ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 14АП-1565/2021 от 12.05.2021 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

137/2021-24723(1)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи  Докшиной А.Ю., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного  производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Радиостанция «Радио 102» на  решение Арбитражного суда Вологодской области от 04 февраля 2021 года по  делу № А13-14269/2020, 

у с т а н о в и л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи,  информационных технологий и массовых коммуникаций по Вологодской  области (ОГРН 1043500062517, ИНН 3525140148; адрес: 160012, Вологодская  область, город Вологда, проспект Советский, дом 107; далее – Роскомнадзор,  управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением  о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Радиостанция  «Радио 102» (ОГРН 1143528009624, ИНН 3528218402; адрес: 162610,  Вологодская область, город Череповец, улица Ленина, дом 151; 

далее – ООО «Радиостанция «Радио 102», общество) к административной  ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), на  основании протокола об административном правонарушении от 08.10.2020 

 № АП-35/4/579.

На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление рассмотрено судом в  порядке упрощенного производства. 

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 10 декабря

По заявлению общества Арбитражным судом Вологодской области на  основании части 2 статьи 229 АПК РФ составлено мотивированное решение 

от 04 февраля 2021 года.


ООО «Радиостанция «Радио 102» с решением суда не согласилось и  обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и  прекратить производство по делу. В обоснование жалобы ссылается на  нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального  права. Полагает, что управлением представлен в материалы дела  недостоверный расчет объема вещания радиоканалов. Считает, что суд не  принял во внимание представленный обществом контррасчет объемов вещания.  Также, ссылаясь на приказ Министерства цифрового развития, связи и  массовых коммуникаций Российской Федерации от 15.06.2020 № 281 «О  временном сокращении перечня лицензионных требований и условий в сфере  телевизионного вещания и (или) радиовещания» (далее – Приказ № 281),  полагает, что требования о соблюдении территории распространения и объема  вещания исключены из параметров вещания, указанных в составе  лицензионных требований, подлежащих обязательному соблюдению  лицензиатом, в рамках программы антикризисной поддержки медиаотрасли. 

Управление в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней  доводами не согласилось, просило решение суда оставить без изменения,  апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О  некоторых вопросах применения судами положений Гражданского  процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном  производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по  делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются  в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по  имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без  осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием  средств аудиозаписи. 

Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной  жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее  рассмотрении без вызова сторон. 

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и  обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной  инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. 

Как следует из материалов дела, управлением в период с 07.09.2020 по  25.09.2020 проведено плановое систематическое наблюдение за соблюдением  обществом лицензионных условий (требований), по результатам которого  составлен акт от 25.09.2020 № А-35/4/27. 

В ходе наблюдения установлено, что в период с 00 час 00 мин 07.09.2020  по 24 час 00 мин 13.09.2020 обществом не соблюдены объемы вещания  радиоканала «Пилот-Череповец» и радиоканала «Русское Радио». 

Данное обстоятельство послужило основанием для вывода управления о  нарушении обществом статьи 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991   № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон № 2124-1), 


подпункта «а» пункта 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания  и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства Российской  Федерации от 08.12.2011 № 1025 (далее – Положение № 1025), действовавшим  до 01.01.2021, пункта 2 приложения 1 к лицензии от 30.10.2012 серии РВ 

 № 22168, выданной обществу.

По указанному факту должностным лицом управления составлен  протокол от 08.10.2020 № АП-35/4/579 об административном правонарушении,  ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ

Усмотрев в действиях общества признаки административного  правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ,  управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении  общества к административной ответственности. 

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования и привлек  общество к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 

КоАП РФ в виде предупреждения.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены  решения суда в силу следующего. 

Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление  предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий,  предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет  предупреждение или наложение административного штрафа на юридических  лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. 

Пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О  лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ)  определено, что лицензионные требования – это совокупность требований,  которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов  деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства  Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей  лицензирования. 

В соответствии с подпунктом 36 пункта 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ  оказание услуг связи подлежит лицензированию. 

Статьей 31 Закона № 2124-1 предусмотрено, что телевизионное вещание,  радиовещание (далее – вещание) осуществляются вещателем на основании  лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти,  уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее –  лицензирующий орган). Получение лицензии на вещание не требуется в случае,  если распространение телеканала или радиоканала осуществляется в  неизменном виде по договору с вещателем, имеющим лицензию на вещание  телеканала, радиоканала. В лицензии на радиовещание указывается в том числе  объем вещания (в часах). 

