34/2023-83339(1)
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности и обоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-37085/2022 21 августа 2023 года 15АП-11831/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой
Ю.В.,
при участии:
от Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г.Ростова-на-Дону: представитель ФИО1 по доверенности от 19.08.2022, удостоверение;
от ТСЖ «Надежда-97»: представитель ФИО2 по доверенности от 21.04.2022, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ «Надежда-97» на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 13.06.2023 по делу № А53-37085/2022
по заявлению ТСЖ «Надежда-97» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Администрации Ленинского района г.Ростова-на-Дону, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г.Ростова-на-Дону, муниципальному казенному
учреждению «Управление казной г.Ростова-на-Дону»
при участии третьих лиц: МКУ «УЖКХ» Ленинского района, АО «Теплокоммунэнерго» о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья «Надежда-97» (далее - заявитель, товарищество) обратилось в арбитражный суд с требованиями к администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону (далее - администрация), Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Ростова-на-Дону (далее-департамент), муниципальному казенному учреждению «Управление казной г. Ростова-на-Дону» (далее - МКУ "Управление казной города Ростова-на-Дону"): признать незаконными бездействия администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону, выразившиеся в непринятии мер по выявлению и постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – участка тепловых сетей от фланцевых соединений в ТК 148/21-10 до внешней наружной стены многоквартирного дома по адресу: <...>, длинной 45 тр.м., диаметром 100 мм, обязать выполнить действия по выявлению и постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества; признать незаконными бездействия Департамента
жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Ростова-на-Дону выразившееся в неопределении теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входят спорные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей, обязать выполнить действия по определению теплосетевой организации; признать незаконными бездействия муниципального казенного учреждения «Управление казной г. Ростова-на-Дону» выразившееся в непринятии мер по включению бесхозяйного объекта недвижимого имущества в реестр бесхозяйного имущества г. Ростова-на-Дону, обязать выполнить действия по включению бесхозяйного объекта недвижимого имущества в реестр бесхозяйного имущества г. Ростова-на-Дону.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, МКУ «УЖКХ» Ленинского района, АО «Теплокоммунэнерго».
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 13.06.2023 в удовлетворении требований отказано.
ТСЖ «Надежда-97» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить вынести судебный акт об удовлетворении заявленных требований ТСЖ «Надежда-97» к Администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Ростова-на-Дону, МКУ «Управление казной г. Ростова-на-Дону» о признании бездействия незаконным и обязании в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что по состоянию на 31 октября 2022 г. (дата подачи иска в суд) ни единого действия со стороны Администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону по исполнению требований заявителя осуществлено не было, равно как и не был дан ответ заявителю на его обращение, что является грубым нарушением прав заявителя. Кроме того, сам факт отсутствия сведений о собственнике (отсутствия собственника) у спорного участка тепловых сетей существенно нарушает права заявителя, как представителя собственников помещений в многоквартирном доме, т.к. влечет за собой возникновение правовой неопределенности в части принадлежности участка тепловых сетей, посредством которых осуществляется поставка коммунального ресурса в дом, что недопустимо. Фактически требования ТСЖ «Надежда-97» по настоящий момент (т.е. спустя 1 календарный год с момента обращения заявителя к заинтересованным лицам) исполнены. Вышеприведенное обстоятельство, по мнению заявителя, является прямым подтверждением факта бездействия со стороны Администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону, а, соответственно, законности и обоснованности обращения ТСЖ «Надежда-97» в суд. Товарищество полагает не обоснованной ссылку суда на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону, поскольку ТСЖ «Надежда-97» не являлось стороной в деле № 2-4262/2022, рассмотренном Ленинским районным судом г. Ростова-на-Дону.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Ростова-на-Дону просит определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ТСЖ «Надежда-97» доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г.Ростова-на-Дону возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Остальные лица, в судебное заседание явку не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом путем публикации определения суда о принятии апелляционной жалобы, выполненного в форме электронного документа, на сайте арбитражного суда в срок, установленный частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно
пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как установлено судом первой инстанции, товарищество собственников жилья «Надежда-97» осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: <...>.
Предоставление коммунальных ресурсов на нужды отопления и горячего водоснабжения по вышеуказанному адресу на основании договора теплоснабжения от 16.11.2011 № 1535 осуществляет ООО «Ростовские тепловые сети».
