ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-13266/20 от 16.09.2020 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

2270/2020-90359(2)

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции 

по проверке законности и обоснованности решений (определений) 

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А32-16717/2020 

Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2020 года. 

Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2020 года.  Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания  Семченко Ю.В., 

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,  рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления 

Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по  Краснодарскому краю 

на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 30.07.2020 по делу № А32-16717/2020
по заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1
 (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и  картографии по Краснодарскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>), 

о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

крестьянское (фермерское) хозяйство ФИО1 (далее –  заявитель, КХ «ФИО1.») обратилось в арбитражный суд с заявлением о  признании незаконным и несоответствующим действующему законодательству  Российской Федерации (должностным инструкциям, административному  регламенту Росреестра, ФЗ-59, ведомственной Инструкции об организации работы  с обращениями в Росреестре, утверждённой приказом № П-450 от 26.08.2015, ст. 16  АПК РФ и др.) действия (бездействие) Управления Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю,  должностных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации,  кадастра и картографии по Краснодарскому краю, выразившиеся в игнорировании 


и надлежащем неразрешении по существу в установленном порядке и  установленные сроки заявления КХ «Шипитого А.И.» от 24.12.2019 вх. № 73052 об  исполнении вступившего в силу судебного акта, не направлении заявителю ответа  на него заказной корреспонденцией в установленные сроки, а также игнорировании  и не исполнении до сих пор в части касающейся управления вступивших в силу и  обязательных к исполнению судебных актов арбитражного суда по делу  А32-11660/2018. Обязании заинтересованного лица устранить допущенные  нарушения прав и законных интересов заявителя. 

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2020 в  удовлетворении ходатайства об истребовании дополнительных доказательств  отказано. Признано незаконным бездействие Управления Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю,  выразившееся в не направлении ответа на заявление КХ «ФИО1.» от  24.12.2019 об исполнении вступившего в законную силу решения Арбитражного  суда Краснодарского края по делу А32-11660/2018. Суд обязал Управление  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по  Краснодарскому краю рассмотреть заявление КХ «ФИО1.» от 24.12.2019 в  установленные законодательством Российской Федерации сроки и дать  мотивированный ответ. Решение мотивировано тем, что действия (бездействие),  выразившиеся в не направлении ответа заявителю на заявление от 24.12.2019,  являются незаконными, заявленные требования подлежат удовлетворению. 

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной  службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому  краю обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с  апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в  удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что  государственная регистрация прав носит заявительный характер, управление не  уклонялось от исполнения судебных актов по делу № А32-11660/2018, запись в  ЕГРН может быть погашена только на основании заявления лица, установленного  ст. 15 Закона о регистрации. 14.01.2020 в Управление Росреестра по  Краснодарскому краю обратилось Муниципальное образование Тихорецкий район  Краснодарского края с заявлением о погашении в ЕГРН регистрационной записи о  государственной регистрации договора купли - продажи от 24.04.2017   № 23:32:0402000:775-23/014/2017-6 на основании судебного акта по делу   № А32-11660/2018 (заявление № 23/099/002/600/2020-9). 

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что действующим  законодательством не предусмотрено направление ответов на обращение граждан  заказной корреспонденцией. 

В обоснование апелляционной жалобы управление указывает, что  представителю заявителя выдавался только диплом о профессиональной  переподготовке, который не подтверждает наличие диплома о высшем  юридическом образовании. 

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает  апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. 

В отзыве на апелляционную жалобу КХ «ФИО1.» просит решение  суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. 


Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в  деле, извещенных надлежащим образом. 

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд  апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены  обжалуемого судебного акта. 

