ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-9745/2022 от 01.06.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

02 июня 2022 года

Дело № А56-112261/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      июня 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июня 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Фуркало О.В.

судей  Семеновой А.Б., Третьяковой Н.О.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от заявителя:  ФИО2, по доверенности от 28.09.2020;

от заинтересованного лица: ФИО3, по доверенности от 18.04.2022; ФИО4, по доверенности от 21.12.2021; ФИО5, по доверенности от 20.07.2021;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-9745/2022 )  ЗАО «Контейнерный  терминал Санкт-Петербург» на решение   Арбитражного суда   города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2022  по делу № А56-112261/2021 (судья          Ресовская Т.М.), принятое

по заявлению  закрытого акционерного общества  «Контейнерный  терминал Санкт-Петербург»

к  Главному Управлению Министерства Российской Федерации по  делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу

о признании недействительным предписания,

установил:

закрытое акционерное общество «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Главному Управлению министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г.Санкт-Петербургу (далее  - Управление) о признании недействительным предписания № 30-1-565/1.

Решением суда  от  21.02.2022 в удовлетворении заявленного требования  отказано.

В апелляционной  жалобе Общество просит  решение суда  от 21.02.2022 отменить и принять новый судебный акт,  удовлетворив  заявленные требования в полном  объеме.

В апелляционной  жалобе податель указывает, что добровольное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности осуществляется в форме добровольной сертификации (часть 2 статьи  145 Технического регламента). Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации (часть  1 статьи  21 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184).

Обществом был представлен сертификат соответствия                       №НСОПБ ЮАБ0.RUO.ПР.067.Н.00340 системы добровольной сертификации, выданный органом по сертификации - ООО «ЭкспертТест». Данная организация является членом Ассоциации «НСОПБ», сведения об этом размещены на сайте https://nsopb.ru/.

По мнению Общества, является ошибочным вывод о том, что орган по сертификации должен быть аккредитован в национальной системе аккредитации, поскольку в статье 21 Закона № 184-ФЗ отсутствует прямое указание на необходимость аккредитации органов по сертификации, осуществляющих добровольное подтверждение соответствия. В тоже время, в статье  26 указанного закона прямо предусмотрено, что обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в национальной системе аккредитации.

Аккредитация в национальной системе аккредитации осуществляется на основе принципа добровольности и применяется только в случае обращения с заявлениями об аккредитации в национальной системе аккредитации (часть               2 статьи  1, пункта  5 части  2 статьи  5 Федерального закона от 28.12.2013              № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее - Закон              №412).

Кроме того, Закон №412  не содержит требования о необходимости аккредитации лиц, выполняющих работы по добровольной оценке соответствия, а предоставляет право участникам систем добровольной сертификации аккредитоваться в национальной системе аккредитации.

Аналогичный вывод содержится в письме Минэкономразвития РФ от 15.11.2011 №Д09-2826 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), в частности выполняющих работы по добровольному подтверждению соответствия».

В судебном  заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной  жалобы.

Управление просит в удовлетворении жалобы отказать по мотивам,   изложенным в  отзыве на жалобу.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Отделом надзорной деятельности и профилактической работы Кировского района Управления по Кировскому району Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу (далее - Управление) по результатам проверки ранее выданного предписания, проводимой на  основании распоряжения от 31.08.2021 № 30-1-565, выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 23.09.2021             № 30-1-565/1.

В  предписании указано:

- при монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности здания (системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа) не соблюдаются требования нормативных документов по пожарной безопасности, а именно: соединительные линии системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (световое, звуковое оповещение), не предусмотрены с учетом сохранения работоспособности в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону (кабели соединительных линий световых и звуковых оповещателей проложены в ПВХ коробах, за подвесным потолком открытым способом в гофре, способы прокладки, крепежные детали и другие приспособления для прокладки кабельных линий системы противопожарной защиты выполнены из материалов и изделий, работоспособность в условиях пожара которых не подтверждена в установленном порядке).

- при монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности здания (автоматической установки газового пожаротушения серверной) не соблюдаются требования нормативных документов по пожарной безопасности, а именно: кабельные линии автоматической установки газового пожаротушения не предусмотрены с учетом сохранения работоспособности в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону (кабельные линии проложены в гофре, способы прокладки, крепежные детали и другие приспособления для прокладки кабельных линий системы противопожарной защиты выполнены из материалов и изделий, работоспособность в условиях пожара,  которых не подтверждена в установленном порядке).

Управление указало на нарушение Обществом Правил противопожарного режима в Российской Федерации, Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»  (далее – Закон №123), СП 3.13130.2009, СП 6.13130.2013, и обязало устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.02.2022.

Не согласившись с предписанием, Общество оспорило его в судебном порядке.

Суд первой  инстанции,   отказывая в удовлетворении  заявленных требований,  правомерно исходил из следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 82  Закона № 123 и пункт 4.8 СП 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасное»   кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей  при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону.

