ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-15214/12 от 31.01.2013 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 47б лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А53-9523/2011

06 февраля 2013 года 15АП-15214/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2013 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,

судей Ильиной М.В., Фахретдинова Т.Р.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Задорожней Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тарасовский горно-обогатительный комбинат" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.10.2012 по делу № А53-9523/2011 (судья Корх С.Э.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Тарасовский горно-обогатительный комбинат" к Комитету по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Ростовской области, индивидуальному предпринимателю Шельтику Александру Николаевичу при участии третьих лиц общества с ограниченной ответственностью "ТФК "Орион", ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по Южному федеральному округу" о признании недействительными торгов,

при участии:

от истца: представитель Моисеев М.И. (доверенность от 01.06.2011);
 от ответчиков: Шельтик А.Н.; от Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Ростовской области: представитель Григорчук А.Г. (доверенность от 10.01.2013 № 34-1/10);

от третьих лиц: от ООО «ТФК «Орион»: не явился, извещен (уведомление
 № 34400258432900);

от ФБУ «Территориальный фонд геологической информации по Южному федеральному округу»: не явился, извещен (уведомление № 34400258432917);

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Тарасовский горно-обогатительный комбинат» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Комитету по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Ростовской области (далее – комитет), индивидуальному предпринимателю Шельтику Александру Николаевичу (далее – предприниматель) о признании недействительными проведенных 17.03.2011 торгов в форме аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения и использования отходов горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производства из отходов дробления кварцитов в качестве общераспространенных полезных ископаемых – песков с примесью суглинков и дресвы на участке Тарасовском в Тарасовском районе Ростовской области и выданной на основании этих торгов лицензии РСТ №80173 ТЭ (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Исковые требования мотивированы тем, что спорные отходы уже не являются недрами, и расположение спорного имущества выше почвенного слоя исключает наличие права у ответчика проводить аукцион, оспариваемыми по настоящему делу торгами нарушены его права и потенциальных участников торгов, лицензия выдана с нарушением пункта 3 статьи 12 Закона "О недрах".

Решением от 23.11.2011, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 04.04.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что доказательств в подтверждение права заявителя, как недропользователя, использовать отходы горнодобывающего производства и связанных с ним перерабатывающих производств не представлено. Имеющаяся в материалах дела лицензия на добычу полезных ископаемых, выданная АООТ "Тарасовское рудоуправление", о названном правомочии АООТ "Тарасовское рудоуправление" не содержит. Заявитель также не представил в материалы дела доказательств выдачи ему соответствующей лицензии и наличия у него права пользования спорным отвалом (отходами) с возможностью передачи отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств в собственность недропользователя. Включение внешним управляющим Тайговским В.И. породных отвалов в конкурсную массу, в условиях отсутствия доказательств правомерности оснований таких действий, не является основанием, сформировавшим владельческий титул правопредшественников истца. В соответствии с Законом о недрах досрочное прекращение права пользования недрами осуществляется во внесудебном порядке органами, предоставившими лицензию. В суд могут быть обжалованы только лишь решения названных органов о прекращении права пользования недрами. Истец не представил доказательств нарушения комитетом оспариваемыми торгами в форме аукциона на право пользования недрами требований законодательства, а также нарушения его прав и законных интересов в предпринимательской и иной экономической деятельности.

Постановлением ФАС СКО от 22.06.2012 указанные судебные акты отменены с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области. Кассационным судом указано на то, что при новом рассмотрении суду необходимо установить, являются ли отвалы отсевов кварцитов по смыслу абзаца 1 преамбулы Закона "О недрах" недрами, находящимися в государственной собственности, которые могли быть предоставлены в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, оспаривалось ли право истца на владение и пользование спорными отвалами.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.10.2012 в исковых требованиях отказано. Суд пришел к выводу, что использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств является одним из видов недропользования. Поскольку такого вида отходы относятся к недрам, которые в соответствии со статьей 1.2 Закона о недрах являются собственностью государства и не могут быть предметом сделки по их отчуждению, то их предоставление в пользование осуществляется на основании специального государственного разрешения в виде лицензии. Заявитель не представил в материалы дела доказательств выдачи ему соответствующей лицензии и наличия у него права пользования спорным породным отвалом (отходами) с возможностью передачи отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств в собственность недропользователя. Право пользования и распоряжения спорным породным отвалом (отходами) не было предоставлено ни заявителю, ни Тарасовскому рудоуправлению.

Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить, исковые требования удовлетворить.

