ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-8372/2015 от 08.07.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

16 июля 2015 года

Дело № А26-7734/2014

Резолютивная часть постановления объявлена   июля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме июля 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Л.В.Зотеевой

судей О.И.Есиповой, В.М.Толкунова

при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой

при участии: 

от истца (заявителя): предст. Чижиков Е.Н. – доверенность № ЛПМ/0067/1 от 30.12.2014

от ответчика (должника): не явился (извещен)

от третьих лиц: не явились (извещены)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-8372/2015 ) общества с ограниченной ответственностью «Лесопильно-деревообрабатывающий комбинат «Сегежский» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.02.2015 по делу № А26-7734/2014 (судья Левичева Е.И.), принятое

по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью «Лесопильно-деревообрабатывающий комбинат «Сегежский»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия

третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Техпром», Администрация Сегежского городского поселения

о признании незаконным приказа

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Лесопильно-деревообрабатывающий комбинат «Сегежский» (ОГРН 1081032000906, адрес: 186421, Республика Карелия, г.Сегежа, ул.Кирова, 1А; далее - заявитель, Общество, ООО «ЛДК «Сегежский») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (ОГРН 1021000526326, адрес: 185031, Республика Карелия, г.Петрозаводск, наб.Варкауса, д.1А; далее - Карельское УФАС, антимонопольный орган, Управление) о признании незаконным приказа от 26 мая 2014 года «О включении в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов», и обязании антимонопольный орган исключить ООО «ЛДК «Сегежский» из указанного реестра (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее – АПК РФ).

Общество также обратилось с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Техпром» и Администрация Сегежского городского поселения.

Решением от 13.02.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда по настоящему делу и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, необоснованно не приняты доводы Общества о неправильном установлении антимонопольным органом границ товарного рынка, не учтено, что все четыре тепловые сети принадлежат одному собственнику – Администрации Сегежского городского поселения.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе. Карельское УФАС и третьи лица извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили. От Управления поступил письменный отзыв (вх. от 06.07.2015 № 7-12585), в котором доводы жалобы признаны необоснованными.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 17.03.2014 в адрес Управления поступило заявление ООО «Техпром» с жалобой на действия ООО «Сегежа-Энерго» на отказ в заключении договора на поставку тепловой энергии.

В ходе проведения проверки заявления ООО «Техпром» Карельским УФАС произведено исследование состояния конкурентной среды на рынке производства и продажи тепловой энергии в границах Сегежского городского поселения за период с 01.01.2013  по 01.05.2014, составлен аналитический отчет (том 1, л.д. 72-75).

Из аналитического отчета следует, что система теплоснабжения г. Сегежа состоит из 4-х котельных, принадлежащих ООО «Сегежа-Энерго», ООО «ЛДК «Сегежский», ФКУ Исправительная колония № 7 и ФКУ Следственный изолятор № 10/2, и присоединенных к ним тепловых сетей. Сети являются замкнутыми и не пересекающимися. Доля владельца источника тепловой энергии на рынке производства и продажи тепловой энергии по каждой котельной составляет 100 % в границах, присоединенных к котельной тепловых сетей.

По результатам аналитического отчета Управлением издан приказ от 26.05.2014 № 121 о включении заявителя в Реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (т. 1 л.д.14-15).

Полагая включение в Реестр незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с обжалованием приказа Карельского УФАС от 26.05.2014 № 121.

Суд первой инстанции удовлетворил ходатайство заявителя о восстановлении срока на подачу заявления, признав причины пропуска срока уважительными, однако,  исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, не усмотрел предусмотренных статьями 198 и 210 АПК РФ оснований для удовлетворения заявления ООО «ЛДК «Сегежский».

Отказывая в удовлетворении заявления, суд правомерно исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ) данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.

В силу подпункта «а» пункта 8 части 1 статьи 23 Закона № 135-ФЗ к полномочиям антимонопольного органа отнесено ведение реестра хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - реестр).

Реестр представляет собой специальный инструмент, посредством которого обеспечивается реализация таких целей регулирования Закона № 135-ФЗ, определенных в части 2 статьи 1, как защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Включение хозяйствующих субъектов в Реестр дает антимонопольным органам право осуществлять в отношении таких субъектов государственный контроль за экономической концентрацией (юридически значимыми действиями, связанными с судьбой таких субъектов; совершаемыми ими сделками, заключаемыми соглашениями - глава 7 Закона № 135-ФЗ), что направлено на защиту интересов неопределенного круга лиц и сопряжено с возложением на доминанта дополнительных обязанностей и ограничений в реализации его субъективных прав в сфере предпринимательской деятельности.

Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 № 896 утверждены Правила формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере, более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - Правила).

 В соответствии с пунктом 1 Правил реестр является государственным информационным ресурсом и представляет собой базу данных о хозяйствующих субъектах, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

 Формирование и ведение реестра осуществляют Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы.

 Согласно пункту 4 Правил включение в реестр сведений о хозяйствующем субъекте независимо от места его государственной регистрации осуществляется по решению территориального органа Федеральной антимонопольной службы - если хозяйствующий субъект имеет долю в размере более чем 35 процентов на соответствующем товарном рынке одного или нескольких субъектов Российской Федерации (территория, на которой осуществляет свою деятельность территориальный орган Федеральной антимонопольной службы).

Решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр, исключении соответствующих сведений из реестра, внесении изменений в содержащиеся в реестре сведения оформляются приказом антимонопольного органа (пункт 16 Правил).

В силу положений пункта 8 Правил доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется антимонопольным органом по результатам анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, который проводится в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23 Закона № 135-ФЗ. Результаты анализа отражаются в аналитическом отчете.

Как следует из содержания пункта 13 Правил, основаниями для принятия решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр являются аналитический отчет, подготовленный в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, либо решение суда о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр.

Приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 28.04.2010 № 220 утвержден Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее - Порядок).

Данный Порядок разработан на основании Закона о защите конкуренции и используется для анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, в том числе при формировании реестра хозяйствующих субъектов, ведение которого предусмотрено пунктом 8 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (пункту 1.1 Порядка).

Согласно пункту 1.3 Порядка проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы: а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка; в) определение географических границ товарного рынка; г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей; д) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке; е) определение уровня концентрации товарного рынка; ж) определение барьеров входа на товарный рынок; з) оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке; и) составление аналитического отчета.

Содержание вышеприведенного правила позволило суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о том, что исследование  рынка по временному интервалу может быть  ретроспективным и перспективным. При первом исследуются характеристики, которые сложились до момента проведения анализа, при втором - существующие на момент проведения исследования с анализом последующего воздействия, и ни один из них не исключает исследование периода проведения анализа, а также периода, в котором совершено нарушение (если анализ проводится в ходе рассмотрения дела об антимонопольном правонарушении).

Определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации: а) о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства; б) о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации; в) о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы) (пункт 4.2 Порядка).

Согласно пункту 4.5 Порядка определение географических границ товарного рынка осуществляется следующими методами: методом «тест гипотетического монополиста», который проводится в соответствии с пунктом 4.6 Порядка; методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах); сочетанием указанных методов либо иным методом, который позволит выявить продавцов товара (исходя из предварительно определенных продавцов), однозначно установить географическое расположение районов продаж, в которых продавцы конкурируют друг с другом при осуществлении продаж товара предварительно определенным приобретателям.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, могут быть также включены физические и юридические лица, которые в течение краткосрочного периода (не более года) могут при обычных условиях оборота и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся не более чем на 10 процентов от сложившейся средневзвешенной рыночной цены) войти на данный товарный рынок.

Согласно пункту 5.2 Порядка количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если: объем товарного рынка известен и выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции, количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом рынке.

Как следует из материалов дела и установлено судом,  Управлением при проведении исследования состояния конкурентной среды на рынке производства и продажи тепловой энергии в качестве географических границ определены административные границы Сегежского городского поселения.

В аналитическом отчете географические границы определены территорией, на которой потребитель может приобрести товар.

Управление с учетом специфики правоотношений по поставке потребителям тепловой энергии пришло к правомерному выводу о том, что потребителями на исследуемом рынке являются хозяйствующие субъекты, сети которых имеют технологическое присоединение к источникам тепловой энергии, в рассматриваемом случае, к котельным. Таким образом, рынок предоставления услуг по производству и продаже тепловой энергии привязан к объектам недвижимого имущества (котельным), следовательно, спрос является неперемещаемым, что напрямую влияет на определение географических границ товарного рынка.

Так как до настоящего времени схема теплоснабжения Сегежского городского поселения, в котором осуществляет свою деятельность ООО «ЛДК «Сегежский», не утверждена, то при проведении анализа состояния конкурентной среды на рынке производства и продажи тепловой энергии в границах Сегежского городского поселения Карельское УФАС исходило из информации, представленной Администрацией Сегежского городского поселения, а также Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам.

