ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002,
тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-52779/2019
09 февраля 2021 года 15АП-16881/2020
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2021 года .
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В.,
судей Малыхиной М.Н., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Романовым А.А.,
при участии:
от заявителя: представитель ФИО1 по доверенности от 08.09.2020 (онлайн-участие),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Администрации муниципального образования Новокубанский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28 августа 2020 года по делу № А32-52779/2019
по заявлению Администрации муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю,
о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования Новокубанский район (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании отказа управления от 20.09.2019 N 13-303/39060 незаконным, нарушающим права администрации муниципального образования Новокубанский район; об обязании управление снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:21:0501001:1359 расположенный по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прочноокопское сельское поселение, <...>; о разъяснении, что принятое решение является основанием для снятия земельного участка с кадастровым номером 23:21:0501001:1359 расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прочноокопское сельское поселение, <...>, с государственного кадастрового учета.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.08.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования истца о снятии с кадастрового учета спорного земельного участка, который фактически не прекращает своего существования, не преобразован, противоречит правовым положениям части 3 статьи 6, статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации, принципам осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обжаловала его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание, что спорный земельный участок - с кадастровым номером 23:21:0501001:1359 расположенный по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прочноокопское сельское поселение, <...>,был сформирован из земельного участка кадастровый номер 23:21:0501001:358 принадлежащего на праве собственности ФИО2 и земельного участка находящегося в муниципальной собственности; т.е. земельный участок с кадастровым номером 23:21:0501001:358 принадлежащий на праве собственности ФИО2 был преобразован в виде перераспределения, с соседним земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.
В судебном заседании представитель администрации поддержал заявленные требования, дал пояснения по существу спора.
Управление в судебное заседание явки не обеспечило, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
При названных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть жалобу по существу в отсутствие представителя управления в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации Новокубанского района от 27.10.2017 N 1311 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, в кадастровом квартале 23:21:0501001, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прочноокопское сельское поселение, <...>» на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:21:0501001:1359.
На основании протеста прокурора Новокубанского района от 03.08.2018 N 7-02/18/5356 принято постановление от 07.09.2018 N 1145 «Об отмене постановления администрации муниципального образования Новокубанский район от 27.10.2017 N 1311 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, в кадастровом квартале 23:21:0501001, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прочноокопское сельское поселение, <...>» Администрация обратилась в управление с заявлением от 02.09.2019 N И/129-6361/02-06 о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:21:0501001:1359.
Уведомлением от 20.09.2019 N 13-303/39060 управление отказало в исключении сведений об этом земельном участке, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о регистрации).
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд требованиями по настоящему делу о признании незаконным отказа управления от 20.09.2019 N 13-303/39060; об обязании управления снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:21:0501001:1359 расположенный по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прочноокопское сельское поселение, <...>; о разъяснении, что принятое решение является основанием для снятия земельного участка с кадастровым номером 23:21:0501001:1359, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прочноокопское сельское поселение, <...>, с государственного кадастрового учета.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ненормативный акт государственного органа не соответствующий закону и иным правовым актам, и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным полностью или частично.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии со статьей 29 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно статье 3 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Частью 3 статьи 41 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
Исходя из требований Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ орган регистрации прав снимает с учета земельный участок в случае:
- осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на все земельные участки, образованные из такого земельного участка (часть 3 статьи 41);
- если в течении пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, образованного из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, без одновременной государственной регистрации прав, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления (за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства) (часть 15 статьи 41);
- представлено соответствующее заявление лица, на основании заявления которого был осуществлен государственный кадастровый учет такого земельного участка, образованного на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд и права на который не зарегистрированы в ЕГРН, либо представлено соответствующее заявление любого лица на основании решения суда (пункта 1 части 11 статьи 60);
- по истечении трех лет со дня осуществления государственного кадастрового учета такого земельного участка, образованного на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд и права на который не зарегистрированы в ЕГРН, по решению государственного регистратора прав (пункт 2 части 11 статьи 60);
- в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на иные земельные участки, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, или устранения реестровой ошибки в отношении земельных участков, указанных в частях 4, 5 и 9 настоящей статьи, будет установлено, что лесной участок находится в пределах границ иных земельных участков или сведения о его площади совпадают со сведениями о
- площади иного земельного участка на девяносто пять и более процентов (часть 11 статьи 60.2);
- в ЕГРН отсутствуют сведения о правообладателях такого земельного участка, учтенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008;
- до 01.01.2040 органом государственной власти или органом местного самоуправления, предоставившим такой земельный участок, представлено соответствующее заявление в отношении данного земельного участка, предоставленного в безвозмездное пользование гражданину в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», при государственной регистрации прекращения договора безвозмездного пользования таким земельным участком в связи с отказом гражданина от договора безвозмездного пользования земельным участком (часть 3.1 статьи 70);
- право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком или право аренды такого земельного участка, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществлены до 01 сентября 2018 года, переоформлено на публичный сервитут в соответствии со статьей 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (часть 3.2 статьи 70).