В обоснование жалобы указано, что суд первой инстанции повторил те же ошибки, что и при первоначальном рассмотрении дела, неверно истолковал нормы права. Государственное предприятие Тарасовское рудоуправления осуществляло добычу полезных ископаемых с 1930-40-х гг.Впоследствие государственное предприятие было преобразовано в АООТ, при этом в состав имущества общества вошли и производственные запасы в виде складировавшихся отходов переработки полезных ископаемых. АООТ «Тарасовское рудоуправление» (перерегистрированное в ОАО «Бентонит-Люкс») владело, пользовалось и распоряжалось спорным имуществом как своим более 20 лет (эти обстоятельства не оспаривались лицами, участвующими в деле). Спорные отсевы не подпадают в сферу регулирования Закона «О недрах», поскольку не находятся в недрах, то есть ниже почвенного слоя. Суд дал неверное толкование нормам закона, указав, что «право недропользователя использовать отходы должно быть специально оговорено в лицензии», «отходы могут находиться в собственности недропользователя только, если это оговорено в лицензии. Во всех остальных случаях они остаются в государственной собственности», что противоречит п.п. 6.3, 6.7 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утв. Постановлением верховного Совета РФ от 15.07.1992 № 3313-1». Суд также не оценил исковые требования с учетом статьи 234 ГК РФ (приобретательная давность). ПГС является частной собственностью и, в числе прочих, по этому основанию не входит в имущество, которым правомочен распоряжаться КООСиПР. При проведении аукциона допущены существенные нарушения порядка формирования аукционной документации, в информации о проведении аукциона не содержится обязательной информации о местонахождении (более того, указано несуществующее название участка), описании участка недр (более того, аукцион вообще проводился не по участку недр, а по земельному участку), основных условий, определяющих выбор владельца лицензии, стартовых размеров платежей, стоимость пакета геологической информации, размер лицензионного сбора за участие в аукционе. В извещении содержится только неправильное и неполное наименование объекта, который ответчик не имел права выставлять на торги, а также время проведения аукциона и срок окончания приема заявок. Лицензия выдана с грубым нарушением пункта 3 статьи 12 Закона О недрах, без указания пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование.

В отзыве на жалобу предприниматель просил решение оставить без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель комитета и предприниматель просили решение оставить без изменения.

Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили. В отношении указанных лиц дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему.

Как следует из материалов дела, начиная с 1930-40-х годов в Тарасовском районе Ростовской области существовало государственное предприятие «Тарасовское рудоуправление», которое осуществляло деятельность по добыче, переработке и отгрузке кварцитосодержащих полезных ископаемых, в том числе щебня и формовочного песка.

В соответствии с приказом Минметаллургии СССР и исполнительного комитета Тарасовского райсовета народных депутатов от 18.07.1991 №291/252 Тарасовское рудоуправление было передано из ведения Минметаллургии СССР в ведение Тарасовского райсовета Ростовской области.

Во исполнение указанного приказа согласно акту приема-передачи от 27.08.1991 Тарасовское рудоуправление было передано по состоянию на 01.07.1991 со всеми активами и пассивами. В частности, в составе Тарасовского рудоуправления было передано производственных запасов на сумму 1 290 000 рублей.

Решением №924 от 22.12.1992 администрации Тарасовского района был зарегистрирован устав государственного предприятия «Тарасовское рудоуправление», утвержденный 30.11.1992 заместителем главы администрации Ростовской области - председателем Комитета по управлению имущества Ростовской области.

Среди видов деятельности указаны: добыча и переработка кварцитосодержащего сырья, добыча песка формовочного.

Постановлением Главы администрации Тарасовского района Ростовской области №304 от 06.06.1994 было зарегистрировано АООТ «Тарасовское рудоуправление», учрежденное путем преобразования госпредприятия «Тарасовское рудоуправление». Как указано на странице 1 его устава, «АООТ «Тарасовское рудоуправление» учреждено в соответствии с Указами Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 1 июля 1992 года №721, «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 29.01.1992 №66 и в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, то есть акционерное общество «Тарасовское рудоуправление» возникло путем реорганизации (акционирования) в процессе приватизации государственных предприятий.

Как следует из акта оценки стоимости имущества Тарасовского рудоуправления от 19.05.1994, в составе имущества предприятия были приватизированы затраты и запасы на сумму 2 687 000 рублей, в государственной (муниципальной) собственности были оставлены объекты соцкультбыта (жилые дома, баня, магазин, их коммуникации и оборудование). В плане приватизации указано, что предприятие занимает земельные участки 33 га (промплощадка), 8,4 га (склад взрывчатых материалов), 3 га (погрузочная площадка) - что подтверждается документами титульного владения земельным участком.

Постановлением Главы администрации Тарасовского района Ростовской области №273 от 04.05.1995 АООТ «Тарасовское рудоуправление» было реорганизовано в ОАО «Бентонит-Люкс» (свидетельство ОАО №325).

Новая редакция устава ОАО «Бентонит-Люкс» была зарегистрирована решением № 436-и-РП от 26.06.1996 регистрационной палаты администрации г. Ростова-на-Дону. ОАО «Бентонит-Люкс» в 90-х годах на основании лицензии занималось добычей из отведенного ему карьера кварцитов (камня) для нужд металлургии.

В соответствии с постановлением Главы администрации Тарасовского района Ростовской области от 06.04.1994 №153 на праве постоянного бессрочного пользования предприятию были предоставлены земельные участки: 33 га – промплощадка, склад ВМ - 8,4 га, новая погрузка - 3,0 га, назначение земли - для производственных нужд, что подтверждается Государственным актом на право собственности, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № РО-37-01-000283.

