ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-8165/2022 от 13.09.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

609/2022-61105(1)




АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Алешкевича О.А., судей Мунтян Л.Б., Толкунова В.М., 

при участии от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга  ФИО1 (доверенность от 30.12.2021), 

рассмотрев 13.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение  Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от  07.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда  от 18.05.2022 по делу № А56-104768/2021, 

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Альянс» (190068, г. Санкт- Петербург, наб. канала ФИО2, д. 126, лит. А, пом. 1Н, часть № 4; ОГРН  <***>; ИНН <***>; далее – Общество) обратилось в  Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с  заявлением о признании недействительным предписания Государственной  жилищной инспекции Санкт-Петербурга (195112, <...>, лит. А; ОГРН <***>; ИНН <***>; 

далее – Инспекция) от 21.10.2021 № 12/21/549-Р.

Решением суда первой инстанции от 07.02.2022 заявленные требования  удовлетворены. 

Постановлением суда апелляционной инстанции от 18.05.2022 решение суда  первой инстанции оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение  судами норм материального права и на несоответствие их выводов  фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и  постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы,  оспариваемое предписание содержит правомерные требования. 

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы  жалобы. 

Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Общества, надлежащим  образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. 

Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании  распоряжения от 14.10.2021 № 12/21/549-Р Инспекцией проведена внеплановая  документарная проверка соблюдения Обществом требований жилищного  законодательства при расчете платы за отопление жильцам многоквартирного 


[A1] дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Петергоф, ул. Парковая,  д. 14, корп. 3. 

В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 21.10.2021 № 12/21/549-Р,  что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном  доме об оплате тепловой энергии, затраченной при циркуляции горячего  водоснабжения через стояки горячего водоснабжения и полотенцесушители в  межотопительный период, принято 09.05.2021, тогда как при начислении платы  по коммунальной услуге «Отопление» по лицевому счету квартиры № 106  объем потерь теплоэнергии, возникающий при теплоотдаче через  неизолированные стояки и полотенцесушители в межотопительный период  (циркуляция за летний период), прибавлялся к ежемесячным показаниям узла  учета тепловой энергии в сентябре, октябре, декабря 2019 года, январе,  феврале, марте, апреле, октябре, ноябре, декабре 2020 года, январе, феврале,  марте апреле 2021 года.  

Об устранении выявленных нарушений в срок до 29.12.2021 путем  перерасчета по лицевому счету квартиры 106 с сентября 2019 года по апрель  2021 года платы по коммунальной услуге «Отопление» без учета объема потерь  теплоэнергии, возникающего при теплоотдаче через неизолированные стояки и  полотенцесушители в межотопительный период, Инспекция выдала Обществу  предписание от 21.10.2021 № 12/21/549-Р. 

Общество, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд  с настоящим заявлением. 

Суд первой инстанции, придя к выводу о правильности расчета Обществом  платы за коммунальную услугу по отоплению и о неправомерности  оспариваемого предписания, заявленные требования удовлетворил. 

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой  инстанции и оставил решение без изменения. 

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность  применения судами норм материального и процессуального права, считает, что  жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего. 

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской  Федерации (далее – ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя  плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую  энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного  отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми  коммунальными отходами. 

Согласно части 1 статьи 157 данного Кодекса размер платы за  коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых  коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их  отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе  нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых  органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке,  установленном Правительством Российской Федерации. 

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и  пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов утверждены  постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354  (далее – Правила № 354). 

Как предусмотрено пунктом 42(1) Правил № 354, в многоквартирном доме,  который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой  энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано  индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой  энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по 


[A2] формулам 3 и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании  показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. 

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным  (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но  не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или)  общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за  коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4)  приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний  индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового)  приборов учета тепловой энергии. 

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено,  что указанный многоквартирный дом оборудован узлом учета тепловой энергии,  фиксирующим общий объем тепловой энергии, потребляемой в доме, объем  тепловой энергии, затраченной на предоставление коммунальной услуги по  горячему водоснабжению. Данный многоквартирный дом также оборудован  полотенцесушителями, через которые циркулирует горячая вода в системе  горячего водоснабжения. 

