ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15193/06 от 05.02.2007 АС Ростовской области

12 февраля 2007 г. № дела А53-15193/2006-С6-37

резолютивная часть решения объявлена 05 февраля 2007г.

Арбитражный суд в составе судьи М.Г. Медниковой

при ведении протокола судебного заседания М.Г. Медниковой

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению ОАО "КЗ «Ростсельмаш»

к МИ ФНС РФ по КН по Ростовской области

о признании незаконным в части решения инспекции от 01.09.2006 г. № 07/35

и по встречному заявлению МИ ФНС РФ по КН по Ростовской области

к ОАО "КЗ «Ростсельмаш»

о взыскании штрафа в сумме 187353,4 руб.

при участии:

от общества: ФИО1 по дов. от 26.12.06г.

от инспекции: нач. юр. отд. ФИО2 по дов. от 09.01.07г.

установил:   ОАО "КЗ «Ростсельмаш» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к МИ ФНС РФ по КН по Ростовской области (далее – инспекция) о признании незаконным решения инспекции от 01.09.2006 г. № 07/35 в части: доначисления 2305453 руб. НДС (в том числе 936767 руб. – за октябрь 2004г., 967033 руб. – за май 2004г. и 401653 руб. – за декабрь 2004г.), начисления 544221,87 руб. пеней за октябрь 2004г. и штрафа в размере 187353,4 руб. по названному налогу.

Инспекция в ходе рассмотрения дела в суде, 02.11.2006г. заявила встречное требование к обществу о взыскании с него штрафа в сумме 187353,4 руб. по оспариваемому решению.

Требования общества приведены в редакции уточнений от 05.02.2006г., принятых судом в соответствии со статьей 49 АПК РФ.

Свои требования общество мотивирует представлением всех необходи­мых документов для возмещения НДС, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Инспекция в отзыве (л.д. 81 т. 2) в удовлетворении требований общества просит отказать, считая обжалуемое решения законным и обоснованным по основаниям, приведенным в этом отзыве.

Суть спора заключается в том, можно ли считать экспортной операцию по вывозу техники (комбайнов) за пределы таможенной территории РФ в таможенном режиме временного вывоза для участия в международных выставках в качестве экспонатов покупной продукции с последующим (до истечения срока, установленного для временного вывоза) изменением таможенного режима временного вывоза на таможенный режим экспорта.

В подтверждение заявленной позиции общество привело следующие доводы.

На момент подачи налоговых деклараций по НДС по налоговой ставке 0 % за май, октябрь, декабрь 2004г. и пакетов документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ общество представило все доказательства заключения и исполнения сделок, подтверждающие его право на налоговый вычет.

Так, в подтверждение налогового вычета общество представило:

1. Контракт № 155/5-04ТД от 18.05.2004г.   на поставку комбайна «Нива» СК-5М-1. Первоначально данный комбайн был вывезен для демонстрационного показа по контракту № 116/4-04 ТД, заключенному ЗАО «ТД «Ростсельмаш» и ООО «Азагрологистикс» (Азейбарджанская республика). ЗАО «ТД «Ростсельмаш» при этом действовал согласно договору комиссии от 15.12.2003г., заключенному с ЗАО «КЗ «Ростсельмаш». Условия поставки: DAF, Российско-Азейбарджанская граница, ст. Самур (Инкотермс 2000г.).

ЗАО «ТД «Ростсельмаш» вывез продукцию за пределы таможенной территории РФ по ГТД № 10313070/280404/0002294 (тип декларации 32). Впоследствии комбайн был продан ООО «Азагрологистикс» по контракту № 155/5-04ТД от 18.05.2004г., сумма которого составила 32288 долларов США. Условия поставки: DAF, Российско-Азейбарджанская граница, ст. Самур. В установленные таможенными органами сроки ГЛД № 10313070/280404/0002294 переоформлена на ГТД в таможенном режиме экспорта № 10313070/270704/0004439 (тип декларации 10). Для подтверждения ставки 0% обществом представлены в инспекцию м/о № 4 от 15.07.2004г. на сумму 939700,27 руб. и копия выписки ОАО КБ «Сельмашбанка» от 15.07.2004г. Для подтверждении вывоза представлены копия ж/д накладной № Р 003806 с отметкой таможни, осуществившей выпуск товара в таможенном режиме экспорта и таможни, через которую товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ.