Технологический цикл производства заключается в том, что предприятие добывало из отдельно расположенных карьеров (иные акты землеотвода) горную массу, доставляло ее самосвалами и складировало на промплощадку (дробильно-обогатительная фабрика - «ДОФ»). Со склада ДОФ горная масса поступала по транспортерам в дробилки, откуда конвейерами отдельно складировались необходимые фракции кварцитов (щебня, формовочных песков), которые хранились на промплощадке до момента отгрузки автотранспортом на погрузочную площадку железной дороги. Отдельно через сита и транспортеры отсеивались более мелкие фракции кварцитов, которые с использованием транспортера и самосвалов складировались на территории промплощадки ДОФ в конус высотой около 50 метров над уровнем почвы.

Данные отсевы (отходы), включая щебень, дополнительно перерабатывались (в том числе с применением ПДСУ - передвижных дробильно-сортировочных установок), пересортировывались, активно использовались предприятием для отсыпки промплощадки, строительства объектов недвижимости предприятия, отсыпки дорог до карьеров, продавались потребителям, что подтверждается: договором с Лиховским отделением ЮВЖД от 11.01.1981 об использовании прирельсового участка земли при станции Тарасовка для погрузки и складирования отгружаемого кварцита и кварцевого (формовочного) песка (п.1); договором с колхозом «Заветы Ильича» от 06.03.1981 г., где в п.1 содержится обязанность рудоуправления произвести ремонт подъездных дорог; договором на капитальное строительство № 2 от 04.02.1988 г. с ДРСУ-3, в соответствии с прил. 3 которого Тарасовское рудоуправление передает для ремонта своих дорог подрядчику щебень мелкий, отсев, песок; сведениями о выполненных работах по карьероуправлению ОАО «Бентонит-Люкс» за октябрь 1998, где указано, что за один месяц отсев отгружался Тарасовскому РУЭС, ОАО «Стройфарфор» шесть раз, щебень -Тарасовскому РУЭС, Тарасовскому ДРСУ; письмом-заявкой №43 от 22.10.1998 Тарасовского ДРСУ на поставку щебня, счет-фактурой №44 от 16.03.1999, накладной №41 от 16.03.1999, доверенностью №84 от 16.03.1999 на отпуск и получение щебня, и иными документами, отражающими обычную финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

В 1999-2003 годах предприятие было ликвидировано в порядке реализации процедур банкротства. В период внешнего управления в 2001-2002 годах в установленном порядке отсевы были проданы по договору от 30.04.2001 обществу с ограниченной ответственностью «ТФК «Орион». До заключения договора специализированной организацией (лицензия Федеральной службы геодезии и картографии ГК 000392 от 14.03.2001) были проведены инженерно-геодезические изыскания с проведением буровых, топографо-маркшейдерских работ, обмеров и расчетов, которые нашли отражение в Техническом отчете об инженерно-геодезических изысканиях от 11.04.2001, где указано: «Топографо-маркшейдерские работы на отвалах отсевов кварцитов в Тарасовском районе Ростовской области, расположенные выше почвенного слоя, а в местах, где он отсутствует - выше земной поверхности, выполнялись с целью определения объемов доступных к разработке и составлению топографических планов участков масштаба 1:2000. В результате, работ были выполнены: 1. Создание инженерно-топографических планов масштаба 1:2000, определение объемов в отвалах отсевов кварцитов, определение координат с помощью спутниковой навигационной системы (GPS).

Также были проведены испытания песка (отходов дробления кварцитов) согласно протоколу от 14.06.2001 ООО «Строительная лаборатория «Испытатель» (аттестат аккредитации ГОСТ Р РУ 9001.6.1. зарегистрирован в Госреестре, лицензия РОС № ВЗ10234).

По договору от 06.07.2007 общество с ограниченной ответственностью «Тарасовский горно-обогатительный комбинат» купило у ООО «ТФК «Орион» вышеуказанные кварцитовые отсевы - песчано-гравийную смесь (ПГС) - и полностью их оплатило с расчетного счета, что подтверждается платежными и товарными документами, представленными в материалы дела.

В последующие годы ООО «ТГОК» занималось погрузкой и вывозом указанных ПГС в адрес своих контрагентов.

На основании приказа Комитета по охране окружающей среды и природным ресурсам администрации Ростовской области от 14.01.2011 №118-ЛН 17.03.2011 состоялся аукцион на право пользования недрами с целью геологического изучения и использования отходов горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производства из отходов дробления кварцитов в качестве общераспространенных полезных ископаемых – песков с примесью суглинков и дресвы на участке Тарасовском в Тарасовском районе Ростовской области.

Порядок и условия проведения оспариваемого аукциона был определен в приложении к приказу комитета от 14.04.2011 г. № 118-ЛН. В данном порядке проведения аукциона, в том числе указаны основные условия, определяющие выбор владельца лицензии, стартовые размеры платежей за право на пользование недрами, стоимость пакета геологической информации и размер лицензионного сбора за участие в конкурсе или аукционе, а также, что участок недр выставленный на аукцион имеет статус горного отвода площадью 5,0 га в предварительных границах, границы горного отвода должны быть уточнены в установленном порядке после утверждения технического проекта разработки Лицензионного участка и прохождении необходимых согласований и экспертиз.

