АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10 марта 2022 года | Дело № | А52-1698/2021 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Савицкой И.Г., при участии от общества с ограниченной ответственностью «ДОК» ФИО1 (доверенность от 13.04.2021), рассмотрев 10.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ДОК» на решение Арбитражного суда Псковской области от 25.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2021 по делу № А52-1698/2021, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «ДОК» (180004, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области (180001, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – Комитет) в удовлетворении заявления о приведении описания западной границы охотничьих угодий в соответствие с требованиями приказа Минприроды России от 06.08.2010 № 306 «Об утверждении требований к описанию границ охотничьих угодий» (далее – Приказ № 306), изложенного в письме от 26.02.2021 № ПР-05-1060, а также о возложении на него обязанности привести описание западной границы охотничьих угодий в соответствие с требованиями Приказа № 306, указав в описании западной границы все населенные пункты, расположенные по единственной существующей дороге от пересечения административной границы Себежского района Псковской области Российской Федерации и Республики Беларусь с дорогой от н.п. Осинники Республика Беларусь (далее в северном направлении) до перекрестка с дорогой Идрица - Чайки, включив в действующее описание населенные пункты Ясеновец и Пустошка (с учетом уточнения заявленных требований). Решением суда первой инстанции от 25.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.11.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемый отказ является необоснованным. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы. Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Комитета, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании протокола № 1 проведения открытого аукциона по извещению от 29.12.2015 № 45 на право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий Псковской области между Комитетом и Обществом, признанным победителем данного аукциона, заключено охотхозяйственное соглашение от 18.01.2016 № 62 (далее – Соглашение). Согласно пункту 1 раздела I Соглашения Обществом обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, Комитет обязуется предоставить в аренду на срок равный сроку действия Соглашения лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий. В соответствии с пунктом 2 раздела II Соглашения западная граница охотничьих угодий определена от пересечения административной границы Себежского района Псковской области Российской Федерации и Республики Беларусь с дорогой от н.п. Осинники Республики Беларусь до н.п. Швары Себежского района Псковской области Российской Федерации в северном направлении по дороге через н.п. Швары, Будади и далее в сторону н.п. Бояриново до перекрестка с дорогой Идрица - Чайки. Площадь охотничьих угодий составляет 14 283 га (пункт 3 раздела III Соглашения), срок действия Соглашения составляет 49 лет (пункт 1 раздела VII Соглашения). В ходе реализации Соглашения Обществом изготовлена схема организации территории, расположения биотехнических и охотхозяйственных сооружений охотничьего хозяйства, при подготовке которой выявлено, что если двигаться по дороге в северном направлении от н.п. Осинники Республики Беларусь до н.п. Швары Себежского района Псковской области Российской Федерации единственная существующая дорога проходит через н.п. Ясеновец и н.п. Пустошка, не указанные Комитетом при описании западной границы охотхозяйства, которые также отсутствуют в описании западной границы, проходящей по автомобильной дороге. С 2016 года по настоящее время Обществом ведется охотхозяйтвенная деятельность на основании утвержденного внутрихозяйственного охотустройства, согласно которому западная граница охотоустройства определена от пересечения административной границы Себежского района Псковской области Российской Федерации и Республики Беларусь дорогой от н.п. Осинники (Республика Беларусь) до н.п. Швары Себежского района Псковской области Российской Федерации в северном направлении по дороге через н.п. Ясеновец, н.п. Пустошка, н.п. Швары., н.п. Будыни и далее в сторону н.п. Бояриново до перекрестка с дорогой Идрица - Чайки. Между Обществом, охотниками и районным охотоведом общедоступного охотучастка № 9 (участок № 160 на схеме) возникли разногласия по поводу западной границы охотничьих угодий (участок № 161 на схеме), в связи с чем у Общества возникла необходимость внесения уточнений в описание границ охотничьих угодий, в части внесения в качестве дополнения в описание западной границы н.п. Ясеновец и Пустошка. Общество обратилось в Комитет с заявлением от 10.02.2021 № 21/3-гкп в котором указало, что согласно карте-схеме охотничьих угодий Псковской области изображенная на схеме охотхозяйства Общества западная граница прорисована по несуществующей дороге, в связи с чем предложило привести схему охотничьих угодий Псковской области в соответствие с описанием границ, указанных в Соглашении в части западной границы охотхозяйства, то есть по единственной существующей дороге от пересечения административной границы Себежского района Псковской области Российской Федерации и республики Беларусь с дорогой от н.