ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 47б лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-14354/2011
21 ноября 2011 года 15АП-12497/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Т.Г. Гуденица, Н.Н. Ивановой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Власовой Т.С.
при участии:
от Министерства транспорта Ростовской области: ФИО1, по доверенности от 20.09.2011 г., паспорт;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области: ФИО2, по доверенности №135 от 17.11.2011 г.
от общества с ограниченной ответственностью "Мост-Сервис": ФИО3, по доверенности от 24.08.2011 г., паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 21.09.2011 по делу № А53-14354/2011
по заявлению Министерства транспорта Ростовской
к заинтересованному лицу – Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
при участии третьего лица – общества с ограниченной ответственностью "Мост-Сервис"
о признании незаконным решения от 05.05.2011 № 28/03 о невнесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, обязании включить сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Мост-Сервис" в реестр недобросовестных поставщиков, принятое судьей Бондарчук Е.В.
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта Ростовской области (далее – министерство) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее – УФАС по РО) о признании незаконным решения от 05.05.2011 № 28/03 о невнесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, обязании включить сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Мост-Сервис" в реестр недобросовестных поставщиков (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ (л.д. 40)).
Заявленные требования мотивированы тем, что директор общества с ограниченной ответственностью "Мост-Сервис" присутствовал при проведении аукциона и был лично уведомлен аукционистом о необходимости заключения государственного контракта в установленный срок. В адрес общества с ограниченной ответственностью "Мост-Сервис" простым письмом без уведомления был направлен проект государственного контракта, однако, в установленный срок подписанный победителем проект в министерство представлен не был.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Мост-Сервис".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.09.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела не подтверждается получение обществом с ограниченной ответственностью "Мост-Сервис" проекта государственного контракта.
Министерство транспорта Ростовской области обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило отменить судебный акт, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает на невыполнение обществом с ограниченной ответственностью «Мост-Строй» обязательств победителя аукциона, отсутствие доказанности факта неполучения проекта государственного контракта.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области указывает на законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ростовской области от 21.09.2011. Указывает на неисполнение министерством обязанности по передаче протокола аукциона и проекта контракта победителю, вследствие чего требование о внесении общества с ограниченной ответственностью "Мост-Сервис" в реестр недобросовестных поставщиков удовлетворению не подлежит.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью "Мост-Сервис" указывает, что копии записей из внутренней системы документооборота министерства не могут служить подтверждением направления и получения обществом проекта государственного контракта.
В судебном заседании представители министерства, управления и общества с ограниченной ответственностью "Мост-Сервис" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Министерством транспорта Ростовской области был проведен открытый аукцион № 10-4220Г/ПОАук от 04.03.2011 на право заключения государственных контрактов с Министерством транспорта Ростовской области на выполнение работ по капитальному ремонту мостов и труб на автомобильных дорогах общего пользования регионального и муниципального значения (Родионово-Несветайский и Егорлыкский районы)» по лоту № 1 на право заключения государственного контракта с министерством транспорта Ростовской области на капитальный ремонт моста на км 61+367 автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения пос. Матвеев Курган – сл. Большекрепинская – сл. Родионово-Несветайская в Родионово-Несветайском районе. Начальная (максимальная) цена контракта (лота) – 9607100 рублей.
В соответствии с протоколом аукциона № 10-4220Г/ПОАук от 04.03.2011 по результатам проведения аукциона победителем аукциона по лоту №1 признано общество с ограниченной ответственностью «Мост-Сервис» с предложением о цене государственного контракта 5331941 рублей.
Как следует из пояснений министерства, письмом от 09.03.2011
№ 12.02.1/217 министерство сообщило обществу с ограниченной ответственностью «Мост-Сервис» о необходимости предоставления подписанного со стороны общества государственного контракта по лоту № 1 Аукциона № 4220Г/Аук, а также предусмотренного документацией об аукционе обеспечения исполнения обязательств по нему. Также согласно пояснениям министерства, обществу с ограниченной ответственностью «Мост-Сервис» были переданы протокол аукциона № 10-4220Г/ПОАук от 04.03.2011 и проект государственного контракта по лоту №1 Аукциона № 4220Г/Аук, посредством почтовой связи без уведомления, что подтверждается регистрационной карточкой данного документа в системе «Дело» (регистрационный номер 12.02.1/217 от 09.03.2011), а также фактом предоставления ООО «Мост-Сервис» в министерство 16.03.2011 обеспечения исполнения контракта по лоту № 1 Аукциона (регистрационный номер документа в системе «Дело» – 12/1803 от 16.03.2011). При этом предоставленное обществом с ограниченной ответственностью «Мост-Сервис» обеспечение исполнения контракта (договор поручительства с обществом с ограниченной ответственностью «ТоргСеть») не соответствовало требованиям частей 4.1, 4.3 статьи 38 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ), и пункту 7.2.1.1 документации об аукционе.
