ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
02 июня 2022 года | Дело № А56-112261/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме июня 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Семеновой А.Б., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: ФИО2, по доверенности от 28.09.2020;
от заинтересованного лица: ФИО3, по доверенности от 18.04.2022; ФИО4, по доверенности от 21.12.2021; ФИО5, по доверенности от 20.07.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-9745/2022 ) ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2022 по делу № А56-112261/2021 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению закрытого акционерного общества «Контейнерный терминал Санкт-Петербург»
к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу
о признании недействительным предписания,
установил:
закрытое акционерное общество «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Главному Управлению министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г.Санкт-Петербургу (далее - Управление) о признании недействительным предписания № 30-1-565/1.
Решением суда от 21.02.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда от 21.02.2022 отменить и принять новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.
В апелляционной жалобе податель указывает, что добровольное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности осуществляется в форме добровольной сертификации (часть 2 статьи 145 Технического регламента). Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации (часть 1 статьи 21 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184).
Обществом был представлен сертификат соответствия №НСОПБ ЮАБ0.RU.ЭO.ПР.067.Н.00340 системы добровольной сертификации, выданный органом по сертификации - ООО «ЭкспертТест». Данная организация является членом Ассоциации «НСОПБ», сведения об этом размещены на сайте https://nsopb.ru/.
По мнению Общества, является ошибочным вывод о том, что орган по сертификации должен быть аккредитован в национальной системе аккредитации, поскольку в статье 21 Закона № 184-ФЗ отсутствует прямое указание на необходимость аккредитации органов по сертификации, осуществляющих добровольное подтверждение соответствия. В тоже время, в статье 26 указанного закона прямо предусмотрено, что обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в национальной системе аккредитации.
Аккредитация в национальной системе аккредитации осуществляется на основе принципа добровольности и применяется только в случае обращения с заявлениями об аккредитации в национальной системе аккредитации (часть 2 статьи 1, пункта 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее - Закон №412).
Кроме того, Закон №412 не содержит требования о необходимости аккредитации лиц, выполняющих работы по добровольной оценке соответствия, а предоставляет право участникам систем добровольной сертификации аккредитоваться в национальной системе аккредитации.
Аналогичный вывод содержится в письме Минэкономразвития РФ от 15.11.2011 №Д09-2826 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), в частности выполняющих работы по добровольному подтверждению соответствия».
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление просит в удовлетворении жалобы отказать по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Отделом надзорной деятельности и профилактической работы Кировского района Управления по Кировскому району Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу (далее - Управление) по результатам проверки ранее выданного предписания, проводимой на основании распоряжения от 31.08.2021 № 30-1-565, выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 23.09.2021 № 30-1-565/1.
В предписании указано:
- при монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности здания (системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа) не соблюдаются требования нормативных документов по пожарной безопасности, а именно: соединительные линии системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (световое, звуковое оповещение), не предусмотрены с учетом сохранения работоспособности в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону (кабели соединительных линий световых и звуковых оповещателей проложены в ПВХ коробах, за подвесным потолком открытым способом в гофре, способы прокладки, крепежные детали и другие приспособления для прокладки кабельных линий системы противопожарной защиты выполнены из материалов и изделий, работоспособность в условиях пожара которых не подтверждена в установленном порядке).
- при монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности здания (автоматической установки газового пожаротушения серверной) не соблюдаются требования нормативных документов по пожарной безопасности, а именно: кабельные линии автоматической установки газового пожаротушения не предусмотрены с учетом сохранения работоспособности в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону (кабельные линии проложены в гофре, способы прокладки, крепежные детали и другие приспособления для прокладки кабельных линий системы противопожарной защиты выполнены из материалов и изделий, работоспособность в условиях пожара, которых не подтверждена в установленном порядке).
Управление указало на нарушение Обществом Правил противопожарного режима в Российской Федерации, Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон №123), СП 3.13130.2009, СП 6.13130.2013, и обязало устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.02.2022.
Не согласившись с предписанием, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 82 Закона № 123 и пункт 4.8 СП 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасное» кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону.
Положением части 7 статьи 84 Закона №123 установлено требование о функционировании системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, сооружения.
Аналогичное требование установлено пунктом 3.4 СП3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» согласно которого, кабели, провода СОУЭ и способы их прокладки должны обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону.
