ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-13417/2022 от 22.08.2022 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: i№fo@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-11832/2021

25 августа 2022 года                                                                          15АП-13417/2022

Резолютивная часть постановления объявлена августа 2022 года .

Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2022 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Яицкой С.И.,

судей Ковалевой Н.В., Шимбаревой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1, 

при участии в судебном заседании:

от истца - представителя ФИО2 по доверенности от 18.12.2020,

от ответчика - представителя ФИО3 по доверенности от 10.01.2022 № 1,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.06.2022
по делу № А32-11832/2021

по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ОГРН <***>, ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью "Тихорецк-Нафта"
(ОГРН <***> ИНН <***>)

о взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Тихорецк-Нафта"  (далее - ООО "Тихорецк-Нафта", ответчик) о взыскании задолженности в размере 1 351 111,36 руб.

Исковые требования мотивированы тем, что в марте – апреле 2020 года на путях общего пользования станции Тихорецкая в ожидании подачи на пути необщего пользования простаивали вагоны, прибывшие в адрес ответчика, в результате чего истец обратился с требованием о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что вина ответчика в простое вагонов-цистерн на пути общего пользования отсутствует, простой вагонов возник по вине истца в связи с нарушением оборота вагонов.

Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "РЖД" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 15.06.2022 отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что судом сделан неверный вывод о том, что вагоны подавались на выставочные пути, а памятки приемосдатчика не являются доказательствами занятости путей по причинам, зависящим от ответчика. Ответчиком нарушалось технологическое время налива. Судом сделан неверный вывод о том, что подача и уборка вагонов рассчитывается на основании суточной перерабатывающей способности, установленной в договоре. Суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства для представления справки о занятости путей.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Тихорецк-Нафта" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу –  без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей истца и ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.04.2017 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "Тихорецк-Нафта" (владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования
ООО "Тихорецк-Нафта" при станции Тихорецкая Северо-Кавказской железной дороги № 89/2.

Согласно пункту 1 договора осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу локомотивом перевозчика.

В марте - апреле 2020 года на путях общего пользования станции Тихорецкая СКЖД в ожидании подачи простаивали порожние вагоны, прибывшие в адрес ответчика.

О предстоящей подаче вагонов ответчик был уведомлен в порядке, предусмотренном пунктами 5 - 6 договора, что подтверждается выписками из Книги уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку

Занятость железнодорожных путей необщего пользования в периоды указанные в актах общей формы подтверждается, как актами общей формы, так и памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов.

За нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава по причинам, зависящим от ответчика, истец начислил ООО "Тихорецк-Нафта" плату в общей сумме 1 346 564,40 руб. (с учетом НДС).

В порядке досудебного урегулирования спора ОАО "РЖД" направило в адрес ответчика претензию от 18.01.2021 № 2 с предложением в семидневный срок добровольно оплатить сумму задолженности в размере 1 346 564,40 руб.

Поскольку требования, изложенные в претензии, ответчиком оставлены без удовлетворения, ОАО "РЖД" обратилось в суд с настоящим исковым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Статьей 39 УЖТ РФ определено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени, в том числе: задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) и такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.

Если в указанных в части 11 статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.

Согласно части 12 статьи 39 УЖТ РФ, если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть 12 введена Федеральным законом от 31.12.2014 № 503-ФЗ).

Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением) определяются в тарифном руководстве.

Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы (ч. 19 ст. 39 УЖТ РФ).

Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утверждены приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 45 (далее - Правила № 45).

Пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.03 № 26, предусмотрено, что при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или Правилами перевозок грузов.

Согласно пункту 3.1 Правил № 45, факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.

Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов. Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя.

В акте указываются: а) причина задержки в подаче вагонов; б) количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию; в) время начала и окончания задержки вагонов; г) другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Судом первой инстанции установлено, что истребуемая плата, взимается в качестве платы за нахождение вагонов-цистерн на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от перевозчика, и прибывших в адрес грузополучателя ООО "Тихорецк-Нафта".