Положением части 7 статьи 84 Закона №123 установлено требование о функционировании системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в течение времени, необходимого для завершения эвакуации  людей из здания, сооружения.

Аналогичное требование установлено пунктом 3.4 СП3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» согласно которого,  кабели, провода СОУЭ и способы их прокладки должны обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону.

Согласно пункту 4.9 СП6.13130.2013 работоспособность кабельных линий и электропроводок СИЗ в условиях пожара обеспечивается выбором вида исполнения кабелей и проводов, согласно ГОСТ Р 53315 (заменен на ГОСТ 31565-2012, Приказ Росстандарта от 22.11.2012  N1097-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта») и способом их прокладки. Время работоспособности кабельных линий и электропроводок в условиях воздействия пожара определяется в соответствии с ГОСТ Р 53316.

Определение  кабельной линии  установлено в пункте 3.1 ГОСТ Р 53316-2009 «Кабельные линии. Сохранение работоспособности в условиях пожара.

Метод испытания, согласно которого это линия,   предназначенная для передачи электроэнергии, отдельных ее импульсов или оптических сигналов и состоящая из одного или нескольких параллельных кабелей (проводов, токопроводов) с соединительными, стопорными и конечными муфтами (уплотнениями) и крепежными деталями, проложенная согласно требованиям технической документации в коробах, гибких трубах, на лотках, роликах, тросах, изоляторах, свободным подвешиванием, а также непосредственно по поверхности стен и потолков,  и в пустотах строительных конструкций или другим способом.

Понятие работоспособности закреплено пункте 3.2 ГОСТ Р 53316-2009,  согласно которого это способность продолжать выполнять заданные функции при воздействии стандартного температурного режима в течении заданного периода времени. Метод испытания работоспособности кабельных линий предусмотрен разделом 4 ГОСТ Р 53316-2009.

Согласно пункта  части 2 статьи  1 Закона №123 положения настоящего Федеральною закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения,  в том числе при проектировании объектов защиты.

 Таким образом, обязанность подтвердить соответствие объекта защиты требованиям пожарной безопасности возникает уже на стадии его проектирования.

Необходимость проектирования систем противопожарной защиты, а также требование о соблюдении проектных решений при  монтаже, ремонте, техническом обслуживании  и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения предусмотрено частью 1 статьи 83 Закона №123 и пунктом 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479.

В настоящее время, требования пожарной безопасности к проектированию систем противопожарной защиты установлены Законом №123, нормативными документами в области   стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента, перечень которых утверждён приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.07.2020 №1190 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации» (далее - Перечень).

Следовательно, руководствуясь  названными положениями законодательства об обеспечении пожарной безопасности, первоочередная обязанность подтвердить соответствие принятых на объекте защиты технических решений требованиям пожарной безопасности, в том числе соответствие кабельных линий систем противопожарной защиты, должна быть осуществлена при его проектировании.

Статьей 144 Закона №123 предусмотрены возможные формы оценка соответствия объектов защиты (продукции), организаций, осуществляющих подтверждение соответствия процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требованиям пожарной безопасности, установленным   техническими  регламентами, принятыми в  соответствии   с Федеральным законом «О Техническом регулировании», нормативными документами по пожарной безопасности, и условиям договоров проводится в формах: 1) аккредитации; 2) независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности); 3) федерального государственного пожарного надзора; 4) декларирования пожарной безопасности; 5) исследований (испытаний); 6) подтверждения соответствия объектов защиты (продукции); 7) приемки и ввода в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности; 8) производственного контроля; 9) экспертизы.

Согласно статьи 145 Закона №123 подтверждение соответствия объемов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности на территории Российской Федерации осуществляется в добровольном или обязательном порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при этом добровольное подтверждение осуществляется в форме добровольной сертификации, а обязательное подтверждение осуществляется в форме декларирования соответствия   или форме обязательной сертификации.

Понятие сертификации  определено   статьей 2   Закона  № 184,  согласно которого эта форма осуществляемого органом по сертификации  подтверждения соответствия     объектов    требованиям Технических   регламентов,   положений   стандартов,  сводов   правил         или условиям договоров.

Согласно той же статье Закона №184 органом по сертификации  является юридическое лицо иди индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации.

В соответствии с частью 1  статьи 147 Закона №123  сертификация продукции проводится органами, аккредитованными  в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и дополнительными требованиями, изложенными в статье 148 настоящею Федеральною закона.

При этом указанной статьей не выделены формы сертификации будь то в добровольном или обязательном порядке.

Следовательно, системное толкование вышеуказанных норм Закона №184  и Закона №123 предусматривает однозначное и обязательное требование о наличии у органа по сертификации аккредитации в национальной системе аккредитации.

