ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-1821/20 от 12.03.2020 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

2334/2020-26834(2)

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений) 

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А53-20132/2019 

Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2020 года. 

Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2020 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:  председательствующего Филимоновой С.С., 

судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Струкачевой Н.П., 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Федерального бюджетного учреждения "Администрация Азово-Донского бассейна  внутренних водных путей" 

на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 25.12.2019 по делу № А53-20132/2019

по заявлению Федерального бюджетного учреждения "Администрация Азово- Донского бассейна внутренних водных путей" 

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области,  при участии третьего лица ФГУП «Управление ведомственной охраны 

Министерства транспорта Российской Федерации»,
о признании незаконным решения; предписания

УСТАНОВИЛ:

Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Азово-Донского  бассейна внутренних водных путей» (далее – заявитель, учреждение) обратилось в  Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной  антимонопольной службы по Ростовской области (далее – заинтересованное лицо,  управление) о признании незаконным решения от 28.05.2019 по делу №  061/06/99/947/2019, о признании недействительным предписания № 320/03от  28.05.2019. 

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.12.2019 в  удовлетворении заявленных требований отказано. 

Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке,  определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее – АПК РФ), просил решение отменить. 


Апелляционная жалоба мотивирована тем, что установленный срок для  выполнения спорного предписания приостанавливается до рассмотрения по  существу заявления об обжаловании данного предписания. 

В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, надлежащим  образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,  явку представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривается в их  отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы,  арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что  апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. 

Как следует из материалов дела, 28 мая 2019 г. Комиссией Управления  Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по контролю  соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок принято  решение по делу № 061/06/99/947/2019 о признании ФБУ «Администрация Азово- Донского бассейна внутренних водных путей» как Заказчиком, нарушившим часть  22 статьи 99 Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе  в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и  муниципальных нужд». Решение принято на основании рассмотрения факта  неисполнения предписания управления от 22.03.2019 № 168/03 по делу №  061/06/54.3/460/2019, которым заявителю надлежало в срок до 25.04.2019: 

- внести изменения в документацию об аукционе: устранить нарушения  части 2 статьи 8 и части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О  контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  государственных и муниципальных нужд», указанные в решении по делу   № 061/06/54.3/460/2019: включить в документацию прямое указание на право  исполнителя контракта привлечь соисполнителей к исполнению контракта,  необходимость наличия названной лицензии у лиц, непосредственно оказывающих  (в т.ч. в качестве соисполнителей контракта) услуги, составляющие частную  охранную деятельность (в т.ч. обеспечение внутриобъектового и пропускного  режимов; задержание); 

- продлить срок подачи заявок на участие в названном конкурсе по правилам  частью 6 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и  муниципальных нужд», с учётом статьи 191 Гражданского кодекса Российской  Федерации. 

В предписании управление указало на то, что учреждению надлежит  продлённый срок подачи заявок включить в документацию и извещение,  обеспечить соответствие сведений, содержащихся в документации, сведениям,  содержащимся в Извещении. 

Заказчику, аукционной комиссии выдано предписание от 28.05.2019 №  320/03 об исполнении (в новые сроки) предписания № 168/03. 

Не согласившись с вынесенным решением от 28.05.2019 по делу №  061/06/99/947/2019 и предписанием от 28.05.2019 № 320/03, воспользовавшись  правом на обжалование, предусмотренным статьей 198 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель обратился в  Арбитражный суд Ростовской области с заявлением. 

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в 


арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных  правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных  органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если  полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие  (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и  нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности,  создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании  ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)  государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,  должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта  или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их  соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает  наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт,  решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также  устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и  законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет  судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства: 

- нарушение оспариваемыми актами управления прав и законных интересов  заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,  создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной  экономической деятельности; 

- несоответствие оспариваемых актов управления закону или иному  нормативному правовому акту. 

В силу ч. 15 ст. 99 Закона истечение срока исполнения выданного в  соответствии с п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона предписание является основанием для  проведения контрольным органом в сфере закупок внеплановой проверки. 

