2270/2022-86081(2)
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности и обоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-60048/2021 01 сентября 2022 года 15АП-11759/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
ФИО1,
при участии:
от АО «КУБРП»: представитель ФИО2 по доверенности от 10.01.2022, паспорт; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного
общества «Кубанское речное пароходство»
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 25.05.2022 по делу № А32-60048/2021
по заявлению акционерного общества «Кубанское речное пароходство»
(ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к Департаменту городского хозяйства и топливно - энергетического комплекса
Администрации муниципального образования г. Краснодар
(ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
о признании незаконным письма; признании незаконным действия,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Кубанское речное пароходство» (далее – заявитель, АО «КУБРП», общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным письма Департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации муниципального образования г. Краснодар № 19412/25 от 30.11.2021 об оплате нанесенного ущерба в сумме 423 376,42 руб., признании незаконными действия Департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации муниципального образования г. Краснодар, выразившиеся в расчете платы за проведение компенсационного озеленения при уничтожении лиственных деревьев от 24.11.2021, признании недействительным акта обследования зеленых насаждений от 24.11.2021, принятый заместителем департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации муниципального образования г. Краснодар (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
[A1] Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.05.2022 принят отказ заявителя от требования об обжаловании акта обследования от 24.11.2021. Производство по делу в указанной части прекращено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
АО «КУБРП» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что формула, указанная в расчёте от 24.11.2021 в связи с отсутствием уничтожения зеленых насаждений, а, следовательно, отсутствием предмета восстановления, то есть «компенсационного озеленения» не применима.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением председателя четвертого судебного состава от 29.08.2022 в связи с отсутствием судьи Пименова С.В. ввиду нахождения в отпуске, в составе суда произведена замена на судью Глазунову И.Н., в связи с чем, рассмотрение дела начинается с самого начала в порядке статьи 18 АПК РФ.
Представитель АО «КУБРП» в судебном заседании заявил ходатайство о приобщении письменных пояснений к материалам дела.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство о приобщении представленных письменных пояснений к материалам дела.
От Департамента городского хозяйства и топливно - энергетического комплекса Администрации муниципального образования г. Краснодар поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства.
Суд отказал в удовлетворении ходатайства Департамента городского хозяйства и топливно - энергетического комплекса Администрации муниципального образования г. Краснодар об отложении судебного разбирательства по следующим основаниям.
В силу ч. 4 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
Частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, возникновения у суда обоснованных сомнений относительно того, что в судебном заседании участвует лицо, прошедшее идентификацию или аутентификацию, либо относительно волеизъявления такого лица, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи либо системы веб- конференции, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
В удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства отказано судом апелляционной инстанции, поскольку предусмотренные частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для этого основания отсутствуют, уважительных причин, по которым необходимо отложить судебное разбирательство, суд не усматривает.
В судебном заседании представитель АО «КУБРП» доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
[A2] Департамент городского хозяйства и топливно - энергетического комплекса Администрации муниципального образования г. Краснодар, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 30 ноября 2021 года в адрес АО «КУБРП» поступило письмо № 19412/25 от 30.11.2021 с требованием оплатить 423 376,42 руб. за несанкционированную обрезку деревьев произведенную на территории предприятия.
Из акта обследования зеленых насаждений от 24.11.2021 следует, что обществом произведена обрезка 5 дикорастущих деревьев, без получения порубочного билета. По итогам рассмотрена данного акта Департаментом произведен расчет об обязании общества произвести плату за проведение компенсационного озеленения при уничтожении лиственных деревьев 1-й и 2-й группы.
Общество полагает, что поскольку санитарная обрезка веток дикорастущих деревьев представляла собой уходные работы, а деревья после данных работ остались не поврежденными, Департамент в Расчете от 24.11.2021 г. безосновательно произвел расчет, как плату за проведение компенсационного озеленения при уничтожении лиственных деревьев 1-й и 2-й группы, при этом не предоставляя доказательств степени уничтожения деревьев.
