2404/2023-98197(2)
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А32-60690/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2023 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Группа компаний «Академия
безопасности»
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 25.07.2023 по делу № А32-60690/2022
по исковому заявлению Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
к обществу с ограниченной ответственностью группа компаний «Академия безопасности» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
при участии третьего лица: государственного бюджетного учреждения
здравоохранения Республики Крым «Алуштинская центральная городская больница» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - ЮМУ Росприроднадзора, управление) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к обществу с ограниченной ответственностью группа компаний «Академия безопасности» (далее – ООО ГК «Академия безопасности», общество) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 987 330,25 руб., пени в размере 19 746,60 руб. (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное бюджетное
учреждение здравоохранения Республики Крым «Алуштинская центральная городская больница» (далее – ГБУЗ «Алуштинская ЦГБ»).
Решением суда первой инстанции от 25.07.2023 с ООО ГК «Академия безопасности» в пользу ЮМУ Росприроднадзора взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 987 330,25 руб., пеня в размере 19 746,60 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО ГК «Академия безопасности» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ООО ГК «Академия безопасности» ссылается на то, что в 2020 году ООО ГК «Академия безопасности» заключило государственные контракты с ГБУЗ РК «Алуштинская ЦГБ». В результате производства строительно-монтажных работ по контрактам был образован строительный мусор. В рамках государственных контрактов ООО ГК «Академия безопасности» заключило договора с ООО «Строй-снаб Алушта» на оказание услуг по организации вывоза твердых строительных отходов. Строительный мусор был вывезен с объектов ГБУЗ РК «АЦРБ» силами ООО «Строй-снаб Алушта» без перехода права собственности на отходы от ГБУЗ РК «АЦРБ» к ООО ГК «Академия безопасности» и иным лицам. При осуществлении расчета истец использовал ставку за отходы IV класса в размере 663,20 руб. не имея документов, подтверждающих, что данные отходы относятся к IV классу. У ООО ГК «Академия безопасности» не возникла обязанность по подаче декларации о плате за НВОС и обязанность по внесению оплаты за негативное воздействие на окружающую среду, ООО ГК «Академия безопасности» является ненадлежащим ответчиком по спору об оплате взносов за НВОС.
От ГБУЗ Республики Крым «Алуштинская ЦГБ» поступили возражения на апелляционную жалобу, в котором учреждение просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в рамках проведения управлением контроля установлено, что в соответствии с данными в области обращения с отходами за 2021 год обществом с ограниченной ответственностью «Строй-снаб Алушта» принят с целью транспортирования и дальнейшего размещения на полигоне твердых коммунальных отходов в с. Тургенево от ООО ГК «Академия Безопасности» следующий вид отходов:
- мусор от сноса и разборки зданий несортированный (8 12 901 01 72 4) – 242,37 тонн;
- мусор от сноса и разборки зданий несортированный (8 12 901 01 72 4) – 249,73 тонн;
- мусор от сноса и разборки зданий несортированный (8 12 901 01 72 4) – 850,61 тонн;
- мусор от сноса и разборки зданий несортированный (8 12 901 01 72 4) – 35,75 тонн.
Указанный вид отхода был образован на некатегорийных объектах НВОС, расположенных в г. Алушта, Республика Крым.
В поданной ООО ГК «Академия Безопасности» декларации о плате за НВОС за 2021 (учетный номер 6365930 от 25.02.2022) сведения о размещении строительных отходов не отображены.
Итоговая сумма платы за размещение отходов производства и потребления составляет - 987 330,25 руб.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду субъектом хозяйствования не вносилась.
ЮМУ Росприроднадзора в адрес ООО ГК «Академия безопасности» направлено требование о доначислении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду от 16.09.2022 № 10-09/20/22.
В соответствии с требованием общество обязано было в течение 10 дней оплатить исчисленную за должность.
Поскольку задолженность на момент обращения в суд обществом не оплачена, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Статья 1 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон № 89-ФЗ) определяет отходы производства и потребления (далее - отходы) как вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона № 89-ФЗ при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным Законом об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом.
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон № 7- ФЗ).