Заказчик при рассмотрении дела № 947/03 подтверждения факта и дат  исполнения предписания № 168/03 не представил; указал на факт обжалования в  судебном порядке решения Ростовского УФАС России № 460, предписания   № 168/03; полагал, что установленный срок для выполнения предписания  «необходимо продлить до вынесения решения Арбитражным судом Ростовской  области». 

На основании п.2 ч.22 ст.99 Закона при выявлении в результате проведения  контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также  в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика,  уполномоченного учреждения, комиссии по осуществлению закупок нарушений  законодательству РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе  в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные  для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с  законодательством РФ, в т.ч. об аннулировании определения поставщиков  (подрядчиков, исполнителей). 


По правилам ч.23 ст.99 Закона контракт не может быть заключен до даты  исполнения такого предписания. 

Предписание № 168/03 выдано Заказчику, аукционной комиссии на  основании решения № 460. 

Согласно данному решению: жалоба ФГУП «Управление ведомственной  охраны Министерства транспорта Российской Федерации» признана обоснованной;  Заказчик признан нарушившим ч.2 ст.8, ч.1 ст.64 Закона, что выразилось в  необоснованном ограничении круга участников закупки, путем включения в  документацию об аукционе положений, требующих от исполнителя названных  услуг совокупности и лично) осуществлять защиту объектов транспортной  инфраструктуры от актов незаконного вмешательства; обеспечивать  внутриобъектовый и пропускной режимы; осуществлять задержание физических  лиц. 

В соответствии с предписанием № 168/03 по аукциону в срок до 25.04.2019  подлежало осуществлению следующее: Заказчику, аукционной комиссии в срок до  25.04.2019: 

- право исполнителя контракта привлечь соисполнителей к исполнению  контракта; 

- необходимость наличия лицензии на осуществление частной охранной  деятельности у лиц, непосредственно оказывающих (в т.ч. в качестве  соисполнителя контракта) услуги, составляющие частную охранную деятельность  (в т.ч. обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов; задержание). 

При этом необходимо: продленный срок подачи заявок включить в  документацию и Извещение; обеспечить соответствие сведений, содержащихся в  документации, сведениям, содержащимся в Извещении». 

Ни одно из изложенных действий, обязательных к совершению в  соответствии с названным предписанием, не было осуществлено Заказчиком,  аукционной комиссией. В частности, не осуществлены действия, предписанные к  совершению в соответствии с п.1 предписания № 168/03, и т.д. 

Следовательно, Заказчиком, аукционной комиссией нарушена ч. 22 ст. 99  Закона. 

При этом судом первой инстанции учтено, что решением Арбитражного суда  Ростовской области от 18.07.2019 по делу № А53-13436/2019, оставленным без  изменения постановлениями Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от  04.10.2019, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.12.2019,  предписание № 168/03 признано законным. 

Судебная коллегия учитывает, что обеспечительные меры в отношении  предписания судом в рамках судебного дела № А53-13436/2019 приняты не были.  Вместе с тем, Законом о контрактной системе не предусмотрено приостановление  действий предписания, в случае подачи искового заявления в суд.  


Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу  о том, что действия общества, не исполнившего предписание, нарушают пункт 2  части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе. 

Факт обжалования решения и предписания в судебном порядке сам по себе  не приостанавливает действие указанных актов. 

Часть 2 статьи 52 Закона о защите конкуренции направлена на  регулирование отношений в рамках рассмотрения дел о нарушении  антимонопольного законодательства. 

Таким образом, положения части 2 статьи 52 Закона о защите конкуренции  не распространяются на случаи выдачи предписаний в соответствии со статьей 99  Закона о контрактной системе. 

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой  инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают  правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут  служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта. 

Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют  обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки  доказательств. 

Нарушений или неправильного применения норм материального или  процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или  изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.12.2019 по делу   № А53-20132/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без  удовлетворения. 

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи  176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление  арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его  принятия. 

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного  производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный  суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия. 

Председательствующий С.С. Филимонова

Судьи О.Ю. Ефимова

М.В. Соловьева