Общество полагает, что данный расчет носит властный, обязывающий характер, содержит распоряжение о вложении на общество обязанность произвести оплату за проведение компенсационного озеленения при уничтожении лиственных деревьев.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с требованиями по настоящему делу о признании незаконным письма Департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации МО г. Краснодар № 19412/25 от 30.11.2021 года об оплате нанесенного ущерба в сумме 423 376,42 руб., признании незаконными действия Департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации МО г. Краснодар, выразившиеся в расчете платы за проведение компенсационного озеленения при уничтожении лиственных деревьев от 24.11.2021.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Департамент осуществляет свои полномочия на основании Положения, утверждённым решением городской Думы Краснодара от 16.02.2012 № 26 п. 6.
В соответствии с подпунктом 7.39 пункта 7 раздела III Приложения к Положению о Департаменте одной из функций Департамента, в том числе является выдача порубочного билета, дающего право на выполнение работ по вырубке, санитарной и формовочной обрезке зеленых насаждений или по их уничтожению на территории муниципального образования город Краснодар.
Выдача порубочного билета Департаментом осуществляется в соответствии с Законом Краснодарского края от 23.04.2013 № 2695-КЗ «Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае» (далее – Закон), постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 05.12.2013 № 9395 «Об утверждении Порядка выдачи и
[A3] учета порубочных билетов на территории муниципального образования город Краснодар» (далее – Порядок), административным регламентом предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Выдача порубочного билета на территории муниципального образования», утверждённым постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 14.04.2014 № 2315 (далее – Регламент), а также Правилами благоустройства территории муниципального образования город Краснодар, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 22.08.2013 № 52 п. 6. (далее – Правила).
В соответствии с п. 2 Порядка порубочный билет является разрешительным документом, выданным администрацией муниципального образования город Краснодар, дающим право на выполнение работ по вырубке (уничтожению), санитарной рубке, санитарной, омолаживающей или формовочной обрезке зеленых насаждений.
Согласно п.п. 4, 5 Порядка лицо, осуществляющее хозяйственную и иную деятельность на территории муниципального образования город Краснодар, для которой требуется вырубка (уничтожение), санитарная рубка, санитарная, омолаживающая или формовочная обрезка зеленых насаждений (далее - заявитель), для получения порубочного билета подает директору Департамента заявление о необходимости выдачи порубочного билета. В заявлении указывается основание необходимости вырубки (уничтожения), санитарной рубки, санитарной, омолаживающей или формовочной обрезки зеленых насаждений.
В течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления работники Департамента запрашивают (в случае необходимости) дополнительные документы в рамках межведомственного информационного взаимодействия, выездом на место проводят обследование зеленых насаждений, по результатам которого составляют акт обследования зеленых насаждений на земельном участке, где необходимо осуществить вырубку (уничтожение), санитарную рубку, санитарную, омолаживающую или формовочную обрезку зеленых насаждений, производят расчет платы за проведение компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений (далее - плата) в порядке, установленном Законом.
Административный Регламент распространяет свое действие на отношения в сфере охраны зеленых насаждений, расположенных на землях населенных пунктов независимо от формы собственности, за исключением земельных участков, отнесенных к территориальным зонам специального назначения, зонам военных объектов, а также земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, и участков, предоставленных садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам, земельных участков, расположенных на особо охраняемых природных территориях и землях лесного фонда, земельных участков в составе зон сельскохозяйственного использования, занятых многолетними плодово-ягодными насаждениями всех видов (деревья, кустарники), чайными плантациями, питомниками древесных и кустарниковых растений.
Учитывая изложенное, не принимается судом апелляционной инстанции довод апелляционной жалобы о принадлежности земельного участка, на котором АО «КУБРП» произведена несанкционированная обрезка деревьев.
Согласно пункту 4 Закона Краснодарского края от 23.04.2013 № 2695-КЗ «Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае» (далее – Закон № 2695-КЗ) распределение древесных пород по их ценности следующее.