Как следует из материалов дела, в рамках дела А32-11660/2018 крестьянское  хозяйство «ФИО1» обратилось в Арбитражный суд  Краснодарского края с исковым заявлением к администрации муниципального  образования Тихорецкий район, Управлению муниципальных ресурсов  администрации муниципального образования Тихорецкий район ООО «Золотая  Нива», Администрации Парковского сельского поселения и Управлению  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по  Краснодарскому краю с требованиями: 

– восстановить процессуальный срок на обращение в суд, если суд полагает,  что таковой оказался пропущенным; 

– признать незаконными и не соответствующими действующему  законодательству Российской Федерации действия (бездействие) администрации,  управления муниципальных ресурсов, должностных лиц администрации и  управления Росреестра (предположительно ФИО2 и др.), выразившиеся в  многочисленных махинациях, жульничестве, фальсификациях и изъятии у истца за  отказ платить вымогаемую взятку части ранее предоставленного участка  (пастбища) площадью 1,3565 га в секции 14, части контура 15, который в  дальнейшем при действующем постановлении от 09.07.2001 № 115 и  зарегистрированном договоре аренды от 02.08.2001 № 228 под новым кадастровым  номером 23:32:0402000:775; 

– признать незаконными и не соответствующими действующему  законодательству Российской Федерации действия (бездействие) администрации,  управления муниципальных ресурсов, должностных лиц администрации и  управления Росреестра (предположительно ФИО2 и др.), выразившиеся в  двойном (фиктивном) учете одного и того же объекта недвижимости (пастбища)  площадью 7,7 га, предоставленного истцу на основании постановления от  09.07.2001 № 115 (секция 14, часть контура 15, Парковский сельский округ),  которое изначально поставлено на учет и учитывалось чиновниками управления  Росреестра и администрации под кадастровым номером 23:32:0402000:84 (теми же  самыми чиновниками в учете арендной платы по тем же самым договорам), но  параллельно при межевании в 2011 – 2012 годах искусственно незаконно разделен  чиновниками на два земельных участка с кадастровыми номерами  23:32:0402000:20 (площадью 6,3435 га) и 23:32:0402000:775 (площадью 1,3565 га),  за перерегистрацию последнего чиновники и вымогали у истца взятку в особо  крупном размере; 

– признать недействительным и отменить как незаконное и противоречащее  ранее вынесенному действующему постановлению от 09.07.2001 № 115  постановление и.о. главы администрации ФИО3 от 25.09.2013 № 1640,  которым северная часть ранее предоставленного в аренду хозяйству пастбища в  секции 14, части контура 15, повторно выставлена чиновниками на торги; 

– признать недействительными (несостоявшимися) инсценированные  чиновниками 01.11.2013 фиктивные торги по продаже права аренды земельного 


участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером  23:32:0402000:775 (лот № 186); 

– признать недействительной (ничтожной) сделку, заключенную 01.11.2013  управлением муниципальных ресурсов и обществом по результатам  инсценированных чиновниками фиктивных торгов (договор № 3200003736 аренды  земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером  23:32:0402000:775); 

– признать недействительной (ничтожной) сделкой, заключенный  управлением муниципальных ресурсов и обществом договор от 27.03.2017 № 5  купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:32:0402000:775  вместе с расположенной на нем гравийной дорогой общего пользования, при  наличии неоднократных укрытых чиновниками грубых нарушений обществом (в  период его «аренды» (2013 – 2017 годы)) земельного законодательства на  земельном участке с кадастровым номером 23:32:0402000:775 (статьи 7.1 и 8.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), который  чиновники заключили без существенного обременения, ранее указанного в пункте  2д протокола № 173, пункте 7.4д постановления № 1640 и пункте 4.1.16 договора   № 3200003736, а именно без обязанности общества обеспечить доступ к  земельному участку хозяйства с кадастровым номером 23:32:0402000:81 путем  организации проезда по земельному участку с кадастровым номером  23:32:0402000:775 вдоль участка с кадастровым номером 23:32:0402000:90  (позднее участок перерегистрирован ФИО4 в земельный участок с  кадастровым номером 23:32:0402000:820, а затем – в земельный участок с  кадастровым номером 23:32:0402000:863); 

– признать недействительным регистрацию раздела, перераспределения  участков и отменить как незаконное объединение в государственном кадастре  недвижимости двух соседних участков (земельного участка с кадастровым  номером 23:32:0402000:775 и участка кадастровым номером 23:32:0402000:863),  которые расположены по различным адресам и имеют разный вид разрешенного  использования, в один участок с кадастровым номером 23:32:0402000:885,  одновременное выделение из них земельного участка с кадастровым номером  23:32:0402000:886 с иными видом разрешенного использования, площадью и  конфигурацией границ, и одновременное снятие с государственного кадастра  недвижимости земельного участка с кадастровым номером 23:32:0402000:775, с  заменой при этом площади и конфигурации границ участков, в результате чего  перестал существовать объект спора о праве по настоящему делу; 

