А53-17096/2009
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 47б лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности и обоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-17096/2009
10 февраля 2010 г. 15АП-11910/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л. А.
судей ФИО1, ФИО2
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С. И.
при участии:
от ООО "Омакс" –ФИО3, доверенность от 15.05.2009 г.,
от Ростовской таможни - представитель –ФИО4, доверенность от 03.12.2009 г. № 02-32/1700,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ростовской таможни
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 26.10.2009 г. по делу № А53-17096/2009
принятое в составе судьи Комурджиевой И.П.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Омакс"
к Ростовской таможне
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ОМАКС" (далее – ООО "ОМАКС") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне о признании недействительными решения № 10313000-22-08/200 от 17 июля 2009 года о классификации товара по коду ТНВЭД России 8703211090; признании недействительным требования об уплате таможенных платежей от 24 июля 2009 года № 1133.
Решением суда от 20 октября 2009 года заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что представленное обществом в материалы дела заключение экспертизы подтверждает, что товар, декларируемый обществом, не может быть отнесен к транспортным средствам в силу своих технических характеристик. Изготовителем изделие относится к категории средств передвижения вне автомобильной трассы (дороги), относится к товарам детского ассортимента, для детей в возрасте от 6 до 12 лет, предназначенных для катания детей в присутствии и под контролем взрослых. Суд первой инстанции на основании анализа статей 348, 350, Таможенного кодекса Российской Федерации пришел к выводу, что требование таможенного органа об уплате дополнительно начисленных таможенных платежей является ненормативным актом, возлагающим на декларанта дополнительные обязанности, которое может быть оспорено в судебном порядке.
Не согласившись с указанными выводами, Ростовская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила отказать в удовлетворении заявления в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы таможня указывает, что согласно упаковочным листам, представленным ООО "ОМАКС" при таможенном оформлении товаров, вес декларируемого товара значительно превосходит границы критериев, установленных для детских квадроциклов, классифицируемых в товарной подсубпозиции 9503 00 100 0 ТН ВНД Росси, что свидетельствует о необходимости их классификации в товарной позиции 8703. Технические характеристики ввозимого обществом товара (рабочий объем двигателя, наличие независимой системы передних и задних тормозов, автоматическое сцепление) позволяют его отнести к мотовездеходам; в сертификате соответствия на декларируемую обществом продукцию также указано, что данные транспортные средства являются мотовездеходами, а поскольку понятие мотовездехода как транспортного средства, управляемого детьми, дано в Государственном стандарте № 52008-2003 «Средства мототранспортные четырехколесные внедорожные», то данная продукция должна классифицироваться в товарной субпозиции 8703 21 109 0 ТН ВЭД России.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "ОМАКС" указывает, что декларируемые обществом товары являются игрушками. Классификация товара, произведенная таможенным органом, является неправильной, поскольку не соответствует функциональному предназначению и техническим характеристикам товара. Определяющим фактором для отнесения товара к той или иной товарной позиции является его хозяйственное предназначение. Декларируемый товар не может быть отнесен к транспортным средствам в силу своих технических характеристик, а именно: невозможности использования на дорогах общего пользования с целью перевоза людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Само по себе наличие двигателя внутреннего сгорания не позволяет говорить о том, что это транспортное средство.
В судебном заседании представитель Ростовской таможни огласил доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель общества огласил доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 30 июля 2004 года между обществом с ограниченной ответственностью «Омакс» (покупатель) и Британской компанией «ALBIONEX LLP» (продавец) заключен контракт № 826/31665992/00001. Согласно пункту 1 контракта продавец продает, а покупатель покупает различные товары народного потребления на общую сумму 3 000 000 американских долларов сроком действия до 31 декабря 2006 года. Каждая конкретная партия определяется спецификацией.
Пунктом 2 контракта предусмотрено, что товары поставляются на условиях CFR г. Ростов-на-Дону, CFR г. Новороссийск, СРТ г. Ростов-на-Дону, СРТ г. Новороссийск.
