ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-6856/2022 от 16.05.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

1176/2022-74375(1)



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Протас Н.И. 

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-6856/2022) ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление  имущественных отношений" Министерства обороны на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.03.2022 по делу № А56111032/2021 (судья Гуляев С.Б.), принятое 

по заявлению ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление  имущественных отношений" Министерства обороны 

к ГАТИ
о признании незаконным и отмене постановления

установил:

Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное  территориальное Управление имущественных отношений» Министерства обороны  (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене  постановления Государственной административно-техническая инспекции (далее -  Инспекция, ГАТИ) от 17.11.2021 № 5775 о назначении административного наказания  по делу об административном правонарушении № 93783 от 25.10.2021. 

Решением суда от 01.03.2022, принятым в порядке упрощенного  производства, постановление Инспекции изменено в части размера наказания,  размер штрафа снижен до 50 000 руб., в удовлетворении остальной части  заявленных требований отказано. 

Не согласившись с указанным решением, Учреждение направило  апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу  новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что не является организацией,  уполномоченной на осуществление содержания объектов Вооруженных сил. 

В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в  суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле  доказательствам. 

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в  апелляционном порядке. 

Как следует из материалов дела, сотрудниками ГАТИ 25.10.2021 проведен  осмотр территории, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, пр. Тихорецкий, д. 


[A1] 5, корп. 5, лит. А, кад. ном. 78:10:0521001:1054, по результатам которого составлен  протокол осмотра территории от 25.10.2021 с фототаблицами и схемами осмотра. 

Инспекция посчитала, что Учреждением совершено административное  правонарушение, выразившееся в неосуществление обязанностей по очистке и  промывке фасадов зданий и сооружений, а именно: с фасада не удалены  посторонние надписи, т.е. нарушены п. 8.1, 8.4.2, 8.4.3, 8.8 Приложения № 5 Правил  благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденные постановлением  Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 (далее - Правила № 961). 

По факту данного правонарушения Инспекцией составлен протокол от  25.10.2021 № 93783, в соответствии с которым действия Учреждения  квалифицированы по пункту 2 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 №  273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее -  Закона № 273-70). 

В связи с указанными обстоятельствами Инспекция вынесла Постановление  от 17.11.2021 № 5775 о назначении административного наказания по делу об  административном правонарушении № 93783 от 17.11.2021, которым привлекла  Учреждение к административной ответственности по пункту 2 статьи 20 Закона №  273-70 в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. 

Не согласившись с указанным постановлением Инспекции, Учреждение  оспорило его в арбитражном суде. 

Суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного  правонарушения и вину Учреждения, не усмотрел нарушений процедуры  привлечения заявителя к административной ответственности, вместе с тем  усмотрел основания для снижения размера штрафа до 50 000 руб. 

Проверив правильность применения судом норм материального и  процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и  представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции приходит к  выводу о наличии оснований для отмены решения суда и удовлетворения  апелляционной жалобы. 

Пунктом 2 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.02.2010 N 273-70 "Об  административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" установлена  административная ответственность за неосуществление обязанностей по очистке и  промывке фасадов зданий и сооружений, а также по смывке, окраске в цвет,  соответствующий утвержденному колерному бланку фасада, несанкционированных  надписей и рисунков по мере их появления на фасадах зданий и сооружений или  размещенных на них элементов благоустройства, за исключением  административных правонарушений, ответственность за совершение которых  предусмотрена Кодексом. 

Требования, определяющие порядок содержания и объектов благоустройства  и элементов благоустройства, предусмотрены Правилами благоустройства  территории Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства  Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 (далее - Правила № 961). 

В разделе 8 Приложения № 5 к Правилам № 961 установлены мероприятия  по содержанию фасадов зданий, сооружений и требования к осуществлению  указанных мероприятий. 


