ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-17698/2023 от 29.11.2023 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

34/2023-119160(1)



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции 

по проверке законности и обоснованности решений (определений) 

арбитражных судов, не вступивших в законную силу 

город Ростов-на-Дону дело № А32-1533/2023  05 декабря 2023 года 15АП-17698/2023 

Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2023 года. 

Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
ФИО1,
при участии:

от Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края посредством  информационной системы «Картотека арбитражных дел» в режиме веб-конференции: 

представитель ФИО2 по доверенности от 03.08.2023, паспорт,  рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного 

бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края  «Краснодарский краевой колледж культуры» 

на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28.09.2023 по делу № А32-1533/2023
по заявлению ГБПОУ КК «Краснодарский краевой колледж культуры»
(ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (ИНН: <***>,  ОГРН: <***>) 

при участии третьего лица: Министерства культуры Краснодарского края  (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) 

о признании недействительным представления,

УСТАНОВИЛ:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Краснодарского края «Краснодарский краевой колледж культуры» (далее по тексту - юридическое лицо, учреждение, колледж) обратилось в Арбитражный суд  Краснодарского края с заявлением о признании недействительным представления  Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее по тексту - контролирующий орган, департамент, ДФБН КК) № 22-046 от 07.12.2022 об устранении  нарушений, указанных в пункте 1 представления, путем возврата в доход Краевого  бюджета в сумме 1 241 011 рублей, предоставленных из бюджета Краснодарского края на  создание школы креативных индустрий, в результате приобретения оборудования, не 


соответствующего типовому проекту школы креативных индустрий и не связанного с  целями создания школы креативных индустрий. 

 Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2023 в  удовлетворении заявленных требований отказано. 

 Не согласившись с принятым судебным актом, государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский  краевой колледж культуры» обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд  с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый  судебный акт. 

 Апелляционная жалоба мотивирована тем, что учреждение является бюджетным и  осуществляет свою деятельность на основании плана финансово-хозяйственной  деятельности с расшифровкой статей бюджетной классификации, где учредителем, то есть  министерством культуры Краснодарского края, предоставившим субсидию, утверждены  расходы на приобретение основных средств (ст. 310), к которым относится и  оборудование, приобретаемое для создания школы креативных индустрии. Соглашением  о предоставлении субсидии не предусмотрено освоение средств из федерального бюджета  на приобретение оборудования в соответствии с типовым проектом; учреждению  представлено право самостоятельно устанавливать иные технические характеристики  необходимого оборудования. 

 В отзыве на апелляционную жалобу Департамент финансово-бюджетного надзора  Краснодарского края просит решение суда оставить без изменения, апелляционную  жалобу без удовлетворения. 

От Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края поступило  ходатайство об участии представителя в судебном заседании в режиме веб-конференции. 

Суд удовлетворил заявленное ходатайство об участии представителя Департамента  финансово-бюджетного надзора Краснодарского края в судебном заседании в режиме веб- конференции. 

В судебном заседании представитель Департамента финансово-бюджетного  надзора Краснодарского края возражал против удовлетворения апелляционной жалобы,  просил обжалуемое решение суда оставить без изменения. 

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд  апелляционной инстанции установил следующее. 

Как установлено судом первой инстанции, Департаментом финансово-бюджетного  надзора Краснодарского края, в соответствии с приказом от 11 августа 2022 года № 74 «О  назначении плановой выездной проверки государственного бюджетного  профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Краснодарский  краевой колледж культуры» и на основании пункта 10 Плана контрольных мероприятий  департамента на 2022 год в период с 17 августа 2022 года по 06 сентября 2022 года в  отношении государственного бюджетного профессионального образовательного  учреждения Краснодарского края «Краснодарский краевой колледж культуры» проведена  плановая выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности (далее - контрольное  мероприятие). Проверенный период: с 1 января 2020 года по 06 сентября 2022 года. 

 Результаты проверки зафиксированы в акте плановой выездной проверки  государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения  Краснодарского края «Краснодарский краевой колледж культуры» от 27 сентября 2022  года. 