2. Контракт № 578 от 23.03.2004г.   с допсоглашением, спецификацией и актом приема-передачи, контракт № 074 от 10.12.2003г. с АО «АТС Агротехкоммерц» (Молдова) (о поставке 2-х комбайнов «Нива – СК-5М-1» с комплектующими для демонстрационного показа на территории Молдовы. Комбайны вывезены за пределы таможенной территории РФ по ГТД № 10313070/251203/007400 (тип декларации 32) в специальном таможенном режиме временного вывоза. Впоследствии комбайны приобретены АО «АТС «Агрокоммерц» (Молдова) по контракту № 578 от 23.03.2004г. Общая сумма контракта составила 59735 долларов США. Поступление выручки подтверждено выписками ОАО АКБ «Сельмашбанк» от 26.03.2004г. В установленный таможенными органами срок налогоплательщиком переоформлена ГТД на временный вывоз на ГТД в таможенном режиме экспорта (ТД1) № 10313070/130404/0001912 (тип декларации 10). Условия поставки DAF, Российско-Украинская граница, ст. Успенская. Товар вывезен железнодорожным транспортом.

3. Контракт № 258 от 30.12.2003г.   с допсоглашением, спецификацией, актом приема-передачи, контракт № 075 от 10.12.2003г. с АО «АТС Агротехкоммерц» (Молдова) (о поставке комбайна «ДОН-1500Б» с комплектующими для демонстрационного показа на территории Молдовы, заключенный ООО «КЗ «Ростсельмаш». Комбайн вывезен за пределы таможенной территории РФ по ГТД № 10313070/251203/007388 (тип декларации 32) в специальном таможенном режиме временного вывоза. В установленный таможенными органами срок налогоплательщиком переоформлена ГТД на временный вывоз на ГТД в таможенном режиме экспорта (ТД1) № 10313070/010404/0001593 (тип декларации 10). Условия поставки DAF, Российско-Украинская граница, ст. Успенская. Товар вывезен железнодорожным транспортом. Впоследствии комбайн приобретен АО «АТС «Агрокоммерц» (Молдова) по контракту № 258 от 30.12.2003г.  заключенному ООО «КЗ «Ростсельмаш». Общая сумма контракта составила 44905 долларов США (1322654,32 руб.).

Поступление выручки подтверждено выписками ОАО АКБ «Сельмашбанк» от 05.01.2004г. на сумму 1322654,32 руб. Для подтверждения вывоза представлены также копии ж/д накладной № П514065-П514067 с отметками таможни.

4. Контракт № 257 от 30.12.03г.,   с допсоглашением, спецификацией, актом приема-передачи, контракт № 074 от 10.12.2003г. с АО «АТС Агротехкоммерц» (Молдова) (о поставке комбайна «Нива – СК-5М-1» с комплектующими для демонстрационного показа на территории Молдовы, заключенный ООО «КЗ «Ростсельмаш». Комбайн вывезен за пределы таможенной территории РФ по ГТД № 10313070/251203/007400 (тип декларации 32) в специальном таможенном режиме временного вывоза. В установленный таможенными органами срок налогоплательщиком переоформлена ГТД на временный вывоз на ГТД в таможенном режиме экспорта (ТД1) № 10313070/010404/0001592 (тип декларации 10). Условия поставки DAF, Российско-Украинская граница, ст. Успенская. Товар вывезен железнодорожным транспортом. Впоследствии комбайн приобретен АО «АТС «Агрокоммерц» (Молдова) по контракту № 257 от 30.12.2003г.  заключенному ЗАО «ТД «Ростсельмаш». Общая сумма контракта составила 85305 долларов США (2512616,12 руб.).

Поступление выручки подтверждено выписками ОАО АКБ «Сельмашбанк» от 05.01.2004г. на сумму 2512616,12 руб. Для подтверждения вывоза представлены также копии ж/д накладных №№ П514069-П514076 с отметками таможни.