В соответствии со спецификацией к контракту от 10 июня 2008 года обществом приобретены детские квадроциклы, которые 25 июля 2008 года предъявлены на таможенный пост Ростовской таможни в режиме «выпуск для внутреннего потребления» по грузовой таможенной декларации № 10313070/250708/П004646. Товар заявлен как: «Игрушки для детей: детские вездеходы пластмасс.-металлические, четырехколесные с двигателем внутреннего сгорания объемом 49 куб.см., с максимальной нагрузкой до 40 кг, максимальной скоростью до 25 км/ч, модель FA 50-3 - 115 шт., модель FA 50-7 - 53 шт., модель FA 50-7 - 3 шт., изготовитель - «Фрайбест Индастри Групп Ко ЛТД» (Китай), товарный знак «OMAKS», общий вес брутто –11 153 кг., общий вес нетто –10 541 кг». Заявлен код товара по ТН ВЭД 9503 00 890 0, в соответствии с которым ставка ввозной таможенной пошлины составляет 15%.
В ходе проведенных мероприятий таможенного контроля Ростовской таможней 17 июля 2009 года принято решение № 10313000-22-08/200 о классификации ввезенного обществом товара по коду ТН ВЭД России 8703 21 109 0 «Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили, прочие», в соответствии с которым ставка ввозной таможенной пошлины составляет 30%, но не менее 1,2 евро за 1 см3 объема двигателя.
В результате принятого решения обществу доначислены таможенные платежи и пени в сумме 175 940, 54 руб., обществу выставлено требование от 24 июля 2009 года № 1133.
Не согласившись с указанным решением Ростовской таможни о классификации товара и требованием об уплате таможенных платежей, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании их незаконными и подлежащими отмене.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, принимая решение, исходил из того, что включение товара в ту или иную классификационную группу Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации осуществляется на основании функционально-хозяйственных и тактико-технических характеристик товара.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованным указанный вывод в силу следующих обстоятельств.
Статьей 40 ТК РФ установлено, что товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров. Решения таможенных органов о классификации товаров являются обязательными. Декларант вправе обжаловать такие решения в соответствии с главой 7 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Основным документом, устанавливающим порядок описания и кодирования товаров, является Международная конвенция «О гармонизированной системе описания и кодирования товаров» (далее - Конвенция) от 14 июня 1983 года, которая ратифицирована Российской Федерацией 01 января 1997 года. Пунктом 3 данной Конвенции установлено, что ничто в настоящей статье не запрещает Договаривающейся Стороне создавать в своих таможенно - тарифной или статистических номенклатурах подразделы для более глубокой классификации товаров, чем в Гармонизированной системе, при условии, что любые такие подразделы будут дополнены и кодированы сверх шестизначного цифрового кода, приведенного в Приложении к настоящей Конвенции.
Более глубокое кодирование товаров имеет своей целью наиболее полное и точное описание товара, которое отражает его основные свойства и характеристики.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 718 «О таможенном тарифе Российской Федерации и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» (деле –Постановление Правительства № 718) определено, что Таможенный тариф Российской Федерации является сводом ставок ввозных таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Постановлением Правительства № 718 утвержден Таможенный тариф, содержащий в себе «Основные правила интерпретации ТН ВЭД» (далее –Правила интерпретации).
Согласно правилу 1 Правил интерпретации названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями.
Правилом 2 «а» Правил интерпретации определено, что любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
В соответствии с правилом 3 «а» Правил интерпретации в случае, если в силу правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом: Предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Приведенное позволяет сделать два основных вывода:
-декларирование товара осуществляется путём описания его основных свойств;
-свойства товара должны находить наиболее полное и точное отражение в его описании;
Полнота описания товара, а, следовательно, и его правильность во многом зависит от правильности определения его хозяйственного, функционального предназначения. Хозяйственное предназначение, функциональность, свойства сложных механизмов определяются их тактико-техническими характеристиками.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, при таможенном оформлении товара общество заявило классификационный код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности - 9503 00 890 0.