Положением № 1025 установлен порядок лицензирования  телевизионного вещания и радиовещания, осуществляемого юридическими  лицами на территории Российской Федерации. 


В силу подпункта «а» пункта 4 Положения № 1025 лицензионным  требованием, предъявляемым к лицензиату, является в том числе соблюдение  лицензиатом объемов вещания. 

Общество имеет лицензию от 30.10.2012 серии РВ № 22168 на  осуществление радиовещания, согласно приложению 1 к которой соотношение  вещания продукции радиоканала «Пилот-Череповец» к общему объему  вещания составляет 16,5 часов в неделю, в соотношении вещания продукции  «Русское Радио» к общему объему вещания – 150,5 часов в неделю. 

При анализе недельной записи эфира с 07.09.2020 по 13.09.2020  управлением выявлено несоблюдение обществом объема вещания,  заключающееся в том, что объем вещания радиоканала «Пилот-Череповец»  уменьшен и составляет 17 час 21 мин 23 сек, объем вещания радиоканала  «Русское Радио» увеличен и составляет 150 час 38 мин 37 сек. 

Доводы подателя жалобы о том, что исчисленный заявителем объём  вещания, отраженный в акте систематического наблюдения, является  недостоверным, отклоняется судом апелляционной инстанции. 

В пределах полномочий, предоставленных пунктом 6.4 Положения о  Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и  массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства  Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, Роскомнадзором в письме от  04.02.2014 № 05КМ-3178 даны официальные разъяснения о порядке подсчета  объема вещания телеканала (радиоканала). 

В частности, как разъяснено в данном письме, при проведении  лицензирующим органом проверки соблюдения объемов вещания телеканала  (радиоканала) учитывается, что общий объем вещания СМИ включает в себя  рекламу в объеме, установленном законодательством о рекламе, и передачи,  распространяемые в рамках телеканала (радиоканала). В случае  распространения по лицензии двух средств массовой информации объем  вещания регионального СМИ подсчитывается путем сложения: времени,  затраченного на вещание непосредственно телепередач (радиопередач);  рекламных блоков в «окнах» регионального вещания; рекламных блоков в  «окнах» для размещения в эфире сетевого партнера «региональных рекламных  блоков», если они сопровождаются выходными данными регионального СМИ,  его наименованием и (или) логотипом. Если в эфире сетевого партнера  размещается региональная реклама, которая не сопровождается  наименованием, логотипом и (или) выходными данными регионального СМИ,  такая реклама в общий объем регионального СМИ не включается и относится к  объему вещания СМИ сетевого партнера. 

Вместе с тем вышеуказанное письмо нормативным правовым актом не  является, не опубликовано и не зарегистрировано в Министерстве юстиции  Российской Федерации, нормой права не является, не носит обязательного  характера. 

Возможность идентификации управлением конкретного средства  массовой информации, исходя из фактически имевших место в указанный 


период объявлений выходных данных радиоканала, документально обществом  не опровергнута. 

Кроме того, следуя доводам подателя жалобы, а также его позиции,  приведенной суду первой инстанции в отзыве на заявление управления,  определенный ответчиком объем вещания также не соответствует  установленному лицензией. 

Следовательно, представленный обществом контррасчет объемов  вещания не свидетельствует об отсутствии в деянии ответчика события  вмененного ему в вину правонарушения, поскольку данные, содержащиеся в  данном расчете, апеллянтом документально не подтверждены и не доказывают  соблюдение обществом соотношения вещания продукции радиоканала «Пилот- Череповец» к общему объему вещания, предусмотренному в приложении 1 к  лицензии от 30.10.2012 серии РВ № 22168 на осуществление радиовещания,  которое должно составлять 16,5 часов в неделю, а в соотношении вещания  продукции «Русское Радио» к общему объему вещанию – 150,5 часов в неделю. 

Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о  том, что недостоверность исчисленного заявителем объема вещания,  отраженного в акте систематического наблюдения, обществом не доказана. 

Вопреки доводам апеллянта, факт правонарушения подтверждается  протоколом от 08.10.2020 № АП-35/4/579, об административном  правонарушении, актом систематического наблюдения от 25.09.2020. 