5. Контракт № 898 от 20.05.04г.,   с допсоглашением, спецификацией, актом приема-передачи, контракт № 074 от 10.12.2003г. с АО «АТС Агротехкоммерц» (Молдова) (о поставке комбайна «Нива – СК-5М-1» с комплектующими для демонстрационного показа на территории Молдовы, заключенный ООО «КЗ «Ростсельмаш». Комбайн вывезен за пределы таможенной территории РФ по ГТД № 10313070/251203/007400 (тип декларации 32) в специальном таможенном режиме временного вывоза. В установленный таможенными органами срок налогоплательщиком переоформлена ГТД на временный вывоз на ГТД в таможенном режиме экспорта (ТД1) № 10313070/110604/0003297 (тип декларации 10). Условия поставки DAF, Российско-Украинская граница, ст. Успенская. Товар вывезен железнодорожным транспортом. Впоследствии комбайн приобретен АО «АТС «Агрокоммерц» (Молдова) по контракту № 898 от 20.05.04г., заключенному ЗАО «ТД «Ростсельмаш». Общая сумма контракта составила 88665 долларов США (2578901,32 руб.).

Поступление выручки подтверждено выпиской ОАО АКБ «Сельмашбанк» от 04.06.2004г. на сумму 2578901,32 руб. Для подтверждения вывоза представлены также копии ж/д накладных №№ П514069-П514077 с отметками таможни.

6. Контракт № 899 от 20.05.04г.,   с допсоглашением, спецификацией, актом приема-передачи, контракт № 075 от 10.12.2003г. с АО «АТС Агротехкоммерц» (Молдова) (о поставке комбайна «ДОН/1500Б» с комплектующими для демонстрационного показа на территории Молдовы, заключенный ООО «КЗ «Ростсельмаш». Комбайн вывезен за пределы таможенной территории РФ по ГТД № 10313070/251203/007388 (тип декларации 32) в специальном таможенном режиме временного вывоза. В установленный таможенными органами срок налогоплательщиком переоформлена ГТД на временный вывоз на ГТД в таможенном режиме экспорта (ТД1) № 10313070/010404/0003284 (тип декларации 10). Условия поставки DAF, Российско-Украинская граница, ст. Успенская. Товар вывезен железнодорожным транспортом. Впоследствии комбайн приобретен АО «АТС «Агрокоммерц» (Молдова) по контракту № 257 от 30.12.2003г.  заключенному ЗАО «ТД «Ростсельмаш». Общая сумма контракта составила 54753 долларов США (1592540,28 руб.).

Поступление выручки подтверждено выписками ОАО АКБ «Сельмашбанк» от 04.06.2004г. на сумму 1592540,28 руб. Для подтверждения вывоза представлены также копии ж/д накладных №№ П514065-П514067 с отметками таможни.

7. Контракт № 237/08-04ТД от 12.08.2004г.   с допсоглашением, спецификацией и актом приема-передачи, на поставку комбайна «Дон-680» ЗАО «ТД «Ростсельмаш» с ООД «Бултрекс», Республика Болгария. При этом ЗАО «ТД «Ростсельмаш» действовал согласно договору комиссии № 290 от 15.12.2003г., заключенному с ЗАО «КЗ «Ростсельмаш».

Условия поставки: FCA - г. Ростов-на-Дону (Инкотермс 2000 г.). Комбайн «Дон-680» был вывезен для демонстрационного показа по контракту № 30/1-04 ТД от 12.01.2004г. с ООД «Бултрекс», Республика Болгария.

ЗАО «ТД «Ростсельмаш» вывез продукцию за пределы таможенной территории РФ по ГТД № 10313070/2\120204/0000580 (тип декларации 32) в специальном таможенном режиме временного вывоза.

Впоследствии комбайн был продан ООД «Бултрекс», Республика Болгария по контракту № 237/08-04ТД от 12.08.2004г., заключенному с ЗАО «ТД «Ростсельмаш».

Сумма контракта составила 51800 долларов США. FCA - г. Ростов-на-Дону (Инкотермс 2000 г.).

В установленные таможенными органами сроки ГТД № 10313070/280404/0002294 на временный вывоз переоформлена налогоплательщиком на ГТД в таможенном режиме экспорта № 10313070/260804/0005181 (тип декларации 10). Для подтверждения ставки 0% обществом представлены в инспекцию м/о № 23 от 16.08.2004г. и копия выписки ОАО КБ «Сельмашбанка» от 16.08.2004г. на сумму 51793 долларов США (1515354,41 руб.). Для подтверждении вывоза представлены копия ж/д накладных №№ 514116,514117 с отметкой Ростовской таможни, осуществившей выпуск товара в таможенном режиме экспорта и Таганрогской таможни, через которую товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ.