В ходе контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения:


(далее - Приложение № 28 ГК РФ «Развитие культуры»), подпункта 9 пункта 1.2, пункта  2.8 Порядка определения объема и условий предоставления субсидий государственным  бюджетным и автономным учреждениям Краснодарского края, функции и полномочия  учредителя в отношении которых осуществляет министерство культуры Краснодарского  края, на реализацию отдельных мероприятий государственной программы 

Краснодарского края «Развитие культуры» утвержденного приказом министерства  культуры Краснодарского края от 20 сентября 2021 г. № 505, пунктов 1.1, 4.3.2  соглашения «О предоставлении из краевого бюджета субсидии в соответствии с абзацем  вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 29 марта  2022 г. № 20-2022-019241, письма Министерства культуры Российской Федерации от 14  марта 2022 г. № 137-01.1-39-ОЯ Учреждение допустило нецелевое использование  бюджетных средств в размере 1 241 011,00 рублей, предоставленных из бюджета  Краснодарского края на создание школы креативных индустрии, в результате  приобретения оборудования, не соответствующего типовому проекту школы креативных  индустрии и не связанного с целями создания школы креативных индустрии; 


государственным услугам «Реализация образовательных программ среднего  профессионального образования - программа подготовки специалистов среднего звена  «51.00.00 культуроведение и социокультурные проекты» (очно, заочно), «Реализация  образовательных программ среднего профессионального образования - программа  подготовки специалистов среднего звена «54.00.00 изобразительное и прикладные виды  искусств» (очно) государственной работы «Обеспечение участия в официальных  физкультурных (физкультурно-оздоровительных) мероприятиях», ввиду не достижения 

Учреждением значений, характеризующих качественный показатель государственных  услуг по Государственному заданию № 23, за 2020 год в размере, превышающем  установленные Министерством допустимые (возможные) отклонения; 


Краснодарского края от 17 ноября 2008 г. № 1152 «О введении отраслевых систем оплаты  труда работников государственных учреждений Краснодарского края», пункта 5.6  приложения № 1 «Правила внутреннего трудового распорядка» к коллективному договору  Учреждения от 13июня 2019 г. на 2019-2022 гг., пункта 1.1, приложения к Соглашению №  20 Учреждением допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме  769,85 рублей в 2021 году, выразившееся в необоснованном начислении и неправомерной  выплате премии преподавателю предметно-цикловой комиссии «Хореографическое  творчество» Переведенцевой Л.А., не имевшей правовых оснований к ее получению; 


приказ от 05 марта 2019 года № 76 «Об утверждении требований к закупаемым товарам  министерством культуры Краснодарского края и подведомственными ему казенными и  бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе  предельные цены товаров, работ, услуг» (далее - приказ от 5 марта 2019 года № 76)  Учреждением в 2020 году осуществлена закупка монитора «29 LG 29UM69G-B» с  диагональю монитора «29» на сумму 38 988,00 рублей, системного блока «CityLine Action  п2160» с операционной системой «Windows 10» на сумму 122 474,00 рубля по договору от  28 декабря 2020 года № 482, заключенному на сумму 223 000,00 рублей, не  соответствующего требованиям к закупаемым товарам, установленным приказом от 05  марта 2019 года № 76, в части превышения предельного значения диагонали монитора и с  наличием предустановленной операционной системы; 

По результатам проверки Департаментом финансово-бюджетного надзора  Краснодарского края вынесено представление от 07.12.2022 № 22-046, в котором  содержится требование: 

I. В срок не позднее «27» марта 2023 года устранить нарушения, указанные в  пунктах 1 -4 настоящего представления путем возврата в доход краевого бюджета  денежных средств, использованных с нарушением закона, в сумме 1 243 268,95 рублей в  том числе: 

- по нарушению, указанному в пункте 1 настоящего представления, -1 241 011,00  рублей. 

- по нарушению, указанному в пункте 2 настоящего представления, -721,90 рублей; 

- по нарушению, указанному в пункте 3 настоящего представления, -516,50 рублей; 

- по нарушению, указанному в пункте 4 настоящего представления, -249,70 рублей; 

II. В срок не позднее «27» марта 2023 года принять меры по устранению причин и  условий нарушений, указанных в пунктах 1 -16 настоящего представления, в том числе  провести анализ причин и условий совершения указанных в настоящем представлении  нарушений, по результатам которого утвердить и реализовать план мероприятий,  направленных на устранение причин и условий указанных нарушений, их дальнейшего  недопущения, предусмотрев также следующие меры: 

- доведение до сведения должностных лиц Учреждения информации о выявленных  нарушениях и о недопущении подобных нарушений впредь; 


- установление должностных лиц, действия (бездействие) которых послужили  причиной совершения указанных в настоящем представлении нарушений и рассмотрение  вопроса о привлечении таких лиц к дисциплинарной ответственности. 

Информацию о результатах исполнения настоящего представления с приложением  копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в Департамент не  позднее 28 марта 2023 года. 