Письмом от 18.03.2011 № 12.02.1/221 (регистрационный номер документа в системе «Дело» - 12.02.1/221 от 18.03.2011) министерством повторно сообщено обществу с ограниченной ответственностью «Мост-Сервис» о необходимости предоставления подписанного государственного контракта и обеспечения исполнения обязательств по государственному контракту.
В установленный документацией об аукционе срок проект государственного контракта подписанный со стороны ООО «Мост-Сервис» Министерством получен не был, в связи с чем государственный контракт не заключен.
Министерством 29.03.2011 составлен протокол № 4220-1 об отказе от заключения государственного контракта № 4220Г/Аук от 04.03.2011 в котором общество с ограниченной ответственностью «Мост-Сервис» признано уклонившимся от заключения государственного контракта.
Впоследующем письмом от 20.04.2011 № 6722 министерство обратилось в управление с просьбой включить победителя аукциона общество с ограниченной ответственностью «Мост-Сервис» в реестр недобросовестных поставщиков в связи с отказом от заключения государственного контракта.
Решением управления от 05.05.2011 № 27/03 отказано во внесении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью «Мост-Сервис» в реестр недобросовестных поставщиков. Указанное решение является предметом оспаривания в рамках настоящего дела.
Апелляционная коллегия полагает решение управления законным и обоснованным, исходя из следующего толкования норм материального права.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 19 Закона № 94-ФЗ).
В силу части 8 статьи 19 Закона № 94-ФЗ в случае поступления сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта и отсутствия документов, свидетельствующих об отказе участника размещения заказа от заключения контракта, в течение десяти рабочих дней уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта. В случае подтверждения факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет размещение сведений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в реестре недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней со дня подтверждения указанного факта.
Правительство Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 19 Закона № 94 постановлением от 15.05.2007 № 292 утвердило Положение о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков (далее - Положение № 292).
В подпункте "д" пункта 7 Положения № 292 в случае уклонения победителя конкурса (аукциона) от заключения государственного контракта заказчик не позднее трех дней с даты заключения государственного контракта с участником размещения заказа, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере размещения заказов заключается контракт при уклонении победителя конкурса (аукциона) от заключения контракта, направляет в уполномоченный орган иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок от заключения государственного или муниципального контракта.
В случае непредставления заказчиком документов, предусмотренных, в том числе, подпунктом "д" пункта 7 настоящего Положения, уполномоченный орган в течение десяти дней с даты поступления от заказчика сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного контракта осуществляет проверку факта уклонения от заключения контракта победителя аукциона (пункт 12 Положения № 292).
В соответствии с пунктом 1 приказа Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 № 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного контракта, осуществления внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках", принятого в соответствии с Законом № 94-ФЗ и постановлениями Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» и от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», Положением № 292 проверка проводится антимонопольным органом в случае непредставления заказчиками сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта и отсутствия документов, свидетельствующих о таком отказе.
Следовательно, при поступлении сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного контракта антимонопольный орган должен провести проверку и установить факт уклонения данного лица от заключения государственного контракта с заказчиком (обстоятельства, свидетельствующие о намерении отказаться от заключения), и только в случае подтверждения указанного факта он осуществляет размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, поэтому для данного вывода значение имеет виновное уклонение победителя аукциона от заключения контракта, что было исследовано и учтено управлением.
Тот факт, что общество с ограниченной ответственностью «Мост-Сервис» предоставило в министерство договор поручительства в порядке обеспечения исполнения государственного контракта, не является свидетельством получения им проекта государственного контракта. Не может достоверно свидетельствовать об исполнении министерством обязанности по направлению обществу с ограниченной ответственностью «Мост-Сервис» проекта государственного контракта и регистрационная карточка системы «Дело». При отсутствии доказательств вручения либо направления обществу с ограниченной ответственностью «Мост-Сервис» проекта контракта не может являться основанием для принятия решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.
Министерство указывает, что в действующем законодательстве отсутствует указание на обязательное направление документов в рамках конкурсных процедур, предусмотренных Законом № 94-ФЗ, заказной корреспонденцией. Между тем, отсутствие такой обязанности не освобождает государственного (муниципального) заказчика от обязанности по доказыванию факта вручения (направления) указанных документов участникам конкурсных процедур.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ростовской области вынесено с учетом всех обстоятельств дела, основано на нормах материального права и в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – 271, (272 – только для определений) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.09.2011 по делу
№ А53-14354/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий О.А. Сулименко
Судьи Т.Г. Гуденица
ФИО4