ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-13834/10 от 27.12.2010 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

7

А53-18336/2010

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 47б лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Донудело № А53-18336/2010

17 января 2011 года15АП-13834/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 января 2011 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,

судей Малыхиной М.Н., Тимченко О.Х.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко Е.Н.,

при участии:

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону: представителя ФИО1 (доверенность от 19.05.2010),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону

на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 01 ноября 2010 года по делу №А53-18336/2010

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Карго Сервис»

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району
г. Ростова-на-Дону

о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации,

принятое судьей Овчаренко Н.Н.,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Карго Сервис» (далее –ООО «Карго Сервис», общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону (далее - инспекция) о признании недействительным решения инспекции от 02.06.2010 об отказе в государственной регистрации юридического лица и об обязании инспекции зарегистрировать изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанные с внесением изменений в учредительные документы ООО «Карго-Сервис».

Заявленные требования мотивированы следующим.

.05.2010 обществом представлены в инспекцию документы для государственной регистрации изменений в учредительных документах, связанных с изменением места нахождения юридического лица. Основанием для отказа в государственной регистрации послужило отсутствие заявления по форме Р13001, предоставление которого предусматривает подпункт «а» пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В представленном на регистрацию заявлении инспекцией установлено наличие недостоверных сведений об адресе общества, в связи с чем, инспекций сочла указанное заявление непредоставленным.

В отзыве инспекция заявленные требования не признала, указав, что Межрайонной ИФНС России №25 по Ростовской области проведено обследование адреса, указанного ООО «Карго Сервис» в заявлении о государственной регистрации (<...>), в результате которого наличия ООО «Карго Сервис» по указанному им адресу не установлено. Инспекция указала, что действительной может быть признана регистрация, проведенная не только на основании полного пакета документов, но и на основании документов, содержащих достоверную информацию.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01 ноября 2010 года решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону от 02.06.2010 об отказе в государственной регистрации юридического лица –ООО «Карго Сервис» при внесении изменений в сведения о юридическому лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменения в учредительные документы, признано недействительным. Инспекция Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону обязана зарегистрировать изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанные с внесением изменений в учредительные документы ООО «Карго Сервис», на основании документов, представленных обществом 26.05.2010 и зарегистрированных инспекцией в реестре входящих документов за №2341 от 26.05.2010.

Суд первой инстанции указал, что по смыслу положений Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган не вправе требовать предоставления документов, за исключением предусмотренных законом, или проверять достоверность сведений, вносимых в учредительные документы юридического лица, не вправе по результатам проверки отказать в государственной регистрации изменений. Указанная регистрация носит заявительный характер, правовая экспертиза представляемых на регистрацию документов законом не предусмотрена.

Не согласившись с указанным решением, инспекция обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами.

Регистрирующий орган был не вправе принять решение о государственной регистрации изменений в связи с неполнотой и не соответствием действительности представленных сведений. Предоставление для государственной регистрации заявления и документов, содержащих сведения, не соответствующие Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», нарушает права и законные интересы инспекции по созданию легитимных условий осуществления предпринимательской деятельности.

Предоставление документов, перечисленных в статье 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», без надлежащего подтверждения достоверности содержащихся в них сведений не является достаточным основанием для признания соблюдения установленного порядка внесения изменений в отношении юридического лица. Действительной является регистрация, произведенная не только на основании полного пакета документов, но на основании документов, содержащих достоверную информацию.

Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является федеральным информационным ресурсом. Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации является принцип достоверности информации.

При наличии недостоверной информации заявление считается не представленным в регистрирующий орган. Суд первой инстанции не учел, что сам факт представления документов, перечисленных в статье 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», без надлежащего подтверждения достоверности содержащихся в них сведений не является достаточным основанием признания соблюдения установленного порядка внесения изменений в отношении юридического лица.

В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Общество, надлежаще извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в его отношении в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя инспекции, явившегося в судебное заседание, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах (пункт 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации (пункт 4 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

В соответствии с пунктом 4.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица (пункт 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Перечень оснований для отказа в государственной регистрации определен пунктом 1 статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Такое основание для отказа в государственной регистрации как несоответствие действительности сведений, изложенных в документах, представленных при государственной регистрации, не названо в пункте 1 статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

По смыслу приведенных положений закона, регистрирующий орган не наделен правом проверять соответствие действительности сведений, содержащихся в документах, представленных при государственной регистрации.

Наличие у лица, обратившегося с заявлением о регистрации, надлежащих полномочий (подпункт «д» пункта 1 статьи 23 Закона), и представление полного комплекта документов для государственной регистрации является достаточным основанием ее осуществления.

