ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-11813/10 от 01.12.2010 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 47б лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А32-18032/2010

06 декабря 2010 года 15АП-11813/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2010 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ткаченко Т.И.,

судей Захаровой Л.А., Ивановой Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лыковой В.А.,

при участии:

от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;

от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;

от третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю

на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24.08.2010 г. по делу № А32-18032/2010

по заявлению администрации Коржевского сельского поселения Славянский район

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю

при участии третьих лиц: администрации муниципального образования Славянский район, департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, общества с ограниченной ответственностью "Альянс"

о признании незаконными решения и предписания,

принятое судьёй ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Коржевского сельского поселения Славянский район обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю № К-8/2010 от 31.05.2010 в части признания жалобы ООО «Альянс» частично обоснованной, в части признания в действиях заказчика –администрации Коржевского сельского поселения Славянского района, уполномоченного органа –администрации муниципального образования Славянский район нарушения ч. 2.1 ст. 22, ч.ч. 3, 4 ст. 25 Закона о размещении заказов, в части передачи материалов для решения вопроса о возбуждении административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, а также о признании недействительным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю № К-8/2010 от 31.05.2010.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.08.2010 г. заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции руководствовался тем, что к работе с использованием сведений, составляющих государственную тайну, допускаются организации, имеющие лицензию, разрешающую осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также принял во внимание, что обстоятельство по включению требования о наличии действующей лицензии, разрешающей самостоятельное осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (наличие самостоятельного режимно-секретного органа (спецчасть) вызвано острой необходимостью, связанной с безопасностью, гражданской обороной, экологией и охраной окружающей среды на территории Краснодарского края. Поскольку отсутствие самостоятельного режимно-секретного органа не дает возможности более полно и четко осуществлять работы, так как не позволяет работать с информацией, а носит лишь ознакомительный характер, организаторы конкурса включили данное требование в конкурсную документацию.

Не согласившись с принятым судебным актом, УФАС по Краснодарскому краю обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что требование о наличии у участников размещения заказа самостоятельного режимно-секретного органа (спецчасть) не соответствует действующему законодательству и является ограничением конкуренции.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению жалобы в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как видно из материалов дела, администрацией муниципального образования Славянский район на официальном сайте в сети Интернет размещено извещение о проведении открытого конкурса: «Разработка лесохозяйственного регламента в объемах, указанных в техническом задании». Начальная (максимальная) цена контракта –420 000 рублей.

Администрацией муниципального образования Славянский район 13.05.2010 на официальном сайте в сети Интернет размещено извещение о внесении изменений в документацию конкурса, согласно которым в Информационной карте в перечне документов, предоставляемых участником, должны присутствовать следующие документы:

-соответствующие допуски на выполнение проектных работ СРО;

-работы по подготовке схемы планировочной организации земельного участка;

-работы по подготовке сведений об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечня инженерно-технических мероприятий, содержания технических решений;

-работы по разработке мероприятий по охране окружающей среды;

-работы по подготовке проекта полосы линейного объекта;

-свидетельство о приеме в члены саморегулируемой организации;

-действующая лицензия, разрешающая самостоятельное осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (наличие самостоятельного режимно - секретного органа (спецчасть), штатных специалистов соответствующего уровня;

-полный сметный расчет, включающий все виды работ в соответствии с заданием на проектирование с обоснованием стоимости согласно действующему ценообразованию;

-предоставление сведений о наличии опыта аналогичных работ за последние 3 года (перечислить объекты);

-наличие производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения работ (информация о каждом сотруднике, должность, условия работы, диплом, квалификация, аттестат, общий стаж, опыт работы в разработке градостроительной документации).

ООО «Альянс» обратилось с жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю на действия заказчика - администрации Коржевского сельского поселения Славянского района, ссылаясь на необоснованные действия заказчика по включению в конкурсную документацию требований к участникам размещения заказа о наличии действующей лицензии, разрешающей самостоятельное осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (наличие самостоятельного режимно - секретного органа (спецчасть), штатных специалистов соответствующего. Кроме того, указав на необоснованность требования о членстве участников данного конкурса в СРО.

Решением от 31.05.2010 по делу № К-8/2010 Управление Федеральной антимонопольной службы признало жалобу ООО «Альянс» в части включения заказчиком требования к участникам размещения заказа о наличии самостоятельного режимно - секретно органа (спецчасть) обоснованной; признаны в действиях заказчика –администрации Коржевского сельского поселения Славянского района, уполномоченного органа –администрации муниципального образования Славянский район нарушения ч. 2.1 ст. 22, ч.ч. 3, 4 ст. 25 Закона о размещении заказов, указано на необходимость передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России.

Предписанием № 54 от 31.05.2010 по делу № К-8/2010 о нарушении законодательства о размещении заказов заказчика - администрации муниципального образования Славянский район предписано устранить нарушения ч. 2.1 ст. 22, ч.ч. 3, 4 ст. 25 Закона о размещении заказов путем внесения изменений в конкурсную документацию открытого конкурса: «Разработка проекта генерального плана Коржевского сельского поселения Славянского района Краснодарского края» в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов, продлить срок подачи заявок на участие.

Не согласившись с указанным решением от 31.05.2010 по делу № К-8/2010, предписанием №54 от 31.05.2010, администрация Коржевского сельского поселения Славянский район обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании их незаконными.

Суд первой инстанции, исследовав все фактические обстоятельства по делу, правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2.1 ст. 22 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее –Закон о размещении заказов) не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 11 Федерального Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается следующее обязательное требование к участникам размещения заказов - соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов. В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 25 Закона о размещении заказов заявка на участие в конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, такие товары, работы, услуги являются предметом конкурса и данные требования предусмотрены конкурсной документацией.

