем МО и Комитетом заключено Соглашение от 31.05.2017 № 6м/2017 (далее - Соглашение № 6м/2017) о предоставлении в 2017 году субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования город Мурманск на софинансирование расходных обязательств муниципального образования город Мурманск на осуществление городом Мурманском функций административного центра области, согласно которому (с учетом дополнительных соглашений от 02.08.2017 № 1, от 04.12.2017 № 2) Минстрой МО предоставляет в 2017 году субсидию в размере 13 953 324 руб. 86 коп. на софинансирование расходных обязательств муниципального образования город Мурманск на осуществление городом Мурманском функций административного центра области в рамках подпрограммы 2, финансируемой за счет средств областного бюджета в соответствии с Законом № 2083-01-ЗМО, а Комитет обеспечивает использование ее по целевому назначению, а также финансирование указанных расходных обязательств за счет средств бюджета муниципального образования город Мурманск в размере 5 979 996 руб. 37 коп.
В 2017 году Комитетом получены средства субсидий из областного бюджета в общей сумме 282 619 111 руб. 79 коп., в том числе 245 634 592 руб. 88 коп. на осуществление городом Мурманском функции административного центра области, из них 232 095 725 руб. 84 коп. по Соглашению № АЦ-17; 13 538 867 руб. 04 коп.
[A3] по Соглашению № 6м/2017.
В целях реализации мероприятий, предусмотренных Соглашениями № АЦ-17, N 6м/2017, между Комитетом и Учреждением заключены:
соглашение от 09.01.2017 № 1-мз о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальным бюджетным учреждением, предметом которого является предоставление Учреждению субсидии за счет средств местного бюджета муниципального образования город Мурманск и средств субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ). К названному соглашению заключено 7 дополнительных соглашений;
соглашение от 09.01.2017 б/ № о порядке и условиях предоставления из бюджета муниципального образования город Мурманск муниципальному бюджетному учреждению субсидии на иные цели, в соответствии с закрепленным пообъектным перечнем направлений расходования средств субсидии, в том числе на осуществление городом Мурманском функций административного центра области за счет средств областного бюджета. К этому соглашению заключено 11 дополнительных соглашений.
Орган финансового контроля в период с 05.09.2018 по 12.10.2018 провел плановые выездные проверки Комитета и Учреждения по вопросу соблюдения требований законодательства, целевого и эффективного использования средств субсидий, полученных в 2017 году из областного бюджета, по результатам которых 17.10.2018 составил акты № 18п/97-од/2018 (в отношении Комитета) и № 18п-1/97-од/2018 (в отношении Учреждения).
В отношении расходования средств субсидий, предоставленных из областного бюджета (в рамках Соглашений № АЦ-17, 6м/2017), органом финансового контроля установлено:
Таким образом, по результатам проверки орган финансового контроля пришел к выводу о том, что в нарушение пункта 5 статьи 242 БК РФ, пункта 3.1.11 Соглашения № АЦ-17, пункта 3.1.6 Соглашения № 6м/2017, Комитетом не произведен возврат не использованных по состоянию на 01.01.2018 субсидий в общей сумме 41 547 244 руб. 31 коп.
пункт 1: во исполнение пункта 3.1.11 Соглашения № АЦ-17, пункта 5.5 постановления Правительства Мурманской области от 22.12.2017 № 619-ПП/15 «О мерах по реализации Закона Мурманской области «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее - Постановление
[A4] № 619-ПП/15), пункта 5 статьи 242 БК РФ осуществить возврат в доход бюджета Мурманской области неиспользованного остатка субсидии в сумме 35 875 807 руб. 03 коп. (с указанием реквизитов для перечисления);
пункт 2: во исполнение пункта 3.1.6 Соглашения № 6м/2017, пункта 5.5 Постановления № 619-ПП/15, пункта 5 статьи 242 БК РФ осуществить возврат в доход бюджета Мурманской области неиспользованного остатка субсидии в сумме 5 671 437 руб. 28 коп. (с указанием реквизитов для перечисления).
Комитет оспорил данное предписание в части пунктов 1 и 2 в судебном порядке.
При новом рассмотрении, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства с учетом указаний суда кассационной инстанции, придя к выводу о том, что спорные бюджетные средства неправомерно не были возвращены в областной бюджет, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно статье 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, представляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями этого Кодекса.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Обязанность обеспечения результативности и целевого характера использования бюджетных средств возложена на получателя бюджетных средств (статья 162 БК РФ).
В соответствии со статей 34 БК РФ Постановлением Правительства Мурманской области от 05.09.2011 № 445-ПП утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам Мурманской области, согласно пункту 4 которых, субъекты бюджетного планирования в отношении каждого вида субсидии разрабатывают правила предоставления и распределения субсидии, которые устанавливают порядок, цели и условия предоставления и распределения субсидии. Правила предоставления субсидии устанавливаются соответствующей государственной программой Мурманской области и принимаются в соответствии с этими Правилами.
[A5] Постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2013 № 571-ПП (приложение № 12 к Государственной программе Мурманской области «Обеспечение комфортной среды проживания населения региона») утверждены Правила предоставления субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования на софинансирование расходных обязательств муниципального образования город Мурманск на осуществление городом Мурманском функций административного центра (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил субсидия предоставляется в целях софинансирования следующих расходных обязательств муниципального образования город Мурманск (далее - Расходные обязательства), в том числе: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Мурманск, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субсидия расходуется на условиях софинансирования Расходного обязательства муниципального образования город Мурманск, установленного названными Правилами в соответствии с требованиями действующего законодательства (пункт 7 Правил).
В силу пункта 5 статьи 242 БК РФ не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что согласно условиям Соглашений №№ АЦ-17, 6м/2017 уполномоченным на использование субсидии органом являлся Комитет.
Положениями названных Соглашений установлены обязанности Комитета обеспечить целевое и эффективное использование перечисленной субсидии и осуществлять расходование субсидии в соответствии с утвержденным планом мероприятий; осуществить возврат в доход бюджета Мурманской области остатка неиспользованной в текущем финансовом году субсидии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, условиями Соглашений №№ АЦ-17, 6м/2017 предусмотрена обязанность Комитета осуществить возврат в областной бюджет остатка неиспользованной в текущем финансовом году субсидии, что соответствует положениям пункта 5 статьи 242 БК РФ.
Приняв во внимание положения вышеуказанных норм права и Соглашений №№ АЦ-17, 6м/2017, суды пришли к выводу о том, что средства субсидии, предоставленной Комитету из областного бюджета в 2017 году, не могли быть использованы в 2018 году без решения соответствующего органа государственной власти Мурманской области о наличии потребности в их направлении на те же цели, в связи с чем подлежали возврату в областной бюджет.
Поскольку в данном случае Комитетом не был соблюден установленный бюджетным законодательством (пункт 5 статьи 242 БК РФ) порядок завершения финансового года, органом финансового контроля в соответствии со статьей
[A6] 266.1, пунктами 1, 2 статьи 269.2, пунктом 3 статьи 270.2 БК РФ правомерно вынесено оспариваемое предписание Комитету, которое соответствует закону, отвечает критериям обоснованности, конкретности и исполнимости, не нарушает права и законные интересы Комитета в экономической сфере.
С учетом изложенного суды отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов не противоречат фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Приведенные Комитетом в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов и, по существу, направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.12.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 по делу № А42-10771/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска - без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Лущаев
Судьи О.Р. Журавлева
С.В. Соколова