По представленным обществом документам инспекция провела камеральные проверки по итогам которых вынесла следующие решения:

от 29.10.04г. № 05-18/57/187, от 22.02.2005г. № 05-18/8, от 20.04.2005г. № 05-18/29 о правомерности применения налоговой ставки 0% и возмещении НДС.

Позже инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности общества, по результатам которой вынесено решение № 07/35 от 01.09.2006г., оспариваемое обществом в рамках настоящего дела в части восстановления в бюджет ранее возмещенного по описанным выше экспортным сделкам 2305453 руб. НДС, начисления на восстановленные суммы НДС пени и привлечения общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 187353,4 руб.

Из оспариваемой части решения, отзыва инспекции и ее пояснений в судебных заседаниях следует, что отказ инспекции в возмещении НДС мотивирован следующими обстоятельствами.

Инспекция пояснила  , что продукция, вывезенная обществом с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме временного вывоза, в момент вывоза не является товаром для целей налогообложения НДС. Вышеуказанную продукцию можно отнести к товарам только в тот момент, когда она реализуется покупателю, то есть находится за пределами территории Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товар (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В связи с этим операции по реализации таких товаров за пределами территории Российской Федерации НДС не облагаются.

Налогообложение налогом на добавленную стоимость операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации.

Статьей 146 НК РФ установлено, что операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

В соответствии со статьей 147 НК РФ местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

- товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и
 транспортируется;

- товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на
 территории Российской Федерации.

Таким образом, объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации.

При этом налогообложение указанных операций производится по налоговых ставкам, установленным соответствующими пунктами статьи 164 Налогового кодекса.

Так в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса.

Учитывая изложенное, налогообложение операций по реализации товаров по налоговой ставке 0 процентов производится при выполнении следующих условий:

местом реализации товаров с учетом положений статьи 147 НК РФ,
 признается территория Российской Федерации;

товар, вывозимый с территории Российской Федерации, должен быть
 помещен под таможенный режим экспорта.

Независимо от условий поставки товаров, предусмотренных Международными правилами толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС» (EXW, FCA, FAS, FOB, CFR, CIF и т.д.), а соответственно, и момента перехода права собственности на поставляемые товары от продавца к иностранному покупателю, операции по реализации товаров, вывезенных в режиме экспорта, облагаются налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов при наличии всех необходимых документов.

Общество вывезло продукцию за пределы таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме временного вывоза для участия в выставке. В процессе проведения выставки экспонат был продан иностранному покупателю. В срок установленный таможенными органами для обратного ввоза на территорию Российской Федерации, ОАО «Ростсельмаш» была оформлена новая таможенная декларация, в которой режим временного вывоза был изменен на режим экспорта.

Таким образом, исходя из положений статьи 147 НК РФ, местом реализации товара (экспоната) территория Российской Федерации не признается, и, следовательно, нормы, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, не применяются.

В соответствии со статьей 252 Таможенного кодекса Российской Федерации временный вывоз - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, могут временно использоваться за пределами таможенной территории Российской Федерации с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин.

При временном вывозе товаров освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов не производятся.

Необходимость изменения таможенного режима временного вывоза на таможенный режим экспорта обусловлена положениями пункта 3 статьи 256 Таможенного кодекса Российской Федерации. В случае передачи иностранному лицу права собственности на временно вывезенные товары лицо, поместившее товары по таможенный режим временного вывоза, обязано изменить таможенный режим временного вывоза на таможенный режим экспорта.

В соответствии со статьей 3 Таможенного кодекса таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

Таким образом, с учетом положений статей 1 и 2 ТК РФ, к законодательству о налогах и сборах указанный нормативный документ не относится и, соответственно, вопросы налогообложения на территории Российской Федерации не регулирует.

Инспекция полагает, что в нарушение вышеизложенных норм общество по реализованной за пределами таможенной территории РФ продукции, местом реализации которой, исходя из положений статьи 147 НК РФ, территория РФ не признается, неправомерно применена налоговая ставка 0%, предусмотренная подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ. Данные операции в соответствии с НК РФ, по мнению инспекции не являются объектом налогообложения на территории РФ.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику в отношении товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ.

