ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
27 ноября 2020 года | г. Вологда | Дело № А05-5430/2020 | |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Черединой Н.В., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Приозерная Сельхозтехника» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 июля 2020 года, принятое в виде резолютивной части, по делу № А05-5430/2020,
у с т а н о в и л:
некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» (адрес: 163002, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Фонд) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Приозерная Сельхозтехника» (адрес: 164284, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – ООО «Приозерная Сельхозтехника») о взыскании 66 440 руб. 36 коп. задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: <...> (жилые помещения № 10 площадью 53,50 кв. м и № 7 площадью 64,80 кв. м); <...> (жилое помещение № 2 площадью 32,70 кв. м) за период с 01.11.2014 по 31.12.2019.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Решением суда от 24 июля 2020 года, принятым в виде резолютивной части, с ответчика в пользу истца взыскано37 744 руб. 20 коп. долга за период с 01.04.2017 по 31.12.2019, а также 1 510 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Ответчик с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
В связи с поступлением от ответчика апелляционной жалобы суд 26 августа 2020 года изготовил мотивированное решение.
В обоснование жалобы ответчик ссылается на то, что исковые требования предъявлены к организации, которая не является собственником спорных помещений, соответственно, у нее отсутствует обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт. Указывает, что договорные отношения с истцом у ООО «Приозерная Сельхозтехника» отсутствуют.
Отзыв на жалобу от истца не поступил.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как видно из материалов дела, Фонд создан в соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 № 485-пп «О некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области».
Указывая, что у ООО «Приозерная Сельхозтехника» как собственника помещений, расположенных в многоквартирных домах № 11 и № 13 по адресу: <...> имеется неисполненное обязательство по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в данных домах в размере 66 440 руб. 36 коп. за период с ноября 2014 года по ноябрь 2019 года, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования частично, применив срок исковой давности.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Данные нормы ГК РФ корреспондируют статьям 30, 39, части 6 статьи 155, части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
Состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном жилом доме, определен в части 1 статьи 36 ЖК РФ и пункте 1 статьи 290 ГК РФ.
Частью 1 статьи 37 ЖК РФ предусмотрено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома. В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Исходя из части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В силу статье 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Согласно статье 1 Закона Архангельской области от 02.07.2013 № 701-41-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Архангельской области» (далее – Закон № 701-41-ОЗ) настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с деятельностью органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области в сфере создания эффективных и устойчивых механизмов своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области.
Из пункта 8 статьи 13 Закона № 701-41-ОЗ следует, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение 4 месяцев после официального опубликования региональной программы, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В соответствии с пунктом 10 статьи 13 названного Закона в случае, если собственники помещений в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого многоквартирного дома на счете регионального оператора.
Постановлением правительства Архангельской области от 15.10.2013 № 485-пп в соответствии со статьями 167, 178 ЖК РФ, статьей 118 ГК РФ, статьей 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 и подпунктом 11 пункта 1 статьи 9 Закона Архангельской области от 29.10.2008 № 585-30-ОЗ «Об управлении и распоряжении государственным имуществом Архангельской области» создана некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области».
На основании статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона № 701-41-ОЗ функциями регионального оператора являются, в том числе: аккумулирование взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов, уплачиваемых собственниками помещений, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете регионального оператора (подпункт 1); финансирование расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из областного бюджета и (или) местных бюджетов муниципальных образований Архангельской области (подпункт 4).
Согласно статье 16 Закона № 701-41-ОЗ региональный оператор ведет учет средств, поступивших на его счет в виде взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов. Учет фондов капитального ремонта ведется в отношении средств каждого собственника помещений.
Постановлением правительства Архангельской области от 22.04.2014 № 159-пп утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области (далее – Региональная программа).
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона № 701-41-ОЗ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений по истечении шести календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа, в которую включен многоквартирный дом, за исключением случая, установленного пунктом 5 настоящей статьи.
Таким образом, с учетом опубликования Региональной программы в полном объеме 29.04.2014, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в спорных многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области, возникает по истечении шести месяцев, то есть с 01.11.2014.
На основании части 8.1 статьи 156 ЖК РФ, постановлениями правительства Архангельской области от 26.12.2013 № 613-пп, от 28.09.2016 № 390-пп и от 24.10.2019 № 590-пп установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области.
Согласно представленному истцом расчету общая сумма взносов на капитальный ремонт общего имущества названных домов, подлежащих внесению ответчиком за период с 01.11.2014 по 30.11.2019, составила 66 440 руб. 36 коп.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу пункта 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку доказательств внесения взносов на капитальный ремонт за спорный период ответчиком не представлено, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования частично, применив по заявлению ответчика срок исковой давности по требованиям за период с 01.11.2014 по 31.03.2017.
Доводов, опровергающих арифметическую правильность расчета суда, ответчиком не заявлено.
Ссылка апеллянта на то, что согласно представленным свидетельствам о государственной регистрации права, спорные помещения принадлежат на праве собственности открытому акционерному обществу «Приозерная Сельхозтехника» (далее – ОАО «Приозерная Сельхозтехника»), соответственно, у ответчика отсутствует обязанность по несению расходов по уплате взносов на капитальный ремонт, обоснованно не принята судом первой инстанции во внимание.
Согласно сведениям, указанным в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) ООО «Приозерная Сельхозтехника» создано в результате реорганизации ОАО «Приозерная Сельхозтехника» в форме преобразования.
Из пункта 5 статьи 58 ГК РФ следует, что при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Пунктом 2 статьи 218 ГК РФ предусмотрено, что в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам – правопреемникам реорганизованного юридического лица.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», право собственности на недвижимое имущество возникает в случае реорганизации - с момента завершения реорганизации юридического лица.
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации (пункт 4 статьи 57 ГК РФ).
В соответствии с данными ЕГРЮЛ ООО «Приозерная Сельхозтехника» зарегистрировано 17.03.2008.
Таким образом, в силу пункта 2 статьи 218 ГК РФ с указанной даты у ответчика возникло право собственности на недвижимое имущество, принадлежавшее ранее ОАО «Приозерная Сельхозтехника».
При таких обстоятельствах, вопреки доводам апеллянта, именно на нем лежит обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в указанных выше многоквартирных домах.
В свете изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном акте, решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено, решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ООО «Приозерная Сельхозтехника» – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 августа 2020 года (резолютивная часть принята 24 июля 2020 года) по делу № А05-5430/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Приозерная Сельхозтехника» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья | Н.В. Чередина |