[A2] В силу пункта 8.1 Приложения № 5 к Правилам № 961 при осуществлении  содержания фасадов обеспечивается: поддержание технического и санитарного  состояния фасадов; поддержание и сохранение архитектурно-градостроительного  облика здания, сооружения в соответствии с проектной документацией  строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального  строительства, решением о согласовании архитектурно-градостроительного облика  объекта в сфере жилищного строительства, паспортом фасадов, проектами  благоустройства; мероприятия по содержанию фасадов не должны наносить ущерб  техническому и санитарному состоянию фасадов, архитектурно-строительному  облику здания, сооружения; мероприятия по содержанию фасадов включают в себя:  проведение плановых и внеплановых, визуальных и инструментальных  обследований технического и санитарного состояния фасадов, очистку и промывку  фасадов здания не реже одного раза в год, смывку, окраску несанкционированных  надписей и рисунков по мере их появления. 

В силу пункта 8.4 Приложения № 5 Правил № 961 мероприятия по  содержанию фасадов включают в себя: 

-очистка и промывка фасадов не реже одного раза в год. В отношении очистки  и промывки фасадов проектирование не требуется (пункт 8.4.2); 

 - смывка, окраска несанкционированных надписей и рисунков по мере их  появления на фасадах, демонтаж самовольно размещенных на фасаде элементов  благоустройства (пункт 8.4.3); 

На основании пункта 8.8 Приложения № 5 Правил № 961 окраска фасада  осуществляется в соответствии с колерным бланком и актом выкраски. 

Оспариваемым постановлением, Учреждению вменяется нарушение  требований пунктов 8.1, 8.4.2, 8.4.3, 8.8 Приложения № 5 к Правилам N 961, а  именно наличие посторонних надписей на фасаде здания. 

Суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что Учреждение несет  обязанность по соблюдению требований Правил N 961, поскольку в соответствии с  выпиской из ЕГРН нежилое здание, расположенное по указанному адресу,  принадлежит Учреждению на праве оперативного управления, при этом  представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России пояснил, что вышеуказанное  здание не состоит на балансе последнего. 

Вместе с тем апелляционный суд полагает указанные выводы суда  ошибочными, в связи со следующим. 

Согласно пункту 1 статьи 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок  предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и  пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми  актами и актом о предоставлении участка в пользование. 

Из положений указанной нормы не следует, что передача объекта  недвижимости Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования  исключает наличие обязанности по содержанию этого объекта у иного лица,  наделенного таковой действующим законодательством Российской Федерации. 

В свою очередь, в соответствии с пунктом 1.7 Правил № 961 уполномоченным  на содержание лицом может являться лицо, на которое обязательства по 


[A3] содержанию объекта благоустройства или элемента благоустройства возложены  действующим законодательством или договором. 

Заявитель указал, что Учреждение не наделено функцией по содержанию  объектов недвижимости Вооруженных Сил Российской Федерации, собственник  объектов в лице Министерства обороны Российской Федерации наделил  полномочиями и обязанностями по содержанию этих объектов ФГБУ «ЦЖКУ» МО  РФ (приказ Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155). 

Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою  деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные  органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты)  (пункт 5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации,  утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082  «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации»). 

При таких обстоятельствах следует признать, что Инспекцией не доказано,  что Учреждение в рассматриваемом случае является субъектом вмененного 

административного правонарушения, ответственность за которое установлена  пунктом 2 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга № 273-70. 

Таким образом, вывод Инспекции о наличии в действиях Учреждения состава  административного правонарушения, ответственность за которое установлена  пунктом 2 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга № 273-70, является ошибочным и не  подтвержден соответствующими относимыми и допустимыми доказательствами. 

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава  административного правонарушения исключает производство по делу об  административном правонарушении. 

Принимая во внимание изложенное, решение суда первой инстанции, как  основанное на ненадлежащей оценке представленных в материалы дела  доказательств, подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта о  признании незаконным и отмене постановления Инспекции. 

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями  270, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 01 марта 2022 года по делу № А56-111032/2021 отменить. 

Признать незаконным и отменить постановление Государственной  административно-технической инспекции от 17.11.2021 № 5775 о назначении  административного наказания по делу об административном правонарушении   № 93783 от 25.10.2021. о привлечении Федерального государственного казенного  учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных  отношений" Министерства обороны Российской Федерации к административной  ответственности по пункту 2 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010   № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге». 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. 


[A4] Судья Н.И. Протас