ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-9664/2015 от 01.06.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

02 июня 2015 года

Дело № А26-9168/2014

Резолютивная часть постановления объявлена      июня 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июня 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Загараевой Л.П.

судей  Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания Кривоносовой О.Г.

при участии: 

от истца (заявителя): Ермаков Д.А. – доверенность от 12.01.2015 № 18

от ответчика (должника): не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-9664/2015 )  Администрации Пиндушского городского поселения на решение  Арбитражного суда   Республики Карелия от 05.03.2015 по делу № А26-9168/2014 (судья Борунов И.Н.), принятое

по иску ОАО "Карелгаз" филиал-трест "Сегежамежрайгаз"

к Администрации Пиндушского городского поселения

о взыскании

установил:

 Открытое акционерное общество «Карелгаз» (ОГРН: 1021000507725; место нахождения: 185007, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Архипова, 30; далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточенным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрация Пиндушского городского поселения (ОГРН: 1051002567197, место нахождения: 186323, Республика Карелия, Медвежьегорский район,  г. Пиндуши, ул. .Ленина, д. 8) о взыскании 1 016 851, 05 руб. задолженности по оплате оказанных в период с ноября 2011 года по сентябрь 2014 года услуг по техническому обслуживанию системы газоснабжения, включающей 3 подземные резервуарные установки сжиженного углеводородного газа и идущие от них к жилым домам газопроводы низкого давления, расположенные по адресу: Республика Карелия, Медвежьегорский район, п. Пиндуши, ул. Комсомольская, дом 6, ул. Ленина, дом 5, ул. Повенецкая, дом 8, дом 11 и дом 13. Также истец просил взыскать с ответчика расходы по госпошлине.

Решением суда от 05.03.2015 иск удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.

Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направила. Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в ее отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, в границах поселка Пиндуши Медвежьегорского района по улицам Комсомольская и Повенецкая, расположены системы газоснабжения, включающие в себя 3 резервуарные установки сжиженного углеводородного газа и идущие от них к жилым домам газопроводы низкого давления, (далее - системы газоснабжения), посредством которых осуществляется газоснабжение, многоквартирных домов, расположенных по адресам: п. Пиндуши, ул. Комсомольская, д. 6, д. 7, ул. Ленина, д. 5, ул. Повенецкая, д. 8, д. 11, д. 13.

ОАО «Карелгаз» является специализированной газораспределительной и газоснабжающей организацией, ответственной за надлежащее предоставление коммунальной услуги по газоснабжению населению Республики Карелия.

Истец, как газораспределительная и газоснабжающая организация, в период с ноября 2011 года по сентябрь 2014 года осуществлял подачу газа гражданам-потребителям, проживающим в вышеупомянутых многоквартирных домах, газоснабжение которых осуществлялось посредством указанной системы газоснабжения.

ОАО «Карелгаз» не является собственником групповой резервуарной установки и газопроводов.

Решением Арбитражного суда от 18.06.2014 по делу №А26-7786/2013 суд обязал администрацию Пиндушского городского поселения в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять в муниципальную собственность следующие объекты недвижимости:

- групповую резервуарную установку сжиженного углеводородного газа, расположенную по адресу: Республика Карелия, п. Пиндуши, ул. Комсомольская, 6

- газопроводы низкого давления, идущие от резервуарной установки к многоквартирному жилому дому № 6 по ул. Комсомольская и многоквартирному жилому дому № 5 по ул. Ленина, протяженностью 163,43 погонных метров;

- групповую резервуарную установку сжиженного углеводородного газа, расположенную по адресу: Республика Карелия, п. Пиндуши, ул. Комсомольская, 7;

- газопроводы низкого давления, идущие от резервуарной установки к многоквартирному жилому дому № 7 по ул. Комсомольская, протяжённостью 123,6 погонных метров.

- групповую резервуарную установку сжиженного углеводородного газа, расположенную по адресу: Республика Карелия, п. Пиндуши, ул. Повенецкая, 11;

- газопроводы низкого давления, идущие от резервуарной установки к многоквартирным жилым домам №№ 8, 11, 13 по ул. Повенецкой, протяжённостью 389,9 погонных метров.

Договоры на техническое обслуживание газовых сетей и оборудования трех спорных газовых установок в деле отсутствуют.

Ссылаясь на то, что в спорный период ОАО «Карелгаз» осуществлял техническое обслуживание данной системы газоснабжения в соответствии с Правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.03 N 9, и понесло затраты, а лицом, ответственным за эксплуатацию установки и платежи за ее обслуживание, является администрация, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии  с Правилами предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.05.2011 № 354 истец является по отношению к гражданам-потребителям исполнителем коммунальных услуг по газоснабжению и должен обеспечить бесперебойную поставку коммунального ресурса.