Администрация Сегежского городского поселения в справке, представленной в материалы дела, а также в письме от 12.01.2015 №21-1,/29/28 указала, что на территории Сегежского городского поселения теплоснабжение жилого фонда осуществляется от четырех котельных. При этом от котельной ООО «ЛДК Сегежский» обеспечивается теплом 29 жилых домов и 1 социальный объект. Теплоснабжение указанных объектов осуществляется через тепловые сети г. Сегежа, находящиеся в аренде у ООО «Техпром», а также через трубопровод, присоединенный к источнику тепловой энергии ООО «ЛДК «Сегежский» и принадлежащий ему на праве собственности.

В силу положений Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» деятельность по поставке тепловой энергии теплоснабжающими организациями относится к регулируемым видам деятельности.

Постановлением Госкомитета РК по энергетике и регулированию тарифов от 27.02.2009 №7 ООО «ЛДК «Сегежский» было включено в Перечень теплоснабжающих организаций, подлежащих государственному регулированию тарифов; Постановлением Госкомитета РК по ценам и тарифам от 21.03.2014 №24 ООО «ЛДК «Сегежский» включено в Перечень организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории Республики Карелия в сфере теплоснабжения; Постановлениями Госкомитета РК по ценам и тарифам от 26.10.2012 №167, от 22.11.2013 №297 ООО «ЛДК «Сегежский» были утверждены тарифы на тепловую энергию на 2013, 2014 годы соответственно (т.1 л.д. 132-136).

В 2013 году ООО «Сегежа-Энерго» утвержден тариф на тепловую энергию от котельной ООО «ЛДК Сегежский» (постановление Госкомитета РК по ценам и тарифам от 02.11.2012 №176). Факт осуществления ООО «ЛДК «Сегежский» деятельности по продаже тепловой энергии ООО «Сегежа-Энерго» в 2013 году подтверждается договором поставки тепловой энергии от 31.12.2012 со сроком действия до 31.12.2013 (т.1 л.д. 86-88).

В 2014 году тариф на тепловую энергию от котельной ООО «ЛДК «Сегежский» был утвержден ООО «Техпром» (постановление Госкомитета РК по ценам и тарифам от 24.12.2013 №378).

При этом, Общество не оспаривало фактически установленные Управлением обстоятельства, свидетельствующие о наличии в г. Сегежа 4-х котельных, одна из которых эксплуатируется Обществом, сети которых являются замкнутыми и не пересекаются, а следовательно, каждая котельная имеет своих потребителей, сети которых присоединены к котельной. В отношении таких потребителей владелец источника производства и поставки теплоэнергии является доминантом, имеющим возможность влиять на условия отпуска тепловой энергии, а следовательно, географические границы совершенно обоснованно определены Управление как локальные в границах присоединенных к  котельной сетей. В рамках каждого такого локального рынка собственники источников тепловой энергии, в том числе и заявитель, занимают долю 100%, в связи с чем доля не могла быть рассчитана с применением показателей, отраженных в пункте 6.1. Порядка.

Продуктовыми границами рынка определена услуга по производству и продаже тепловой энергии.

Как следует из раздела V аналитического отчета, в качестве продавцов на анализируемом рынке выступают организации, владеющие источниками тепловой энергии, а покупателями являются теплоснабжающие организации, владеющие тепловыми сетями, посредством эксплуатации которых осуществляется теплоснабжение потребителей.

Как обоснованно указал суд первой инстанции, для рынка услуг по производству и продажи тепловой энергии характерно оказание услуг теплоснабжающими организациями в пределах расположения тепловых сетей. Присоединение теплопотребляющих объектов к сетям инженерно-технического обеспечения другого поставщика не всегда возможно и требует значительных расходов.

Таким образом, по мнению апелляционного суда, антимонопольным органом правильно установлены продуктовые и географические границы рынка, на котором заявитель оказывает услуги по производству и продаже тепловой энергии, доказано доминирующее положение ООО «ЛДК «Сегежский» на указанном рынке к границах присоединенных к его котельной сетей.

Доводы жалобы аналогичны доводам, приведенным Обществом при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которые правильно оценены судом  с учетом регулирующих спорные правоотношения правовых норм и фактических обстоятельств дела. Принадлежность  всех  тепловые сетей одному собственнику – Администрации Сегежского городского поселения, на что указано в апелляционной жалобе, не может повлиять на статус заявителя и его положение на означенном товарном рынке.

При изложенных обстоятельствах апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в сумме 1500 подлежат оставлению на подателе жалобы. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. на основании платежного поручения от 15.04.2015 № 1100 подлежит возвраты Обществу из федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13 февраля 2015 года по делу № А26-7734/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лесопильно-деревообрабатывающий комбинат «Сегежский» – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Лесопильно-деревообрабатывающий комбинат «Сегежский» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

О.И. Есипова

 В.М. Толкунов