п. Осинники Республика Беларусь (далее в северном направлении) до перекрестка с дорогой Идрица - Чайки. В ответ на указанное заявление Комитет письмом от 26.02.2021 № ПР-05-1060 сообщил, что описание границ охотничьих угодий производилось в соответствии с утвержденной схемой размещения, а также что из общедоступных охотничьих угодий убран участок № 10 Себежского района, а в закрепленные охотничьи угодья Себежского района добавлены охотничьи угодья Общества. Общество, не согласившись с указанным письмом Комитета, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии оснований для описания западной границы охотничьих угодий в соответствии с требованиями Общества, в удовлетворении заявления отказал. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего. В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям; далее – По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий (часть 2 статьи 27 Закона № 209-ФЗ). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с частями 27, 31 статьи 28 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 27 Закона № 209-ФЗ). Охотхозяйственное соглашение включает в себя сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках (пункт 1 части 4 статьи 27 Закона № 209-ФЗ). Согласно части 28 статьи 28 Закона № 209-ФЗ охотхозяйственное соглашение заключается на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона. При заключении и исполнении охотхозяйственного соглашения изменение условий аукциона на основании согласия сторон такого соглашения или по требованию одной из его сторон не допускается. В силу статьи 39 Закона № 209-ФЗ документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации (часть 3); к схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации прилагается карта с обозначением границ охотничьих угодий и зон планируемого создания охотничьих угодий (часть 5); при составлении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации границы охотничьих угодий определяются в соответствии с требованиями к описанию границ охотничьих угодий, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 6); при составлении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается ее совместимость с лесным планом субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования, со схемами развития и размещения особо охраняемых природных территорий, со схемами землеустройства (часть 7). Как предусмотрено Порядком составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, утвержденным приказом Минприроды России от 31.08.2010 № 335 (далее – Порядок № 335), составление схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации (далее – Схема) осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее – уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) (пункт 4); при составлении Схемы границы охотничьих угодий определяются в соответствии с требованиями к описанию границ охотничьих угодий, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 10). Требования к описанию границ охотничьих угодий установлены приказом Минприроды России от 06.08.2010 № 306. В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Псковской области была разработана в 2011 году автономной некоммерческой организацией Научно-исследовательский проектный институт «Кадастр». При подготовке картографических материалов разработчиком применялись специализированные программные комплексы Maplnfo 10.0, ArcMap 10.0, Erdas Imagine 9.2, Statistica 8.0, SPSS 13.0, за основу принята электронная картографическая основа в масштабе 1:200000 на всю территорию Псковской области в системе координат WCS 84. При разработке Схемы описание границ охотничьих угодий производилось в соответствии с Приказом № 306, Схема утверждена распоряжением Губернатора Псковской области 12.05.2014 № 23-РГ. Судами также установлено, что охотничьи угодья, предоставленные в пользование Обществу, в Схеме значатся как общедоступные охотничьи угодья, участок № 10, площадь 14 283 га. В соответствии со Схемой западная граница участка № 10 общедоступных охотничьих угодий Себежского района Псковской области определена от пересечения административной границы Себежского района Псковской области Российской Федерации и Республики Беларусь с дорогой от н.п. Осинники Республики Беларусь до н.п. Швары Себежского района Псковской области Российской Федерации в северном направлении по дороге через н.п. Швары, н.п. Будади и далее в сторону н.п. Бояриново до перекрестка с дорогой Идрица - Чайки. В качестве ориентира, по которому установлена западная граница охотугодья, разработчиком указана четко видимая на местности железная дорога Псков - Полоцк. При этом, как указали суды, положения Схемы в установленном порядке недействующими не признаны. Исходя из того, что описание западной границы охотничьих угодий в соответствии с требованиями Общества влечет за собой изменение площади охотничьих угодий (площадь территории между действующей автомобильной дорогой и старой железной дорогой составляет 108,87 га), суды пришли к выводу о том, что требования заявителя направлены на изменение существенных условий Соглашения, что является нарушением части 28 статьи 28 Закона № 209-ФЗ. Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого отказа Комитета, изложенного в письме от 26.02.2021 № ПР-05-1060, нормам действующего законодательства, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя. С этим согласился и суд апелляционной инстанции. В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу следует возвратить 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Псковской области от 25.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2021 по делу № А52-1698/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ДОК» – без удовлетворения. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ДОК» (180004, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., уплаченную по платежному поручению от 13.01.2022 № 2. | ||||
Председательствующий | О.А. Алешкевич | |||
Судьи | Е.А. Аникина И.Г. Савицкая | |||