Исходя из термина «поставка газа», закрепленного в пункте 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, следует, что на организацию, взявшую на себя обязательства по поставке газа (газоснабжающую организацию), возложены обязательства по выполнению совокупности действий, обеспечивающих подачу сжиженного углеводородного газа из резервуарной или групповой баллонной установки до границы раздела собственности на газораспределительные (присоединенные) сети.

Единственно возможным вариантом поставки газа до жителей многоквартирных домов, является залитие сжиженного углеводородного газа в групповые резервуарные установки, которые служат источником обеспечения граждан коммунальным ресурсом

Соблюдение обязательств по осуществлению бесперебойного газоснабжения по отношению к гражданам-потребителям из числа жителей указанных многоквартирных домов, возможно лишь при обеспечении надлежащего содержания объектов систем газоснабжения.

Газоснабжение в Российской Федерации регулируется Федеральным законом РФ от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ». Указанный федеральный закон определяет правовые, экономические, организационные основы отношений в области газоснабжения. Статья 7 указанного закона устанавливает, что газоснабжение населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленными законодательством РФ и муниципальными нормативными правовыми актами.

В силу ст.ЗЗ ФЗ от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация -собственник опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения, посредством осуществления комплекса мероприятий, а именно: создает аварийно-спасательную службу или привлекает на условиях договоров соответствующие специализированные службы; осуществляет разработку планов локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий; создает инженерные системы контроля и предупреждения возникновения потенциальных аварий, катастроф, системы оповещения, связи и защиты; создает запасы материально-технических и иных средств; осуществляет подготовку работников опасного объекта системы газоснабжения к действиям по локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий.

ОАО «Карелга» не является собственником заявленных систем газоснабжения. Данные объекты инженерной инфраструктуры были построены и введены в эксплуатацию 1977,1982 и 1983 г.г.

Заказчиками строительства в разные годы выступали Медвежьегорский Судоремонтно-строительный завод, Медвежьегорская Ремонтно-эксплуатационная база Флота, Медвежьегорский Канифольно-экстракционный завод. Актами приемки завершенного строительства, указанные объекты газоснабжения были приняты в эксплуатацию и переданы в ведение указанных выше заказчиков. Регистрация права собственности на РУ и газопроводы с момента ввода их в эксплуатацию не производилась.

В последствии данные юридические лица были ликвидированы.

В отсутствие информации о возможных собственниках имущества, истец, начиная с января 2011 года, неоднократно обращался в органы местного самоуправления с просьбой определить правовой статус бесхозного имущества, а также принять необходимые меры по содержанию бесхозных систем газоснабжения. Настоятельно обращая внимание ответчика на то, что отсутствие технического обслуживания РУ и газопроводов силами специализированной организации является грубейшим нарушением Правил безопасности и может повлечь за собой прекращение транспортировки газа по данным газопроводам, и как следствие, приведёт к нарушению прав граждан потребителей. Отсутствие надлежащего контроля за техническим состоянием систем газоснабжения, ставит под угрозу надежность и безопасность их эксплуатации, что может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций на территории Пиндушского городского поселения (взрывы, возгорания, причинение ущерба имуществу, жизни и здоровью людей).

В свою очередь, ответчик, располагая информацией о бесхозности систем газоснабжения и необходимости принятия мер, направленных на обслуживание данного имущества, длительное время неправомерно уклонялся от решения вопроса по существу.

Однако в силу п.2.1.20 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета РФ от 11.06.1992 года № 2980-1, была запрещена приватизация объектов инженерной инфраструктуры городов и районов (в том числе, электро, тепло- и газоснабжения, водопроводно-канализационного хозяйства, наружного городского освещения и т.д.).

Согласно постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.91 г. № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты, указанные в приложении №3 к нему, являются объектами муниципальной собственности.

В п. 1 приложения №3 к указанному Постановлению указано, что объектами, относящимися к муниципальной собственности, являются жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения; жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении; объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов; другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).

Согласно пункта 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11,06.1997 №15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий» объекты, указанные в приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.

Учитывая специфику данных объектов жилищно-коммунального хозяйства, по причине бездействия ответчика, в результате которого общество вынуждено было нести бремя расходов по их содержанию и обслуживанию. Общество обратилось в арбитражный суд Республики Карелия с иском к администрации Пиндушского городского поселения с требованием принятия спорные системы газоснабжения в муниципальную собственность.