В силу пункта 4 части 8 статьи 41 Закона N 218-ФЗ одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости также является судебное решение, но только в том случае, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.
Как разъяснено в пункте 21 Обзора Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2016, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Также, в силу пункта 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Следовательно, Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено четыре способа образования (формирования) земельных участков.
Часть 6 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона.
Из материалов дела следует, что основанием для принятия управлением решения об отказе в снятии с кадастрового учета земельных участков, изложенного в письме от 20.09.2019 N 13-303/39060, в том числе с кадастровым номером 23:21:0501001:1359, расположенный по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прочноокопское сельское поселение, <...>, послужил вывод регистрирующего органа о том, что земельные участки, указанные в обращении, могут быть сняты с государственного кадастрового учета если в течение пяти лет со дня их государственного кадастрового учета на них не будет осуществлена государственная регистрация прав либо на основании вступившего в законную силу решения суда.
Из существа заявления и приложенных к нему документов следует, что администрация, обжалуя отказ регистрирующего органа, изложенный в письме от 20.09.2019 N 13-303/39060, просит обязать управление снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:21:0501001:1359, расположенный по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прочноокопское сельское поселение, <...>, в связи с чем, судом рассматривается отказ в отношении оспариваемого заявителем земельного участка.
О нарушении прав и законных интересов заявителя отказами в снятии с учета других земельных участков, указанных в письме от 20.09.2019 N 13-303/39060, юридическим лицом в рамках настоящего дела не заявлено.
Как указано в преамбуле Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, в отношении сведений, которые носят в соответствии с Законом о кадастре временный характер, часть 7 статьи 72 Закона о регистрации содержит правило о том, что временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный ст. 24 Закона о кадастре, сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 01.03.2022. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из ЕГРН в порядке, предусмотренном порядком ведения ЕГРН. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в ЕГРН сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в ЕГРН сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из ЕГРН по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из ЕГРН сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Статья 72 Закона о регистрации предусматривает возможность снятия с государственного кадастрового учета земельных участков, сведения о которых носят временный характер. Иных случаев снятия земельных участков с кадастрового учета действующим законодательством не предусмотрено.
В материалах дела отсутствуют сведения и документы, подтверждающие, что спорный земельный участок не является преобразуемым, в связи с чем, ему не может быть присвоен статус «архивный». Действующим законодательством не предусмотрено снятие с кадастрового учета объектов недвижимости со статусом «учтенные».
В ходе рассмотрения дела администрация не привела правового обоснования возможности аннулирования сведений о земельном участке со статусом «учтенный» и исключения земельного участка из государственного кадастра недвижимости (аннулировать сведения о земельном участке) по обращению заявителя в орган государственной регистрации прав.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Ссылка апеллянта на иное толкование закона, существующее в судебной практике, не может быть основанием для отмены законного решения суда первой инстанции, поскольку: 1) оно формально не обязательно для других дел, 2) такое толкование противоречит толкованию закона, данному Верховным Судом Российской Федерации.
Согласно разъяснению, данному в пункте 53 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020, государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов, при этом к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям органа местного самоуправления, наделенного соответствующими правами на распоряжение земельным участком. Также Верховный Суд указал, что в ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ закреплены самостоятельные основания, препятствующие государственной регистрации прав, а именно: когда сделка, акт органа государственной власти или органа местного самоуправления, являющиеся основанием для государственной регистрации права, признаны недействительными в судебном порядке (п. 12); сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной (п. 13).
В данном деле таких оснований не имеется. Действия государственного регистратора по постановке земельного участка на кадастровый учет в установленном порядке в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не оспорены, государственный регистратор не вправе давать оценку действиям органа местного самоуправления, наделенного соответствующими правами на распоряжение земельным участком.
При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания проверять законность действий государственного регистратора при постановке земельного участка на кадастровый учет в рамках данного дела.
Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28 августа 2020 года по делу № А32-52779/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий В.В. Галов
Судьи М.Н. Малыхина
А.А. Попов