1307/2023-116107(2)
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург 27 июля 2023 года Дело № А21-291/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2023 года Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1, при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности; ФИО3 по доверенности;
от ответчика: ФИО4 по доверенности (онлайн);
от 3-его лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7534/2023) Управления Федерального казначейства по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.01.2023 по делу № А21-291/2022, принятое
по заявлению Министерства цифровых технологий и связи Калининградской области к Управлению Федерального казначейства по Калининградской области
установил:
Министерство цифровых технологий и связи Калининградской области (далее – заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Калининградской области (далее – ответчик, УФК, Казначейство) о признании недействительным пункта 4 представления и пункта 2 требований представления от 07.10.2021 № 3522-19/30.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Калининградской области.
Решением суда от 25.01.2023 пункт 4 представления и пункт 2 требования, изложенного в представлении, признаны недействительными.
Не согласившись с вынесенным решением, Управлением Федерального казначейства по Калининградской области подана апелляционная жалоба, в которой податель жалобы просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции сделаны ошибочные выводы о том, что заявителем достигнуты результаты регионального проекта по показателю «обеспечение развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов
общеобразовательных организаций» в 2019 году по Соглашению от 20.11.2019 № 073-17-2019-096. Казначейство в жалобе настаивает на том, что Министерством представлен отчет, содержащий недостоверные сведения по достижению значений результатов регионального проекта по состоянию на 2021 год в части фактических значений результата по обеспечению развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций, вместо – «0», указано –«53». При этом фактическая дата значения результата указана 15.05.2020, тогда как по состоянию на указанную дату развитие информационно-телекоммуникационной структуры 53 объектов общеобразовательных организаций не обеспечено.
В судебном заседании представитель УФК жалобу поддержал; представитель Министерства выразил несогласие с доводами жалобы, поддержал доводы, изложенные в ранее представленном отзыве.
Третье лицо извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, представило письменный отзыв.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Управлением Федерального казначейства по Калининградской области в соответствии с приказом от 02.08.2021 № 352 в период с 09.08.2021 по 30.08.2021 в отношении Министерства цифровых технологий и связи Калининградской области проведена выездная проверка осуществления расходов федерального бюджета на реализацию федерального проекта «Информационная инфраструктура» национального проекта «Цифровая экономика» в рамках подпрограммы «Информационное государство» государственной программы Российской Федерации «Информационное общество».
Результаты проверки отражены в акте выездной проверки № б/н от 31 августа 2021 года, Министерству выдано представление от 07.10.2021 № 35-22-19/30, в пункте 4 описательной части которого указано, что в нарушение пункта 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 15 Правил № 1438, пункта 4.3.5.2 Соглашения от 20.11.2019 № 073-17- 2019-096 в Министерство просвещения Российской Федерации представлен отчет о достижении значений результата регионального проекта по состоянию на 01.01.2021, содержащий недостоверные данные, а именно в отчете о достижении значений результата регионального проекта по состоянию на 01.01.2021 указано:
- «фактическое значение результата «Обеспечено развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций» - 53. Тогда как должно быть указано - 0;
- Фактическая дата значения результата - 15.05.2020, тогда как по состоянию на 15.05.2020 развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры 53 объектов общеобразовательных организаций не обеспечено».
В соответствии с пунктом 2 требований предписания Министерству цифровых технологий и связи Калининградской области предписано в срок до 20.12.2021 устранить указанное в пункте 4 представления нарушение путем представления в Министерство просвещения Российской Федерации отчета о достижении значений результата регионального проекта «Обеспечено развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций» - «0», фактической даты достижения результата без заполнения и принять меры по устранению причин и условий его совершения.
Не согласившись с пунктом 4 представления и пунктом 2 требований представления, Министерство цифровых технологий и связи Калининградской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о несоответствии пункта 4 представления и пункта 2 требований представления положениям статей 198 и 201 АПК РФ, заявленные Министерством требования удовлетворил.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Казначейства в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 БК РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Правила предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2019 года № 1438 (далее - Правила).
Согласно пункту 10 Правил предоставление бюджету субъекта Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов осуществляется в соответствии с соглашением, заключаемым между Министерством просвещения Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Типовая форма соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, утверждена приказом Минфина России от 14 декабря 2018 года № 270н (далее - Типовая форма № 270н).