Судами также установлено, что Общество производило расчет платы за  коммунальную услугу по горячему водоснабжению в указанном доме по  формулам 20 и 20(1) Приложения № 2 к Правилам № 354 с использованием  норматива расхода тепловой энергии в Ленинградской области, установленного  постановлением Правительства Ленинградской области от 28.12.2017 № 632. 

Суды указали, что применение данных формул приводит к тому, что в  межотопительный период объем тепловой энергии по общедомовому прибору  учета превышает расчетное количество тепловой энергии на подогрев холодной  воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему  водоснабжению и образует нераспределенный объем тепловой энергии. 

Исходя из этого, суды пришли к выводу о том, что указанный  дополнительный расход тепловой энергии правомерно был предъявлен  Обществом к оплате потребителям в отопительный период с применением  тарифов на тепловую энергию в руб./Гкал, установленных в спорный период. 

Между тем судами не учтено следующее.

В силу требований Правил № 354 предоставление коммунальной услуги по  отоплению потребителю осуществляется круглосуточно в течение  отопительного периода (подпункт «в» пункта 3); потребителю могут быть  предоставлены следующие виды коммунальных услуг: холодное  водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение,  газоснабжение, отопление (пункт 4); если при отсутствии централизованного  теплоснабжения производство и предоставление исполнителем коммунальной  услуги по отоплению осуществляются с использованием оборудования,  входящего в состав общего имущества собственников помещений в  многоквартирном доме, то условия определения даты начала и (или) окончания  отопительного периода и (или) дата начала и (или) окончания отопительного  периода устанавливаются решением собственников помещений в  многоквартирном доме или собственниками жилых домов. В случае непринятия  такого решения собственниками помещений в многоквартирном доме или  собственниками жилых домов отопительный период начинается и  заканчивается в установленные уполномоченным органом сроки начала и  окончания отопительного периода при подаче тепловой энергии для нужд  отопления помещений во внутридомовые инженерные системы по  централизованным сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 5). 

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда 


[A3] Российской Федерации от 09.07.2018 № 307-КГ18-8605, нормами,  регулирующими правоотношения в установленной сфере, в частности  Правилами № 354, не предусмотрено взимание платы за тепловую энергию,  затраченную на циркуляцию горячего водоснабжения во внутридомовых сетях  (стояках, полотенцесушителях), в качестве платы за отопление. 

Из материалов дела следует, что в указанном доме в межотопительные  периоды 2019-2021 годов исполнителем предоставлялась коммунальная услуга  по горячему водоснабжению, а коммунальная услуга по отоплению не  предоставлялась. Общество расчетным путем определяло объем тепловой  энергии, затраченной на горячее водоснабжение, остаток тепловой энергии,  тепловые потери в системе горячего водоснабжения управляющая организация  суммировала с объемом потребления тепловой энергии на отопление. Тем  самым Общество увеличивало действительный расход тепловой энергии,  приходящейся на отопление в многоквартирном доме, что является  нарушением пункта 42(1) Правил № 354. 

В силу части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений  в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным  домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме  проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения  вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на  голосование. 

Инспекцией в ходе проверки установлено, что решение общего собрания  собственников помещений в многоквартирном доме об оплате тепловой  энергии, затраченной при циркуляции горячего водоснабжения через стояки  горячего водоснабжения и полотенцесушители в межотопительный период,  принято 09.05.2021, а до этой даты решение общего собрания собственников  помещений в многоквартирном доме по указанному вопросу не принималось. 

В связи с этим включение Обществом в состав платы за отопление с  сентября 2019 года по апрель 2021 года объема потерь тепловой энергии,  возникающего при теплоотдаче через неизолированные стояки и  полотенцесушители в межотопительный период (циркуляция за летний период),  противоречит упомянутым нормам жилищного законодательства, а  оспариваемое предписание соответствует этим нормам и не нарушает права и  законные интересы заявителя. 

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что  оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие)  органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают  права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в  удовлетворении заявленного требования. 

При таких обстоятельствах у судов не имелось оснований для  удовлетворения заявления, а обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как  принятые с неправильным применением норм материального права. 

Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств,  имеющих значение для дела, не требуется, кассационная инстанция считает  возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый  судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа 


[A4] п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской 

области от 07.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного 

апелляционного суда от 18.05.2022 по делу № А56-104768/2021 отменить.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Председательствующий О.А. Алешкевич 

Судьи Л.Б. Мунтян

 В.М. Толкунов