Решением от 18.06.2014 года по делу №А26-7786/2013, было подтверждено право муниципальной собственности на спорные объекты газоснабжения за администрацией Пиндушского городского поселения. Решение вступило в законную силу.

Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции обосновано сделал вывод о том, что по смыслу ст, 225 ГК РФ, распоряжение бесхозными вещами до определения их судьбы в имущественном обороте осуществляется органом местного самоуправления, на территории которого они находятся. При этом орган местного самоуправления становится участником правоотношений по обслуживанию указанного имущества.

В связи с чем, довод ответчика об отсутствии обязанности по несению расходов на содержание объектов коммунальной инфраструктуры в период с ноября 2011 по сентябрь 2014 гг. по причине того, что объекты не находились в муниципальной собственности не может быть принят во внимание.

ОАО «Карелгаз» не может согласиться с доводом ответчика в части возмещения затрат на обслуживание систем газоснабжения, поскольку ОАО «Карелгаз» не является собственником спорных объектов, на балансе Общества имущество не состоит.

Правовые, экономические и организационные основы отношений в сфере газоснабжения в РФ определены Федеральным законом от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в РФ».

В соответствии со ст.8 федерального закона - Правительство РФ устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифы на его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных при поставках газа населению.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.200 №1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы по тарифам РФ от 05.06.2007 №129-э/2 утверждены Методические указания по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд.

Согласно п.14 Методических указаний - розничные цены устанавливаются дифференцированно в зависимости от системы франкирования по категориям: реализация газа в баллонах с доставкой / без доставки до потребителя, с места промежуточного хранения (склада), и реализация из групповых резервуарных установок.

С целью расчета розничных цен при реализации сжиженного газа из групповых резервуарных установок, расходы субъекта регулирования, входящие в структуру себестоимости, включают следующие расходы, а именно: приобретение газа у оптовых поставщиков, транспортировку, работы и содержание ГНС, транспортные расходы на доставку в автоцистернах, расходы на содержание АДС, расходы на содержание объектов инфраструктуры, используемых для осуществления деятельности по снабжению населения сжиженным газом из групповых резервуарных установок, находящихся в собственности субъекта регулирования или в пользовании на иных правовых основаниях.

По условиям методических указаний при утверждении тарифа на реализацию сжиженного углеводородного газа для коммунально-бытовых нужд, включаются только затраты на техническое обслуживание газового оборудования, находящегося на балансе субъекта регулирования. В случае, если газовое оборудование находится на балансе других организации, то затраты по техническому обслуживанию оплачиваются собственником оборудования по отдельному договору со специализированными газоснабжающими организациями и не включаются в цену на газ.

Таким образом, в тариф на реализацию сжиженного углеводородного газа для коммунально-бытовых нужд, устанавливаемый Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам, затраты по обслуживанию групповых резервуарных установок не предусмотрены, поскольку спорные объекты не находятся на балансе ОАО «Карелгаз».

Мнение ответчика о том, что Общество обогатилось вследствие безвозмездного использования системы газоснабжения безосновательно.

В сложившихся обстоятельствах, в целях недопустимости приостановления газоснабжения, предотвращения возможных чрезвычайных и техногенных ситуаций ОАО «Карелгаз» как газоснабжающая организация, вынуждена начиная с ноября 2011 года неосновательно нести расходы на содержание и обслуживание муниципального имущества.

Учитывая специфику данных объектов жилищно-коммунального хозяйства, считаем, что уклонение ответчика от исполнения обязанности по принятию объектов в муниципальную собственность, свидетельствует о его бездействии и несоответствие данного бездействия требованиям действующего законодательства РФ. Поскольку в противном случае, на Общество неправомерно возлагается дополнительное финансовое бремя содержания данных объектов недвижимости, собственником которого оно не является.

Согласно Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 №116-ФЗ - групповая резервуарная установка относится к категории опасных производственных объектов и является источником повышенной опасности.

В пункте 5 «Правил охраны газораспределительных сетей», утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11,2000 № 878, указано, что в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов (далее -ОПО), что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997 г.

В целях соблюдения требований в области промышленной безопасности при эксплуатации ОПО, мероприятия по техническому обслуживанию, текущему ремонту и аварийно-диспетчерскому обслуживанию РУ и газопроводов должны осуществляться в обязательном порядке, поскольку данный объект газоснабжения является взрывоопасным, вследствие чего создает реальную угрозу жизни и здоровью людей. В случае ненадлежащего использования системы газоснабжения, отсутствие требуемого контроля за её техническим состоянием могут возникнуть чрезвычайные ситуации в границах поселения, где она располагается.