– применить последствия недействительности ничтожных сделок в виде  погашения в Едином государственном реестре недвижимости записей о  государственной регистрации прав на земельные участки с кадастровыми  номерами 23:32:0402000:885 и 23:32:0402000:886, образованные из земельного  участка с кадастровым номером 23:32:0402000:775, с возвратом в первоначальное  положение, существовавшее до погашения регистрационной записи от 24.04.2017   № 23:32:0402000:775-23/014/2017-6; 

– применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде  погашения в Едином государственном реестре недвижимости записи от 24.04.2017   № 23:32:0402000:775-23/014/2017-6 о государственной регистрации оспариваемого  договора купли-продажи; 


– истребовать из чужого незаконного пользования (владения) земельный  участок с кадастровым номером 23:32:0402000:775; 

– возложить на администрацию и управление муниципальных ресурсов  обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов  предпринимателя. 

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.12.2018,  оставленным без изменения апелляционным постановлением от 28.03.2019,  ходатайство истца о фальсификации доказательств, о признании явки  администрации поселения обязательной, о выдаче исполнительного листа, об  отложении судебного разбирательства, о привлечении к участию в деле в качестве  ответчика (должностного лица) и об истребовании доказательств оставлены без  удовлетворения. Договор от 27.03.2017 № 5 купли-продажи земельного участка с  кадастровым номером 23:32:0402000:775, заключенный управлением  муниципальных ресурсов и обществом, признан недействительной (ничтожной)  сделкой, применены последствия его недействительности в виде погашения в  ЕГРН записи о государственной регистрации договора купли-продажи от  24.04.2017 № 23:32:0402000:775-23/014/2017-6. В удовлетворении остальной части  требований отказано. 

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от  08.08.2019 в удовлетворении заявления о фальсификации чиновниками  доказательств, ходатайства о признании судом явки стороны обязательной и  истребовании у нее доказательств, ходатайства о привлечении соответчика  отказать. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.12.2018 и  постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2019 по  делу № А32-11660/2018 изменено, резолютивная часть решения дополнена  указанием на недействительность решения о перераспределении земельных  участков с кадастровыми номерами 23:32:0402000:863 и 23:32:0402000:775.  Восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельных  участках с кадастровыми номерами 23:32:0402000:863 и 23:32:0402000:775.  Обязать общество с ограниченной ответственностью «Золотая Нива» возвратить  администрации муниципального образования Тихорецкий район земельный  участок площадью 13 565 кв. м с кадастровым номером 23:32:0402000:775. В  остальной части судебные акты оставить без изменения, кассационные жалобы без  удовлетворения. 

Определением Верховного суда Российской Федерации от 19.11.2019 № 308- ЭС19-20665 обществу с ограниченной ответственностью «Золотая Нива» в  передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации  отказано. 

КХ «ФИО1.» 24.12.2019 обратилось в УФРС по Краснодарскому  краю с заявлением об исполнении вступившего в законную силу судебного акта по  делу А32-11660/2018. Заявление принято государственным органом 24.12.2019 (вх.   № 73052). 

Не получив ответа на указанное заявление, посчитав, что бездействие  государственного органа нарушает его права и законные интересы, заявитель  обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по 


Краснодарскому краю, выразившееся в не направлении ответа на заявление от  24.12.2019. 

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской  Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на  обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также  порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами  местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным  законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан  Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ). 

В силу части 1 статьи 2 данного Закона граждане имеют право обращаться  лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая  обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в  государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным  лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на  которые возложено осуществление публично значимых функций, и их  должностным лицам. 

Взаимосвязанные положения части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3  признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации  Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2012   № 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2  и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан  Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания  Ростовской области» в той мере, в какой они - в силу неопределенности  нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное их  истолкование и, соответственно, возможность произвольного применения, -  препятствуют распространению положений данного Федерального закона на  отношения, связанные с рассмотрением органами государственной власти и  органами местного самоуправления обращений объединений граждан, включая  юридические лица, а также рассмотрению обращений осуществляющими публично  значимые функции государственными и муниципальными учреждениями и иными  организациями, в том числе введению законом субъекта Российской Федерации  положений о возможности рассмотрения обращений такими учреждениями и  организациями. 