В конкурсной документации предусмотрено: соответствующие допуски на выполнение проектных работ СРО, работы по подготовке схемы планировочной организации земельного участка, работы по подготовке сведений об инженерном оборудовании., о сетях инженерно-технического обеспечения, перечня инженерно-технических мероприятий, содержания технических решений, работы по разработке мероприятий по охране окружающей среды, работы по подготовке проекта полосы линейного объекта, свидетельство о приеме в члены саморегулируемой организации, действующая лицензия разрешающая осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (наличие самостоятельного режимно-секретного органа (спецчасть), штатных специалистов соответствующего уровня, полный сметный расчет, включающий все виды работ в соответствии с заданием на проектирование с обоснованием стоимости согласно действующему ценообразованию, представлении сведений о наличии опыта аналогичных работ за последние три года, наличие производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения работ (информация о каждом сотруднике, должность, условия работы, диплом, квалификация, аттестат, общий стаж 1 работы, опыт работы в разработке градостроительной документации).

Согласно ч. 1 ст. 27 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документации, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 27 ФЗ РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

При выдаче лицензии подлежит оценке деятельность непосредственно самого предприятия, истребующего лицензию. Статьей 17 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» предусмотрено, что предприятия, учреждения или организации, в том числе и негосударственных форм собственности, при проведении совместных и других работ (получение государственных заказов) и возникновении в связи с этим необходимости в использовании сведений, составляющих государственную тайну, могут заключать с государственными предприятиями, учреждениями или организациями договоры об использовании услуг их структурных подразделений по защите государственной тайны, о чем делается соответствующая отметка в лицензиях на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обеих договаривающихся сторон. Разработка градостроительной документации относится к высоко интеллектуальному продукту, созданному усилиями нескольких организаций, специализирующихся в сфере градостроительного проектирования, геодезии и картографии, охраны культурного наследия, безопасности и гражданской обороны, экологии и охраны окружающей среды. Указанные разделы выполняются на основании исходных данных, предоставляемых заказчиком, в том числе, информации ограниченного доступа.

Указом Президента РФ «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к 1 государственной тайне» (в ред. Указов Президента РФ от 10.06.2009 № 640) к закрытой информации, используемой при разработке генеральных планов поселений, относятся сведения раскрывающие результаты топографической, геодезической, картографической деятельности (п. 60), сведения, раскрывающие результаты деятельности по дистанционному зондированию земли (п. 61),сведения об объемах запасов и месторождения полезных ископаемых (п. 67).

Статьей 27 Закона «О государственной тайне» к работе с использованием сведений, составляющих государственную тайну допускаются организации, имеющие лицензию, разрешающую осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдается предприятию, учреждению, организации при выполнении ими следующих условий: - выполнение требований нормативных документов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений; - наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны. - наличие у них сертифицированных средств защиты информации.

В соответствии с пунктом 1.1 Постановления главы Администрации Краснодарского края № 683 от 05.08.2009 «О защите государственной тайны» при размещении краевого государственного заказа на выполнение работ и оказание услуг предварительно рассматривать вопрос о необходимости установления требования к участникам размещения заказа о наличии лицензии на право проведения работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. В соответствии со статьей 17 ФЗ «О государственной тайне» от 21.07.1993 №5436-1, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.08.2009 года №683 «О защите государственной тайны при размещении краевого государственного заказа на проведение работ и оказание услуг», к участию в конкурсах на разработку документов территориального планирования в Краснодарском крае допускаются только организации, имеющие лицензию на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

В соответствии с нормами ст. 10 ФЗ «О государственной тайне» должностные лица, наделенные в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона, полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан (далее - собственник информации), если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению собственников информации или соответствующих органов государственной власти.

Постановлением Правительства РФ от 05.01.2004 года утверждена Инструкция по обеспечению режима секретности в Российской Федерации. Данная Инструкция находится под грифом «Секретно».

Как следует из данной Инструкции работа производится в режимных помещениях, которые перед вводом в эксплуатацию проходят специальную проверку, должны иметь соответствующее оборудование (свет, сигнализация, решетки, сейфы, компьютеры, пароли). В условиях конкурса необходимо указать, что организации, претендующие на участие в конкурсе, должны иметь самостоятельный режимно-секретный орган (спецчасть), штатных специалистов соответствующего уровня.

Обстоятельство по включению требования о наличии действующей лицензии, разрешающей самостоятельное осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (наличие самостоятельного режимно-секретного органа (спецчасть) вызвано острой необходимостью, связанной с безопасностью, гражданской обороной, экологией и охраной окружающей среды на территории Краснодарского края. Поскольку отсутствие самостоятельного режимно-секретного органа не дает возможности более полно и четко осуществлять работы, так как не позволяет работать с информацией, а носит лишь ознакомительный характер, устроители конкурса включили данное требование в конкурсную документацию.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд обоснованно признал правомерным включение устроителем конкурса требований по предъявлению действующей лицензии, разрешающей самостоятельное осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (наличие самостоятельного режимно-секретного органа (спецчасть), штатных специалистов соответствующего уровня.

При таких обстоятельствах, вывод заинтересованного лица о наличии в действиях заказчика –администрации Коржевского сельского поселения Славянского района, уполномоченного органа –администрации муниципального образования Славянский район нарушений ч. 2.1. ст. 22, ч.ч. 3, 4 ст. 25 Закона о размещении заказов, является необоснованным.

В связи с этим правовые основания для вынесения предписания № 54 от 31.05.2010 об устранении нарушений ч. 2.1 ст. 22, ч.ч. 3, 4 ст. 25 Закона о размещении заказов судом не установлены.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 –Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.08.2010 г. по делу № А32-18032/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу –без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий Т.И. Ткаченко

Судьи Л.А. Захарова

Н.Н. Иванова