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.08.2020 по делу № А538469/2020 определено, что тепловые сети от фланцевых соединений в ТК-148/21-8 до внешней стороны наружной стены многоквартирного дома по адресу: <...>, находятся в эксплуатационной ответственности ООО «Ростовские тепловые сети».
Вместе с тем, балансовая принадлежность указанных участков тепловых сетей судом не была определена, при этом ООО «Ростовские тепловые сети» настаивало на том, что данные сети ему не принадлежат, являются бесхозяйными.
Как указывает заявитель, данное обстоятельство также находит свое отражение и в Акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 09.12.2020, из содержания которого следует, что принадлежность тепловых сетей от фланцевых соединений в ТК-148/21-8 до внешней стороны наружной стены многоквартирного дома не определена.
Собственники помещений в многоквартирном жилом доме, находящемся под управлением товарищества, не принимали решений о принятии тепловых сетей за пределами многоквартирного дома в состав общего имущества многоквартирного дома, а также не возлагали на себя или товарищество обязательств по их обслуживанию.
При указанных обстоятельствах, по мнению заявителя, участок тепловых сетей за внешней стороной наружной стены многоквартирного дома не является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
В связи с выявлением бесхозяйных тепловых сетей заявитель 28 июля 2022 г. обратился к заинтересованным лицам, а также к иным административным органам
г. Ростова-на-Дону с заявлением о проведении мероприятия по выявлению, постановке на учет, определению организации по содержанию и обслуживанию за соблюдение требований безопасности при техническом обслуживании бесхозяйного объекта теплоснабжения - тепловых сетей от фланцевых соединений в ТК 148/21-8 до внешней наружной стены многоквартирного дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Передовая, д. 1- 5.
Товарищество, указывая, что до настоящего времени испрашиваемые мероприятия не проведены, считая, что бездействие административных органов г. Ростова-на-Дону о признаний спорного участка тепловых сетей в качестве бесхозяйных и определению теплоснабжающей организации, обязанной их содержать, влечет правовую неопределенность в части принадлежности участка тепловых сетей, посредством которых осуществляется поставка коммунального ресурса в спорный многоквартирный дом, чем нарушаются права товарищества как организации, управляющей многоквартирным домом, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному
нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм для признания решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
В силу пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Вопрос о принятии бесхозяйного имущества на учет и последующего признания права собственности муниципального образования на такое имущество решается органом местного самоуправления в каждом случае с учетом конкретных обстоятельств.
Принятие бесхозяйного объекта недвижимого имущества в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону производится в соответствии с Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 25.04.2019 N 336 "Об утверждении Положения порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества" (далее - Постановление N 336).
Указанным постановлением обязанность по проведению процедуры принятия бесхозяйного имущества возложена на Администрацию района г. Ростова-на-Дону, на территории которой обнаружен бесхозяйный объект.
Так, Администрация района города Ростова-на-Дону, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, издает правовой акт о создании комиссии по установлению собственника бесхозяйного имущества. Администрация района города Ростова-на-Дону в течение 15 рабочих дней со дня обнаружения на территории района бесхозяйного объекта недвижимого имущества на основании топографической съемки участка территории, на котором расположен бесхозяйный объект, иных имеющихся документов по такому объекту, визуального обследования при участии отраслевого (функционального) органа Администрации города Ростова-на-Дону или муниципальной организации, осуществляющей эксплуатацию данного вида объектов недвижимого имущества, иных заинтересованных юридических и (или) физических лиц, чьи объекты функционально (технологически) либо территориально связаны с бесхозяйным объектом недвижимого имущества, устанавливает вид, назначение, наименование обнаруженного бесхозяйного объекта недвижимого имущества, адрес (адресный ориентир), кадастровый номер объекта (если имеется), кадастровый номер земельного участка (земельных участков), номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен объект, или иные параметры, позволяющие определить местоположение бесхозяйного объекта недвижимого имущества, а также площадь, количество этажей, материал наружных стен, материал основных конструкций (для площадных объектов в зависимости от типа (вида) площадных объектов), протяженность (длина), ширину, площадь, диаметр (сечение), материал, марку, количество (для линейных объектов в зависимости от типа (вида) линейных объектов) (п. 2.1.1.).