Таким образом, нормы Закон № 59-ФЗ распространяются и на обращения  юридических лиц. 

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона № 59-ФЗ обращением гражданина  признаются направленные в государственный орган, орган местного  самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме  электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное  обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. 

При этом, пунктом 3 данной статьи установлено, что заявлением является  просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и  свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о  нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе  государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц,  либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. 


В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона № 59-ФЗ гражданин имеет право  получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за  исключением случаев, указанных в статье 11 названного Закона. 

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного  самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией,  подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона № 59-ФЗ). 

В пунктах 1, 4 части 1 статьи 10 названного Закона закреплено, что  государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо  обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение  обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего  обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении  вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Закона. 

В соответствии с частями 1, 2 статьи 12 Закона № 59-ФЗ письменное  обращение, поступившее в государственный орган, орган местного  самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией,  рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за  исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи. Этот срок может быть  продлен при условиях, названных в части 2 этой статьи. 

В соответствии с п. 2, 21, 50, 60 Инструкцией об организации работы с  обращениями и личного приема граждан в Федеральной службе государственной  регистрации, кадастра и картографии», утверждённой Приказом Росреестра от  26.08.2015 № П/450 (зарегистрировано в Минюсте России 04.09.2015 № 38798)  обращение, поступившее в Росреестр, рассматривается в течение 30 календарных  дней со дня его регистрации. Обращения граждан считаются рассмотренными, если  по существу поставленных в них вопросов, относящихся к компетенции  Росреестра, приняты необходимые меры и даны письменные ответы. Для отправки  ответа гражданину в письменной форме по почтовому адресу, указанному в  обращении, исходящий документ ответственным исполнителем передается в день  регистрации либо на следующий за ним рабочий день в структурное подразделение  Росреестра, в компетенцию которого входит отправка корреспонденции адресату. 

Заявление принято государственным органом 24.12.2019 (вх. № 73052). 

Таким образом, ответ должен быть дан заявителю не позднее 25.01.2020,  однако на момент обращения заявителя в суд с настоящим заявлением (12.05.2020),  ответ от управления хозяйству не поступил.  

Довод управления о том, что 20.01.2020 внутренними электронными  документам (письмо № 01697 от 20.01.2020, сводная информация по документу   № 01697 от 20.01.2020 17:12:29) зарегистрирован ответ на обращение заявителя и  направлен простой почтой (от 20.01.2020 № 13-748/1697) правомерно отклонен  судом первой инстанции, поскольку документальных доказательств направления  ответа в адрес заявителя суду и в материалы дела не представлено. 

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой  инстанции о том, что отсутствие документов, подтверждающих передачу органу,  имеющему лицензию на оказание услуг почтовой связи, ответа на заявление от  24.12.2019, журнал регистрации исходящей корреспонденции управления не может 


служить достаточным и достоверным доказательством направления управлением  ответа на заявление хозяйства. Кроме того, заявитель в обращении от 24.12.2019  просил направить ответ именно заказной корреспонденцией. Документальных  доказательств такого направления суду также не было представлено. 

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о  том, что действия (бездействие), выразившиеся в не направлении ответа заявителю  на заявление от 24.12.2019, являются незаконными, заявленные требования  подлежат удовлетворению. 

Довод управления в апелляционной жалобе о том, что регистрационные  действия по восстановлению в ГКН ранее уже существовавших до  перераспределения участков ФИО4 сведений о земельных участках с КН  23:32:0402000:863 и 23:32:0402000:775 (которые (сведения о земельных участках  КН 23:32:0402000:863 и 23:32:0402000:775) вступившим в силу постановлением  АС СКО от 08.08.2019 по делу А32-11660/2018 уже восстановлены, а само решение  ФИО4 об их перераспределении уже признано судом недействительным)  управление не вправе исполнять самостоятельно судебные акты, которые не  содержат выводов об обязательности устранить нарушения прав и законных  интересов лица, обратившегося в суд, а должен исполняться только в заявительном  порядке, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку данная  обязанность предусмотрена ФЗ-221 от 24.07.2007 «О кадастровой деятельности» и  не касается права собственности и других вещных прав. 

