ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 14АП-1947/2021 от 12.05.2021 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

78/2021-25437(1)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2021 года.  В полном объёме постановление изготовлено 17 мая 2021 года. 

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе  председательствующего Шадриной А.Н., судей Романовой А.В. и 

ФИО1

при ведении протокола секретарем судебного заседания  Бахориковой М.А. 

при участии от акционерного общества «Шексна» ФИО2 по  доверенности от 04.08.2020, от Департамента имущественных отношений  Вологодской области ФИО3 по доверенности от 11.01.2021, от  общества с ограниченной ответственностью «Горняк» ФИО4 по  доверенности от 01.03.2021, 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Горняк» на решение  Арбитражного суда Вологодской области от 21 января 2021 года по делу 

 № А13-12724/2020,

у с т а н о в и л:

акционерное общество «Шексна» (адрес: 162560, Вологодская область,  <...>; 

ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Общество) обратилось в  Арбитражный суд Вологодской области с иском к Департаменту  имущественных отношений Вологодской области (адрес: 160000, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>;  далее – Департамент) о признании недействительным распоряжения от  22.07.2020 № 1488-р «Об изъятии земельных участков, необходимых для  ведения работ, связанных с пользованием участка недр местного значения на  участке в Шекснинском районе Вологодской области, и утверждении схемы  расположения земельных участков на кадастровом плане территории» (далее –  Распоряжение № 1488-р). 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены 


Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской  области, общество с ограниченной ответственностью «Горняк» (далее – ООО  «Горняк»), Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов  Вологодской области, общество с ограниченной ответственностью «Газпром  инвест», бюджетное учреждение агропромышленного комплекса Вологодской  области «Вологодский информационно-консультационный центр  агропромышленного комплекса». 

Решением суда от 21 января 2021 года заявленные требования  удовлетворены. 

ООО «Горняк» с решением суда не согласилось, обратилось с  апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый  судебный акт. Доводы жалобы сводятся к следующему. Изымаемые земельные  участки в дальнейшем будут переводиться из земель сельскохозяйственного  назначения в иную категорию, следовательно, использование земель  сельскохозяйственного назначения в целях недропользования допущено не  будет. По окончании использования земельный участок будет рекультивирован  и возвращен в сельскохозяйственное производство. 

В судебном заседании представитель апеллянта поддержал изложенные в  жалобе доводы. 

Общество и Департамент сельского хозяйства и продовольственных  ресурсов Вологодской области в отзывах на апелляционную жалобу просят  обжалуемое решение суда оставить без изменения. 

Департамент имущественных отношений Вологодской области  поддерживает позицию апеллянта. 

Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – 

АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и  обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции не находит  оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. 

Как следует из материалов дела, ООО «Горняк» 30.04.2020 обратилось в  Департамент с заявлением об изъятии земельного участка с кадастровым  номером 35:23:0203073:216 для государственных и муниципальных нужд. 

По результатам рассмотрения данного заявления Департаментом принято  распоряжение от 22.07.2020 № 1488-р «Об изъятии земельных участков,  необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участка недр  местного значения на участке в Шекснинском районе Вологодской области, и  утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане  территории», которым земельный участок с кадастровым номером  35:23:0203073:216:3У1 площадью 99666 кв. м, изъят для проведения работ,  связанных с разработкой и добычей песчано-гравийного материала на  месторождении «Поповское» в Шекснинском районе Вологодской области. 

Общество является собственником земельного участка с кадастровым  номером 35:23:0203073:216, относящегося к землям сельскохозяйственного  назначения (том 1, листы 78-80). 

Полагая, что распоряжение Департамента от 22.07.2020 № 488-р не 


соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные  интересы Общества как собственника участка, последнее обратилось в  арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции правомерно  исходил из следующего. 

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные  лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и  действий (бездействия) государственных органов, органов местного  самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что  оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие)  не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают  их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо  обязанности, создают иные препятствия для осуществления  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

По смыслу указанной нормы права во взаимосвязи со статьей 201

АПК РФ основаниями для признания незаконными решений (действий,  бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,  иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых  решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому  акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями,  бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного  правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности  принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий  (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие  оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий  (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия  оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий  (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение  или совершили действия (бездействие). При этом, исходя из правил  распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200  АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных  интересов возлагается на заявителя. 

Пунктом 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации  (далее – ГК РФ) предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника  имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям,  предусмотренным законом, производятся, в частности: отчуждение  недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного  участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного  участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2 Кодекса). 

Согласно пункту 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской  Федерации (далее – ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных  или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов 


федерального значения, объектов регионального значения или объектов  местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены  утвержденными документами территориального планирования и  утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3 ЗК  РФ). 

Статьей 281 ГК РФ установлено, что за земельный участок, изымаемый  для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю  предоставляется возмещение (пункт 1). 

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или  муниципальных нужд допускается при условии предварительного и  равноценного возмещения (пункт 4 вышеприведенной нормы). 

Пунктом 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием  для государственных ли муниципальных нужд земельных участков в целях  размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного  Суда Российской Федерации 10.12.2015, разъяснено, что в случае изъятия  земельного участка для государственных или муниципальных нужд у лица,  которое владеет земельным участком, находящимся в государственной или  муниципальной собственности, на законном основании (право постоянного  (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, право,  основанное на договорах аренды или безвозмездного пользования) такому лицу  также предоставляется соответствующее возмещение (статья 281 ГК РФ). 