Не согласившись с выводами контролирующего органа по результатам проверки,  заявитель обратился в арбитражный суд с требованием по настоящему делу о признании  недействительным представления Департамента финансово-бюджетного надзора  Краснодарского края № 22-046 от 07.12.2022 об устранении нарушений, указанных в  пункте 1 представления, путем возврата в доход Краевого бюджета в сумме 1 241 011  рублей, предоставленных из бюджета Краснодарского края на создание школы  креативных индустрий, в результате приобретения оборудования, не соответствующего  типовому проекту школы креативных индустрий и не связанного с целями создания  школы креативных индустрий. 

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о  признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и  действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,  иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный  правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному  нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них  какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации,  ненормативный акт государственного органа не соответствующий закону и иным  правовым актам, и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы  юридического лица, может быть признан судом недействительным полностью или  частично. 

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых  актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного  самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании  осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых  решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному  нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица,  которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия  (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и  действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного  правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия  оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у  органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения,  совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших  основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых  действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или  совершили действия (бездействие). 

 Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ)  бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах 


эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера  бюджетных средств. 

В соответствии со статьей 34 БК РФ принцип эффективности использования  бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники  бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны  исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием  наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с  использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). 

К полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального)  финансового контроля отнесен контроль за соблюдением положений правовых актов,  регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к  бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой)  отчетности государственных (муниципальных) учреждений (пункт 1 статьи 269.2  Бюджетного кодекса). 

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному  (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного  (муниципального) финансового контроля объектам контроля в том числе направляются  акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2 Бюджетного  кодекса). 

Под представлением в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего  государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту  контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа  внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и  одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки  или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований  по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении  нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о  принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его  устранения (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ). 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 года   № 2613-р утверждена Концепция развития творческих (креативных) индустрии и  механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших  городских агломерациях до 2030 года (далее - Концепция № 2613-р). 

Согласно пункту 3.4.1 Стратегии социально-экономического развития  Краснодарского края до 2030 года, утвержденной Законом Краснодарского края от 21  декабря 2018 г. № 3930-КЗ «О Стратегии социально-экономического развития  Краснодарского края до 2030 года» Краснодарская агломерация - формирующаяся  моноцентрическая агломерация, включающая город Краснодар (с пригородами и  входящими в его состав сельскими населенными пунктами), территории Динского и  Северского районов, города Адыгейска, Тахтамукайского и Теучежского районов  Республики Адыгея, города Горячий Ключ. 

Разделом I Концепции № 2613 -р также установлено, что к творческим (креативным)  индустриям относятся в том числе: 

- индустрии, основанные на использовании историко-культурного наследия  (народно-художественные промыслы и ремесла, музейная деятельность); 

- индустрии, основанные на искусстве (театр, музыка, кино, анимация, живопись,  деятельность галерей и др.); 

- современные медиа и производство цифрового контента (кино-, видео-, аудио-,  анимационное производство, обработка данных и разработка программного обеспечения,  виртуальная и дополненная реальность, компьютерные и видеоигры, блогерство, печатная  индустрия, средства массовой информации, реклама и пр.); 


- прикладные творческие (креативные) индустрии (архитектура, промышленный  дизайн, индустрия моды, гастрономическая индустрия и т.п.). 

Для формирования полноценной институциональной среды для развития творческих  (креативных) индустрии Концепцией № 2613-р обусловлена необходимость  задействования в том числе следующих программы и организационных инструментов: 

- обеспечение доступа к информации, включая нематериальное и историко-культурное наследие, - национальные проекты «Наука и университеты», «Культура», а  также государственные программы Российской Федерации «Развитие культуры» и  «Реализация государственной национальной политики». 

Государственной программой Российской Федерации «Развитие культуры»,  утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 317,  определены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам  субъектов Российской Федерации на создание школ креативных индустрии, являющиеся  приложением № 28 к данной программе (далее - Приложение № 28 ГК РФ «Развитие  культуры»), которые устанавливают цели, условия и порядок предоставления субсидий из  федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях  софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по  финансовому обеспечению создания школ креативных индустрии путем оснащения  специальным оборудованием организаций в сфере культуры, имеющих лицензии на  осуществление образовательной деятельности, и внедрения в них эффективных моделей  коммуникации с обучающимися, направленных на повышение качества оказываемых  организациями услуг, в целях реализации инициативы социально-экономического  развития Российской Федерации «Придумано в России». 

