ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-217/2016
05 октября 2016 года 15АП-14159/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шемшиленко А.А.
при участии:
Лица, участвующие в деле, не явились, представителей не направили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 19.07.2016 по делу № А32-217/2016, принятое судьей Ивановой Н.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2; ФИО1
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
третьи лица: Администрация муниципального образования город Краснодар; МКУ МО г.Краснодар "Учреждение по обеспечению деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар"
об отмене решения о прекращении производства,
УСТАНОВИЛ:
Предприниматели ФИО2 и ФИО1 обратились в Арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, г. Краснодар об отмене от 21.10.2015 о прекращении производства по делу № 128/2015.
Решением суда от 19.07.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФИО1 подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл.34 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле и третьих лиц, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Краснодарским УФАС России рассмотрена коллективная жалоба предпринимателей, арендующих помещения в здании, расположенном по адресу: <...>, (ИП ФИО2, ОАО «Дом моделей «Лик», ФИО3) на действия администрации муниципального образования город Краснодар, выразившиеся в издании постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 23.08.2012 № 7980 «Об утверждении тарифов на услуги, оказываемые муниципальным казенным учреждением муниципального образования город Краснодар» и приложений №№ 1,2, вынесенных в соответствии с решением Городской Думы Краснодара от 25.05.2006 №10 п. 10 «О порядке установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений муниципального образования город Краснодар».
По результатам рассмотрения жалобы Краснодарским УФАС России 21.10.2015 вынесено Решение, о прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях администрации муниципального образования город Краснодар факта нарушения ч.1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в издании постановления от 23.08.2012 № 7080.
Заявитель, с вынесенным решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю не согласился, что и послужило основанием для обращения его с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В силу ч.1 ст.4 АПК РФ лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном указанным Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 1 постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 23.08.2012 №7980 «Об утверждении тарифов на услуги, оказываемые муниципальным казенным учреждением муниципального образования город Краснодар» утверждены следующие тарифы на услуги, оказываемые МКУ МО город Краснодар «Учреждение по обеспечению деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар» (далее - Учреждение) - согласно приложению №1:
Услуги по эксплуатации помещений в здании по адресу: <...>. Стоимость за 1 кв.м площади: Арендаторы и иные пользователи помещений 71,60 руб. (без НДС), Собственники помещений 63,60 руб. (без НДС).
ИП ФИО2, с 2013 г. принадлежит по праву собственности часть нежилых помещений здания по адресу: <...>, общей площадью 946 м2.
ОАО «Дом моделей «Лик» до 2013 года принадлежало по праву собственности часть нежилых помещений здания по адресу: <...>, площадью 1426,8 м.
ФИО3 принадлежит по праву собственности часть нежилых помещений здания по адресу: <...> общей площадью 269,6 м2.
Заявители жалобы указывают, что Учреждение требует с них оплату за обслуживание общего имущества указанного здания согласно указанному постановлению.
Заявители считают, что в нарушение требований Федерального закона «О защите конкуренции» сумма денежных средств, необходимая на обслуживание всего здания, пропорционально разделена на те организации, которые не освобождены от оплаты эксплуатационных услуг, то есть бремя содержания имущества несут только организации, которые не освобождены от уплаты услуг.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Собственник не может возлагать обязанности по содержанию своего имущества на иных лиц, если иное не предусмотрено законом или договором.
Заявители утверждают, что даже те организации, которым передано имущество по договору безвозмездного пользования, обязаны сами оплачивать за них коммунальные и эксплуатационные услуги, что в действительности не соблюдается.