В противном случае, лицо осуществляющее свою деятельность по подтверждению соответствия  объектов в  форме сертификации и не имеющее аккредитации в национальной системе аккредитации не может иметь статус органа   по   cepтификации, следовательно,   не   уполномочено   выдавать соответствующие сертификаты соответствия, предусмотренные законодательством  о  техническом  регулировании.

Понятие аккредитации в национальной системе аккредитации, введено законодателем в статьей 4 Закона № 412 под которым следует понимать подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридическою лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридическою лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.

Пунктом 5 настоящей статьи дано определение аккредитованное лицо -юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в порядке, установленном настоящим Федеральном законом.

Согласно    открытых    данных    представленных    в    реестре аккредитованных    лиц    на    официальном    сайте    федерального    органа исполнительной власти, осуществляющего функции   национального  органа Российской Федерации по аккредитации (Росаккредитация), в нарушение   требования   об   аккредитации   в национальной системе аккредитации орган по сертификации и испытательная лаборатория юридическою лица ООО «ЭкспертТест» ИНН <***>, ОГРН <***>, зарегистрированного по адресу: 121357, <...>, пом. I, ком. I. выдавший упомянутый сертификат соответствия №НСОПБ ЮАБ0.RUO.ПР.067.Н.00340 не имеет соответствующей аккредитации,   что  свидетельствует   об   отсутствии  у   него   надлежащей компетентности по сертификации продукции.

Аккредитация участников  систем добровольной сертификации, в том числе в системе добровольной сертификации Ассоциации «Национальный союз организаций в  области обеспечения пожарной безопасности» (далее - НСОПБ), не предусмотрена   законодательством   в  качестве  надлежащего подтверждения компетентности  органов по сертификации  продукции.

Довод Общества  о незаконности выданного предписания основанный  в том
числе на позиции указанной в письмах НСОПБ с выводом достаточности
регистрации   системы добровольной   сертификации  
в   Федеральном   органе
исполнительной    власти    по   техническому   регулированию   (Росстандарт)
осуществляемой в соответствии с частью 3 статьи 21 Закона №184 и
отсутствии    необходимости аккредитации    органов    по    сертификации   
в
национальном органе по аккредитации, основано на неверном применении норм
законодательства о техническом регулировании, так как регистрация системы
добровольной сертификации в соответствии с Законом №184 не
заменяет    аккредитации, регулируемой    Законом   №412    и соответствующими подзаконными нормативными   правовыми актами.

Указанная позиция подтверждается разъяснением,  размещенным в открытом доступе на официальной странице Росстандарта в сети интернет.

Кроме тoгo, не может являться поводом для признания оспариваемого акта незаконным позиция Общества, основанная на мнениях МЧС России и ФАУ «ФЦС» изложенных в письмах, так как связана с неверным толкованием норм материального права.

Пояснения, указанные в письме МЧС России от 27.01.2017 №19-2-4-305 и письме ФАУ «ФЦС» от 28.08.2017 №2431/ф относятся к возможности оценки и подтверждения соответствия работ и услуг в  форме добровольной сертификации, и не рассматривают вопрос сертификации продукции, а также аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий.

Позиция  Общества, основанная на мнениях, указанных в письмах Ассоциации «Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной  безопасности» (НСОПБ) основана на неверном толковании законодательства о техническом регулировании, так как  рассматривает вопрос обязательности наличия у органа по сертификации соответствующей  компетентности в форме аккредитации в национальной системе аккредитации только   для обязательной сертификации, что противоречит понятию органа по сертификации установленного статьей                      2 Закона  №184.

Как указываюсь ранее,  требования о сохранении работоспособности кабельных линий систем противопожарной защиты установлено частью 2 статьи 82 Закона №123, при этом  понятие огнестойкой кабельной линии (OKЛ) законодателем не определено.

Указанное выражение ОКЛ встречаемся в обиходе как сленговое словосочетание, образованное из терминов «кабельная линия» и «огнестойкость», а также используется производителями кабельных линий систем противопожарной защиты для фирменного наименования продукции.

Также в ходе проведения вышеуказанной выездной проверки должностному лицу представителем ЗАО  «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» по доверенности В.Л.Смагленко была представлена исполнительная и рабочая документация на автоматическую установку газового пожаротушения шифр (08 16 -  КТСП - АУГПТ от 2016),  в которой  проектной  организацией не было предусмотрено обоснование выполнения требований по работоспособности кабельных линий автоматической установки газового пожаротушения, так как в вышеуказанной документации  нет подтверждения времени работоспособности кабельных   линий   и   электропроводок   в   условиях   воздействия пожара в соответствии с ГОСТ Р 53316 (в исполнительной и рабочей документации отсутствует информация и сертфикаты соответствия о принимаемой (монтируемой) кабельной линии автоматической установки газового пожаротушения).

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи, с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу части 4 статьи 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 21.02.2022  по делу №  А56-112261/2021   оставить без изменения, апелляционную жалобу  - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Фуркало

Судьи

А.Б. Семенова

Н.О.Третьякова