В рассматриваемом случае в период времени с марта по апрель 2020 года, возникали простои порожних вагонов. Основанием простоя порожних вагонов на железнодорожных путях общего пользования, согласно составленным по данному факту актам общей формы, является занятость фронта погрузки ООО "Тихорецк-Нафта". Акты общей формы подписаны ответчиком с возражениями.

Как обоснованно указано судом первой инстанции, занятость фронта погрузки ООО "Тихорецк-Нафта" и простои вагонов-цистерн возникали не по вине ответчика, а по вине истца.

Оценивая данное обстоятельство на предмет простоя вагонов-цистерн по вине ответчика, суд первой инстанции правомерно учел, что сам по себе акт общей формы не является достаточным доказательством, подтверждающим нахождение вагонов на путях общего пользования по вине пользователя; ОАО "РЖД" обязано представить доказательства, достоверно подтверждающие то обстоятельство, что в заявленный период простой вагонов на путях общего пользования происходил по вине ответчика.

В свою очередь, отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Отсутствие вины ответчика и наличие вины истца подтверждается произведенным ответчиком и изученным судом первой инстанции анализом занятости подъездных путей на основании памяток на подачу и уборку вагонов, по результатам которого выявлено следующее.

Так в сутки 16.03.2020 вагоны убраны с путей необщего пользования в
22 часа 10 минут (памятка на уборку вагонов 673). После уборки следующая подача вагонов под погрузку груза произведена с задержкой 2 часа 00 минут на
3 путь и 13 часов 35 минут на 4 путь (памятки на подачу 674, 677). По вине
ОАО "РЖД" произошел срыв графика погрузки 17.03.2020 и простой вагонов на местах общего пользования.

В сутки 19.03.2020 путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта"
07 часов 50 минут, а путь № 4 простаивал 06 часов 10 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь № 3 простаивал 02 часа 35 минут, а путь № 4 простаивал 03 часа 25 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 683, 684, 685, 686, 687, 688, 689, 690, 691, 692.

В сутки 24.03.2020 готовность вагонов к уборке на путь № 3 согласно памятки на уборку вагонов № 728 была в 14 часов 10 минут. Уборка проведена с задержкой 2 часа в 16 часов 10 минут. Следующая подача спустя 08 часов 30 минут 25.03.20 в 00 часов 40 минут Памятки 728, 731). В целом в сутки 25.03.20 путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 08 часов 05 минут, а путь № 4 простаивал 06 часов 40 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь № 3 простаивал 04 часа 20 минут, а путь № 4 простаивал
04 часа 55 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 714, 715, 716, 717, 718, 719.

В сутки 21.03.2020 путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта"
16 часов 40 минут, а путь № 4 простаивал 15 часов 10 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь № 3 простаивал
03 часа 00 минут, а путь № 4 простаивал 05 часов 10 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 705, 706, 707, 708, 709, 710, 711, 712, 713.

В сутки 22.03.2020 путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта"
03 часов 35 минут, а путь № 4 простаивал 08 часов 15 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь № 3 простаивал 04 часа 20 минут, а путь № 4 простаивал 04 часа 55 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 714, 715, 716, 717, 718, 719.

В сутки 23.03.2020 путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта"
08 часов 35 минут, а путь № 4 простаивал 08 часов 05 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь № 3 простаивал 03 часа 35 минут, а путь № 4 простаивал 04 часа 10 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 719, 720, 721, 722, 723, 724, 725.

В сутки 26.03.2020 по памятке приемосдатчика на уборку вагонов № 742 вагоны убраны в 15 часов 30 минут. Следующая подача произошла с задержкой
10 часов на путь № 3 и 03 часа 40 минут на путь № 4 (памятки на подачу 745, 746). По памятке № 742 путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта"
12 часов 15 минут, а путь № 4 простаивал 15 часов 35 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 740, 741, 742, 743, 744.

В сутки 27.03.2020 путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" ФИО4 20 минут, а путь № 4 простаивал 14 часов 20 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 745, 746, 747, 748, 749.