Суд первой инстанции обоснованно указал на заявительный характер регистрации и недопустимость проверки налоговым органом достоверности сведений, содержащихся в представленных при регистрации документах, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Как следует из материалов дела, решением №5 от 04.05.2010 единственный участник общества с ограниченной ответственностью «Карго-Сервис» ФИО2 определила местом нахождения общества адрес: <...> –/81, каб. №11, с внесением соответствующих изменений в учредительные документы ООО «Карго-Сервис» (л.д. 13).

Распиской в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган, подтверждается поступление в инспекцию заявления по форме Р13001, устава, решения о внесении изменений в учредительные документы, документа об уплате государственной пошлины (л.д. 18).

Как видно из заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, изменения вносились в сведения об адресе (месте нахождения). Новым адресом общество указало
г. Ростов-на-Дону, ул. Варфоломеева, д. 259-261/81, кабинет №11 (адрес постоянно действующего исполнительного органа) (л.д. 48).

Решением от 02.06.2010 инспекция отказала обществу в государственной регистрации изменений в сведения об адресе юридического лица, мотивировав свой отказ тем, что при проведении проверочных мероприятий регистрирующим органом выявлено отсутствие ООО «Карго Сервис» по адресу, указанному в заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы (<...>). Инспекция в своем отказе указала, что заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (Р13001), содержит недостоверные сведения и считается не представленным в регистрирующий орган. Отказ в государственной регистрации обоснован ссылкой на подпункт «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (л.д. 70).

В соответствии с протоколом №910 от 27.05.2010 осмотра помещения, составленным Межрайонной ИФНС России №25 по Ростовской области, ООО «Карго Сервис» в помещении в здании по ул. Варфоломеева, 259-261/81 в
г. Ростове-на-Дону отсутствует (л.д. 72-73).

Между тем, право общества на использование данного помещения подтверждается договором субаренды №30/04/10.1 от 30.04.2010, заключенным ООО «Торговая компания «СТК» (арендатор) и ООО «Карго Сервис» (субарендатор), по которому обществу была предоставлена часть помещения общей площадью 5 кв. м, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Варфоломеева, 259-261/81, каб. №11. Договор заключен сроком до 10.03.2011. Помещение передано обществу в субаренду по акту приема-передачи помещения (л.д. 38).

Договор субаренды заключен на основе договора аренды нежилого помещения от 15.04.2010 между ООО «Охранное агентство «Каскад» и ООО Торговая компания «СТК» (л.д. 39-40). В письме от 15.04.2010 ООО «Охранное агентство «Каскад» выразило согласие на передачу помещения по адресу:
<...>, восьмой этаж, ком. №11, в субаренду ООО «Карго Сервис». Право собственности ООО «Охранное агентство «Каскад» на нежилые помещения по ул. Варфоломеева, №259-261/81 в г. Ростове-на-Дону подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04.03.2010 (л.д. 43).

Таким образом, общество подтвердило титул пользования нежилым помещением, адрес которого был заявлен для внесения изменений в учредительные документы.

Факт непосредственного размещения организации в нежилом помещении не подлежит доказыванию при обращении в налоговый орган с заявлением о регистрации изменений в учредительные документы, а также не может быть предметом проверки налоговых органов путем проведения осмотра помещений. Отсутствие организации по ее новому адресу не означает, что соответствующее помещение ей не было передано или организация не имеет прав на его использование. Кроме того, налоговый орган не вправе проверять и правовое основание пользования соответствующим помещением.

Доводы заявителя жалобы о непредоставлении обществом необходимых документов опровергаются материалами дела.

Исходя из действующего правового регулирования сообщение обществом недостоверных сведений о его адресе относится на риск самого общества, а также может быть предметом спора по заявлениям лиц, чьи права и законные интересы нарушены в результате указания обществом не соответствующего действительности адреса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Таким образом, законом установлены специальные правовые последствия представления при государственной регистрации недостоверных сведений о юридическом лице, которые не предполагают права налогового органа отказать в государственной регистрации изменений.

В соответствии с пунктом 5 статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Общество обратилось с настоящим заявлением 01.09.2010, что подтверждается штампом на заявлении, поступившем в Арбитражный суд Ростовской области. Таким образом, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок обществом пропущен не был.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные ООО «Карго Сервис» требования.

Апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы как основанные на неправильном толковании норм материального права.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 –Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 01 ноября 2010 года по делу №А53-18336/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу –без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий Т.Р. Фахретдинов

С. Малыхина

О.Х. Тимченко