ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-7111/2022 от 17.08.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

819/2022-53925(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего  Александровой Е.Н., судей Журавлевой О.Р., Лущаева С.В., 

рассмотрев 11.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу  муниципального казенного учреждения «Центр материально-технического  обеспечения и обслуживания муниципальных учреждений города Кировска» на  решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.02.2022 и постановление  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2022 по делу   № А42-7128/2021, 

у с т а н о в и л:

Государственное учреждение – Центр по выплате пенсий и обработке  информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Мурманской области,  адрес: 183025, <...>, ОГРН <***>,  ИНН <***>, обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым  заявлением о взыскании с муниципального казенного учреждения «Центр  материально-технического обеспечения и обслуживания муниципальных учреждений  города Кировска», адрес: 184250, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Учреждение), 16 421,68 руб.  ущерба, причиненного в результате несвоевременного представления  индивидуальных сведений за июль 2020 года в отношении застрахованного лица  ФИО1 и в связи с этим выплаты излишней суммы фиксированной выплаты  к страховой пенсии за период с 01.07.2020 по 30.09.2020. 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены ФИО1 и  муниципальное казенное учреждение «Центр учета и отчетности муниципальных  учреждений города Кировска». 

Определением суда первой инстанции от 17.11.2021 произведено  процессуальное правопреемство, Центр по выплате пенсий и обработке информации  Пенсионного фонда Российской Федерации в Мурманской области заменен на  правопреемника государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда  Российской Федерации по Мурманской области, адрес: 183025, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Фонд). 

Решением суда от 04.02.2022, оставленным без изменения постановлением  апелляционного суда от 21.04.2022, иск удовлетворен. 

В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение  судами норм материального и процессуального права, неполное выяснение  обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение от 04.02.2022 и  постановление от 21.04.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт – об  отказе в удовлетворении исковых требований. 

По мнению подателя жалобы, в рассматриваемом случае отсутствует причинно-следственная связь между нарушением срока предоставления отчетности по форме  СЗВ-М и возникшими у истца убытками. Учреждение полагает, что при получении от 


[A1] страхователя формы СЗВ-М, которая не содержала сведения о Егоренковой М.Г., и в  отсутствие формы СЗВ-ТД о ее увольнении Фонд был обязан в силу части 4 статьи  26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее –  Закон № 400-ФЗ) дополнительно проверить представленные страхователем  сведения индивидуального (персонифицированного) учета и направить Учреждению  соответствующий запрос об уточнении сведений в целях выплаты пенсионеру  страховой пенсии с учетом индексации, что не было сделано. 

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного  заседания, своих представителей не направили, что не является препятствием для  рассмотрения кассационной жалобы в настоящем судебном заседании. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Учреждение является страхователем в  соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001   № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»  (далее – Закон № 167-ФЗ). 

Учреждение представило в территориальный орган Пенсионного фонда  сведения по форме СЗВ-М за июль 2020 года в отношении застрахованного лица  ФИО1 13.10.2020, то есть с нарушением установленного пунктом 2.2  статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном  (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»  (далее – Закон № 27-ФЗ) срока. 

Не получив в установленный срок сведения о ФИО1 за июль 2020  года, Фонд принял решение об индексации ей с 01.07.2020 как неработающему  пенсионеру причитающихся выплат в счет пенсии. 

В дальнейшем, получив 13.10.2020 сведения по форме СЗВ-М на указанное  лицо, Фонд посчитал, что в период с 01.07.2020 по 30.09.2020 переплата пенсии  ФИО1 как работающему пенсионеру произошла по причине  несвоевременного представления Учреждением сведений, и поскольку добровольно  ответчик указанную сумму не возместил, Фонд обратился в арбитражный суд с  настоящим иском о взыскании переплаты в размере 16 421,68 коп. 

Суды первой и апелляционной инстанции, изучив обстоятельства дела и  представленные доказательства, пришли к выводу о наличии причинно-следственной  связи между несвоевременным представлением Учреждением сведений и  заявленной к взысканию переплатой, в связи с чем удовлетворили исковые  требования. 

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной  жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и  процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам  дела, исходит из следующего. 

В статье 26.1 Закона № 400-ФЗ определен порядок выплаты страховой пенсии в  период осуществления работы и (или) иной деятельности. Пенсионерам,  осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат  обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной  выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к  страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера  фиксированной выплаты к страховой пенсии. 

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности,  в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы  страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения  фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются с учетом индексации  (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с  частями 6 и 7 статьи 16 Закона № 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии  в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ, имевших место в период  осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона № 400-


[A2] ФЗ). 

Согласно части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ уточнение факта осуществления  (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой  они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом   № 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 указанной статьи  производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на  основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. 

В силу пунктов 1 и 2.2 статьи Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не  позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем,  представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации  сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц,  заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых  являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры  об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы,  искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о  предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в  том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с  организацией по управлению правами на коллективной основе) по форме СЗВ-М, а  именно: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и  отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у  страхователя данных об идентификационном номере плательщика застрахованного  лица). 

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ физические и  юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся  в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии,  фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной  выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность  сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного)  учета в системе обязательного пенсионного страхования. 

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей,  указанных в части 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних  сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом  повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или)  пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой  пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона № 400-ФЗ). 

Если представление недостоверных сведений или несвоевременное  представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату  трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской  Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона № 400-ФЗ). 

Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или  имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица,  подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. 

В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может  требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или  договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. 

В соответствии с пунктами 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых  положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по  делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в  результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения  обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). 

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, 


[A3] что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания  своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем  вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока  не доказано обратное. 

В силу части 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой  пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения  фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке,  предусмотренном частями 1 – 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем  за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение,  получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2  статьи 11 Закона № 27-ФЗ. 

Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом  повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке,  предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца,  следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное  частью 6 данной статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ). 

В соответствии с частью 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ при выявлении  обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной  выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к  страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем  в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных  сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, решение органа,  осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания  излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой  пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). 

Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения)  размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте  осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного  распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к  страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии),  подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской  Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой  пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения  фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения. 

В рассматриваемом случае суды, оценив представленные сторонами  доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями  статей 15, 1064, 1082 ГК РФ, пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ и статьи 28 Закона   № 400-ФЗ, пришли к выводу о наличии причинно-следственной связи между  несвоевременным предоставлением Учреждением сведений за июль 2020 года и  понесенными Фондом расходами в виде выплаты излишних сумм пенсии  работающему пенсионеру за период с 01.07.2020 по 30.09.2020. 

Иное, вопреки доводам подателя жалобы, из материалов дела не следует.

Положения Закона № 400-ФЗ не возлагают на Фонд обязанность учитывать при  принятии решения об установлении фиксированной выплаты к страховой пенсии  факт отсутствия сведений по форме СЗВ-ТД. 

Приведенные в кассационной жалобе доводы не могут быть признаны  основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке,  поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права, а  сводятся к оценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств  дела, что не относится к компетенции суда округа. 

Поскольку нарушений норм материального права и (или) норм процессуального  права при рассмотрении дела судами не допущено, оснований для пересмотра  обжалуемых судебных актов не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не  подлежит. 


[A4] Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Северо-Западного округа 

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.02.2022 и постановление  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2022 по делу № А217128/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального  казенного учреждения «Центр материально-технического обеспечения и  обслуживания муниципальных учреждений города Кировска» - без удовлетворения. 

Председательствующий Е.Н. Александрова

Судьи О.Р. Журавлева

С.В. Лущаев