Группа 95 «Игрушки, игры и спортивный инвентарь; их части и принадлежности», включающая субпозицию 9503 00, которая имеет следующее описание: трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах; коляски для кукол; куклы; прочие игрушки; модели в уменьшенном размере ("в масштабе") и аналогичные модели для развлечений, действующие или недействующие; головоломки всех видов.
Товар, заявленный декларантом, объединен товарной подсубпозицией 9503 00 700 0, которая включает в себя: игрушки в наборах или комплектах прочие: игрушки и модели, имеющие встроенный двигатель, прочие: пластмассовые из прочих материалов (товарная субпозиция 9503 00 890 0).
Из пояснений к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, подготовленных Федеральной таможенной службой Российской Федерации (Том 5. Раздел XVI –XXI, группы 85-97) следует, что в данную группу включаются игрушки всех типов, предназначенные для развлечения детей и взрослых. В нее также входит оборудование для комнатных игр или игр на открытом воздухе, снаряды и приспособления для спорта, гимнастики или атлетики, некоторые принадлежности для рыбной ловли, охоты или стрельбы, карусели и прочие предметы для ярмарочных развлечений. Сюда включаются модели, используемые главным образом в развлекательных целях, например, работающие или масштабные модели лодок, летательных аппаратов, поездов, транспортных средств и т.д., а также комплекты материалов и деталей для сборки таких моделей, за исключением наборов, имеющих характерные признаки соревновательных игр товарной позиции 9504 (например, игрушечные наборы, в состав которых входят двигающиеся по пазу гоночные автомобили и дорожное полотно к ним).
В данную подсубпозицию включаются игрушки на колесах с двигателем внутреннего сгорания, предназначенные для езды детей, именуемые "квадроциклы", при условии, что следующие границы не превышены: - скорость не более 20 км/ч; - нетто-масса не более 50 кг;- объем цилиндров не более 49 см3; - односкоростная трансмиссия; - только одна система торможения колес (Том 6 разделы I - XXI группы 01 - 97).
Таможенный органом определен код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности - 8703 21 109 0.
Группа 87 «Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности».
Позиция 8703 включает в себя: автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили. Субпозиция 8703 21- с рабочим объемом цилиндров двигателя не более 1000 см3: подсубпозиция 8703 21 109 0 –прочие.
Из пояснений к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, подготовленных Федеральной таможенной службой Российской Федерации (Том 5. Раздел XVI –XXI, группы 85-97) следует, что в данную товарную позицию включаются моторные транспортные средства различных видов (включая моторные транспортные средства-амфибии), предназначенные для перевозки людей.
В данную товарную позицию также включаются:
- легковые автомобили (например, лимузины, такси, спортивные и гоночные автомобили); специализированные транспортные средства, такие как автомобили скорой помощи, тюремные фургоны и катафалки; моторные транспортные средства, оборудованные для проживания (туристские автофургоны и т.д.), транспортные средства для перевозки людей, специально оборудованные под жилье (со спальными местами, кухнями, туалетом и т.д.); транспортные средства, специально предназначенные для движения по снегу (например, снегомобили); автомобили для перевозки игроков в гольф и аналогичные транспортные средства; четырехколесные моторные транспортные средства с трубчатым шасси, имеющие автомобильную систему управления (например, систему управления на основе принципа Аккермана).
Включение некоторых моторных транспортных средств в данную товарную позицию определяется некоторыми признаками, которые указывают на то, что данные транспортные средства в основном предназначены для транспортировки людей, а не для транспортировки грузов (товарная позиция 8704).
