ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-14845/19 от 12.09.2019 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

2339/2019-102828(1)

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции  по проверке законности и обоснованности решений (определений) 

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А32-17244/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2019 года. 

Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2019 года.  Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Беляевой И.Н., 

в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства  природных ресурсов Краснодарского края 

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2019 по делу № А32- 17244/2019 (судья Хмелевцева А.С.) 

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Чистый берег»  (ИНН 2304042729, ОГРН 1052301869949) 

к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984,  ОГРН 1092312004113), 

при участии третьего лица - государственного казенного учреждения  Краснодарского края «Комитет по лесу» (ИНН 2348027076, ОГРН 1072348002253),  об оспаривании постановления, 

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Чистый берег» (далее -  заявитель, общество, ООО «Чистый берег») обратилось в Арбитражный суд  Краснодарского края с заявлением к Министерству природных ресурсов  Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, административный орган,  министерство) об оспаривании постановления от 20.03.2019 N 52-Л/2019 по статье  7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее  – КоАП РФ). 

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2019 признано  незаконным и отменено постановление Министерства природных ресурсов  Краснодарского края от 20.03.2019 N 52-Л/2019 о привлечении общества с  ограниченной ответственностью «Чистый берег» по статье 7.9 Кодекса Российской 


Федерации об административных правонарушениях в виде 200 тыс. рублей  штрафа. 

Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство природных  ресурсов Краснодарского края обжаловало его в порядке, определенном главой 34  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). 

В апелляционной жалобе министерство просит отменить решение суда,  ссылаясь на то, что письмом Геленджикского лесничества от 25.01.2019 № 50  ООО «Чистый берег» уведомлено о необходимости в соответствии с решением  Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32-46253/2017 освобождения  лесного участка в добровольном порядке до 25.02.2019 и предупреждено о том, что  в случае не выполнения решения суда, общество будет привлечено к  административной ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ за самовольное занятие  лесного фонда. Геленджикским лесничеством 06.02.2019 направлено повторное  письмо № 90, в соответствии с которым обществу вновь указано на необходимость  разрешения вопроса об освобождении участка лесного фонда, а в случае  отсутствия в лесничестве информации об освобождении или продлении срока,  предусмотренного для освобождения участка, о возбуждении дела об  административном правонарушении за самовольное занятие участка лесного  фонда. Оба письма обществом получены. В связи с тем, что информация об  освобождении лесного участка, как и о продлении срока, предусмотренного для  освобождения участка, в лесничество обществом не предоставлена, в отношении  ООО «Чистый берег» 27.02.2019 составлен протокол об административном  правонарушении № 003104, копия которого направлена в адрес общества после  составления и получена обществом 13.03.2019. Министерством 07.03.2019  подготовлено и направлено определение о назначении времени и места  рассмотрения дела об административном правонарушении № 52-JI/2019,  возбужденного на основании протокола об административном правонарушении от  27.02.2019 № 003104, назначена дата рассмотрения дела об административном  правонарушении - 20.03.2019. Обществом данное определение не получено,  почтовое отправление находилось по месту вручения. Вместе с тем, именно  общество должно обеспечить получение почтовой корреспонденции по адресу его  местонахождения. Не предприняв эти действия, общество несет ответственность за  последствия проявления не должной степени заботливости и осмотрительности.  Адрес, по которому направлена корреспонденция, согласно выписке из ЕГРЮЛ  является юридическим адресом общества, следовательно, общество было  уведомлено должным образом, что подтверждают приложенные к материалам дела  копии документов об отправлении определения обществу по последнему  юридическом адресу, указанному в ЕГРЮЛ. В порядке ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело  об административном правонарушении рассмотрено 20.03.2019 в отсутствии  общества, вынесено постановление о назначении административного наказания за  нарушение лесного законодательства, а именно самовольное занятие лесного  участка, назначен административный штраф на сумму 200 тыс. руб. Постановление  получено обществом 12.04.2019. Необходимо отметить, что общество обладало  информацией о возбуждении дела об административном правонарушении с  момента получения протокола об административном правонарушении № 003104, а  именно с 13.03.2019, никаких мер по обжалованию протокола, либо принятию  участия в рассмотрении дела об административном правонарушении со стороны  общества не предпринято. 


Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о  времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей  не обеспечили. 

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы,  арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что  апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. 