В сутки 27.03.2020 по памятке № 747 с пути № 3 вагоны убраны в 14 часов
40 минут. С задержкой 10 часов 25 минут по вине ОАО "РЖД" вагоны поданы 28.03.20 Путь № 3 простаивал 28.03.20 с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 02 часа 00 минут, а путь № 4 простаивал 02 часа 10 минут.

В сутки 29.03.2020 путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 01 час 25 минут, а путь № 4 простаивал 02 часа 10 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь № 3 простаивал 16 часов 45 минут, а путь № 4 простаивал 14 часов 20 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 758, 759, 760, 761, 762. в сутки 01.04.20  путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути
ООО "Тихорецк-Нафта" 04 часа 50 минут, а путь № 4 простаивал 03 часа 25 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь № 3 простаивал 02 часа 15 минут, а путь № 4 простаивал 3 часа 15 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 768, 769, 770, 771, 772, 773, 774, 775, 776.

В сутки 02.04.2020 путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта"
09 часов 15 минут, а путь № 4 простаивал 07 часов 20 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь № 3 простаивал 05 часов 45 минут, а путь № 4 простаивал 07 часов 00 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 777, 778, 779, 780, 781, 782, 783, 784, 785, 786, 787, 788.

В сутки 03.04.2020 путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта"
07 часов 25 минут, а путь № 4 простаивал 05 часов 1 5 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь № 3 простаивал 04 часа 25 минут, а путь № 4 простаивал 05 часов 40 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 789, 790, 791, 792, 793, 794, 795, 796, 797, 798, 799, 800.

В сутки 30.03.2020 путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта"
06 часов 50 минут, а путь № 4 простаивал 09 часов 25 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 763, 764, 765.

В сутки 04.04.2020 путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 8 часов 05 минут, а путь № 4 простаивал 05 часов 35 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь № 3 простаивал 03 часа 20 минут, а путь № 4 простаивал 04 часа 25 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 801, 802, 803, 804, 805, 806, 807, 808, 809, 810, 811, 812.

В сутки 05.04.2020 путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта"
08 часов 25 минут, а путь № 4 простаивал 5 часов 35 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь № 3 простаивал 04 часа 20 минут, а путь № 4 простаивал 05 часов 10 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 813, 814, 815, 816, 817, 818, 819, 820, 821.

В сутки 06.04.2020 путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 07 часов 55 минут, а путь № 4 простаивал 04 часа 50 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь № 3 простаивал 03 часа 55 минут, а путь № 4 простаивал 05 часов 20 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 822, 823, 824, 825, 826, 827, 828, 830, 829, 831, 832, 833, 834, 835, 836.

В сутки 07.04.2020 путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта"
10 часов 30 минут, а путь № 4 простаивал 06 часов 50 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь № 3 простаивал 04 часа 05 минут, а путь № 4 простаивал 04 часа 55 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 837, 838, 839, 840, 841, 842, 843, 844, 845.

В сутки 08.04.2020 путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта"
06 часов 20 минут, а путь № 4 простаивал 06 часов 15 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь № 3 простаивал 03 часа 35 минут, а путь № 4 простаивал 04 часа 45 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 846, 847, 848, 849, 850, 851, 852, 853, 854, 855, 856, 857.

В сутки 09.04.2020 путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта"
06 часов 40 минут, а путь № 4 простаивал 3 часа 20 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь № 3 простаивал 06 часов 05 минут, а путь № 4 простаивал 07 часов 10 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 858, 859, 860, 861, 862, 863, 864, 865, 866, 867, 868, 869.

В сутки 10.04.2020 путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта"
06 часов 55 минут, а путь № 4 простаивал 03 часа 10 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь № 3 простаивал 03 часа 40 минут, а путь № 4 простаивал 04 часа 35 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 870, 871, 872, 873, 874, 875, 876, 877, 878.