Согласно пункту 4 Приложения № 28 ГК РФ «Развитие культуры»:

- школа креативных индустрии - организация (структурное подразделение  организации, обособленное подразделение - филиал), которая в соответствии с  Концепцией развития творческих (креативных) индустрии и механизмов осуществления  их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030  года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября  2021 г. № 2613-р, реализует культурно-просветительские программы с целью  ознакомления обучающихся (в общем объеме не менее 144 академических часов) со  следующими знаниями и навыками в сфере творческих (креативных) индустрии: 

• создание творческих проектов с использованием современных цифровых  технологий в одном из направлений креативных индустрии; 

• организация самостоятельной работы обучающихся и работы в команде; 

• применение полученных знаний и умений при реализации творческих проектов в  рамках образовательной программы; 

• самостоятельная и коллективная творческая проектная деятельность; поэтапное  распределение задач для достижения поставленной цели; 

- студия школы креативных индустрии - специализированное пространство для  группы обучающихся, в котором организованы занятия по освоению знаний и навыков по  направлениям творческих (креативных) индустрии. 

Как следует из пункта 5 Приложения № 28 ГК РФ «Развитие культуры» создание  школ креативных индустрии включает в себя следующие требования: 

а) создание современного пространства для ведения культурно-просветительской  деятельности, отвечающего санитарно-эпидемиологическим правилам и требованиям  пожарной безопасности; 

б) оснащение организации высокоскоростным широкополосным доступом к  информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 

в) создание на базе организации не менее 3 студий школы креативных индустрии в  соответствии с типовым проектом школы креативных индустрии, утверждаемым  Министерством культуры Российской Федерации, 


г) осуществление набора обучающихся в количестве не менее 60 человек в год,  являющихся учениками 5-11 классов общеобразовательных организаций; 

д) ведение культурно-просветительской деятельности по заявленным направлениям  не менее 2 лет; 

е) проведение в год не менее 3 культурно-просветительских, социально значимых и  образовательных мероприятий. 

 К проверке представлено письмо Министерства культуры Российской Федерации от  14 марта 2022 года № 137-01.1-39-ОЯ (далее - Письмо Минкультуры РФ № 137-01.1-39- ОЯ), согласно которому для оснащения открывающихся ШКИ техническим и  технологическим оборудованием, сценическими конструкциями и конструктивными  элементами учреждению, прошедшему конкурсный отбор на предоставление субсидии на  создание школ креативных индустрии, необходимо руководствоваться типовым проектом  школы креативных индустрии, состоящего из шести студий и двух обеспечивающих  модулей (далее - Проект). 

Также в приведенном выше письме указано, что функциональное назначение  приобретаемого оборудования должно соответствовать указанному в Проекте, при этом  учреждение вправе самостоятельно определять количество закупаемого оборудования, а  также вправе устанавливать иные технические характеристики и показатели  (максимальные и минимальные значения) в соответствии с потребностями и  направлениями образовательного процесса. 

 Вместе с тем, согласно Письму Минкультуры РФ № 137-01.1-39-ОЯ, учитывая  повышение цен на оборудование, необходимое для оснащения ШКИ учреждениям в срок  не позднее 30.03.2022 необходимо направить предложения по корректировке количества  студий, с учетом их максимально эффективного комплектования. 

Согласно пункту 10 Приложения № 28 ГК РФ «Развитие культуры» при создании  школ креативных индустрии: а) из федерального бюджета софинансируются: 

- приобретение технического и технологического оборудования, необходимого для  оснащения школ креативных индустрии, включая его доставку, монтаж (демонтаж),  погрузочно-разгрузочные работы; 

- обеспечение школ креативных индустрии сценическими конструкциями и  конструктивными элементами, включая их приобретение, изготовление, монтаж  (демонтаж) и доставку; 

б) за счет средств организации и (или) средств бюджета субъекта Российской  Федерации осуществляется финансирование: 

- обеспечения высокоскоростным широкополосным доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 

- проведения капитального ремонта или реконструкции зданий и (или) помещений,  используемых организацией для создания школ креативных индустрии; 

- проведения пуско-наладочных работ технического и технологического  оборудования; 

- расходов на фонд оплаты труда, обучение и повышение квалификации сотрудников  организации и иных расходов на обеспечение уставной деятельности организации для  функционирования школы креативных индустрии. 

Согласно паспорту государственной программы (комплексной программы)  Российской Федерации «Развитие культуры» инициатива социально-экономического  развития Российской Федерации «Придумано в России» является федеральным проектом  «Создание целеориентированной системы поддержки развития креативного сектора  (пункт 2.3). 