В соответствии с п.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №64 от 23.07.2009 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания» установлено, что поскольку отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, прямо не урегулированы законом (в соответствии с п.1 ст. 6 ГК РФ) распространяются нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности, ст.ст.249, 289, 290 ГК РФ. При этом, исходя из содержания п.1 ст.290 ГК РФ, п. 1 ст.36, ст.ст. 44-48 Жилищного кодекса РФ, ст. 247 ГК РФ, а также п.6 постановления Пленума ВАС РФ №64 определено, что порядок проведения ремонтных работ в помещениях общего пользования, участие собственников в расходах на содержание общего имущества устанавливается по соглашению всех собственников, а при не достижении такого соглашения - в порядке, устанавливаемом судом.
Протокол общего собрания собственников помещений, которым бы устанавливался такой правовой режим, отсутствует, также отсутствует судебный акт, определяющий такой порядок.
Постановлением кассационной инстанции арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.08.2013 по делу №А32-10645/2012 по иску Учреждения к ОАО «Дом моделей «Лик» о понуждении заключить договор, о предоставлении эксплуатационных услуг решение суда первой инстанции оставлено в силе. В свою очередь, решением суда первой инстанции в исковых требованиях отказано с мотивировкой, что договор по предоставлению эксплуатационных услуг не является публичным, в связи с чем, на участника гражданских правоотношений не может быть возложена обязанность по заключению указанного договора.
Согласно сведениям, представленным администрацией МО город Краснодар (исх.№2671/03 от 06.03.2015), тарифы на услуги по эксплуатации здания по адресу: <...>, утверждены по результатам рассмотрения материалов по экономическому обоснованию тарифов на услуги Управления цен и тарифов администрации муниципального образования город Краснодар. Ответственность за достоверность представленных экономических расчетов, бухгалтерских и прочих документов по экономическому обоснованию тарифов несет руководитель учреждения.
Согласно пункту 2 постановления администрации муниципального образования «Об утверждении тарифов на услуги, оказываемые муниципальным казенным учреждением МО город Краснодар «Учреждение по обеспечению деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар» от 24.06.2014 №4128 пункт 1 постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 23.08.2012 №7080 признан утратившим силу со дня официального опубликования настоящего постановления.
Коллективная жалоба предпринимателей, арендующих помещения в здании по адресу: <...>, поступила в Краснодарское УФАС в 2015 году, в жалобе заявители настаивают на своих претензиях и к постановлению администрации муниципального образования город Краснодар от 23.08.2012 №7080, и к действиям Учреждения по требованию с арендаторов платы за эксплуатационные расходы здания.
В действиях администрации МО город Краснодар по утверждению постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 23.08.2012 №7080 «Об утверждении тарифов на услуги, оказываемые муниципальным казенным учреждением муниципального образования город Краснодар «Учреждение по обеспечению деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар» и приложений №№1, 2, вынесенных в соответствии с решением городской Думы Краснодара от 25.05.2006 №10 п. 10 «О порядке установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений муниципального образования город Краснодар» и требования оплаты за обслуживание общего имущества указанного здания согласно указанному постановлению только с некоторых арендаторов усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции», которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» настоящий закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган наделен полномочиями, в том числе: возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
Основанием для возбуждения и рассмотрения Управлением дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица (пункт 2 части 2 статьи 39 Закона « О защите конкуренции»).
В жалобе Заявителя указано, что Администрацией муниципального образования город Краснодар необоснованно установлены тарифы на услуги по эксплуатации помещений в здании по адресу: <...> без учета мнения всех собственников нежилых помещений, находящихся в указанном здании.
Краснодарским УФАС России был сделан запрос в Администрацию муниципального образования город Краснодар о предоставлении документации и информации по установлению тарифов на услуги по эксплуатации помещений в здании по адресу: <...>.
Также их материалов дела следует, что согласно Решению Городской Думы Краснодара от 25.05.2006 № 10 п. 10 «О порядке установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений муниципального образования город Краснодар» (далее - Порядок) настоящий порядок определяет правовые, экономические и организационные основы разработки и утверждение тарифов (цен) на услуги, оказываемые муниципальными предприятиями и учреждениями муниципального образования город Краснодар.