В сутки 11.04.2020 путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта"
07 часов 15 минут, а путь № 4 простаивал 05 часов 05 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь № 3 простаивал 05 часов 05 минут, а путь № 4 простаивал 06 часов 15 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 879, 880, 881, 882, 883, 884, 885, 886, 887, 888, 889, 890.

В сутки 12.04.2020 путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта"
10 часов 30 минут, а путь № 4 простаивал 08 часов 45 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь № 3 простаивал 03 часа 00 минут, а путь № 4 простаивал 04 часа 05 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 891, 892, 893, 894, 895, 896, 897, 898, 899, 900, 901, 902.

В сутки 13.04.2020 путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта"
05 часов 20 минут, а путь № 4 простаивал 03 часа 15 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь № 3 простаивал
01 час 55 минут, а путь № 4 простаивал 02 часа 45 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 903, 904, 905, 906, 907, 908, 909, 910, 911, 912, 913, 914.

В сутки 14.04.2020 путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта"
11 часов 25 минут, а путь № 4 простаивал 10 часов 20 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь № 3 простаивал 02 часа 50 минут, а путь № 4 простаивал 03 часа 50 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 915, 916, 917, 918, 919, 920, 921, 922, 923, 925, 926.

В сутки 15.04.2020 путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта"
09 часов 00 минут, а путь № 4 простаивал 05 часов 35 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь № 3 простаивал 03 часа 30 минут, а путь № 4 простаивал 4 часа 55 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 927, 928, 929, 930, 931, 932, 933, 934, 935, 936, 937, 938.

В сутки 16.04.2020 путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 04 часа 55 минут, а путь № 4 простаивал 02 часа 45 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь № 3 простаивал 02 часа 10 минут, а путь № 4 простаивал 02 часа 45 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 939, 940, 941, 942, 943, 944, 945, 946, 947.

В сутки 17.04.2020 путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта"
10 часов 50 минут, а путь № 4 простаивал 10 часов 20 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь № 3 простаивал 02 часа 15 минут, а путь № 4 простаивал 03 часа 05 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 947, 948, 949, 950, 951, 952, 953.

В сутки 18.04.2020 путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 02 часа 50 минут, а путь № 4 простаивал 01 час 55 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь № 3 простаивал 02 часа 15 минут, а путь № 4 простаивал 03 часа 10 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 954, 955, 956, 957, 958, 958, 959, 960, 961, 962.

В сутки 19.04.2020 путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 04 часа 15 минут, а путь № 4 простаивал 03 часа 55 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь № 3 простаивал 10 часов 25 минут, а путь № 4 простаивал 07 часов 20 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 963, 964, 965, 966, 967, 968, 969, 970.

В сутки 20.04.2020 путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта"
05 часов 00 минут, а путь № 4 простаивал 13 часов 45 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь № 3 простаивал
01 час 20 минут, а путь № 4 простаивал 02 часа 00 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 971, 972, 973, 974, 975, 976, 977, 978, 979.

В сутки 21.04.2020 путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 02 часа 00 минут, а путь № 4 простаивал 01 час 25 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь № 3 простаивал 01 час 45 минут, а путь № 4 простаивал 02 часа 30 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 980, 981, 982, 983, 984, 985, 986, 987.

В сутки 22.04.2020 с момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь № 3 простаивал 03 часа 45 минут, а путь № 4 простаивал 02 часа 45 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 988, 989, 990.

В сутки 23.04.2020 путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 01 час 00 минут, а путь № 4 простаивал 02 часа 15 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь № 3 простаивал 08 часов 50 минут, а путь № 4 простаивал 05 часов 50 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 991, 992, 993, 994, 995.

В сутки 24.04.2020 путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта"
01 час 20 минут, а путь № 4 простаивал 02 часа 55 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь № 3 простаивал 08 часов 25 минут, а путь № 4 простаивал 05 часов 05 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 996, 997, 998, 999, 1000.