В общественно-политической газете «Наше время» от 14.01.2011 г. № 118-ЛН и на официальном сайте комитета www.doncomeco.ru были опубликованы извещения о проведении данного аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения и использования отходов горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производства из отходов дробления кварцитов в качестве общераспространенных полезных ископаемых - песков с примесью суглинков и дресвы на участке Тарасовском в Тарасовском районе Ростовской области, назначенного на 17.03.2011 .

В соответствии с решением аукционной комиссии от 17.03.2011 и распоряжением Комитета по охране окружающей среды и природным ресурсам администрации Ростовской области от 22.03.2011 №138-ЛН победителем аукциона был признан ИП Шельтик Александр Николаевич, которому была выдана лицензии РСТ № 80173 ТЭ.

Истец обратился в арбитражный суд, поскольку полагает, что торгами были нарушены его права в связи с тем, что при проведении аукциона комитет по охране окружающей среды не учел тот факт, что спорные отсевы не находятся внутри карьера, в недрах, то есть ниже почвенного слоя земной коры, а фактически извлечены из карьера, перемещены, переработаны и заскладированы насыпью на складском участке промышленной площадки дробильно-обогатительной фабрики, то есть являются товаром, который уже неоднократно был реализован как первоначальным собственником (добывавшим их на основании своей лицензии), так и последующими предприятиями-владельцами, истец является законным владельцем данного товара в виде отсевов. Кроме того, в информации об аукционе предмет торгов указан неопределенно, а именно при принятии решений о проведении аукциона на предоставление права пользования недрами, в уведомлении о проведении аукциона место расположения было обозначено как «участок Тарасовский в Тарасовском районе Ростовской области», тогда как данные о существовании такого наименования ни в почтовой, ни в иной документации не содержатся, не содержится обязательной информации о местонахождении, описании участка недр, основных условий, определяющих выбор владельца лицензии, стартовых размеров платежей, стоимость пакета геологической информации, размер лицензионного сбора за участие в аукционе. Истец полагает, что спорная лицензия выдана с нарушением п. 3 ст. 12 Закона «О недрах», так как не содержит указания пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование, а содержит лишь указания на географические и местные (МСК-61) координаты земельного участка и на то, что участок недр имеет статус горного отвода, однако описания горного отвода (геометризированного блока недр) спорная лицензия не содержит.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Согласно пункту 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. (пункт 2 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации в открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо.

В соответствии с частью 5 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10 февраля 2010 года N 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее по тексту Приказ ФАС России N 67).

Статьей 13.1 Федерального закона "О недрах", принятие решений о проведении конкурсов и аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов делегированы Правительству Российской Федерации.

Пунктом 35 Административного регламента Роснедра по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, утвержденного Приказом Минприроды России от 17.06.2009 N 156, установлено, что порядок и условия проведения аукциона на право пользования участками недр в зависимости от вида пользования недрами, степени изученности участка недр и других факторов должны включать: наименование, общие сведения об участке недр с указанием его местонахождения; краткую геологическую характеристику участка недр; основные условия пользования участком недр, стартовый размер разового платежа.

В соответствии со ст. 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" решение конкурсной или аукционной комиссии является одним из оснований получения права пользования участками недр, а согласно ст. 7, 11 названного Закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии - документа, удостоверяющего право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В соответствии с требованиями статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьи 1.2, пункта 9 статьи 4 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 2.61.1 и 2.65 Положения о комитете по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области, утвержденном Постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 249, к ведению Ростоблкомприроды относятся вопросы оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения (в том числе участками недр местного значения, используемыми для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых); принятия решения о предоставлении права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, о переоформлении лицензий на право пользования участками недр, распоряжение которыми относится к компетенции Ростовской области, и о досрочном прекращении права пользования данными участками недр.

В соответствии с ранее действовавшим Постановлением администрации Ростовской области от 13.05.2005 N 166, а также Постановлением Правительства Ростовской области от 29.03.2012 N 248 "Об утверждении порядка предоставления недр в пользование, а также пользования недрами, оформления, переоформления, государственной регистрации и выдаче лицензий на пользование участками недр" предоставление участков недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем лицензии заранее оговоренных условий.

В соответствии с абзацем 1 преамбулы Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-I "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

В соответствии со статьей 6 Закона о недрах видами недропользования являются:

1) региональное геологическое изучение, включающее региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2) геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологическое изучение и оценка пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

6) сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения. Разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения могут осуществляться на основании решения Правительства Российской Федерации о возможности осуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых пользователем недр только после завершения геологического изучения недр на этом участке недр.

Согласно ст. 1.1 Закона о недрах N 2395-1 законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере недропользования определены подп. 43 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в котором указано, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или об участках недр местного значения, а также участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; установления порядка пользования и распоряжения данными участками недр, в том числе разработки и реализации территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы Российской Федерации.