Как следует из материалов дела, на основании планового рейдового задания  от 18.01.2019 N 9, 23.01.2019 государственные лесные инспекторы Сидоров Н.Н. и  Галенко С.М. провели осмотр территории - лесного участка, расположенного:  Кабардинское участковое лесничество квартал 145А части выделов 19, 24  площадью 0,5 га. Арендатором лесного участка по договору аренды от 23.12.2008  N 319/14-08 является ООО «Чистый берег», обязанное согласно вступившему в  законную силу решению Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2017  N А32-46253/2017 возвратить государственному казенному учреждению  Краснодарского края «Комитет по лесу» лесной участок. 

Государственным лесным инспектором Краснодарского края  Лизуновой Л.Ш. составлен протокол об административном правонарушении от  27.02.2019 N 003104, которым установлено самовольное использование обществом  лесного участка, расположенного: Кабардинское участковое лесничество квартал  145А части выделов 19, 24. 

Административный орган вынес постановление о назначении  административного наказания от 20.03.2019 N 52-Л/2019, которым общество  привлечено к административной ответственности статье 7.9 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в  виде административного штрафа в размере 200 000 рублей. 

Не согласившись вынесенным постановлением, общество обратилось в  арбитражный суд с заявлением. 

В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об  оспаривании решений административных органов о привлечении к  административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств,  послуживших основанием для привлечения к административной ответственности,  возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При  рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о  привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном  заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения,  устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа,  принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные  основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли  установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки  давности привлечения к административной ответственности, а также иные  обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об  оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан  доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в  полном объеме. 

В соответствии со статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях самовольное занятие лесных участков или  использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, 


устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других  целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет  наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот  тысяч до трехсот тысяч рублей. 

Под самовольным занятием лесного участка понимается его фактическое  занятие при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного  им лица), выраженной в установленном порядке, в отсутствие на то  правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности,  владения, пользования или аренды на данный участок. 

Объективной стороной данного правонарушения является действие или  бездействие, состоящее в самовольном занятии лесных участков или  использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов,  устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других  целей без специальных разрешений на использование указанных участков. 

Субъектом административного правонарушения являются граждане,  должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица,  осуществляющие деятельность по обращению с отходами. 

С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены  умышленно, а также по неосторожности. 

Согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям  лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью  и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари,  редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства  нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). 

Статьей 5 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что  использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из  понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. 

В соответствии со статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса  располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование,  охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым  назначением земель, на которых эти леса располагаются. 

Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что  лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной  собственности. 

В соответствии с частью 2 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации  лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной  собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии  со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов. 

Статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что право  постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного  пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных  участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает  и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским  законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных  соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном  партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством,  Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных  участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и 


расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в  состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в  отдельные законодательные акты Российской Федерации», если иное не  предусмотрено названным Кодексом. 

Согласно части 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные  участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности,  предоставляются на основании решения уполномоченных в соответствии со  статьями 81 - 84 названного Кодекса органа государственной власти или органа  местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное  (бессрочное) пользование, договора аренды в случае предоставления лесного  участка в аренду и договора безвозмездного пользования в случае предоставления  лесного участка в безвозмездное пользование. 

В соответствии с частью 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации  лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной  собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное)  пользование, аренду, безвозмездное пользование. 

Согласно материалам дела между государственным казенным учреждением  Краснодарского края «Комитет по лесу» и обществом с ограниченной  ответственностью «Чистый берег» (арендатор) заключен договор аренды лесных  участков, находящихся в государственной собственности от 23.12.2008 N 319/14-08  (далее - договор). 

В соответствии со вступившим в законную силу решением Арбитражного  суда Краснодарского края от 27.12.2017 N А32-46253/2017 ООО «Чистый берег»  обязано возвратить государственному казенному учреждению Краснодарского края  «Комитет по лесу» арендуемый лесной участок площадью 0,5 га по акту приема- передачи. 

По состоянию на 27.02.2019 лесной участок используется ООО «Чистый  берег» самовольно без разрешительных документов. 

Наличие в действиях ООО «Чистый берег» состава правонарушения,  предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ, подтверждается материалами дела и не  оспаривается обществом. 

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной  ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и  мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении  иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. 

Статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях предусмотрено, что протокол об административном  правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено  дело об административном правонарушении или его представителя. 


Положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления  протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий  защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном  правонарушении. 

В частности, в протоколе отражаются объяснения лица по поводу  вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола указанному  лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем в  протоколе делается соответствующая запись (часть 3); лицо имеет возможность  ознакомления с протоколом об административном правонарушении (часть 4);  протокол должен быть подписан лицом, привлекаемым к ответственности, а в  случае отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись  (часть 5). 

В силу части 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях дело об административном правонарушении,  совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного  представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть  рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении их о  месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об  отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без  удовлетворения. 

Согласно части 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях законными представителями юридического  лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с  законом или учредительными документами органом юридического лица. 

Из приведенных норм следует, что лицо, в отношении которого возбуждено  административное производство, должно присутствовать при составлении  протокола, рассмотрении дела об административном правонарушении. Протокол  может быть составлен, дело - рассмотрено в отсутствие этого лица при условии  надлежащего извещения о совершении данных процессуальных действий. 

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 24  постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в  судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»  разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений)  административных органов о привлечении к административной ответственности  судам следует проверить, были ли приняты административным органом  необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого  возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного  представителя о составлении протокола об административном правонарушении в  целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными  статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Приведенные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные  гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. 

Без предоставления лицу возможности воспользоваться своими  процессуальными правами дело об административном правонарушении не может  быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно. Именно на административном  органе лежит обязанность не только уведомить лицо о времени и месте совершения 


процессуальных действий, но и убедиться в том, что это лицо располагает  соответствующей информацией и не уклоняется от ее получения, а также выяснить  причины его неявки. 

Как следует из материалов дела, общество не уведомлено о необходимости  явки для составления протокола об административных правонарушениях от  27.02.2019. В деле имеется письмо комитета от 06.02.2019 N 90, в котором указано,  что в случае неосвобождения участка до 25.02.2019 будет составлен протокол об  административном правонарушении по статье 7.9 КоАП РФ. Данное письмо  получено обществом 13.02.2019, однако в нем не указана дата составления  протокола, что не позволяет считать его надлежащим извещением. 

В представленных административных материалах отсутствуют  доказательства извещения какими-либо способами, в частности путем направления  по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату  непосредственно о дате составления протокола. 

В судебном заседании представитель заинтересованного лица пояснил, что  протокол об административном правонарушении от 27.02.2018 N 003104, составлен  в ходе патрулирования территории, в отсутствие представителя общества, не  извещенного надлежащим образом о составлении протокола об административном  правонарушении. 

Копия протокола направлена в адрес общества 27.02.2019, согласно  уведомлению о вручении 13.03.2019 получено представителем общества. 

Определением от 07.03.2019 рассмотрение дела об административном  правонарушении назначено на 20.03.2019 с 10-12 часов. Указанное определение  отправлено почтой. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым  идентификатором 35099131128444 15.03.2019 определение от 20.03.2019 покинуло  сортировочный центр и получено адресатом 16.04.2019, то есть после даты  вынесения постановления. 

Постановление от 20.03.2019 N 52-Л/2019 вынесено в отсутствие законного  представителя ООО «Чистый берег», не уведомленного надлежащим образом в  нарушение гарантий защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об  административном правонарушении. 

Таким образом, административным органом нарушен установленный  законом порядок привлечения общества к административной ответственности. 

Срок давности привлечения к ответственности соблюден.

Согласно пункту 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О  некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об  административных правонарушениях» нарушение административным органом при  производстве по делу об административном правонарушении процессуальных  требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в  удовлетворении требования административного органа о привлечении к  административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для  признания незаконным и отмены оспариваемого постановления  административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если  указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не  позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный  характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными  нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при  рассмотрении дела. 


При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно  удовлетворил заявленные требования. 

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой  инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают  правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут  служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта. 

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного  разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании  полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств. 

Нарушений процессуального права, являющихся основанием для  безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено. 

Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2019 по делу   № А32-17244/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без  удовлетворения. 

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в  законную силу со дня его принятия. 

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный  суд Северо-Кавказского округа. 

Председательствующий М.В. Ильина

Судьи О.Ю. Ефимова

 С.С. Филимонова