Государственной программой Краснодарского края «Развитие культуры» (далее - ГК КК «Развитие культуры»), утверждённой постановлением главы администрации  (губернатора) Краснодарского края от 22 октября 2015 г. № 986, установлено в рамках  основного мероприятия 4 «Совершенствование деятельности государственных 


учреждений отрасли «Культура, искусство и кинематография» по предоставлению  государственных услуг» мероприятие 4.1.8 «Предоставление субсидий государственным  бюджетным профессиональным образовательным организациям Краснодарского края,  функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет министерство  культуры Краснодарского края, на создание школ креативных индустрии» (далее - Мероприятие № 4.1.8). 

Непосредственный результат Мероприятия № 4.1.8 - «Количество созданных школ  креативных индустрии - 1 единица». 

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели  государственным бюджетным и автономным учреждениям Краснодарского края,  полномочия учредителя в отношении которых осуществляет министерство культуры,  устанавливается приказом министерства культуры Краснодарского края после  согласования с министерством финансов Краснодарского края, если иное не  предусмотрено государственной программой (раздел 9 ГК КК «Развитие культуры»). 

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий государственным  бюджетным и автономным учреждениям Краснодарского края, функции и полномочия  учредителя в отношении которых осуществляет министерство культуры Краснодарского  края, на реализацию Мероприятия № 4.1.8 определен приказом министерства культуры  Краснодарского края от 20 сентября 2021 года № 505 (далее - Порядок № 505) (пункт 1.2  Порядка № 505). 

Из материалов дела следует, что между министерством и учреждением заключено  Соглашение о предоставлении из краевого бюджета субсидии в соответствии с абзацем  вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 29 марта 2022  года № 20-2022-019241 (далее - Соглашение № 20-2022-019241). 

 Согласно пункту 1.1 Соглашения № 20-2022-019241 предметом соглашения является  предоставление Учреждению из бюджета Краснодарского края в 2022 году субсидии в  целях создания школы креативных индустрии в соответствии с пунктом 4.1.8  «Предоставление субсидий государственным бюджетным профессиональным  образовательным организациям Краснодарского края, функции и полномочия учредителя  в отношении которых осуществляет министерство культуры Краснодарского края, на  создание школ креативных индустрии» основного мероприятия 4 «Совершенствование  деятельности государственных учреждений отрасли «Культура, искусство и  кинематография» государственной программы Краснодарского края «Развитие культуры»,  утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края  от 22 октября 2015 года № 986 «Об утверждении государственной программы  Краснодарского края «Развитие культуры». 

Согласно условиям Соглашения № 20-2022-019241 Учреждение обязано, в том  числе: 

- пункт 4.3.2 - использовать субсидию для достижения цели, указанной в пункте 1.1  соглашения, в соответствии с условиями предоставления субсидии, установленными  правилами предоставления субсидии, и соглашением на осуществление выплат,  указанных в сведениях об операциях с целевыми субсидиями на 2022 г. (ф. 0501016)  (далее - Сведения ф. 0501016). 

- пункт 4.3.7 - выполнять иные обязательства, установленные бюджетным  законодательством Российской Федерации, правилами предоставления субсидии и  соглашением. 

В соответствии с графиком перечисления субсидии (приложение № 1 к Соглашению   № 20-2022-019241) Учреждению на момент проверки (согласно представленных  документов) перечислена субсидия в размере 72 431 000,00 рублей. 

 Срок достижения плановых результатов предоставления субсидии - создание школ  креативных индустрии - установлен Приложением № 2 к Соглашению № 20-2022-019241 - на 31.12.2022. 


Количество и состав студий, необходимых для создания ШКИ, Соглашением № 202022-019241 не определен. 

 Департаментом установлено, что Учреждением осуществляется оснащение 4-х  студий: звукорежиссура; современная электронная музыка; фото- и видеопроизводство;  дизайн. 

 В ходе контрольного мероприятия проведен выборочный осмотр части  приобретенного на момент проверки оборудования для ШКИ, по результатам которого  установлено, что часть оборудования, приобретенного Учреждением для ШКИ, не  включено в Типовой проект и приобретено дополнительно. 

Подпунктом «в» пункта 5 Приложения № 28 ГК РФ «Развитие культуры» создание  ШКИ осуществляется в соответствии с Типовым проектом, утверждаемым  Министерством культуры Российской Федерации. 

Письмом от 14 марта 2022 года № 137-01.1-39-ОЯ Министерство культуры  утвердило Типовой проект. Также указанным письмом определено, что при приобретении  оборудования для ШКИ необходимо руководствоваться следующими условиями: 

- функциональное назначение оборудования должно соответствовать указанному в  Типовом проекте; 

- учреждение вправе самостоятельно определять количество закупаемого  оборудования; 

- учреждение вправе устанавливать, помимо указанных в Типовом проекте, иные  технические характеристики и показатели (максимальные и минимальные значения)  оборудования в соответствии с потребностями и направлениями образовательного  процесса (т.е. дополнительно). 