В соответствии с п.1 ст.З закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов", требованиями промышленной безопасности являются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

Пунктом 1 ст. 4 указанного закона определено, что правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно, пункта 5.1.1. «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления», утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 18 марта 2003 № 9 - организация, эксплуатирующая ОПО систем газораспределения и газопотребления, обязана соблюдать положения ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", других федеральных законов, иных нормативных правовых актов и нормативных технических документов в области промышленной безопасности, а также выполнять комплекс мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту, обеспечивающих их содержание в исправном и безопасном состоянии; при необходимости иметь договора с организациями, выполняющими работы по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов и технических устройств, в которых должны быть определены объемы работ по техническому обслуживанию и ремонту, регламентированы обязательства в обеспечении условий безопасной и надежной эксплуатации ОПО; обеспечивать проведение технической диагностики газопроводов, сооружений и газового оборудования (технических устройств) в сроки, установленные настоящими Правилами.

Регламент проведения работ по технической эксплуатации объектов газораспределительных систем и сетей газопотребления, определены стандартами отрасли ГОСТ Р 54982-2012 «Системы газораспределительные. Объекты сжиженных углеводородных газов. Общие требования к эксплуатации, Эксплуатационная документация» и ГОСТ Р 54961-2012 «Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» утв. Приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12,09.2012 №293-ст, 22.08.2012 №251-ст.

Таким образом, эксплуатация РУ и газопроводов, возможна лишь при условии соблюдения требований национальных стандартов отрасли РФ, иных нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов в области промышленной безопасности. Согласно которых определена необходимость выполнения комплекса мероприятий, в том числе техническое обслуживание и ремонт системы газоснабжения, обеспечивающих содержание ОПО в исправном и безопасном состоянии.

Система газоснабжения удовлетворяет потребность жителей многоквартирного дома в сжиженном газе. Проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту данной системы газоснабжения оказывались в целях обеспечения газоснабжением населения п.Пиндуши. Услуги по техническому обслуживанию были оказаны ответчику в целях соблюдения Стандартов отрасли, требований промышленной безопасности, а также иных нормативно-правовых актов в области промышленной безопасности и содержания спорной системы газоснабжения в надлежащем состоянии.

Апелляционная коллегия не может согласиться с доводом ответчика, о недостаточности доказательств подтверждения факта выполнения работ, в силу того, что оформление и ведение эксплуатационно-технической документации для опасных производственных объектов, осуществляются в обязательном порядке при проведении технического обслуживания.

По каждому факту выполнения регламентных работ производится внесение их результатов в паспорта и журналы эксплуатации резервуарных установок, паспорта на сосуды работающие под давлением, оформляются рапорта обхода трасс газопровода, проводимых 1 раз в 7 дней. Документы, содержащие сведения обо всех проведенных работах в отчетном периоде были представлены в материалы дела.

Объем работ по техническому обслуживанию данных объектов газоснабжения, необходимый для обеспечения их исправного и работоспособного состояния, порядок, периодичность и сроки их проведения определен в разделах Стандартов отрасли.

Механизм ценообразования на оказание услуг по техническому обслуживанию ГРУ и газопроводов регулируется п.2 ст. 424 ГК РФ.

Расценки на данные услуги формируют сами специализированные организации, в соответствии с действующими нормативными документами и с методическими рекомендациями по формированию тарифов и цен на услуги газораспределительных организаций по техническому обслуживанию и ремонту систем газоснабжения, рекомендованных ОАО «Газпром газораспределение», на основании существующих затрат для выполнения данных работ на текущий период. Затраты на техническое обслуживание ГПУ и газопроводов учитываются строго в разрезе элементов и статей в соответствии с действующей Учетной политикой, утвержденной приказом ОАО «Карелгаз» от 31.12.2008 г. № 360. Себестоимость услуги рассчитана в соответствии с требованиями ПБ 12-529-03, ПБ 12-6Q9-03 и ОСТ 15-39.3-051-2003.

Стоимость услуг экономически обоснованна и произведена с учётом того, чтобы Общество могло обеспечить выполнение необходимого комплекса работ по техническому обслуживанию согласно требованиям законодательства. Цена, предлагаемого для заключения договора, соответствовала расчету стоимости затрат понесенных ОАО «Карелгаз» в соответствующий период. В свою очередь, ответчик не смог оспорить и доказать необоснованность стоимости тарифов на выполнение работ.

При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия   от 05.03.2015 по делу №  А26-9168/2014   оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.П. Загараева

Судьи

М.Л. Згурская

Н.О. Третьякова