В сутки 25.04.2020 путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 03 часа 45 минут, а путь № 4 простаивал 03 часа 00 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь № 3 простаивал 03 часа 50 минут, а путь № 4 простаивал 04 часа 55 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 1001, 1002, 1003, 1004, 1005, 1006, 1007, 1008, 1009.

В сутки 26.04.2020 путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта"
05 часов 05 минут, а путь № 4 простаивал 04 часа 20 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь № 3 простаивал 02 часа 55 минут, а путь № 4 простаивал 03 часа 45 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 1010, 1011, 1012, 1013, 1014, 1015, 1016, 1017,1018.

В сутки 27.04.2020 путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 03 часа 45 минут, а путь № 4 простаивал 02 часа 45 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь № 3 простаивал 02 часа 55 минут, а путь № 4 простаивал 03 часа 20 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 1019, 1020, 1021, 1022, 1023, 1024, 1025, 1026, 1027.

В сутки 28.04.2020 путь № 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы № ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 04 часа 25 минут, а путь № 4 простаивал 03 часа 35 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь № 3 простаивал 03 часа 35 минут, а путь № 4 простаивал 04 часа 20 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов № 1028, 1029, 1030, 1031, 1032, 1033, 1034, 1035.

Согласно условиям пункта 12 договора от 12.04.2017 № 89/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Тихорецк-Нафта" при станции Тихорецкая СКжд, установлена суточная перерабатывающая способность по наливу нефти - 270 вагонов-цистерн, при соблюдении технологического времени налива 54 вагонов-цистерн за 4 часа.

Таким образом, истец принял на себя обязательства по договору осуществлять подачу-уборку вагонов каждые 24 минуты.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неверно сделан вывод о том, что подача и уборка вагонов рассчитывается на основании суточной перерабатывающей способности, установленной в договоре
№ 89/2 от 12.04.2017, и истец не имел возможности исполнять договор на условиях, установленных в нем, не принимается судом апелляционной инстанции.

Пунктом 2.3. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 26) установлено, что в договорах на подачу и уборку вагонов устанавливаются технологические сроки оборота вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

В рассматриваемом случае, в договоре № 89/2 от 12.04.2017 указана суточная перерабатывающая способность ж.д. пути необщего пользования в количестве 270 цистерн, в соответствии с которой рассчитывается технологическое время налива, которое, как будет указано ниже, истец может соблюдать. В свою очередь, истец не представил контррасчет времени уборки вагонов, не заявил о порочности положений договора в части отсутствия прямого указания в нем на сроки на уборку вагонов с мест погрузки, следовательно, основания для неисполнения договора, на установленных в нем условиях, у истца отсутствовали.

Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, ответчик в указанный в иске период времени не нарушал технологическое время налива, однако погрузка 270 вагонов-цистерн в сутки не выполнена по причине длительных переподач вагонов со стороны истца.

Судом первой инстанции из приведенного ответчиком анализа установлено, что занятость фронта возникла по независящим от ответчика причинам, по вине истца, выраженной в несвоевременной уборке груженных составов с подъездного пути необщего пользования ответчика.

Анализ занятости путей необщего пользования, из которого следовало бы, какое количество вагонов на каждом из выставочных путей находилось на момент начала времени простоя, отсчет которого велся истцом, и подтверждающий занятость путей необщего пользования по причинам, зависящим от ответчика,  истцом не представлен.

Представленные истцом акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов и памятки приемосдатчика фиксируют исключительно временной отрезок прибытия и продолжительность грузовой операции, а не причины и обстоятельства задержки вагонов, доказывание которых необходимо для установления вины грузополучателя (ответчика).

Истец не доказал невозможность подачи вагонов на выставочные пути, используемые ответчиком, вследствие их занятости по вине последнего.

Таким образом, вина ответчика в простое вагонов-цистерн на путях общего пользования, указанных в иске, отсутствует, простой вагонов возник по вине истца в связи нарушением оборота вагонов.

При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.06.2022  по делу
№ А32-11832/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий                                                           С.И. Яицкая

Судьи                                                                                             Н.В. Ковалева

                                                                                                        Н.В. Шимбарева