Решение вопросов установления порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и п. 9 ст. 4 Закона о недрах N 2395-1.

В соответствии с ч. 6 ст. 16 Закона о недрах N 2395-1 органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения.

Пунктом 6.1 ч. 1 ст. 3 названного Закона региональные перечни полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, формируются Минприроды России совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации Госгортехнадзора РФ, Администрации Ростовской области от 26.09.2003 N 441-р утвержден перечень общераспространенных полезных ископаемых по Ростовской области" (Зарегистрированный в Минюсте РФ 05.12.2003 N 5303), в котором указан не только кварцит (кроме динасового, флюсового, железистого, абразивного и используемого для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов), но и пески (кроме формовочных, стекольных, абразивных, для фарфоро-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащих рудные минералы в промышленных концентрациях), также суглинки (кроме используемых в цементной промышленности).

Согласно п. 3 ст. 6 Закона о недрах N 2395-1 недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.

Суд первой инстанции, отказывая в заявленных требованиях, исходил из того, что Тарасовское рудоуправление как государственное предприятие, затем как акционерное общество, созданное в порядке приватизации, не обладали правом собственности на отходы, возникающие в ходе добычи полезных ископаемых, указанных в горном отводе (лицензии), поскольку в соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик от 09.07.1975 и Кодексом РСФСО о недрах от 09.07.1976 недра являлись исключительно государственной собственностью и могли лишь предоставляться в пользование на основании горного отвода. Суд также указал, что отходы горнодобывающего производства и связанных с ним перерабатывающих производств могут находиться в собственности добывшего их недропользователя только, если это оговорено в лицензии. Во всех остальных случаях они остаются в государственной собственности.

Апелляционный суд не может согласиться с указанными выводами по следующим основаниям.

Положение "О порядке лицензирования пользования недрами", утвержденное постановлением Верховного Совета РФ N 3314-1 от 15.07.1992 определяет порядок предоставления лицензии на право пользования недрами для проведения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, использования отходов горно-добывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, образования особо охраняемых объектов.

Из пунктов 6.3 Положения N 3314-1 от 15.07.1992 следует, что лицензия на добычу полезного ископаемого дает право на разведку и разработку месторождения, а также на переработку отходов горно-добывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.

При этом пункт 6.7 Положения предусматривает возможность выдачи самостоятельной лицензии на переработку отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.

Таким образом, в случае предоставления участка горного отвода пользователю недр на основании лицензии на добычу полезных ископаемых, дополнительной лицензии на переработку отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств не требуется, как ошибочно полагают ответчики

Действительно, в соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации "О недрах" недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Однако добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Апелляционный суд отмечает, что, как только недропользователь, владеющий лицензией на право добычи полезных ископаемых, применяя те или иные способы добычи и системы разработки, переводит полезные ископаемые в подвижное состояние и доставляет их в определенное место, он становится собственником добытых полезных ископаемых.

Так, налоговое законодательство определяет, что добытыми полезными ископаемыми признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия) (п. 1 ст. 337 НК РФ).

Таким образом, с одной стороны, в соответствии со ст. 209 ГК РФ хозяйствующие субъекты перерабатывающей промышленности владеют, пользуются и распоряжаются добытыми полезными ископаемыми и их отходами, принадлежащими им на праве собственности, по своему усмотрению, т.е. могут совершать в их отношении любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать добытые полезные ископаемое и их отходы в собственность другим лицам, отдавать их в залог и обременять другими способами, а также распоряжаться ими иным образом; с другой стороны, в соответствии со ст. 22 Закона РФ "О недрах" пользователь недр ограничен в своих правах, в том числе на добытое минеральное сырье, условиями лицензии или соглашением о разделе продукции, а также действующим законодательством.

Сторонами подтверждено, что АООТ «Тарасовское рудоуправление» имело соответствующую лицензию на разработку месторождения, при этом не доказано, что предоставленная лицензия предусматривала какие-либо изъятия из перечня работ, предусмотренного пунктом 6.3 Положения (л.д.135, т.1).

Более того, поскольку рудоуправление и его правопреемник фактически не осуществляли переработку отходов горнодобывающего производства, а складировали их на своей территории и реализовали третьим лицам по договорам купли-продажи, то лицензии на данный вид деятельности не требовалось. Указанные выводы соответствуют судебной практике (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.07.2008 N А78-5780/07-С3-11/275-Ф02-2913/08).

Доводы о возможности использования отходов только для рекультивационных работ (размещение пустых пород в выработанном пространстве карьера) опровергаются также и технологическим процессом переработки недр, связанным с перемещением добытой руды относительно ее месторождения на территорию горно-дробильной фабрики.

Апелляционный суд соглашается с доводами апелляционной жалобы в той части, что результатом производственной деятельности человека не может быть образование геологического или горного отвода, как участка недр. В результате добычи, вывоза с участка недр и специализированной обработки горная масса становится товарной продукцией различного качества и отходами производства, которые сами по себе также могут выступать объектом гражданского оборота, как и произошло в данном случае.