Согласно пункту 4.9 СП6.13130.2013 работоспособность кабельных линий и электропроводок СИЗ в условиях пожара обеспечивается выбором вида исполнения кабелей и проводов, согласно ГОСТ Р 53315 (заменен на ГОСТ 31565-2012, Приказ Росстандарта от 22.11.2012 N1097-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта») и способом их прокладки. Время работоспособности кабельных линий и электропроводок в условиях воздействия пожара определяется в соответствии с ГОСТ Р 53316.
Определение кабельной линии установлено в пункте 3.1 ГОСТ Р 53316-2009 «Кабельные линии. Сохранение работоспособности в условиях пожара.
Метод испытания, согласно которого это линия, предназначенная для передачи электроэнергии, отдельных ее импульсов или оптических сигналов и состоящая из одного или нескольких параллельных кабелей (проводов, токопроводов) с соединительными, стопорными и конечными муфтами (уплотнениями) и крепежными деталями, проложенная согласно требованиям технической документации в коробах, гибких трубах, на лотках, роликах, тросах, изоляторах, свободным подвешиванием, а также непосредственно по поверхности стен и потолков, и в пустотах строительных конструкций или другим способом.
Понятие работоспособности закреплено пункте 3.2 ГОСТ Р 53316-2009, согласно которого это способность продолжать выполнять заданные функции при воздействии стандартного температурного режима в течении заданного периода времени. Метод испытания работоспособности кабельных линий предусмотрен разделом 4 ГОСТ Р 53316-2009.
Согласно пункта части 2 статьи 1 Закона №123 положения настоящего Федеральною закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе при проектировании объектов защиты.
Таким образом, обязанность подтвердить соответствие объекта защиты требованиям пожарной безопасности возникает уже на стадии его проектирования.
Необходимость проектирования систем противопожарной защиты, а также требование о соблюдении проектных решений при монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения предусмотрено частью 1 статьи 83 Закона №123 и пунктом 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479.
В настоящее время, требования пожарной безопасности к проектированию систем противопожарной защиты установлены Законом №123, нормативными документами в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента, перечень которых утверждён приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.07.2020 №1190 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации» (далее - Перечень).
Следовательно, руководствуясь названными положениями законодательства об обеспечении пожарной безопасности, первоочередная обязанность подтвердить соответствие принятых на объекте защиты технических решений требованиям пожарной безопасности, в том числе соответствие кабельных линий систем противопожарной защиты, должна быть осуществлена при его проектировании.
Статьей 144 Закона №123 предусмотрены возможные формы оценка соответствия объектов защиты (продукции), организаций, осуществляющих подтверждение соответствия процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требованиям пожарной безопасности, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О Техническом регулировании», нормативными документами по пожарной безопасности, и условиям договоров проводится в формах: 1) аккредитации; 2) независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности); 3) федерального государственного пожарного надзора; 4) декларирования пожарной безопасности; 5) исследований (испытаний); 6) подтверждения соответствия объектов защиты (продукции); 7) приемки и ввода в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности; 8) производственного контроля; 9) экспертизы.
Согласно статьи 145 Закона №123 подтверждение соответствия объемов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности на территории Российской Федерации осуществляется в добровольном или обязательном порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при этом добровольное подтверждение осуществляется в форме добровольной сертификации, а обязательное подтверждение осуществляется в форме декларирования соответствия или форме обязательной сертификации.
Понятие сертификации определено статьей 2 Закона № 184, согласно которого эта форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям Технических регламентов, положений стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Согласно той же статье Закона №184 органом по сертификации является юридическое лицо иди индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона №123 сертификация продукции проводится органами, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и дополнительными требованиями, изложенными в статье 148 настоящею Федеральною закона.
При этом указанной статьей не выделены формы сертификации будь то в добровольном или обязательном порядке.
Следовательно, системное толкование вышеуказанных норм Закона №184 и Закона №123 предусматривает однозначное и обязательное требование о наличии у органа по сертификации аккредитации в национальной системе аккредитации.
В противном случае, лицо осуществляющее свою деятельность по подтверждению соответствия объектов в форме сертификации и не имеющее аккредитации в национальной системе аккредитации не может иметь статус органа по cepтификации, следовательно, не уполномочено выдавать соответствующие сертификаты соответствия, предусмотренные законодательством о техническом регулировании.