Администрация района города Ростова-на-Дону, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, в течение 10 рабочих дней после установления местоположения и характеристик бесхозяйного объекта недвижимого имущества:
направляет запросы в орган регистрации прав о предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о бесхозяйном объекте недвижимого имущества (выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее - выписка из ЕГРН), в адрес юридических и (или) физических лиц, чьи объекты функционально (технологически) либо территориально связаны с бесхозяйным объектом недвижимого имущества, о правовой принадлежности такого объекта;
в случае отсутствия зарегистрированного права собственности подает в средства массовой информации (далее - СМИ) (городская газета "Ростов официальный") объявление о выявлении на территории района города Ростова-на-Дону бесхозяйного объекта недвижимого имущества, о необходимости явки в администрацию района города, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества лица, считающего себя собственником, и предоставления документов, подтверждающих его право собственности.
В объявлении указываются вид, назначение, наименование, адрес (адресный ориентир) и иные характеристики обнаруженного бесхозяйного объекта недвижимого имущества, указанные в настоящем пункте, срок (30 календарных дней) при котором лицо, считающее себя собственником, имеет право обратиться в администрацию соответствующего района города Ростова-на-Дону, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, с предупреждением о том, что в случае неявки вызываемого лица указанный бесхозяйный объект недвижимого имущества будет передан в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону как бесхозяйный.
В случае неявки лица, считающего себя собственником бесхозяйного объекта недвижимого имущества, по истечении одного месяца со дня публикации объявления в СМИ администрация района города, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, обязана в течение 5 рабочих дней составить акт о невозможности установления собственника бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Если сведения о бесхозяйном объекте недвижимого имущества отсутствуют в ЕГРН, администрация района города, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, в срок не более 5 месяцев с даты составления акта о невозможности установления собственника бесхозяйного объекта недвижимого имущества проводит организационные мероприятия по изготовлению специализированной организацией технического плана бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
После выполнения указанных мероприятий администрация района города, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, в течение 3 рабочих дней обращается в Муниципальное казенное учреждение "Управление казной города Ростова-на-Дону" с письменным заявлением о включении бесхозяйного объекта недвижимого имущества в реестр бесхозяйного имущества города Ростова-на-Дону.
К заявлению прилагаются следующие документы:
объявление в СМИ о выявлении на территории района города бесхозяйного объекта недвижимого имущества (копия публикации);
правовой акт Администрации района города Ростова-на-Дону о создании комиссии по установлению собственника бесхозяйного объекта;
акт о невозможности установления собственника бесхозяйного объекта недвижимого имущества;
документ, содержащий описание бесхозяйного объекта недвижимого имущества, выписка из ЕГРН или технический план;
в случае отказа собственника от права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - заявление об отказе и документы, подтверждающие наличие права собственности на объект недвижимого имущества;
топографическую съемку участка территории, на котором расположен бесхозяйный объект недвижимого имущества, с указанием бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
По согласованию с администрацией района города, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, заказ на изготовление технической документации на бесхозяйный объект недвижимого имущества производится отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ростова-на-Дону или муниципальной организацией, осуществляющей эксплуатацию данного вида объектов недвижимого имущества.
В случае выявления бесхозяйных объектов теплоснабжения, не имеющих эксплуатирующей организации, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону до признания права муниципальной собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети правовым актом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону определяет теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей (п. 2.1.6).
Для осуществления временного управления бесхозяйным объектом недвижимого имущества между МКУ "Управление казной города Ростова-на-Дону" и отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ростова-на-Дону или муниципальной
организацией, осуществляющей эксплуатацию данного вида объектов недвижимого имущества, или определенной Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону теплосетевой организацией, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения, в которую входят бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, подписываются акты приема-передачи объекта во временное управление до включения в реестр муниципального имущества города Ростова-на-Дону на основании вынесенного решения суда о признании права муниципальной собственности города Ростова-на-Дону на бесхозяйный объект недвижимого имущества в случае невозможности подписания их в одностороннем порядке.
Акты приема-передачи объектов теплоснабжения во временное управление подписываются с теплосетевой организацией, определенной правовым актом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону.
Таким образом, Департамент ЖКХ и энергетики уполномочен определять теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, и которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей и передавать их во временное управление организации до включения в реестр муниципального имущества города Ростова-на-Дону, и не уполномочен самостоятельно проводить мероприятия по установлению собственника бесхозяйного объекта недвижимого имущества или процедуру принятия бесхозяйного имущества в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону.
Учитывая положения пунктов 2.1.1., 2.1.2., Департамент ЖКХ и энергетики может осуществить данные полномочия только на основании акта о невозможности установления собственника бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
В части 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - закон N 190-ФЗ) установлено, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Для принятия вещи в муниципальную собственность как бесхозяйной необходимым условием является установление факта отсутствия собственника как такового или отказ собственника от своего права.
В силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственниками помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и
правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491), в частности подпункта "ж" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Отнесение определенного объекта к общему домовому имуществу многоквартирного дома не может быть поставлено в зависимость от согласования сторонами в договоре теплоснабжения разграничения границ ответственности, а устанавливается исключительно в силу закона, в частности в силу статьей 36 и 39 ЖК РФ и статьи 290 ГК РФ. Критерием для отнесения сетей к общему имуществу является их функциональное назначение, предполагающее их использование для обслуживания более одного помещения.
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1150/13, отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным. При этом, не принятое на учет в ЕГРН недвижимое имущество не может быть признано бесхозяйным при наличии хотя бы одного из обстоятельств: правопритязание на объект недвижимого имущества; фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом (осуществление охраны, текущего ремонта, оплата энергоснабжения в ходе эксплуатации объекта, сдача объекта в аренду).
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация теплоснабжения в соответствии с положениями закона N- 190-ФЗ отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов.
Органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения в пределах поселения. Выявление органом местного самоуправления бесхозяйных тепловых сетей в силу части 6 статьи 15 закона N 190-ФЗ влечет возникновение у него обязанности по определению теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных тепловых сетей.
Вместе с тем, действующее законодательство не имеет норм, устанавливающих обязанность принятия бесхозяйного имущества, в том числе тепловых сетей, в собственность муниципального образования. Вопрос о принятии бесхозяйного имущества на учет и последующего признания права собственности муниципального образования на такое имущество решается органом местного управления в каждом случае с учетом конкретных обстоятельств.
Вышеприведенные нормы права предписывают лишь определить организацию, которая будет содержать и обслуживать бесхозяйные тепловые сети, при этом их регистрация в качестве бесхозяйных не имеет правового значения.
Апелляционной коллегией не принимается довод товарищества о том, что ни единого действия со стороны Администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону по исполнению требований заявителя осуществлено не было, равно как и не был дан ответ заявителю на его обращение, что является грубым нарушением прав заявителя.
Как следует из материалов дела, в связи с выявлением бесхозяйных тепловых сетей заявитель 28 июля 2022 г. обратился к заинтересованным лицам, а также к иным административным органам г. Ростова-на-Дону с заявлением о проведении мероприятия по выявлению, постановке на учет, определению организации по содержанию и обслуживанию за соблюдение требований безопасности при техническом обслуживании бесхозяйного объекта теплоснабжения - тепловых сетей от фланцевых соединений в ТК- 148/21-8 до внешней наружной стены многоквартирного дома по адресу: г. Ростов-на- Дону, ул. Передовая, д. 1-5. При этом испрашиваемые мероприятия заинтересованными лицами проведены не были.
При рассмотрении дела судом установлено, что тепловая сеть по ул. Павленко от ТК- 148/21-10 до ТК- 148/21-8 состоит на балансе АО «Теплокоммунэнерго». Указанные обстоятельства подтверждаются отзывом АО «Теплокоммунэнерго», а также ответом на запрос МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Ленинского района г. Ростова-на-Дону (л.д.82,86,87).
В связи с указанным обстоятельством, заявителем заявлено об уточнении требований, требования в отношении участка сети от ТК- 148/21-10 до ТК- 148/21-8 не поддерживаются. Требования поддержаны в отношении тепловых сетей от фланцевых соединений в ТК 148/21-10 до внешней наружной стены многоквартирного дома по адресу: <...>, длинной 45 тр.м., диаметром 100 мм.
В рамках гражданского дела № 2-4262/2022 прокурор Ленинского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц обратился в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону с иском к Администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону об обязании совершить действия.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24.11.2022 на администрацию Ленинского района г.Ростова-на-Дону возложена обязанность по выполнить мероприятия, предусмотренные п. 2.1.1 и 2.1.2 постановления N 336, направленные на принятие в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства, в том числе объектов сетей теплоснабжения, расположенных по адресу: пер. Согласия 25 а, пер. Братский, 56, ул. Н. Ополчения, 23-25; ул. Воронежская, 2А, пер. Газетный, 57, пер. Доломановский, 37, ул. Пушкинская, 4 а, ул. Пушкинская, 6/27, пер. Семашко, 104/1, пер. Семашко, 48 А, ул. Передовая, 1-5, ул. Темерницкая, 79-81, ул. Обороны, 274, ул. Социалистическая, 25/39, пер. Газетный, 34, ул. М. Горького, 95.