Следовательно, в рассматриваемом случае в деянии общества имеется  событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3  статьи 14.1 КоАП РФ

На основании части 1 статьи 1.5 упомянутого Кодекса лицо подлежит  административной ответственности только за те административные  правонарушения, в отношении которых установлена его вина. 

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным  правонарушением признается противоправное, виновное действие  (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или  законами субъектов Российской Федерации об административных  правонарушениях установлена административная ответственность. 

В рассматриваемом случае, в материалах дела отсутствуют  доказательства, свидетельствующие о том, что общество приняло все  возможные меры для соблюдения требований действующего законодательства. 

Апелляционной инстанцией отклоняется как несостоятельная ссылка  подателя жалобы на Приказ № 281, который, по мнению общества, в рамках  программы антикризисной поддержки медиаотрасли установил, что требования  о соблюдении территории распространения и объема вещания исключены из  параметров вещания, указанных в составе лицензионных требований,  подлежащих обязательному соблюдению лицензиатом. 

Действительно, в пункте 1 названного приказа определено до 31 декабря  2020 года временно сократить перечень лицензионных требований к  лицензиатам, осуществляющим аналоговое телевизионное вещание и (или)  радиовещание, исключив: 


а) соблюдение лицензиатом следующих параметров вещания, указанных  в лицензии: 

- вещание в пределах территории распространения телеканала или  радиоканала, указанной в лицензии; 

- объемов вещания.

Вместе с тем в пункте 3 этого же Приказа № 281 установлено, что  положения в том числе подпункта «а» пункта 1 настоящего приказа  применяются к лицензиатам исключительно в части предоставления им  возможности: 

- не осуществлять вещание (трансляцию) с 00 час 00 мин до 06 час 00 мин  по местному времени либо приостановить вещание (трансляцию); 

- сократить территорию, на которой осуществляется вещание  (трансляция), путем понижения мощности передатчика; 

- изменить параметры вещания (стерео/моно) без увеличения территории  вещания и территории оказания услуги связи. 

Доказательств соблюдения любого из вышеперечисленных в пункте 3  условий, в том числе доказательств приостановления вещания (трансляции)  радиостанции с 00 час 00 мин до 06 час 00 мин в спорный период времени (с  07.09.2020 по 13.09.2020), проверенный управлением, заявителем в материалы  дела также не предъявлено. 

Следовательно, положения Приказа № 281 о временном исключении  объема вещания из состава лицензионных требований, обязательных к  соблюдению лицензиатом, осуществляющим аналоговое телевизионное  вещание и (или) радиовещание, к рассматриваемым правоотношениям не могут  быть применены. 

Доводы подателя жалобы не подтверждают невозможность соблюдения  обществом лицензионных требований в силу чрезвычайных событий и  обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при  соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него  требовалась. 

Какие-либо неустранимые сомнения в виновности общества отсутствуют. 

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о  наличии в деянии общества состава правонарушения, предусмотренного 

частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, вина ответчика в его совершении доказана.

Предусмотренный частью 1 статьи 4.5 данного Кодекса трехмесячный  срок давности привлечения к административной ответственности на момент  принятия судом первой инстанции решения по настоящему делу в порядке  части 1 статьи 229 АПК РФ в виде резолютивной части (10.12.2020) не истек. 

Протокол об административном правонарушении составлен  уполномоченным должностным лицом. Нарушений порядка привлечения  общества к административной ответственности судом апелляционной  инстанции не установлено. 

Исключительных обстоятельств совершения правонарушения не  установлено, в связи с этим отсутствуют основания для применения статьи 2.9  КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным. 


Избранная судом первой инстанции мера наказания соответствует  тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей,  предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ. Оснований считать наказание  несправедливым или несоразмерным совершенному правонарушению у суда  апелляционной инстанции не имеется. 

Несогласие общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с  толкованием судом первой инстанции правовых норм, подлежащих  применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены  существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права,  не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. 

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о  том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего  законодательства, основания для отмены решения суда, а также для  удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. 

Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный  суд 

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 04 февраля

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,  по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Судья А.Ю. Докшина 

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 06.05.2020 12:06:19

 Кому выдана Докшина Анастасия Юрьевна