Для иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в рамках реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение результатов федеральных проектов, входящих в состав соответствующих национальных проектов, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Типовой формой № 270н предусмотрено формирование приложений к соглашению, устанавливающих:
значения результатов регионального проекта (приложение № 2 к Типовой форме № 270н);
перечень результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия (приложение № 3 к Типовой форме № 270н).
Между заместителем Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, осуществляющим функции руководителя Федерального проекта (Руководитель федерального проекта) и Министром
цифровых технологий и связи Калининградской области, осуществляющим функции руководителя регионального проекта «Информационная инфраструктура (Калининградская область)», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта (далее - региональный проект, руководитель регионального проекта), выступающего от имени Калининградской области (далее - субъект), заключено соглашение о реализации регионального проекта на территории Калининградской области от 17.07.2019 № 071-2019-D2001-39, предметом которого является организация взаимодействия сторон при реализации регионального проекта и осуществления мониторинга его реализации по достижению целей, показателей и результатов
В рамках вышеназванного соглашения между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Калининградской области (далее - Субъект) было заключено соглашение от 20.11.2019 № 073-17-2019-096, предметом которого является предоставление иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Калининградской области на развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций.
В соответствии с пунктом 4.3.3. соглашения от 20.11.2019 № 073-17-2019-096 Правительство Калининградской области обязано обеспечивать достижение значения(ий) результата регионального проекта, установленных в соответствии Приложением № 1 к данному соглашению, являющимся его неотъемлемой частью.
В Приложении № 1 соглашения «Значение результатов регионального проекта, на достижение которых предоставляется иной межбюджетный трансферт» в столбце «Результат регионального проекта» содержится наименование данного результата -«Обеспечено развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций», а в столбце «Тип результата» -«Приобретение товаров, работ, услуг».
Правовым основанием предоставления средств федерального бюджета на реализацию федерального проекта «Информационная инфраструктура» являются Правила № 1438.
Пунктом 2 Правил № 1438 определена следующая цель предоставления трансферта из федерального бюджета «приобретение товаров, в том числе оборудования и материалов, комплектуемых в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации, указанными в пункте 5 настоящих Правил, необходимых для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций и обеспечивающих достижение результата федерального проекта, с учетом ограничений в отношении радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленных Правительством Российской Федерации, и исходя из рыночных цен товаров на основании анализа не менее 3 поставщиков таких товаров в соответствующем субъекте Российской Федераций».
Исходя из формулировки цели использования трансферта, возможность
осуществления монтажа закупленного оборудования не предусмотрена, а единственным направлением использования средств трансферта указана поставка товаров IT-инфраструктуры.
Таким образом, иной межбюджетный трансферт из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации предоставлялся в полном объеме на закупку товаров, в том числе оборудования и материалов, комплектуемых в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения
Российской Федераций, необходимых для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций и обеспечивающих достижение результата федерального проекта.
Методическими рекомендациями по реализации мероприятий по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций и обеспечивающих достижение результата федерального проекта в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденных распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 15.11.2019 № Р-116 (далее - Рекомендации № Р-116), установлено, что при реализации мероприятий за счет средств иных межбюджетных трансфертов исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за реализацию мероприятий на территории соответствующего субъекта Российской федерации, формируется перечень объектов общеобразовательных организаций и перечень товаров, в том числе оборудования и материалов, приобретаемых для реализации мероприятий по развитию инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций (далее - инфраструктурный лист).
Как установлено судом, в рамках условий Соглашения Министерством на всю сумму иного межбюджетного трансферта была осуществлена закупка оборудования в точном соответствии с инфраструктурными листами, согласованными с Министерством просвещения Российской Федерации для 53 общеобразовательных организаций региона (контракты на поставку оборудования от 19.12.2019 № 01352000005190053050001; от 19.12.2019 № 01352000005190053050001; от 19.12.2019 № 01352000005190052880001).
Объем финансового обеспечения достижения результата(ов) регионального проекта на обеспечение развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций в 2019 году составил 26 671 441,71 руб., а в 2020 году - 75 585 520,02 руб.
С учетом положений Соглашения от 20.11.2019 № 073-17-2019-096, Правил № 1438 и Рекомендаций № Р-116 в подсистеме бюджетного планирования ГИИС «Электронный бюджет» Министерством был сформирован отчет о достижении значений результатов регионального проекта «Информационная инфраструктура (Калининградская область)» по состоянию на 01.01.2021, где указана дата достижения результата - 15.05.2020.