Обществом неправомерно, отмечает налоговый орган, предъявлены к вычету суммы налога, уплаченные им при приобретении товаров, использованных для участия в международных выставках, местом реализации которых, исходя из положений статьи 147 НК РФ территория РФ не признается.

Таким образом, инспекция считает, что обществом неправомерно предъявлен к вычету НДС в сумме 2305453 руб., в том числе, за май 2004г. – 967033 руб., за октябрь 2004г. – 936767 руб., за декабрь 2004г. – 401653 руб.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, дав оценку представленным в материалы дела доказательствам, а также принимая во внимание установленные выше обстоятельства, суд пришел к убеждению о том, что требования общества подлежат удовлетворению в полном объеме в виду следующего.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Порядок исчисления налога с выручки, полученной от реализации продукции на экспорт, установлен пунктами 1 и 6 статьи 166 НК РФ. При этом в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 Кодекса, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику продавцами и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 176 НК РФ, в случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по товарам (работам, услугам), реализованным (переданным, выполненным, оказанным) в отчетном налоговом периоде, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями этой статьи.

Пунктом 4 статьи 176 НК РФ предусмотрено возмещение налоговым органом налога на добавленную стоимость, уплаченного налогоплательщиком поставщикам приобретенных на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг (статья 171 Кодекса), в отношении экспортированных товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса) не позднее трех месяцев, считая со дня представления налоговой декларации, которая подается в налоговый орган в соответствии с пунктом 6 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из вышеназванных норм налогового законодательства следует, что право на возмещение из бюджета суммы НДС возникает у налогоплательщи­ка-экспортера в случае документального подтверждения им фактов уплаты суммы указанного налога поставщику и реально произведенного экспорта товаров, которые были приобретены у этого поставщика.

Предоставление до­казательств, подтверждающих данные обстоятельства, является обязательным условием для применения льготы по НДС. При этом произвольное расширение предмета доказывания по данной категории споров не допускается.

Из оспариваемого решения от 01.09.2006 г. № 07/35 следует, что отказ в возмещении Обществу НДС в сумме 2305453 руб. мотивирован инспекцией неподтверждением обществом обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов ввиду реализации комбайнов за пределами территории Российской Федерации.

Суд признает данную позицию инспекции ошибочной и при этом исходит из следующего.

Как было указано выше, согласно статье 164 НК РФ при реализации товаров на экспорт налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов. Возмещение НДС, уплаченного поставщикам таких товаров, производится в порядке, установленном статьей 176 НК РФ, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации, представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, и соблюдения требований статей 171, 172 НК РФ.

В рассматриваемом случае товар (комбайны) были вывезены обществом в таможенном режиме временного вывоза для участия в международной выставке в республике Молдова, Азейбарджанской республике, республике Болгария, где и были реализованы на основании контрактов № 155/5-04ТД от 18.05.2004г.  , № 578 от 23.03.2004г., № 258 от 30.12.2003г., № 257 от 30.12.2003г., № 898 от 20.05.04г.,№ 899 от 20.05.04г.,№ 237/08-04ТД от 12.08.2004г.,   заключенных с ООО «Азагрологистикс» (Азейбарджанская республика), АО «АТС-Агротехкомерц» (Молдова), ООД «Бултрекс» (Республика Болгария) с последующим изменением таможенного режима на таможенный режим экспорта. Судом установлено и материалами дела подтвержден факт экспорта комбайнов, поступления экспортной выручки за проданный товар и представление обществом полного пакета документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Таким образом, суд считает, что инспекция сделала ошибочный вывод об отсутствии у общества правовых оснований для применения ставки налога 0 процентов и возмещения НДС.

Доводы инспекции об отсутствии в рассматриваемом случае объекта обложения НДС судом во внимание не принимаются, поскольку в силу статьи 147 НК РФ для определения места реализации товара, имеет значение его местонахождение в момент начала отгрузки или транспортировки.

Судом установлено и материалами дела подтверждено (в том числе ГТД и ж/д накладными, приведенными выше) место нахождения комбайнов в комплектации в момент начала их отгрузки на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В НК РФ отсутствует определение понятия «экспорт».