Таким образом, к полномочиям управления с 2017 года отнесено ведение  ГКН вместо ФКП по Краснодарскому краю, управление обязано было исполнить  уже свершившийся в суде юридический факт по восстановлению сведений в ГКН о  существовавших до признанного судом недействительным решения ООО «Золотая  Нива» о перераспределении границ участков. 

Довод апелляционной жалобы о том, что представителю заявителя  выдавался только диплом о профессиональной переподготовке, который не  подтверждает наличие диплома о высшем юридическом образовании, судом  апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в соответствии с ч. 3, 6 ст. 59  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представителями  граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций могут  выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую  помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по  юридической специальности. Требования, предъявляемые к представителям, не  распространяются на патентных поверенных по спорам, связанным с правовой  охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации,  арбитражных управляющих при исполнении возложенных на них обязанностей в  деле о банкротстве, а также иных лиц, указанных в федеральном законе.  Представителем в арбитражном суде может быть дееспособное лицо с надлежащим  образом оформленными и подтвержденными полномочиями на ведение дела, за  исключением лиц, указанных в статье 60 настоящего Кодекса. 

Согласно пп. 2 - 4 ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании)  высшим образованием в Российской Федерации являются бакалавриат,  специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации. 


Приказом Министерства образования и науки от 12.09.2013 № 1061  утверждены перечни специальностей и направлений подготовки высшего  образования с указанием квалификации. 

Имеющими высшее юридическое образование признаются лица, прошедшие  обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры либо  подготовки кадров высшей квалификации по направлению подготовки  (специальности) «юриспруденция» с присвоением квалификации «бакалавр»,  «магистр», «юрист», «судебный эксперт», «исследователь», «преподаватель- исследователь». 

Пунктами 2 - 5 ч. 7 ст. 60 Закона об образовании установлено, что высшее  образование - бакалавриат подтверждается дипломом бакалавра; высшее  образование - специалитет подтверждается дипломом специалиста; высшее  образование - магистратура подтверждается дипломом магистра; высшее  образование - подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по  результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в  аспирантуре (адъюнктуре), подтверждается дипломом об окончании аспирантуры  (адъюнктуры). 

Согласно ч. 9 ст. 60 Закона об образовании лицам, освоившим программы  подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и  защитившим в установленном законодательством Российской Федерации порядке  научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание ученой степени  кандидата наук, присваивается ученая степень кандидата наук по соответствующей  специальности научных работников и выдается диплом кандидата наук. 

С учетом изложенного соблюдение требований ч. 2 ст. 49 ГПК РФ, ч. 3 ст. 59  АПК РФ, ч. 1 ст. 55 КАС РФ о наличии высшего юридического образования у лиц,  выступающих представителями в суде, может подтверждаться дипломом  бакалавра, дипломом специалиста, дипломом магистра, дипломом об окончании  аспирантуры (адъюнктуры) по юридической специальности, дипломом кандидата  наук или дипломом доктора наук. 

Сведения о наличии у представителя высшего юридического образования,  полученного до вступления в силу Закона об образовании, могут также  подтверждаться иными документами, выданными в соответствии с ранее  действовавшим правовым регулированием. 

Данная правовая позиция согласуется с позицией, изложенной в Обзоре  судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019)» вопрос 6  (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019). 

Из материалов дела следует, что диплом о переподготовке по специальности  правоведение выдан 30.06.1994, то есть до вступления в силу Закона об  образовании, в связи с чем, подтверждает наличие у представителя заявителя  юридического образования. 

При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной  жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает. 

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного  разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании  полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств. 

Нарушений или неправильного применения норм процессуального права,  являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению  решения, апелляционной инстанцией не установлено. 


На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2020 по делу   № А32-16717/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без  удовлетворения. 

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи  176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление  арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его  принятия. 

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35  Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух  месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном  объёме), через арбитражный суд первой инстанции. 

Председательствующий М.В. Соловьева

Судьи О.Ю. Ефимова

 С.В. Пименов