Таким образом, как обоснованно заключил суд первой инстанции, заявителем с учетом как наименования результата бюджетного финансирования: «Обеспечено развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктур объектов общеобразовательных организаций», так и с учетом его типа: «Приобретение
товаров, работ, услуг», был представлен обоснованный отчет о достижении результатов бюджетного финансирования и в отчете о достижении значений результата регионального проекта по состоянию на 01.01.2021 обоснованно указано:
- «фактическое значение результата «Обеспечено развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций» - 53;
- фактическая дата значения результата - 15.05.2020.
При этом, судом также правомерно учтено, что позиция Субъекта относительно вопросов достижения результата(ов) регионального проекта «Информационная инфраструктура (Калининградская область)» полностью совпадала с позицией главного распорядителя бюджетных средств - Министерства просвещения Российской Федерации и была им согласована.
Данное обстоятельство подтверждается итогами проведенной данным федеральным органом исполнительной власти выездной проверки в Министерстве в августе 2020 года, по итогам которой в разделе 4 «Оценка эффективности предоставления иных межбюджетных трансфертов» Карты контроля соблюдения Правил предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и достижения результатов предоставления таких трансфертов в отношении межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Калининградской области, подписанной по итогам указанной проверки членами рабочей группы, включающей представителей Министерства просвещения Российской Федерации, ФГАУ «ФНФРО», ФГАОУ ДПО ЦРГОП и ИТ, ФГБУ «ЦОДУАЗ», ООО «НЦИ», ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет», указано: «В соответствии с дополнительным соглашением к Соглашению о реализации регионального проекта «Информационная инфраструктура (Калининградская область)» на территории Калининградской области от 06.05.2020 № 071-2019-Э2001-39/4 внесены изменения в части продления срока для реализации мероприятий на приобретение и поставку оборудования до 01.09.2020. По состоянию на 13 августа 2020 года приобретение и поставка оборудования реализована, результат достигнут».
Довод подателя жалобы о том, что для достижения целей предоставления трансферта в срок до 01.09.2020 помимо приобретения оборудования в рамках того же мероприятия необходимо было выполнить его монтаж и пуско-наладку, отклоняется апелляционным судом, поскольку
Согласно Правилам № 1438 иные межбюджетные трансферты предоставляются в целях приобретения товаров, в том числе оборудования и материалов, комплектуемых в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации, необходимых для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций и обеспечивающих достижение результата федерального проекта. Следовательно, иной межбюджетный трансферт из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации предоставляется в полном объеме на закупку необходимого оборудования, а в последующем, уже за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации должны быть обеспечены монтаж данного оборудования и пусконаладочные работы.
Для реализации мероприятий по установке и наладке оборудования были выделены дополнительные средства из областного бюджета в связи с принятием Закона Калининградской области от 09.11.2020 № 469 «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период...», которым предусмотрены ассигнования в размере 75 000 000 руб. для предоставления трансфертов местным бюджетам в целях развития инфраструктуры общеобразовательных организаций, а также принято постановление Правительства Калининградской области от 24.12.2020 № 965 о распределении указанных трансфертов.
Ссылка Казначейства на вынесенное в адрес Министерства просвещения Российской Федерации представление от 28.12.2021 № 23-01-01/32647 не имеет непосредственного отношения к настоящему делу и не свидетельствует о предоставлении Министерством цифровых технологий недостоверной отчетности о реализации Соглашения и обеспечения необходимым оборудованием 53 учебных заведения Калининградской области.
В рассматриваемом случае следует признать, что Министерством, предоставление недостоверных сведений в отчетности не допущено, в связи с чем пункт 4 представления УФК по Калининградской области от 07.10.2021 № 35-2219/30 и пункт 2 требований представления, которыми устанавливается нарушение Министерством пункта 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 15 Правил № 1438, пункта 4.3.5.2 Соглашения при подаче в Министерство просвещения Российской Федерации отчета о достижении результата регионального проекта по состоянию на 01.01.2021, правомерно признаны судом первой инстанции недействительными.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 25 января 2023 года по делу № А21-291/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий Л.В. Зотеева
Судьи М.И. Денисюк
Н.И. Протас