Порядком предусмотрено экономическое обоснование тарифа на услуги муниципальных предприятий и учреждений. Согласно п. 3.7 Порядка при рассмотрении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений могут учитываться заключения независимой экспертизы по проверке обоснованности расчета тарифа.
В соответствии с п. 17 раздела 2 Устава, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 09.11.2011 № 8602 «Об утверждении Устава муниципального казенного учреждения муниципального образования город Краснодар «Учреждение по обеспечению деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар», учреждение вправе в качестве неосновной деятельности, при условии ее соответствия целям, предусмотренным настоящим Уставом, осуществлять следующие виды приносящей доход деятельности: услуги по предоставлению автостоянки, услуги по эксплуатации зданий, помещений.
Таким образом, Учреждение вправе оказывать услуги по эксплуатации зданий и помещений.
Согласно заключению Управления цен и тарифов администрации муниципального образования город Краснодар по экономическому обоснованию тарифов на эксплуатационные услуги в административном зданий (ул. Северная, д. 279) и услуги по эксплуатации автостоянки, оказываемые муниципальным казенным учреждением муниципального образования город Краснодар «Учреждение по обеспечению деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар» общая площадь помещений числящихся на балансе учреждения по адресу: <...>, составляет 9031 м , в том числе основная -6109 м2 и вспомогательная - 2922 м2. Кроме того, в административном здании расположены собственники помещений, которым учреждением предоставляются эксплуатационные услуги на площади 2285,9 м.
Всего общая площадь, обслуживаемая учреждением составляет 11316,9 м2. Доля общей площади помещений, занимаемых арендаторами и иными пользователями, не освобожденными от оплаты эксплуатационных услуг, составляет 51,80 % (5861,96/11316,9*100%).
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 23.08.2012 № 7080 установлены следующие тарифы на эксплуатационные услуги: арендаторы и иные пользователи помещений 71,60 руб. за 1 м; собственники помещений - 63,60 руб. за 1 м2.
Согласно Постановлению Пятнадцатого апелляционного арбитражного суда по делу №А32-9050/2013 15АП-18526/2013 от 25.06.2014 по иску МКУ «Учреждение по обеспечению деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар» к ОАО «Дом моделей «Лик» о взыскании задолженности, судом исследован вопрос правомерности применения оспариваемых тарифов, установлено, что формирование тарифов осуществлялось методом установления фиксированных тарифов, исходя из плановой себестоимости услуг. Затраты включаемые в себестоимость платных услуг, определялись в соответствии с действующим порядком ведения бухгалтерского учета Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации.
Постановлением кассационной инстанции арбитражного суда СевероКавказского округа от 28.11.2014 по делу №А32-9050/2013 по иску Учреждения к ОАО «Дом моделей «Лик» о взыскании расходов на содержание общего имущества решение суда первой инстанции оставлено в силе. В свою очередь, решением суда первой инстанции, а также постановлением суда апелляционной инстанции от 25.06.2014, исковые требования удовлетворены.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Под конкуренцией, в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
При этом следует учитывать, что под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.
Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действий (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.
Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действий (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.
Утвержденные тарифы на оплату эксплуатационных услуг разделены по категориям плательщиков, при этом доля собственников нежилых помещений в общей доле имущества наименьшая. При этом для собственников нежилых помещений установлен пониженный тариф для оплаты.
Таким образом, Краснодарским УФАС России в действиях Администрации МО город Краснодар правомерно не установлено признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ, заявитель должен доказать, каким образом оспариваемый акт нарушает его права и законные интересы, а также в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования, о признании недействительными оспариваемого решения Краснодарского УФАС России.
Заявитель не представил доказательств фактического нарушения его прав и законных интересов оспариваемым решением.
Таким образом, оспариваемое Решение антимонопольного органа законно и обоснованно.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы апелляционных жалоб были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.07.2016 по делу № А32-217/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий М.В. Соловьева
Судьи Г.А. Сурмалян
С.С. Филимонова