Согласно пункту 4 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр имеет право использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии или в соглашении о разделе продукции. Более того, согласно п. 3 ст. 23.3 Закона Российской Федерации "О недрах" пользователи недр, осуществляющие первичную переработку получаемого ими из недр минерального сырья, обязаны обеспечить наиболее полное использование продуктов и отходов переработки (шламов, пылей, сточных вод и других), складирование, учет и сохранение временно неиспользуемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты.

Сторонами не оспаривается, что отвалы отсевов кварцитов образовались в результате деятельности рудоуправления, преобразованного затем в ОАО "Бентонит-Люкс", занимавшегося на основании лицензии добычей из отведенного ему карьера кварцитов (камня), которые извлекались и перемещались на производственную площадку для переработки. В дальнейшем ОАО «Бентонит-Люкс» (являющийся правопреемником АООТ «Тарасовского рудоуправление») в лице внешнего управляющего Тайговского В.И., действующего на основании определения Арбитражного суда Ростовской области от 14.11.2000 г. по делу № А53-8272/2000-С2-12, по договору купли-продажи от 30.04.2001 г. продало ООО «ТФК «Орион» сыпучие кварцитовые отсевы своего бывшего дробильного производства - песчано-гравийную смесь 3 категории в количестве 6 978 819 м.куб. в виде 8 отвалов. Договор сторонами исполнен в полном объеме (согласно акта приема-передачи имущества от 30.07.2002 г.). В дальнейшем по договору от 10.01.2008 г. № 9 ООО «ТФК «Орион» продало данные отвалы истцу.

В связи с чем, включение внешним управляющим Тайговским В.И. породных отвалов в конкурсную массу, в условиях отсутствия доказательств правомерности оснований таких действий, не могут являться условием, сформировавшим владельческий титул правопредшественников истца.

Доводы Комитета о том, что спорные отходы, являющиеся недрами, не могли быть объектом приватизации, судом отклоняются.

Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента государственной регистрации становится собственником государственного (муниципального) имущества, включенного в уставный капитал акционерного общества в соответствии с планом приватизации. В план приватизации подлежало включению все имущество предприятия, находящееся у него на балансе, за исключением имущества, не подлежащего приватизации.

Таким образом, план приватизации является правоустанавливающим документом и служит доказательством возникновения права собственности акционерного общества на объекты движимого имущества, в том числе запасы.

В силу требований Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", и Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66, в состав оцениваемого имущества приватизируемого предприятия подлежали включению основные средства и вложения, запасы и затраты, денежные средства и прочие финансовые активы.

В соответствии с пунктами 4, 10 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерное общество открытого типа, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721, создаваемые на предприятиях комиссии по приватизации готовят план приватизации и акт оценки стоимости его имущества.

Разделом 2 Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации, являющихся приложением N 2 к Указу Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" предусмотрено, что в состав оцениваемого имущества включаются основные средства, вложения, запасы и затраты, денежные средства и прочие финансовые активы. Приложением N 2 к Временным методическим указаниям по оценке стоимости объектов приватизации предусмотрено отражение в акте оценки основных средств инвентарного номера объекта, его наименования и местонахождение, года ввода в эксплуатацию, первоначальной (балансовой) стоимости, фактического износа и остаточной стоимости. Названное позволяет сделать вывод об использовании принципа балансовой принадлежности для определения состава выкупаемого имущества и формирования состава имущества, обеспечивающего производственную деятельность предприятия.

Из Акта оценки стоимости имущества Тарасовского рудоуправления от 19.05.1994 следует, что в составе имущества предприятия были приватизированы затраты и запасы на сумму 2687,0тыс.руб, а в государственной (муниципальной) собственности оставлены только объекты соцкультбыта.

Действительно, подробного акта оценки и наличия запасов с указанием состава запасов приватизировавшегося рудоуправления истцом не представлено.

Вместе с тем, в плане приватизации указано, что предприятие занимает земельные участки 33 га (промплощадка), 8,4 га (склад взрывчатых материалов), 3 га (погрузочная площадка). Стороны прямо указывают на нахождение спорных отвалов, перемещенных из карьера и представляющих собой отсевы переработки кврцитосодержащего сырья, на территории рудоправления.

Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.

Таким образом, в силу прямого указания закона все имущество, ранее принадлежавшее государственному предприятию (за исключением объектов соцкультбыта и жилья), стало собственностью АООТ «Тарасовское рудоуправление».

Согласно аукционной документации (пункт 4 Порядка и условий проведения аукциона) отвал состоит из песков с примесью суглинков и дресвы, образовавшихся в процессе переработки и обогащения на дробильно-обогатительной фабрике кварцитов Тарасовского месторождения, добытых на карьерах Тарасовского рудоуправления за период с 1962 по 1993 годы.

Право истца на владение и пользование спорными отвалами до проведения аукциона не оспаривалось.

Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что спорные отвалы отсевов кварцитов, исходя из положений абзаца 1 преамбулы Закона "О недрах" не являются недрами, находящимися в государственной собственности.