Определением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 01.03.2023 по указанному делу администрации г. Ростова-на-Дону предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 24.11.2022 по делу № 2-4262/2022 до 31.08.2023.
Распоряжением администрации Ленинского района № 155 от 15.07.2021 создана комиссия по принятию в муниципальную собственность бесхозяйных вещей и выморочного имущества на территории Ленинского района г. Ростова-на-Дону.
Распоряжением администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону от 20.01.2023 № 06 в связи с кадровыми изменениями в администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону и МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Ленинского района г. Ростова-на-Дону внесены изменения в состав комиссии. Поскольку представители ресурсных организаций входят в комиссию по согласованию, администрацией направлены соответствующие письма о предоставлении кандидатур для включения в состав комиссии по выявлению бесхозяйных вещей и выморочного имущества в том числе по адресу: ул. передовая, 1-5 (л.д. 47-58).
Администрацией Ленинского района г. Ростова-на-Дону 22.02.2023 подано в СМИ (городская газета «Ростов Официальный») объявление о выявлении на территории района г. Ростова-на-Дону бесхозяйного объекта недвижимого имущества, о необходимости явки в администрацию Ленинского района г. Ростова-на-Дону лица, считающего себя
собственником с предоставлением документов, подтверждающих его право собственности (л.д. 59).
В перечне выявленных бесхозяйных объектов указана в том числе тепловая сеть, диаметром 100 мм, L - 45 мм по адресу: Передовая, 1-5.
С учетом указанных обстоятельств, суд протокольным определением от 11.04.2023 обязал лиц, участвующих в деле провести натурный осмотр, а сторонам соотнести идентичность объектов, указанных в объявлении в газете «Ростов официальный» по отношению к спорным объектам.
Актом выхода на место от 28.04.2023 (л.д. 84) комиссией в составе представителей МКУ «УЖКХ» Ленинского района, АО «Теплокоммунэнерго» установлено, что тепловая сеть от тепловой камеры ТК-148/21-10 до фасада МКД, диаметром 100 мм, длиной 45 тр.м, расположенная по адресу: ул. передовая, 1-5 имеет признаки бесхозяйности. В связи с отсутствием представителя ТСЖ «Надежда-47» при осмотре, установить идентичность объектов, указанных в газете «Ростов официальный» по отношению к спорным объектам ввиду отсутствия информации о спорных объектах, не представляется возможным. Вместе с тем, комиссией не выявлено других сетей, имеющих признаки бесхозяйности, расположенных по адресу: ул. Передовая, 1-5.
Согласно выводам комиссии при сопоставлении материалов в целях установления идентичности объектов, выявлена техническая ошибка в объявлении, опубликованном в газете «Ростов официальный» при указании единицы измерения тепловой сети: «мм» вместо «м».
Администрацией Ленинского района г. Ростова-на-Дону 31.05.2023 повторно подано объявление о выявлении на территории района г. Ростова-на-Дону бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в том числе тепловой сети, диаметром 100 мм, L - 45 м по адресу: Передовая, 1-5, о необходимости явки в администрацию Ленинского района г. Ростова-на-Дону лица, считающего себя собственником с предоставлением документов, подтверждающих его право собственности.
При указанных обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что администрацией фактически инициирована процедура по принятию спорного имущества в муниципальную собственность.
С учетом акта от 28.04.2023, установившем отсутствие по спорному адресу иных сетей, имеющих признаки бесхозяйности, суд пришел к выводу об идентичности объектов, указанных в газете «Ростов официальный» и спорных сетей. О тождественности указанных объектов сообщила в пояснениях и администрация. Доказательств иного в материалы дела не представлено.
Апелляционной коллегией не принимается довод товарищества о том, что указанный судебный акт не может иметь как отношение к рассматриваемому спору, ввиду следующего.
В данном случае, целью обращения заявителя в суд является устранение правовой неопределенности в части принадлежности спорных тепловых сетей, путем проведения мероприятий, предусмотренных статьей 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Согласно абзацу 5 пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" суд вправе ограничиться признанием оспоренного решения незаконным без возложения на наделенные публичными полномочиями орган или лицо определенных обязанностей в случае, когда путем такого признания достигается защита нарушенного права, свободы, законного интереса.
Целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав заявителя. Способ судебной защиты должен быть избран таким образом, чтобы с его реализацией было достигнуто реальное восстановление нарушенных прав и законных
интересов заявителя (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В данном случае, восстановление нарушенных прав и законных интересов достигнуто, вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24.11.2022 на администрацию Ленинского района г. Ростова-на-Дону возложена обязанность по выполнить мероприятия, предусмотренные п. 2.1.1 и 2.1.2 постановления № 336, направленные на принятие в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства, в том числе спорного участка тепловой сети.
Материалами дела подтверждается инициирование администрацией процедуры принятия в муниципальную собственность спорного участка тепловой сети в соответствии с Постановлением № 336.
Таким образом, в данном случае, признанием оспариваемых бездействий администрации незаконными не достигается защита нарушенного права, свободы, законного интереса, не восстанавливаются права заявителя, при условии инициирования администрацией процедуры принятия в муниципальную собственность спорного участка тепловой сети к моменту рассмотрения спора по существу.
На основании изложенного судом первой инстанции обоснованно указано, что удовлетворение заявленных требований не приведет к восстановлению нарушенного права заявителя, так как на момент рассмотрения дела администрацией приняты меры по выявлению и постановке на учет спорного имущества в соответствии с Постановлением № 336.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что в удовлетворении требований к администрации надлежит отказать.
В части требований к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Ростова-на-Дону, муниципальному казенному учреждению «Управление казной г. Ростова-на-Дону» суд первой инстанции пришел к правильным выводам.
Постановлением N 336 предусмотрена совокупность мероприятий в целях надлежащей эксплуатации бесхозяйных тепловых сетей.
Согласно п. 2.1.2 Постановления № 336 в случае неявки лица, считающего себя собственником бесхозяйного объекта недвижимого имущества, по истечении одного месяца со дня публикации объявления в СМИ администрация района города, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, обязана в течение 5 рабочих дней составить акт о невозможности установления собственника бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Согласно пункту 2.1.6 названного Постановления N 336 в случае выявления бесхозяйных объектов теплоснабжения, не имеющих эксплуатирующей организации, департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону до признания права муниципальной собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети правовым актом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону определяет теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные
бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Не принимаются доводы апелляционной жалобы о том, что нарушены права заявителя, так как Департамент ЖКХ без действует, не определяя теплосетевую организацию, по следующим основаниям.
Департамент ЖКХ и энергетики уполномочен определять теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, и которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей и передавать их во временное управление организации до включения в реестр муниципального имущества города Ростова-на-Дону, и не уполномочен самостоятельно проводить мероприятия по установлению собственника бесхозяйного объекта недвижимого имущества или процедуру принятия бесхозяйного имущества в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону.
Учитывая положения пунктов 2.1.1., 2.1.2 Постановления № 336, Департамент ЖКХ и энергетики может осуществить данные полномочия только на основании акта о невозможности установления собственника бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Из этого следует, что заявитель мог обратиться в Департамент ЖКХ и энергетики с заявлением об определении теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, и которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей после проведения Администрацией района города Ростова-на-Дону соответствующих мероприятий, результаты которых позволяли бы однозначно говорить о бесхозяйности спорных тепловых сетей.
Как указано выше, после выполнения указанных в п. 2.1.1 Постановления № 336 мероприятий администрация района города, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, в течение 3 рабочих дней обращается в Муниципальное казенное учреждение "Управление казной города Ростова-на-Дону" с письменным заявлением о включении бесхозяйного объекта недвижимого имущества в реестр бесхозяйного имущества города Ростова-на-Дону, приложив к заявлению необходимые документы, в том числе акт о невозможности установления собственника бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Таким образом, постановлением № 336 регламентирован определенный порядок и сроки процедуры принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества".
Порядок принятия бесхозяйных вещей в муниципальную собственность представлены представляет собой строго регламентированную действующим законодательством процедуру с установлением конкретных сроков для каждого этапа. В связи с чем Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Ростова-на-Дону и МКУ «Управление казной г. Ростова-на-Дону» лишены возможности исполнить свои обязательства минуя вышеперечисленные процедуры, которые должна исполнить администрация с соблюдением соответствующих сроков.
В связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отсутствует основания для удовлетворения требований к указанным лицам.
Ссылка заявителя в апелляционной жалобе на иные судебные акты признается судом апелляционной инстанции несостоятельной, поскольку, заявитель не учитывает, что по названному делу судами установлены иные конкретные, отличные от настоящего дела фактические обстоятельства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.06.2023 по делу № А53-37085/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий М.В. Соловьева
Судьи О.Ю. Ефимова
С.В. Пименов