1154/2018-163334(1)
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2018 года Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2018 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Верещагиным С.О.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: Лойк Н.И., по доверенности от 16.01.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7886/2018) Комитета по тарифному регулированию Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области
от 20.02.2018 по делу № А42-178/2018 (судья Карачева А.Е.), принятое
по заявлению МУП "Водоканал-Ревда"
к Комитету по тарифному регулированию Мурманской области
об оспаривании постановления в части штрафа
установил:
Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал-Ревда» муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района (далее – заявитель, Предприятие, МУП «Водоканал-Ревда») обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифному регулированию Мурманской области (далее – административный орган, Комитет, КТР Мурманской области) № 113 от 19.12.2017 о привлечении
к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 150 000 руб. в части размера назначенного административного штрафа.
Решением суда от 20.02.2018 оспоренное постановление изменено в части назначения наказания, штраф снижен до 75 000 руб.
Не согласившись с решением суда, Комитет направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на систематическое нарушение заявителем законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами, а также непредставление Предприятием документов, подтверждающих тяжелое финансовое положение организации, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заедании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы.
Предприятие, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечило, что в силу части 3
статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не служит препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, должностными лицами Комитета на основании приказа КТР Мурманской области от 27.10.2017 № 97 (в редакции приказа от 24.11.2017 № 102), изданного с целью реализации ежегодного плана проведения проверок в соответствии с Планом на 2017 год (размещен на официальном сайте Комитета по адресу: http://tarif.gov- murman.ru/about/results/planproverok/ и в открытой части Портала Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу http://proverki.gov.ru), в отношении Предприятия проведена проверка на предмет соблюдения МУП «Водоканал-Ревда» при осуществлении регулируемого вида деятельности обязательных требований, установленных законодательством в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Мурманской области в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов регулируемых тарифов на водоснабжение и водоотведение, правильности применения тарифов, а также соблюдения Стандартов раскрытия информации за 2015-2016 годы, в рамках которой Комитетом проведены мероприятия (перекрестная проверка) на соответствие и достоверность сведений, представляемых МУП «Водоканал-Ревда» согласно Стандартам раскрытия информации (уведомление Предприятия о раскрытии информации от 18.01.2017
№ 36) и документам, представленным к материалам проверки (в том числе, представленные Предприятием бухгалтерская отчетность за 2015-2016 годы, а именно: бухгалтерский баланс на 31.12.2016 с отражением результатов деятельности за 2014-2016 годы, отчет о финансовых результатах за
финансовых результатах за 2015 год не соответствуют тем же показателям, представленным в рамках настоящей проверки, а именно:
- по показателям бухгалтерского баланса за 2015 год: запасы, дебиторская задолженность, итого по разделу II, баланс, целевые средства, нераспределенная прибыли (непокрытый убыток), кредиторская задолженность, итого по разделу V, баланс;
- по отдельным показателям отчета о финансовых результатах за 2015 год: выручка, валовая прибыль (убыток), прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, чистая прибыль (убыток).
Результаты проверки отражены в соответствующем Акте № 9 от 30.11.2017.
Установив, что в хозяйственной деятельности Предприятия за 2015 и 2016 годы выявлены нарушения обязательных требований законодательства, выраженные в недостоверности предоставленных сведений, содержащихся в таблицах и формах к Стандартам раскрытия информации за 2015 год и сведений, предоставленных к материалам проверки (бухгалтерский баланс за 2015 год по фактическим показателям; отчет о финансовых результатах за 2015 год по фактическим показателям; форма 2.7 «Информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации (факт 2015 год)» в соответствии со Стандартами раскрытия информации, 12.12.2017 главным специалистом административно-правового отдела Комитета, в присутствии законного представителя Предприятия, в отношении МУП «Водоканал-Ревда» составлен протокол № 113 об административном правонарушении по части 2
КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа в части размера назначенного административного штрафа и прося о его снижении, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
Частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, основным видом деятельности МУП «Водоканал-Ревда» является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд.
Постановлениями Комитета от 17.12.2014 № 60/3 и от 15.12.2015 № 56/20
«О внесении изменений в Постановление Управления по тарифному регулированию Мурманской области от 17.12.2013 № 60/3 в связи с корректировкой ранее установленного тарифа МУП «Водоканал-Ревда» на 2016 год» Предприятию установлены индивидуальные тарифы на услуги, оказываемый в сфере водоснабжения и водоотведения на 2015 и 2016 год, в связи с чем МУП
«Водоканал-Ревда» признается организацией, осуществляющей деятельность по водоснабжению и водоотведению, и к нему применимы положения Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ).
Закон № 416-ФЗ регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 1 статьи 1 Закона № 416-ФЗ).
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 5 Закона № 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 1.1 Постановления Правительства Мурманской области от 24.06.2015 № 265-ПП «Об утверждении положения о Комитете по тарифному регулированию Мурманской области» (далее – Положение № 265-ПП) КТР Мурманской области является исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий Мурманской области и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Мурманской области, а также функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в указанной сфере.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 6, утверждены Стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Стандарты).
Пунктом 1 Стандартов определено, что настоящий документ устанавливает состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию юридическими лицами, осуществляющими холодное водоснабжение, водоотведение и (или) горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения (далее - регулируемые организации), а также органами регулирования тарифов.