Субтропические ценные растения: Финик, вашингтония, бутия, хамеропс, юбея, сабаль и другие.
Субтропические растения: тис, трахикарпус, магнолия, камелия, гинкго, эвкалипт, агава, юкка, драцена и другие.
Хвойные растения: ель, лиственница, пихта, сосна, туя, можжевельник, кипарис, кипарисовик и другие.
[A4] Лиственные древесные породы:
Согласно п. 14 Закона № 2695-КЗ оценочная стоимость посадки, посадочного материала и годового ухода в отношении одной единицы (штук, кв. м) i-го вида зеленых насаждений (деревья, кустарники, травяной покров, цветники, заросли), представленная в базовых ценах и подлежащая обязательной ежегодной корректировке на уровень инфляции следующая:
Субтропические ценные растения, 1 штука: стоимость работ по созданию (посадке) зеленых насаждений (рублей) – 1896, стоимость посадочного материала (рублей) – 20000, стоимость ухода в течение года (рублей) – 912;
Деревья субтропические, 1 штука: стоимость работ по созданию (посадке) зеленых насаждений (рублей) – 1896, стоимость посадочного материала (рублей) – 12500, стоимость ухода в течение года (рублей) – 912;
Деревья хвойные, 1 штука: стоимость работ по созданию (посадке) зеленых насаждений (рублей) – 1896, стоимость посадочного материала (рублей) – 9500, стоимость ухода в течение года (рублей) – 912;
Деревья лиственные 1-й группы, 1 штука: стоимость работ по созданию (посадке) зеленых насаждений (рублей) – 1149, стоимость посадочного материала (рублей) – 4500, стоимость ухода в течение года (рублей) – 422;
Деревья лиственные 2-й группы, 1 штука: стоимость работ по созданию (посадке) зеленых насаждений (рублей) – 1149, стоимость посадочного материала (рублей) – 3000, стоимость ухода в течение года (рублей) – 422;
Деревья лиственные 3-й группы, 1 штука: стоимость работ по созданию (посадке) зеленых насаждений (рублей) – 1149, стоимость посадочного материала (рублей) – 2000, стоимость ухода в течение года (рублей) – 422;
Кустарники, 1 штука: стоимость работ по созданию (посадке) зеленых насаждений (рублей) – 414, стоимость посадочного материала (рублей) – 300, стоимость ухода в течение года (рублей) – 306;
Газон, естественный травяной покров, 1 кв. м: стоимость работ по созданию (посадке) зеленых насаждений (рублей) – 211, стоимость посадочного материала (рублей) – 10, стоимость ухода в течение года (рублей) – 270;
Цветники, 1 кв. м: стоимость работ по созданию (посадке) зеленых насаждений (рублей) – 181, стоимость посадочного материала (рублей) – 630, стоимость ухода в течение года (рублей) – 452.
Оценочная стоимость на очередной финансовый год устанавливается органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края с учетом уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Уровень инфляции установлен Федеральным законом от 08.12.2020 № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
Согласно п. ст. 3 Закона № 2695-КЗ планирование хозяйственной и иной деятельности на территориях, занятых зелеными насаждениями, должно предусматривать проведение мероприятий по сохранению зеленых насаждений в соответствии с градостроительными, санитарными и экологическими нормами и правилами. Перед вырубкой (уничтожением) зеленых насаждений субъект хозяйственной и иной деятельности должен получить порубочный билет и внести плату за проведение
[A5] компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений на территории поселений, городских округов Краснодарского края (далее - плата), которая исчисляется в Порядке, предусмотренным настоящим Законом. При несанкционированной вырубке (уничтожении) зеленых насаждений плата рассчитывается в пятикратном размере.
Согласно подпункту 3 (1) пункта 3 Закона № 2695-КЗ при несанкционированном повреждении деревьев и кустарников (в том числе при обрезке) плата рассчитывается в двукратном размере при повреждении до 30 процентов (включительно) зеленого насаждения, в пятикратном размере - при повреждении более 30 процентов зеленого насаждения.