Поскольку спорные отходы, являющиеся движимым имуществом, приобретены истцом по гражданско-правовой сделке, то судом первой инстанции правомерно отклонены ссылки истца на приобретательную давность (статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В тоже время, рудоуправление, а затем и ОАО «Бонтонит-Люкс» являлись собственником отходов горноперерабатывающего производства, поэтому были вправе совершать распорядительные сделки в отношении отходов. Апелляционный суд приходит к выводу, что у общества с ограниченной ответственностью «Тарасовский горно-обогатительный комбинат» возникло право собственности на указанный объект, и соответственно, проведением конкурса и выдачей лицензии нарушены его субъективные права.

Апелляционный суд также соглашается с доводами апелляционной жалобы о нарушении порядка проведения аукциона и неправильном оформлении лицензии, хотя сами по себе данные доводы не влияют на правовые выводы относительно спорных правоотношений, указанные выше.

Пунктом 2 части 1 статьи 13.1 Закона "О недрах" установлено, что принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются органом государственной власти Российской Федерации относительно участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения.

В соответствии со статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Согласно статье 7 Закона о недрах участки недр, предоставляемые в пользование согласно статье 7 Закона о недрах в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

В Положении о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 указано, что извещения в печати должны содержать указание на местонахождение и описание участков недр, которые намечается предоставить в пользование; основные условия, определяющие выбор владельца лицензии; время и место проведения конкурсов и аукционов, а также срок подачи заявок.

В извещении также указываются стартовые размеры платежей за право на пользование недрами, стоимость пакета геологической информации и размер лицензионного сбора за участие в конкурсе или аукционе.

В извещении о проведении аукциона место расположения указано «участок Тарасовский в тарасовском районе Ростовской области» (что не позволило потенциальным участникам аукциона реализовать свои права на участие в нем), в аукционной документации указан иной адрес: «участок №1 – западный Тарасовского месторождения кварцитов».

Объявление о проведении оспариваемого аукциона не соответствует установленным вышеуказанным Положением требованиям, предъявляемым к извещениям в печати о проведении аукционов. Нарушение указанных требований к процедуре торгов является обстоятельством, достаточным для признания торгов недействительными по иску взыскателя, заинтересованного в надлежащем проведении публичных торгов для обеспечения конкуренции покупателей и получения наибольшей цены за продаваемое имущество. Отсутствие таких сведений в информации о проведении торгов лишает потенциальных покупателей возможности принять участие в торгах, препятствуя реализации цели выставления имущества на публичную продажу (Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда от 22.12.2005 N 101).

Согласно пункту 3 Постановления ВС РФ от 15.07.1992 N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами" в соответствии с лицензией недра передаются в пользование в виде участков, представляющих собой геометризированные блоки недр. В лицензии определяются пространственные границы предоставляемого участка недр, в пределах которого разрешается осуществление работ, указанных в лицензии. Границы должны иметь подробное описание и координаты. Участки недр должны быть максимально компактными и по возможности ограничены прямыми линиями. Участки недр предоставляются в пользование в виде горного или геологического отвода.

В силу пунктов 1.3 - 1.5 ранее действовавшего постановления администрации Ростовской области от 13.05.2005 N 166 и действующего в настоящее время постановления Правительства Ростовской области от 29.03.2012 N 248 недра передаются в пользование в виде горных отводов - участков, представляющих собой геометризированные блоки недр, пространственные границы которых определяются в лицензии на пользование недрами. При предоставлении лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода в географической и принятой в установленном порядке прямоугольной системах координат. При определении предварительных границ горного отвода учитываются пространственные контуры предоставляемого участка недр местного значения, которые отражаются на топомаркшейдерском плане.

После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек) в установленном порядке включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

В соответствии с условиями лицензии РСТ № 80173 ТЭ (зарегистрированная в реестре 09.06.2011 г. за № 99) (далее - лицензия) ИП Шельтику Александру Николаевичу предоставлено право пользования недрами с целью геологического изучения и использования отходов горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производства из отходов дробления кварцитов в качестве общераспространенных полезных ископаемых - песков с примесью суглинков и дресвы на участке Тарасовском в Тарасовском районе Ростовской области как победителю аукциона, состоявшегося 17.03.2011 г. в г. Ростове-на-Дону (приказ комитета от 14.01.2011 г. № 118-ЛН) по решению аукционной комиссии от 17.03.2011 г. и распоряжению комитета от 22.03.2011 г. № 138-ЛН.

В лицензии указано, что участок недр имеет статус горного отвода, в то время как сама лицензия не содержит описания горного отвода, указаны только географические и местные координаты земельного участка, который никаким образом не может представлять геометризированный блок недр.

Суд первой инстанции, проверяя доводы истца о неправильности оформления указанной лицензии, с учетом коллизия между нормативными актами разной юридической силы (Законом о недрах и Областным законом области от 25.10.2002 г. № 275-ЗС «О недропользовании на территории Ростовской области», а также постановлением Администрации Ростовской области от 13.05.2005 № 166 «Об утверждении Порядка предоставления недр в пользование, а также пользования недрами, оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр», пришел к выводу, что лицензия соответствует требованиям законодательства.