К характерным особенностям конструкции, обычно свойственным транспортным средствам, которые включаются в эту товарную позицию, относятся:
а) наличие постоянно установленных сидений с устройствами безопасности (например, с ремнями безопасности или с местами крепления и приспособлениями для установки ремней безопасности) для каждого человека или наличие постоянных мест крепления и приспособлений для установки сидений и устройств безопасности в задней зоне позади зоны для водителя и передних пассажиров; такие сиденья могут быть фиксированными, складывающимися, съемными на анкерном креплении или выносными;
б) наличие окон в двух боковых панелях задней части кузова;
в) наличие скользящей, открывающейся наружу или поднимающейся вверх двери или дверей, с окнами, на боковых панелях или сзади;
г) отсутствие постоянной панели или перегородки между зоной для водителя и передних пассажиров и задней зоной, которая может использоваться для транспортировки как людей, так и грузов;
д) наличие внешних признаков комфорта и внутренней отделки, а также приспособлений внутри всего салона транспортного средства, которыми отличаются пассажирские салоны транспортных средств (например, напольное покрытие, вентиляция, внутреннее освещение, пепельницы).
Приведенное позволяет сделать вывод, что возможность отнесения товара к той или иной товарной позиции ставится в зависимость от его функционального предназначения и технических характеристик. Определяющим для отнесения товара в товарную позицию 8703 является возможность транспортировки людей.
По своему функциональному предназначению декларируемый обществом товар «детский вездеход «Омакс» не приспособлен для перевозки людей в силу существенных конструктивных и эксплуатационных особенностей.
Согласно актам экспертизы №45/2-8/686 от 20 марта 2007 года, № 45/23-5/2240 от 23 июля 2009 года к числу эксплуатационных особенностей товара относится: к месту использования подлежит доставкой другим транспортом (лист 4 Руководства «Внимание»); эксплуатация устройства допускается и возможна в присутствии (с участием) и под контролем взрослых.
К конструктивным особенностям товара относится: конструктивное техническое решение изделия выполнено в стиле уменьшенной модели мотовездехода или квадроцикла типа «ATV» - «ALL Terain Vehcicle» - для перемещения по любой местности; конструкцией изделия предусмотрены уменьшенные более чем в два раза габаритные размеры изделия; в состав конструкции изделия предусмотрены средства для контроля водителя, система ограничения максимальной скорости, независимая система электронного выключения двигателя и дистанционный выключатель двигателя другим лицом; изделие не оборудовано в достаточном объеме системами для маневрирования в условиях транспортного потока –защитой от встречного воздушного потока, зеркалами заднего вида, сигнальными огнями, светоотражателями, приспособлением для крепления регистрационного номера.
Эксперт также указывает, что по проектному замыслу, функциональному назначению и области применения детский квадроцикл «Омакс» является средством для катания детей под контролем взрослого, предназначен для развлечения, проведения досуга с одновременным формированием полезных навыков и обучения детей в игровом режиме и относится к игрушкам, в составе которых имеется двигатель внутреннего сгорания.
Таким образом, декларируемый обществом товар не может быть использован для транспортировки людей, хотя и имеет близкие к мотовездеходам технические характеристики, поскольку конструктивные особенности не позволяют его использовать как транспортное средство. Основное функциональное предназначение –катание детей младшего возраста вне транспортных магистралей, производимое с целью формирования полезных навыков и обучения детей в игровом режиме.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает во внимание довод таможенного органа о том, что декларируемый обществом товар является транспортным средством и по своим характеристикам относится к мотовездеходам, основные технические показатели которого определены в Государственном стандарте № 52008-2003 «Средства мототранспортные четырехколесные внедорожные».
Суд апелляционной инстанции также не может согласиться с доводом заявителя жалобы о том, что декларируемый товар подлежит декларированию в товарной позиции 8703, поскольку его технические характеристики превосходят характеристики допустимые для товаров, декларируемых в товарной позиции 9503.
Декларируемый обществом товар по основным своим показателям и техническим характеристикам не превосходит критерии, установленные в товарной позиции 9503, а именно: максимальная скорость не более 25 км/ч; - нетто-масса не более 85 кг;- объем цилиндров не более 49 см3; - односкоростная трансмиссия. Единственным параметром, выходящим за пределы установленных технических характеристик, является вес, однако это не повлияло на основное функциональное предназначение и хозяйственное применение товара.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 –, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2009 г. по делу № А53-17096/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий Л.А. Захарова
Судьи С.И. ФИО1
ФИО2