В силу статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О  переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»  перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в  составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую  категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной  статье, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии  утвержденного проекта рекультивации земель (пункт 8 статьи 7). 

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Закона Российской Федерации от  21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» земельные участки, лесные участки, водные  объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами,  предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским  законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством,  водным законодательством и названным Законом. 

Предоставление недр в пользование оформляется специальным  государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является  документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком  недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в  течение установленного срока (части 1, 3 статьи 11 Закона о недрах). 

Статьей 7 Закона о недрах определено, что участок недр предоставляется  пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.  Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право  осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с  предоставленной лицензией. 

Из приведенных нормативных положений следует, что земельный  участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для 


добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из  указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в  силу статей 42, 78 ЗК РФ ограничен его целевым назначением. 

В статье 79 ЗК РФ предусмотрены особенности использования  сельскохозяйственных угодий. Сельскохозяйственные угодья - пашни,  сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями  (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного  назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. 

Частью 4 статьи 79 ЗК РФ определено, что особо ценные продуктивные  сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством  субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование  которых для других целей не допускается. 

Из материалов дела усматривается, что изымаемый земельный участок  включен в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий  на территории Вологодской области, использование которых для других целей  не допускается. 

Так, Правительством Вологодской области утверждены документы  стратегического планирования Вологодской области, в том числе  Государственная программа «Развитие агропромышленного комплекса и  потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы», согласно  которой агропромышленный комплекс является одной из базовых отраслей в  экономике области. В сельском хозяйстве области важную роль играют  мясомолочное животноводство, птицеводство, овощеводство, растениеводство. 

Постановлением Правительства Вологодской области от 25 декабря 2017  года № 1190 утвержден Порядок формирования перечня особо ценных  продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Вологодской  области, использование которых для других целей не допускается (далее –  Порядок), 

Согласно пункту 1.3 Порядка включению в Перечень подлежат:

Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на  территории Вологодской области, использование которых для других целей не 


допускается, утвержден Приказом Департамента от 27 июня 2018 года № 291  (далее – Перечень). 

Земельный участок с кадастровым номером 35:23:0203073:216,  принадлежащий Обществу, расположен на мелиорированных землях,  осушенных мелиоративной системой «Михайловское», в этой связи включен в  Перечень согласно подпункту 1 пункта 1.3 Порядка. 

Следовательно, данный участок не может быть использован в целях, не  связанных с сельскохозяйственным производством, так как отнесен к особо  ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям Вологодской области. 

Согласно информации предоставленной Департаментом сельского  хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области, мелиоративная  система «Михайловское» является собственностью Вологодской области,  находится на праве оперативного управления БУ ВО «Вологодский  информационно-консультационный центр агропромышленного комплекса». 

Указанная мелиоративная система введена в эксплуатацию в 1991 году,  расположена на общей площади 763 га, представляет собой комплекс  взаимосвязанных подземных и надземных гидротехнических сооружений,  осуществляющих избыточное отведение воды. 

Целевое назначение осушительной системы «Михайловское» -  улучшение сельскохозяйственных угодий для обеспечения кормами поголовья  скота Общества. 

Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером  35:23:0203073:216 является частью мелиорированных земель, осушенных  закрытым дренажом мелиоративной системы «Михайловское», его  использование в целях недропользования повлечет нарушение целостности  мелиоративной сети, что приведет к подтоплению не только данного участка,  но и прилегающей территории. 

В соответствии с пунктом 3.1.4 УДК 626.820 «Методические  рекомендации по правилам эксплуатации мелиоративных систем и отдельно  расположенных гидротехнических сооружений» (Коломна, 2015 год)  использование мелиоративных систем, их составных частей, элементов и  отдельно расположенных гидротехнических сооружений для нужд, не  связанных с их целевым назначением, включая проектные, строительные, и  эксплуатационные работы может проводиться только при наличии  согласованных технических условий и разрешения владельца указанного  объекта. 

По информации ФГБУ «Управление «Вологдамелиоводхоз» обращений  по вопросу предоставления технических условий на изъятие мелиорированных  земель под недропользование на земельном участке 35:23:0203073:216 не  поступало. 

В связи с тем, что собственником мелиоративной системы  «Михайловское» является Вологодская область, любые действия в отношении  данной системы должны быть рассмотрены областной межведомственной  комиссией но вопросам эксплуатации, обследования, списания мелиоративных  систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, 


находящихся в собственности Вологодской области. Состав и положение о  комиссии утверждены приказом Департамента от 07 ноября 2017 № 504. 

В настоящее время заявлений о проведении каких-либо работ не  связанных с сельскохозяйственным производством на землях, осушенных  указанной мелиоративной системой в адрес Департамента не поступало.  Следовательно, согласие собственника объекта (мелиоративная система  «Михайловское») отсутствует. 

Наличие государственных или муниципальных нужд для целей изъятия  земельного участка из владения заявителя Департаментом не подтверждено. 

По существу, доводы заявителя апелляционной жалобы повторяют  позицию ООО «Горняк» при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не  опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на неверном  толковании положений действующего законодательства и не свидетельствуют  о нарушении судом норм материального права. Иное толкование положений  законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют  о неправильном применении судом норм материального права. 

Поскольку решение суда соответствует имеющимся в деле  доказательствам, нормы материального права применены судом правильно,  нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести  к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не  допущено, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит. 

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный  суд 

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 21 января

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. 

Председательствующий А.Н. Шадрина

Судьи А.В. Романова 

 ФИО1