Согласно статье 165 ТК РФ экспорт – таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе.

Следовательно, рассматриваемый довод инспекции опровергается самим наличием экспортной таможенной декларации как таковой в отношении спорных комбайнов, поскольку в противном случае, исходя из позиции инспекции о том, что реализация комбайнов была произведена за пределами территории Российской Федерации, экспортная таможенная декларация не оформлялась бы таможенным органом, тогда как согласно статье 165 НК РФ именно представлением ГТД с соответствующими отметками таможенного органа налогоплательщик подтверждает факт экспорта товара.

Вывод суда по рассмотренному выше эпизоду проверки соответствует имеющейся судебной практике (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.11.06 г. № Ф02-6038/06-С1 и ФАС Северо-Кавказского округа № Ф08-4808/06-2031А).

Факт реального экспорта продукции подтвержден: ГТД, железнодорожными накладными с необходимыми отметками таможни.

Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что общество надлежащим образом соблюло условия статьи 165 НК РФ.

Однако, представление комплекта документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, подтверждает правомерность применения налоговой ставки «0 процентов», но не правомерность применения соответствующих налоговых вычетов, предусмотренных статьями 171 и 172 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со статьями 169-172 НК РФ основаниями к возмещению НДС является наличие в совокупности следующих обстоятельств:

- принятие товара к учету;

- оплата товара с выделением сумм НДС;

- использование товара для целей налогооблагаемых НДС оборотов;

- наличие счет – фактуры, оформленного по правилам статьи 169 НК РФ.

Судом обозрены счета-фактуры 1-го поставщика – ОАО «Ростсельмаш» и установлено их соответствие требованиям статьи 169 НК РФ. Счета-фактуры ОАО «Ростсельмаш» оплачены платежными поручениями с выделением НДС. Приобретенная обществом у ОАО «Ростсельмаш» и в дальнейшем отправленная на экспорт продукция принята обществом к учету на основании накладных без оформления ТТН, поскольку оба предприятия расположены на территории бывшего государственного предприятия производственного объединения «Ростсельмаш» по адресу: г. Ростов н/Д, ул. Менжинского, 2 и в данном случае отсутствовал факт перевозки.

Реальность хозяйственных операций подтверждена представленными в материалы дела документами и инспекцией не опровергнута. Обоснованность применения обществом налоговой ставки 0 процентов в рассматриваемой части подтверждена инспекцией.

Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что общество надлежащим образом соблюло условия статьей.165, 169-172 НК РФ, а потому подтвердило обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и право на получение возмещения НДС в сумме 2305453 руб.

С учетом всех вышеизложенных доводов и обоснований, оценивая обс­тоятельства характеризующие общество в качестве активного участника ВЭД в отношении характерной для него продукции сельхозмашиностроения, суд не находит в действиях общества признаков недобросовестности. Суд считает, что в сложившейся ситуации следует исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика при применении льготы по НДС. Обратное инспекцией не доказано.

Поскольку общество представило в полном объеме и надлежащим обра­зом оформленный пакет документов, предусмотренный статьей 165 НК РФ, факт реального экспорта продукции и получения экспортной выручки нашел свое подтверждение и инспекция не доказала обоснованности отказа в возмещении обществу НДС, суд считает решение инспекции в оспариваемой части незаконным и нарушающим имущественные права общества.

Встречное требование инспекции о взыскании штрафа в сумме 187353,4 руб. не подлежит удовлетворению, как основанное на незаконном решении.

Руководствуясь статьями 110, 150, 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Решение от 01.09.2006 г. № 07/35, принятое Межрайонной инспекцией ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Ростовской области в отношении ОАО «КЗ «Ростсельмаш», признать незаконным, как не соответствующее положениям главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ в части начисления 2305453 руб. НДС (936767 руб. – за октябрь 2004г., 967033 руб. – за май 2004г. и 401653 руб. – за декабрь 2004г.); 544221,87 руб. пеней и штрафа в размере 187353,4 руб. по этому виду налога.

Выдать ОАО «КЗ «Ростсельмаш» справку на возврат государственной пошлины в сумме 2000 руб., уплаченной платежным поручением от 18.09.2006г. № 3960.

В удовлетворении встречного требования Межрайонной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Ростовской области отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные нормами глав 34 и 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Судья М.Г. Медникова.