В силу подпункта «а» пункта 3 Стандартов регулируемыми организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (на официальном сайте органа местного самоуправления поселения или городского округа в случае передачи законом субъекта Российской Федерации полномочий по утверждению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения органам местного самоуправления) или на сайте в сети "Интернет", предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае если регулируемая организация осуществляет несколько видов деятельности, информация о которых подлежит раскрытию в соответствии с настоящим документом, информация по каждому виду деятельности раскрывается отдельно (пункт 12 Стандартов).
В соответствии с пунктом 13 Стандартов перечень информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим документом, является исчерпывающим.
Подпунктом «е» пункта 14 Стандартов установлено, что регулируемой организацией подлежит раскрытию информация: о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе холодного водоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения.
В силу пункта 21 Стандартов информация о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе холодного водоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения содержит сведения:
а) о количестве поданных заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения в течение квартала;
б) о количестве исполненных заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения в течение квартала;
в) о количестве заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения, по которым принято решение об отказе в подключении (с указанием причин), в течение квартала;
г) о резерве мощности централизованной системы холодного водоснабжения в течение квартала.
Информация, указанная в пункте 21 настоящего документа, раскрывается регулируемой организацией ежеквартально, в течение 30 календарных дней по истечении квартала, за который раскрывается информация (пункт 32 Стандартов).
Судом первой инстанции установлено, что во исполнение требований органа, осуществляющего контроль в сфере регулирования цент (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, Предприятием, для возможности проведения проверки в отношении хозяйственной деятельности МУП «Водоканал-Ревда»
за 2015 и 2016 год, в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов регулируемых тарифов на водоснабжение и водоотведение, правильности применения тарифов, а также соблюдения Предприятием Стандартов, МУП «Водоканал-Ревда», в том числе представлены: бухгалтерский баланс на 31.12.2016, с отражением результатов деятельности за 2014-2016, отчет о финансовых результатах за 2015-2016 годы, информация, подлежащая раскрытию, организациями, осуществляющими холодное водоснабжение в соответствии со Стандартами раскрытия информации.
Согласно представленной Предприятием «Информации, подлежащей раскрытию, организациями, осуществляющими холодное водоснабжение» по форме 2.7 «Информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации (факт 2015), Предприятием отражены следующие сведения:
виду деятельности (тыс. руб.) 17329,7, включая:
а) расходы на оплату холодной воды, приобретаемой у других организаций для последующей подачи потребителям;
б) расходы на покупаемую электрическую энергию (мощность), используемую в технологическом процессе (с указанием средневзвешенной стоимости 1кВтч), и объем приобретения электрической энергии: 8450,5 тыс. руб., 4,00 руб./кВтч, 2111 тыс. кВтч.
При проверке представленных Предприятием документов: договор энергоснабжения с АО «КолАтомЭнергоСбыт» № 512108187 от 02.02.2015 с приложениями, платежные документы (счета на оплату, акты приема-передачи по договору энергоснабжения) за потребленную объектами Предприятия электрическую энергию за период с февраля 2015 года по декабрь 2016 года, Комитетом установлено, что:
электрическую энергию, используемую в технологическом процессе, фактически составили: 6 542 230,18 руб.; - показатель средневзвешенной стоимости составил: 3,42 руб. /кВтч; - объем приобретения электрической энергии – 1 911 936 руб.
Кроме того, при проверке представленных Предприятием документов Комитетом установлено, что в рамках Стандартов раскрытия информации за 2015 год отдельные показатели бухгалтерского баланса за 2015 год, отчет о финансовых результатах за 2015 год не соответствуют тем же показателям, представленным в рамках проведенной проверки.
Комитетом установлено (в частности, при проверке сведений, содержащихся на официальном сайте Предприятия «мупводоканалревда.рф», о бухгалтерском балансе за 2015 год) и заявителем не оспаривается, что Предприятие допустило нарушение обязательных требований законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов), путем представления недостоверных сведений, содержащихся в таблицах и формах к Стандартам раскрытия информации за 2015 год и сведений, предоставленных к материалам проверки (бухгалтерский баланс за 2015 год по фактическим показателям; отчет о финансовых результатах за 2015 год по фактическим показателям; форма 2.7 «Информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации (факт 2015 год)» в соответствии со Стандартами раскрытия информации, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) заявителя события вмененного правонарушения.
Доказательств того, что у Общества имелись объективные препятствия для недопущения нарушений законодательства, не установлено, в связи с чем его вину (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ) и состав вмененного правонарушения следует считать установленными.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел не установлено.
Оценив характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, суд первой инстанции не установил оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным.
Вместе с тем суд первой инстанции, учтя справки ПАО «Сбербанк» по состоянию на 15.01.2018 об отсутствии денежных средств и наличии картотеки на расчетных счетах, представленные заявителем в качестве доказательств тяжелого финансового положения, приняв во внимание характер и степень общественной опасности конкретного деяния, осуществление заявителем социально значимого вида деятельности, принципы справедливости и соразмерности наказания, снизил размер назначенного штрафа до 75 000 руб. По мнению суда апелляционной инстанции, указанный размер штрафа отвечает принципам разумности и справедливости, индивидуализации наказания, соответствует тяжести совершенного правонарушения.
Вопреки мнению Комитета, снижение судом штрафа не было произвольным,
а мотивировано надлежащими суждениями по исследованным доказательствам. Несогласие Комитета, основанное на субъективном мнении, с оценкой суда
не служит основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.02.2018 по делу
№ А42-178/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд
Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий В.М. Толкунов
Судьи И.Б. Лопато
А.Б. Семенова