Апелляционный суд полагает, что спорная лицензия не соответствует пункту1.3 Порядка предоставления недр, утвержденного Постановлением Администрации Ростовской области от 13.05.2005 № 166, на который сослался и суд первой инстанции, поскольку по существу лицензия не содержит описание границ горного отвода (требования к лицензии федерального законодательства, так и законодательства субъекта РФ), что является ее обязательным атрибутом.

Апелляционный суд критически относится к доводам представителей комитета по охране окружающей среды о возможности предоставления горного отвода в виде участка земной поверхности, как было указано в данном случае, поскольку в силу статьи 7 Федерального закона от 03.03.1995 N 27-ФЗ "О недрах" пользователь недр, получивший горный отвод, имеет право в границах этого отвода осуществлять пользование недрами, а не земельным участком, под которым они расположены. Указанный вывод подтвержден правовой позицией, выработанной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.06.2006 по делу N 15737/05.

Более того, участок горного отвода №1 – западный Тарасовского месторождения кварцитов согласно справке ФГУ «Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по ЮФО» расположен в 4 км. К северо-западу от ж.д.ст.Тарасовка, на левом склоне б.Колодезная. Данный участок выявлен и разведан в 1934 году геолпартией Укргеолтреста. Таким образом, выставленный на аукцион участок с таким же наименованием имеет иной адрес. Из материалов дела не видно, каким образом один и тот же участок может не только поменять адрес, но и фактическое местоположение. А, следовательно, присвоение наименования уже разработанного участка отвалам отходов не может изменить их правовой статус как гражданско-правового объекта, уже участвовавшего неоднократно в гражданском обороте как товара.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ИП Шельтик А.Н. подтвердил, что им заключен договор с ИП Архиповой Н.Ю. (другим участником) на производство маркшейдерских работ, на подсчет запасов полезного ископаемого (т. 6 л.д.22, 26). Такие договоры заключены после проведения аукциона.

Доводы ответчиков о том, что потенциальные участники данного аукциона, подавшие заявки (ИП Шельтик А.Н., ИП Архипова Н.Ю.), смогли воспользоваться возможностью ознакомиться с порядком проведения аукциона и принять участие в торгах, а у истца, как задолго до совершения Комитетом действий по проведению торгов, так и непосредственно в период предшествующий их проведению имелась соответствующая информация из переписки сторон, подлежат отклонению.

В соответствии со статьей 17 Закона о недрах запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти, а также любых хозяйствующих субъектов (пользователей недр), направленные, в том числе, на ограничение вопреки условиям данного конкурса или аукциона доступа к участию в них юридических лиц и граждан, желающих приобрести право пользования недрами в соответствии с названным Законом.

Согласно статье 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

- координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников;

- создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

- нарушение порядка определения победителя или победителей торгов;

- участие организаторов торгов и заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.

Для квалификации нарушения по части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ в части действий по организации и проведению торгов, как нарушающих предусмотренные данной нормой запреты антимонопольного законодательства, в каждом конкретном случае необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений правил проведения торгов с точки зрения их фактического либо возможного негативного влияния на конкурентную среду.

Материалы дела не содержат каких-либо сведений о том, что истец получал информацию о проведении торгов в отношении спорных отвалов. Ответчиками не опровергнуто утверждение истца о том, что именно из-за притязаний ИП Шельтика А.Н. на отвалы истцом велась переписка с различными государственными органами. В тоже время иначе, как из информационного объявления (содержащего указанные выше погрешности), истец информацию об аукционе своевременно не получил.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что порядок проведения аукциона, а также условия спорной лицензии не соответствуют требованиям законодательства.

Выводы арбитражного суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), решение подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении иска о признании недействительными торгов и лицензии, выданной на их основании.

В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом итогов рассмотрения апелляционной жалобы подлежат перераспределению судебные расходы (при этом апелляционный суд учитывает, что Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Ростовской области освобожден от уплаты государственной пошлины в федеральный бюджет).

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.10.2012 по делу А53-9523/2011отменить. Принять по делу новый судебный акт.

Признать недействительными торги в форме аукциона от 17.03.2011 на право пользования недрами с целью геологического изучения и использования отходов горнодобывающего производства из отходов дробления кварцитов в качестве общераспространенных полезных ископаемых – песков с примесью суглинков и дресвы на участке Тарасовском в Тарасовской районе Ростовской области.

Признать недействительной лицензию на пользование недрами РСТ №80173 ТЭ, выданную индивидуальному предпринимателю Шельтику Александру Николаевичу.

Взыскать с Комитета по охране окружающей среды и природным ресурсам администрации Ростовской области и индивидуального предпринимателя Шельтика Александра Николаевича в пользу общества с ограниченной ответственностью "Тарасовский горно-обогатительный комбинат" 4000 (четыре тысячи) судебных расходов в равных долях, а именно – по 2000 (две тысячи) рублей с каждого.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Шельтика Александра Николаевича в доход федерального бюджета 1000 (одну тысячу) рублей государственной пошлины.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.

Председательствующий И.Н. Глазунова

Судьи М.В. Ильина

Т.Р. Фахретдинов