В соответствии со статьей 16 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 16 Закона № 7-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за
негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства от 03.03.2017 № 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду", контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
Из материалов дела следует, что ООО ГК "Академия Безопасности" во исполнение положений государственных контрактов №№ 148-4, 146-4, 238-4, 2394, 147-4 заключило с ООО «Строй-снаб Алушта» договоры №№ ТСО-155, ТСО- 156, ТСО-174, ТСО-175 на оказание услуг по организации вывоза твердых строительных отходов: мусор от сноса и разборки зданий несортированный (8 12 901 01 72 4), всего 1 378,46 тонн.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (с изменениями от 29.03.2021 № 149) данный вид отхода не относится к твердым коммунальным отходам, соответственно, возникает обязанность по внесению платы за размещение отходов производства и потребления.
В апелляционной жалобе ООО ГК "Академия Безопасности" ссылается на то, что оно не является надлежащим субъектом, поскольку мусор был вывезен с объектов ГБУЗ «Алуштинская ЦГБ» без перехода права собственности на отходы от «Алуштинская ЦГБ» к ООО ГК "Академия Безопасности".
Однако, рассматриваемые отходы образовались в результате деятельности ООО ГК "Академия Безопасности".
Суд учитывает, что согласно положениям п. 5.4.23 государственных контрактов подрядчик (ООО ГК «Академия безопасности») обязан был обеспечивать в процессе выполнения работ собственными силами и в счет цены контракта систематическую уборку объектов и прилегающей территории от порубочного остатка, отходов производства и потребления с последующим вывозом на специализированные полигоны с соблюдением норм технической и пожарной безопасности, производственной санитарии, обеспечивать чистоту выезжающего строительного транспорта, а также производить платежи за загрязнение окружающей среды выбросами, сбросами загрязняющих веществ и размещение отходов, образующихся в результате проведения и выполнения работ по объектам и предусматриваемых для данной местности, в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 5.4.24, 5.4.25., 5.4.26 государственных контрактов общество обязано согласовывать с соответствующими органами государственного контроля (надзора) нормативы воздействия на окружающую среду, природопользования (выбросов, использования водных ресурсов, образования, размещения отходов и т.п.) и получать соответствующие разрешения, решения и лицензии, а также заключать договоры, предусмотренные природоохранным законодательством РФ.
Согласно п. 2.1.2 государственных контрактов в цену контракта входят расходы связанные с вывозом отходов, строительного мусора в том числе налоги,
сборы и др. обязательные платежи предусмотренные действующим законодательством.
Таким образом, сторонами контрактов было изначально определено, что ООО ГК «Академия безопасности» имеет соответствующие обязанности при работе со строительным мусором и воздействии на окружающую среду.
Согласно ст. 751 ГК РФ, СНиП 12-01-2004. Организация строительства, Подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ. Подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований.
Таким образом, с учетом изложенного, на ООО ГК «Академия безопасности» лежали обязанности по подаче декларации и о плате за НВОС за 2021 год с учетом рассматриваемого мусора от сноса и разборки зданий, который был вывезен ООО «Строй-снаб Алушта».
При определении размера платы за размещение отходов производства и потребления управлением взята формула, указанная в п. 18 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду», за размещение отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) в пределах лимитов на размещение отходов, либо в соответствии с декларацией о воздействии на окружающую среду, либо в соответствии с отчетностью об образовании, утилизации, обезвреживании.
В апелляционной жалобе общество указывает на то, что отсутствуют доказательства отнесения рассматриваемого отхода к IV классу опасности, соответственно, основания для применения ставку за отходы в размере 663,20 руб. отсутствуют.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом (ФККО) код 8 12 901 01 72 4 - мусор от сноса и разборки зданий несортированный относится к IV классу опасности.
Согласно пункту 4 раздела III "Ставки платы за размещение отходов" с учетом Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" для отходов IV класса опасности (малоопасные) (за исключением твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) на 2021 год установлена ставка 663,2 руб. за тонну.
Таким образом, управлением верно применена указанная ставка платы за размещение отходов IV класса опасности.
Представленный управлением расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду судом проверен, признан арифметически и методологически произведенным верно.
С учетом изложенного, требования о взыскании задолженности негативное воздействие на окружающую среду в сумме 987 330,25 руб. правомерно удовлетворены судом в полном объеме.
Неустойка в размере 19 746,60 руб., рассчитанная управлением с учетом основной суммы задолженности, определена верно.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил требования Южного межрегионального управления
Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о взыскании с ООО ГК «Академия безопасности» задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 987 330,25 руб., пени в размере 19 746,60 руб.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2023 по делу № А32-60690/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий О.Ю. Ефимова
Судьи И.Н. Глазунова
М.В. Соловьева