Понятие аккредитации в национальной системе аккредитации, введено законодателем в статьей 4 Закона № 412 под которым следует понимать подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридическою лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридическою лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.
Пунктом 5 настоящей статьи дано определение аккредитованное лицо -юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в порядке, установленном настоящим Федеральном законом.
Согласно открытых данных представленных в реестре аккредитованных лиц на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции национального органа Российской Федерации по аккредитации (Росаккредитация), в нарушение требования об аккредитации в национальной системе аккредитации орган по сертификации и испытательная лаборатория юридическою лица ООО «ЭкспертТест» ИНН <***>, ОГРН <***>, зарегистрированного по адресу: 121357, <...>, пом. I, ком. I. выдавший упомянутый сертификат соответствия №НСОПБ ЮАБ0.RU.ЭO.ПР.067.Н.00340 не имеет соответствующей аккредитации, что свидетельствует об отсутствии у него надлежащей компетентности по сертификации продукции.
Аккредитация участников систем добровольной сертификации, в том числе в системе добровольной сертификации Ассоциации «Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности» (далее - НСОПБ), не предусмотрена законодательством в качестве надлежащего подтверждения компетентности органов по сертификации продукции.
Довод Общества о незаконности выданного предписания основанный в том
числе на позиции указанной в письмах НСОПБ с выводом достаточности
регистрации системы добровольной сертификации в Федеральном органе
исполнительной власти по техническому регулированию (Росстандарт)
осуществляемой в соответствии с частью 3 статьи 21 Закона №184 и
отсутствии необходимости аккредитации органов по сертификации в
национальном органе по аккредитации, основано на неверном применении норм
законодательства о техническом регулировании, так как регистрация системы
добровольной сертификации в соответствии с Законом №184 не
заменяет аккредитации, регулируемой Законом №412 и соответствующими подзаконными нормативными правовыми актами.
Указанная позиция подтверждается разъяснением, размещенным в открытом доступе на официальной странице Росстандарта в сети интернет.
Кроме тoгo, не может являться поводом для признания оспариваемого акта незаконным позиция Общества, основанная на мнениях МЧС России и ФАУ «ФЦС» изложенных в письмах, так как связана с неверным толкованием норм материального права.
Пояснения, указанные в письме МЧС России от 27.01.2017 №19-2-4-305 и письме ФАУ «ФЦС» от 28.08.2017 №2431/ф относятся к возможности оценки и подтверждения соответствия работ и услуг в форме добровольной сертификации, и не рассматривают вопрос сертификации продукции, а также аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий.
Позиция Общества, основанная на мнениях, указанных в письмах Ассоциации «Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности» (НСОПБ) основана на неверном толковании законодательства о техническом регулировании, так как рассматривает вопрос обязательности наличия у органа по сертификации соответствующей компетентности в форме аккредитации в национальной системе аккредитации только для обязательной сертификации, что противоречит понятию органа по сертификации установленного статьей 2 Закона №184.
Как указываюсь ранее, требования о сохранении работоспособности кабельных линий систем противопожарной защиты установлено частью 2 статьи 82 Закона №123, при этом понятие огнестойкой кабельной линии (OKЛ) законодателем не определено.
Указанное выражение ОКЛ встречаемся в обиходе как сленговое словосочетание, образованное из терминов «кабельная линия» и «огнестойкость», а также используется производителями кабельных линий систем противопожарной защиты для фирменного наименования продукции.
Также в ходе проведения вышеуказанной выездной проверки должностному лицу представителем ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» по доверенности В.Л.Смагленко была представлена исполнительная и рабочая документация на автоматическую установку газового пожаротушения шифр (08 16 - КТСП - АУГПТ от 2016), в которой проектной организацией не было предусмотрено обоснование выполнения требований по работоспособности кабельных линий автоматической установки газового пожаротушения, так как в вышеуказанной документации нет подтверждения времени работоспособности кабельных линий и электропроводок в условиях воздействия пожара в соответствии с ГОСТ Р 53316 (в исполнительной и рабочей документации отсутствует информация и сертфикаты соответствия о принимаемой (монтируемой) кабельной линии автоматической установки газового пожаротушения).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи, с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу части 4 статьи 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2022 по делу № А56-112261/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | О.В. Фуркало | |
Судьи | А.Б. Семенова Н.О.Третьякова |