ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
27 июля 2020 года | г. Вологда | Дело № А13-1031/2020 | |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Болдыревой Е.Н., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 апреля 2020 года по делу № А13-1031/2020,
у с т а н о в и л:
государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 160000, <...>; далее – управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Мансардстрой» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 160014, <...>; далее – общество) финансовых санкций в размере 3 500 руб. за непредставление сведений о застрахованных лицах в установленный срок за январь, февраль, март, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года и по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год по требованиям от 19.08.2019 № 045S01190008828, от 24.06.2019 № 045S01190005532.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление управления рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 24 апреля 2020 года заявленные требования удовлетворены частично, с общества в соответствующий бюджет взыскан штраф по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) в сумме 3 000 руб. по требованию от 19.08.2019 № 045S01190008828, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано, кроме того, оспариваемым решением с общества взыскана государственная пошлина в федеральный бюджет в сумме 1 714 руб.
Управление с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на то, что представленные обществом сведения по форме СЗВ-СТАЖ, поступившие 10.01.2019, не приняты управлением, поскольку в представленном пакете документов содержались недопустимые формы документов и управлением предложено устранить допущенные нарушения в срок до 17.01.2019, однако сведения с типом формы «дополняющая» от общества не поступили.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Поскольку решение суда обжаловано управлением только в части отказа в удовлетворении заявленных требований и в связи с тем что от общества соответствующих возражений не поступило, в силу части 5 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, исходя из доводов жалобы.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, во исполнение пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ общество в установленный законом срок представило в управление сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год в отношении 1 застрахованного лица.
По результатам проверки 10.01.2019 управлением в адрес страхователя направлен протокол отчетности, согласно которому, документ (сведения за 2018 год по форме СЗВ-СТАЖ) не принят по причине обнаружения грубой ошибки (в представленном пакете содержатся недопустимые формы документов).
Поскольку вышеназванная грубая ошибка не устранена обществом в установленные законом сроки, сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год с типом формы «дополняющая» не представлены, управление составило акт о выявлении нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 19.04.2019 № 045S18190005781.
Решением от 31.05.2019 № 045S19190004822 общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за несвоевременное представление сведений в отношении застрахованных лиц в виде штрафа в размере 500 руб.
В адрес общества управлением направлено требование от 24.06.2019 № 045S01190005532 об уплате финансовой санкции в размере 500 руб. за непредставление сведений о застрахованных лицах в установленный срок.
Кроме того, управлением по результатам проверки расчетов за I, IV кварталы 2018 года, представленных в налоговый орган, установлено невыполнение обществом обязанности, предусмотренной пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в части представления в управление сведений по форме СЗВ-М за январь, февраль, март, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года в отношении одного застрахованного лица, о чем управлением составлен акт от 21.06.2019 № 045S18190009438, по результатам рассмотрения которого принято решение от 29.07.2019 № 045S19190008300 о привлечении общества к ответственности в виде финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений в сумме 3 000 руб.
В адрес общества направлено требование от 19.08.2019 № 045S01190008828 об уплате финансовой санкции в сумме 3 000 руб.
Поскольку в установленный срок требования обществом не исполнены, управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В части удовлетворения требования управления о взыскании с общества финансовых санкций в сумме 3 000 руб. по требованию от 19.08.2019 № 045S01190008828 решение суда не обжалуется, оснований для иной оценки заявления управления в данной части апелляционный суд не усматривает.
Отказывая в удовлетворении требований управления в части взыскания финансовых санкций в сумме 500 руб., суд первой инстанции установил отсутствие оснований привлечения общества к ответственности за представление отчетности в «недопустимых формах».
При этом суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ обязано представлять в территориальные органы страховщика (Пенсионного фонда Российской Федерации) документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Аналогично статьей 15 Закона № 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
На основании части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В заявлении управление указало, что сведения по форме СЗВ-СТАЖ, поступившие 10.01.2019, не приняты, поскольку в представленном пакете документов содержались недопустимые формы документов.
В пункте 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ установлено, что формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Форма отчетности о страховом стаже застрахованных лиц утверждена Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 № 507п.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 № 1058п (далее – постановление № 1058п) утверждены формы документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ.
В частности, приложением 1 к названному постановлению утверждена форма акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в пункте 2 которого приводятся документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Приложением 2 к указанному постановлению определена форма решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором после слов «установил» подлежат отражению документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства.
Из совокупного толкования положений статьи 17 Закона № 27-ФЗ и постановления № 1058п следует, что правонарушение, вменяемое страхователю в вину, должно быть описано органом Пенсионного фонда Российской Федерации как в акте, так и в решении о привлечении к ответственности.
Иными словами, привлекая страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, управление должно не только констатировать факт выявленного правонарушения, но и обязано определить все элементы состава данного правонарушения.
В данном случае из буквального содержания акта проверки и решения управления следует, что обществу вменено в вину правонарушение, выразившееся в непредставлении в предусмотренный статьей 11 названного Закона срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год по установленной форме.
Вместе с тем исходная форма СЗВ-СТАЖ за 2018 год представлена обществом с соблюдением установленного срока, но, как указало управление в апелляционной жалобе, по той форме, которая утверждена Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 № 3п, утратившим силу с 01.01.2019.
При этом, в чем именно выразилось несоответствие формы СЗВ-СТАЖ, представленной обществом в срок, установленный статьей 11 Закона № 27-ФЗ, ни в акте проверки, ни в решении управления, ни в протоколе проверки данной отчетности не отражено.
В материалы дела управлением представлены в печатном виде «сведения о страховом стаже застрахованного лица» за 2018 год, направленные страхователем в управление 10.01.2019. При исследовании данных документов судом первой инстанции верно установлено, что несмотря на представление указанных сведений по форме СЗВ-СТАЖ в «недопустимых формах», они поступили в установленный срок, в полном объеме, доступны для прочтения и позволяют учесть изложенную в них информацию о стаже на лицевых счетах указанных работников общества.
Ссылка подателя жалобы на нарушение обществом срока, установленного пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, не может быть принята апелляционным судом, поскольку нарушение данного срока ни в акте от 19.04.2019, ни в решении управления от 31.05.2019 обществу не вменено.
Как правильно указал суд первой инстанции, статьей 17 Закона № 27-ФЗ ответственность за представление отчетности в «недопустимых формах» не предусмотрена.
Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемой ситуации основания для привлечения общества к ответственности по указанной норме данного Закона у заявителя отсутствовали.
Ввиду изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований управления о взыскании с общества финансовой санкции в сумме 500 руб. по требованию от 24.06.2019 № 045S01190005532.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 апреля 2020 года по делу № А13-1031/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Е.Н. Болдырева