Указанное оборудование оплачено из средств субсидии на ШКИ следующими  платежными поручениями: 

- режущий плоттер Vicsign HSQ1080 стоимостью 220 000,00 рублей оплачен  платежным поручением от 28.07.2022 № 303526; 

- рулонный ламинатор Bulros FM 360 стоимостью 65 500,00 рублей оплачен  платежным поручением от 28.07.2022 № 303526; 

- биговщик Grafalex A3 стоимостью 19 500,00 рублей оплачен платежным  поручением от 28.07.2022 № 303526; 

- резак роликовый KW-triO 3020/13020, А2, 670 мм стоимостью 10 000,00 рублей  оплачен платежным поручением от 28.07.2022 № 303526; 

- полиграфический Степлер Bulros S-66G стоимостью 80 000,00 рублей оплачен  платежным поручением от 28.07.2022 № 303526; 

- переплетчик Office Kit B3420RH, А4, от 4,8 до 14,3 мм стоимостью 16 800,00  рублей оплачен платежным поручением от 28.07.2022 № 289517. 

Указанное оборудование оплачено из средств субсидии на ШКИ следующими  платежными поручениями: 


- телевизор Samsung QE55Q80AA стоимостью 178 571,00 рублей оплачен  платежным поручением от 18.07.2022 № 247868; 

- кронштейн настенный ONKRON M7L стоимостью 14 000,00 рублей оплачен  платежным поручением от 28.07.2022 № 289517. 

- моноблок HP All-in-One 24-df0033ur не соответствует минимальным техническим  характеристикам, установленным Типовым проектом для настольных ПК: 

- МФУ HP LaserJet Pro M1 32а не соответствует минимальным техническим  характеристикам, установленным Типовым проектом для универсального  многофункционального устройства: 

Указанное оборудование оплачено из средств субсидии на ШКИ на основании  следующих платежных поручений: 

- моноблок HP All-in-One 24-df0033ur в количестве 5 шт. совокупной стоимостью  350 000,00 рублей оплачен платежным поручением от 28.07.2022 № 289517; 

- МФУ HP LaserJet Pro M1 32а в количестве 5 шт. совокупной стоимостью 236  640,00 рублей оплачен платежным поручением от 15.07.2022 № 240226; 

Таким образом, приобретение Моноблока HP All-in-One 24-df0033ur и МФУ HP  LaserJet Pro M1 32a не соответствует целям предоставления субсидии. 

Указанное оборудование оплачено из средств субсидии на ШКИ следующими  платежными поручениями: 

- виниловый проигрыватель Audio technika at-lp60x в количестве 1 шт. стоимостью  26 000,00 рублей оплачен платежным поручением от 26.07.2022 № 289489; 

- акустическая система Dali spector 1 black в количестве 1 шт. (состоит из 2-х  корпусов с громкоговорителями) стоимостью 22 000,00 рублей оплачен платежным  поручением от 26.07.2022 № 289489; 

- акустический двужильный кабель Dali SC F222C в количестве 2 шт. совокупной  стоимостью 2 000,00 рублей оплачен платежным поручением от 26.07.2022 № 289489. 

Приобретение дополнительного оборудования не соответствует целям  предоставления субсидии. 

Исходя из вышеизложенного ГБПОУ КК «Краснодарский краевой колледж  культуры» направило средства краевой субсидии на создание ШКИ в размере 1 241 011,00  рублей на приобретение оборудования, не соответствующего Типовому проекту. 

 В суде первой и апелляционной инстанциях были заявлены доводы учреждения о  том, что соглашением о предоставлении субсидии не предусмотрено освоение средств из  федерального бюджета на приобретение оборудования в соответствии с типовым  проектом, которые были обоснованно отклонены судом первой инстанции по  следующим основаниям. 

По условиям соглашения от 29 марта 2022 года № 20-2022-019241 источником  средств субсидии, предоставленной учреждению, является бюджет Краснодарского края  (пункт 1.1). 


Средства федерального бюджета в рассматриваемом случае служат источником  финансирования расходного обязательства Краснодарского края по финансовому  обеспечению создания школы креативных индустрии. 

 Согласно пункту 20 приложения 8 к Закону Краснодарского края от 22 декабря 2021  года № 4616-КЗ «О краевом бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024  годов» в краевом бюджете в 2022 году по целевой статье расходов 10105R3530  предусмотрены средства на предоставлении субсидии на цели создания школы  креативных индустрии в размере 84 031,0 тыс. рублей. 