Таким образом, при несанкционированном повреждении деревьев и кустарников плата рассчитывается на основании указанной нормы Закона. Иного порядка и расчёта при названном повреждении законодательством не предусмотрено.
Учитывая изложенное, судом апелляционной инстанции отклоняется довод апелляционной жалобы о незаконном применении департаментом расчёта платы за проведение компенсационного озеленения.
Согласно Положению о Департаменте работники указанной структуры уполномочены на составление акта обследования зеленых насаждений и выполнение расчета платы за проведение компенсационного озеленения в порядке, установленном Законом № 2695-КЗ.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 8.7. пункта 8 Положения Департамент во исполнение возложенных на него функций имеет право в том числе, осуществлять мероприятия по реализации Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» путем составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 3.2 указанного Закона (Нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления в Краснодарском крае).
Таким образом, судом апелляционной инстанции отклоняется довод апелляционной жалобы в части отсутствия у Департамента полномочий по расчёту платы за проведение компенсационного озеленения.
Из материалов дела следует, что в ноябре 2021 года в Департамент поступило обращение гражданина ФИО3 по вопросу вырубки и обрезки деревьев по ул. Вишняковой, 1/19.
Выездом на место сотрудниками департамента установлен факт обрезки 3 деревьев породы шелковица, 1 дерева породы ясень и 1 дерева породы орех грецкий, в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0306051:126 находящимся в аренде АО «КУБРП». Обращений о разрешении обрезки зеленых насаждений на данной территории в Департамент не поступало, порубочный билет не оформлялся.
В связи с нарушением п. 9.1 Правил благоустройства территории муниципального образования город Краснодар, утверждённых решением городской Думы Краснодара от 22.08.2013 № 52 и в соответствии с Законом Краснодарского края от 23.07.2013 № 608- КЗ «Об административных правонарушениях» на АО «КУБРП», как правообладателя земельного участка, был составлен протокол об административном правонарушении № 004706 от 26.11.2021 и направлен в административную комиссию Центрального внутригородского округа города Краснодара для рассмотрения по месту совершённого правонарушения.
Компенсационные выплаты (в ценах 2021 года) при несанкционированной обрезке (повреждении) 1 дерева особо ценных лиственных пород I группы (ясень) составляют 54138,13 руб. В соответствии с пунктом 3.1 статьи 3 указанного Закона при несанкционированном повреждении менее 30% зелёных насаждений плата рассчитывается в двукратном размере 54 138,13 руб. × 2 = 108276,26 руб.
Согласно Закону № 2695-КЗ компенсационные выплаты (в ценах 2021 года) при несанкционированной обрезке (повреждении) 4 деревьев ценных лиственных пород II
[A6] группы (шелковица, орех грецкий) составляют 39387,52×4 = 157550,08 руб. В соответствии с пунктом 3.1 статьи 3 указанного Закона при несанкционированном повреждении менее 30% зелёных насаждений плата рассчитывается в двукратном размере 157550,08 руб. × 2 = 315100,16 руб.
Таким образом, сумма нанесенного ущерба составляет 108276,26 + 315100,16 = 423 376,42 руб.
АО «КУБРП» предложено в добровольном порядке оплатить сумму нанесенного ущерба в соответствии с расчетом.
Однако, АО «КУБРП» обязательство не исполнено, оплата не произведена.
Таким образом, департамент расчёт платы за проведение компенсационного озеленения произвёл законно и обоснованно.
Довод апелляционной жалобы о том, что несанкционированная вырубка деревьев не повлечёт негативных последствий для указанных зелёных насаждений и не потребует создания новых зелёных насаждений взамен уничтоженных, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку существенный урон, нанесённый действиями АО «КУБРП» при выполнении обрезки деревьев без разрешительной документации, подтверждается фотоматериалами.
Ссылка общества на судебную практику не принимается судом апелляционной инстанции, так как не относится к настоящему делу.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.05.2022 по делу № А32-60048/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий М.В. Соловьева
Судьи О.Ю. Ефимова
И.Н. Глазунова