 Указанный объем соответствует размеру финансирования, предусмотренному для  данных целей государственной программой Краснодарского края «Развитие культуры» на 

Источником приобретения спорного оборудования явились средства краевого  бюджета, что также подтверждается содержанием контрактов на его поставку (пункты 2.5  контрактов). 

Апелляционной коллегией не принимается довод учреждения о том, что Проект не  является юридически значимым правовым основанием для определения целей  расходования субсидии. 

Обязанность при расходовании средств субсидии руководствоваться типовым  проектом школы креативных индустрии, вытекает из постановления Правительства РФ от  15 апреля 2014 года № 317 «Об утверждении государственной программы Российской  Федерации «Развитие культуры» (подп. «в» пункта 5 приложения № 28). 

Типовой проект разработан и доведен до заинтересованных лиц письмом  Министерства культуры Российской Федерации от 14 марта 2022 года № 137-01.1-39- ОЯ,  согласно которому для оснащения открывающихся ШКИ техническим и технологическим  оборудованием, сценическими конструкциями и конструктивными элементами  учреждению, прошедшему конкурсный отбор на предоставление субсидии на создание  школ креативных индустрии, необходимо руководствоваться типовым проектом школы  креативных индустрии, состоящего из шести студий и двух обеспечивающих модулей  (далее - Проект). 

 Из Проекта следует, что он разработан во исполнение Постановления Правительства  РФ от 24 декабря 2021 года № 2441 «О внесении изменений в государственную  программу Российской Федерации «Развитие культуры», которым указанная  государственная программа дополнена мероприятиями по созданию школ креативных  индустрии. 

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что соблюдение  при расходовании средств субсидии требований Проекта является не правом, а  обязанностью учреждения. 

Суд первой инстанции также обоснованно отклонил довод учреждения о том, что  ему представлено право самостоятельно устанавливать иные технические характеристики  необходимого оборудования, однако, это не опровергает факт приобретения  оборудования, не соответствующего проекту. 

Учреждение вправе устанавливать, помимо указанных в Типовом проекте, иные  технические характеристики и показатели (максимальные и минимальные значения)  оборудования в соответствии с потребностями и направлениями образовательного  процесса (т.е. дополнительно). 

Приобретение оборудования в целях оснащения школы креативных индустрии  (далее - ШКИ) регламентировано Типовым проектом ШКИ, которым не предусмотрено  приобретение оборудования, отличающегося по своему функциональному назначению от  оборудования, указанного в типовом проекте. 

Довод Учреждения о том, что оно вправе расходовать средства субсидии па  приобретение оборудования, не указанного в Типовом проекте ШКИ, поскольку 


Порядком № 505 предусмотрена возможность финансирования иных расходов на  обеспечение уставной деятельности организации для функционирования школы  креативных индустрии, не соответствует буквальному содержанию Порядка № 505. 

Пункт 2.8.1 Положения № 505 состоит из двух подпунктов - «а» и «б».

В подпункте «а» пункта 2.8.1 содержится перечисление целевых направлений  расходовании средств субсидии, предоставленных из федерального бюджета, в том числе  «на приобретения технического и технологического оборудования, необходимого для  оснащения школ креативных индустрии, включая его доставку, монтаж (демонтаж).  погрузочно-разгрузочные работы». 

Подпунктом «б» пункта 2.8.1 предусмотрены целевые направления расходования  средств субсидии, предоставленных из краевого бюджета, среди которых отсутствует  такая статья затрат как «приобретение оборудования». 

За счет средств краевого бюджета в соответствии с подпунктом «б» пункта 2.8.1 в  отношении оборудования целевым расходованием средств является исключительно  «проведение пуско-наладочных работ технического и технологического оборудования». 

Возможность оплаты «иных расходов на обеспечение уставной деятельности  организации для функционирования школы креативных индустрии» предусмотрена  подпунктом «б» пункта 2.8.1 в следующей формулировке: «расходов на фонд оплаты  труда, обучение и повышение квалификации сотрудников организации и иных расходов  на обеспечение уставной деятельности организации для функционирования школы  креативных индустрии». 

Иные расходы за счет средств краевого бюджета (подпункт «б») не относятся к  расходам па приобретение технического и технологического оборудования,  предусмотренные исключительно за счет федерального бюджета (подпункт «а» пункта  2.8.1). Так, например, к иным расходам можно отнести расходы на страхование  приобретенного оборудования, организацию видеонаблюдения в студиях, организацию  охраны и т.д. 

По результатам изучения представленного заявителем видеоматериала с  демонстрацией наличия спорного оборудования и описания соотношения целей его  приобретения с фактическим использованием, судом первой инстанции установлено  следующее. 

 Приобщенный материал действительно содержит в себе демонстрацию наличия в  учреждении спорного оборудования. 

Вместе с тем, в процессе судебного разбирательства подлежит установлению  наличие правовых оснований для расходования целевой субсидии на приобретение  оборудования, не предусмотренного Типовым проектом. 

Учреждение полагает, что его приобретение допустимо, поскольку оно так или  иначе связано с потребностями образовательного процесса. 

 Однако, Министерство культуры Российской Федерации, реализующее мероприятия  вышеуказанной государственной программы Российской Федерации, во исполнение  положений подпункта «в» пункта 5 приложения № 28 к государственной программе  Российской Федерации «Развитие культуры», разработало и утвердило Типовой проект. 

 Федеральное министерство определило, что функциональное назначение  приобретаемого оборудования должно соответствовать указанному в Проекте, при этом  учреждение вправе самостоятельно определять количество закупаемого оборудования, а  также вправе устанавливать иные технические характеристики и показатели  (максимальные и минимальные значения) в соответствии с потребностями и  направлениями образовательного процесса. 

Указанное регулирование направлено на недопущение закупок товаров, которые не  предусмотрены Проектом либо имеют избыточные потребительские свойства. 

Вместе с тем, материалам проверки подтверждается, что учреждением приобретено: 


1) оборудование, не предусмотренное типовым проектом: режущий плоттер Vicsign  HSQ1080, рулонный ламинатор Bulros FM 360, биговщик Grafalex A3, резак роликовый  KW-triO 3020/13020, А2, 670 мм, полиграфический Степлер Bulros S-66G, телевизор  Samsung QE55Q80AA, кронштейн настенный ONKRON M7L, виниловый проигрыватель 

 Audio technika at-lp60x, акустическая система Dali spector l black, акустический  двужильный кабель Dali SC F222C; 

Учреждение вправе дополнительно оснащать свои помещения необходимым  оборудованием за счет источников, предусматривающих возможность финансирования  расходов на указанные цели. 

В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации  направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата  денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям,  определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной  росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом,  являющимся правовым основанием предоставления указанных средств признается  нецелевым использованием бюджетных средств. 

Для определения целевого или нецелевого характера использования бюджетных  средств учитываются в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их  использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при  выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при  освоении выделенных средств. 

Принцип целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства  выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением  направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к  направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм  средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации  (Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2009 N 3-АД09-3). 

 С учетом вышеизложенного, департамент по результатам проверки правомерно  пришел к выводу о нарушении учреждением части 1 статьи 78.1 БК РФ, подпункта «в»  пункта 5 Приложения № 28 ГК РФ «Развитие культуры», подпункта 9 пункта 1.2, пункта  2.8 Порядка № 505, пунктов 1.1, 4.3.2 Соглашения № 20-2022-019241, письма  Минкультуры РФ № 137-01.1-39-ОЯ, выразившемся в том, что ГБПОУ КК  «Краснодарский краевой колледж культуры» допустило нецелевое использование  бюджетных средств в размере 1 241 011,00 рублей, предоставленных из бюджета  Краснодарского края на создание школы креативных индустрии, в результате  приобретения оборудования, не предусмотренного типовым проектом, не связанного с  целями создания школы креативных индустрии, то есть не соответствующего целям  предоставления субсидии.  

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия  (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий:  несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и  законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической  деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного Постановления Пленумов  Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части  первой Гражданского кодекса Российской Федерации". 

Судом первой инстанции не установлено совокупности предусмотренных  статьями 198, 201 АПК РФ оснований для признания недействительным пункта 1  представления Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 


07.12.2022 № 22-046 об устранении нарушений путем возврата в доход Краевого бюджета  в сумме 1 241 011 рублей, предоставленных из бюджета Краснодарского края на создание  школы креативных индустрий, в результате приобретения оборудования, не  соответствующего типовому проекту школы креативных индустрий и не связанного с  целями создания школы креативных индустрий. В связи с чем, в удовлетворении  требований юридического лица по настоящему делу правомерно отказано. 

У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки  выводов суда первой инстанции. 

 При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы  суд апелляционной инстанции не усматривает. 

 Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения  настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и  всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств. 

 Нарушения и неправильного применения норм материального или  процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не  установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2023 по делу   № А32-1533/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление  арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его  принятия. 

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35  Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с  даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через  арбитражный суд первой инстанции. 

Председательствующий М.В. Соловьева 

Судьи О.Ю. Ефимова 

 С.В. Пименов