ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-19947/2021 от 30.11.2021 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-25879/2021

03 декабря 2021 года                                                                         15АП-19947/2021

Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2021 года .

Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2021 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,

судей Емельянова Д.В., Пименова С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,

при участии:

от ООО «БеларусЮгСервис»: Закутняя Е.Р. по доверенности от 10.09.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

общества с ограниченной ответственностью «БеларусЮгСервис»

на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 11.10.2021 по делу № А53-25879/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «БеларусЮгСервис»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по

Ростовской области
о привлечении административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «БеларусЮгСервис» (далее – ООО «БеларусЮгСервис», общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ростовской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы
№ 18 по Ростовской области (далее – МИФНС № 18 по Ростовской области, инспекция, налоговый орган) о признании незаконным и отмене постановления от 16.07.2021 №61882118000053100004 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 1 500 000 руб.

Решением суда первой инстанции от 11.10.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «БеларусЮгСервис» обжаловало решение  суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.

В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что налоговый орган неверно установил объективную сторону правонарушения, в связи с чем привлек общество к ответственности за те действия, которые оно не совершало. Налоговый орган, исследовал действия, которые общество не совершало, в то время как действия, совершенные обществом, налоговым органом не исследовались, не учтено, что действия общества не причинили ущерба бюджету Российской Федерации, поскольку все установленные законодательством налоговые платежи за перечисление дивидендов были выплачены в полном объеме. Денежные средства для перечисления дивидендов были получены из банка с указанием конкретной цели – выплата дивидендов. Довод о малозначительности деяния был отклонен без указания причин. Налоговый орган установил вину общества в том, что оно выплатило заработную плату учредителю в наличной форме, что неоднократно прослеживается по тексту постановления. Спорная выплата наличными денежными средствами являлась выплатой дивидендов, а не зарплаты. Выплата дивидендов регулируется нормами корпоративного законодательства, выплата зарплаты относится к трудовому законодательству, что является разными выплатами, из разных отраслей права, по-разному регулируемые валютным законодательством РФ. Выплата дивидендов не относится к валютным операциям в том смысле, что валютной операцией признается отчуждение денежных средств в пользу нерезидента, тогда как выплата дивидендов не может считаться отчуждением, т.к. это не сделка, а часть внутрикорпоративной деятельности общества.

В судебном заседании представитель ООО «БеларусЮгСервис» доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.

Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из материалов дела, между обществом и Колоско С.Т. заключен трудовой договор от 19.05.2015 № БЮС0000007/15. На основании решения от 30.10.2012 №3 общего совместного собрания участников единственным участником ООО «БеларусЮгСервис» является Колоско Станислав Тадеушевич, являющийся гражданином Белоруссии.

В отношении ООО «БеларусЮгСервис» инспекцией проведена проверка соблюдения валютного законодательства.

Общество (резидент) 19.07.2019 произвело выплату дивидендов
Колоско С.Т. (нерезидент) в соответствии с расходно-кассовым ордером № БЮ00-138 без использования счетов в уполномоченных банках в размере 2 000 000 руб.

Уполномоченным должностным лицом инспекции составлен протокол об административном правонарушении от 08.07.2021 № 61882118000053100002, в котором действия ООО «БеларусЮгСервис» квалифицированы по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Постановлением от 16.07.2021 № 61882118000053100004 общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25
КоАП РФ с назначением штрафа в размере 1 500 000 руб.

Полагая, что постановление инспекции является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Статьей 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции.

Под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены в Федеральном законе от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон №173-ФЗ, Закон о валютном регулировании).

В соответствии с положениями статьи 1 Закона №173-ФЗ резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; нерезидентами - не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 части 1 настоящей статьи.

Согласно подп. «а» п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона №173-ФЗ нерезидентами признаются иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

К валютным операциям относится, в том числе, отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа, согласно подпункту «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона №173-ФЗ.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона №173-ФЗ, в соответствии с ч.2 которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ, а также переводами электронных денежных средств.

Перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен частью 2 статьи 14 Закона №173-ФЗ.

Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту дивидендов наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством РФ не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.

Порядок открытия и ведения банковских счетов нерезидентов, открываемых на территории Российской Федерации, устанавливает Центральный Банк Российской Федерации. Такой порядок определен Инструкцией Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов» (далее - Инструкция).

Как установлено пунктом 2.2 Инструкции физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой, открываются текущие счета.

В силу пункта 3.2 указанной Инструкции для открытия текущего счета физическому лицу - иностранному гражданину или лицу без гражданства помимо иных документов, указанных в пункте 3.1 Инструкции, представляется миграционная карта и (или) документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в случае если их наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В рассматриваемом случае единственный участник, на момент осуществления выплаты, ООО «БеларусЮгСервис» является гражданином иностранного государства - нерезидентом, поэтому реализация выплат по решению собрания должна осуществляться с соблюдением норм Закона № 173-ФЗ и локальные нормативные акты общества (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям указанного Закона.

Таким образом, при выплате обществом иностранному лицу дивидендов применению подлежала специальная норма Закона № 173-ФЗ.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона о валютном регулировании, согласно которой, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.

В частности, юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории России транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Возможность осуществить такую валютную операцию как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту дивидендов наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Установленные частью 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала за рубеж, противодействия незаконным и «сомнительным» финансовым операциям.

С учетом изложенного, указанные выплаты иностранному лицу могут выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый в уполномоченном банке, а выплата наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией.

Ссылка ООО «БеларусЮгСервис» на указание налоговым органом на выплату заработной платы учредителю в наличной форме в оспариваемом постановлении, расценивается коллегией как опечатка, поскольку согласно тексту постановления и представленным доказательствам, налоговый орган привлекает общество к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за выплату единственному участнику Колоско С.Т. дивидендов в размере 2 000 000 руб. наличными денежными средствами.

Факт совершенного обществом административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 08.07.2021, свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ, решением от 30.10.2012, расходно-кассовым ордером от 19.07.2019№ БЮ00-138, копией паспорта Колоско С.Т., оборотно-сальдовой ведомостью по счету 50 за 01.01.2019-19.07.2019, и другими доказательствами. Данное обстоятельство обществом не оспаривается. Следовательно, в действиях общества имеется объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

На момент совершения обществом валютной операции у Колоско С.Т. отсутствовал вид на жительства. Исходя из представленной копии вида на жительство иностранного гражданина, вид на жительство выдан Колоско С.Т. 09.10.2020, в то время как валютная операция совершена 19.07.2019.

Таким образом, материалами дела подтверждено наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Обществом не были приняты все возможные меры для соблюдения нарушенных им норм валютного законодательства.

Доводы общества о том, что налоговым органом неверно установлена объективная сторона правонарушения, выплата дивидендов регулируется нормами корпоративного законодательства, выплата зарплаты относится к трудовому законодательству, что является разными выплатами, из разных отраслей права, по-разному регулируемые валютным законодательством РФ, выплата дивидендов не может считаться отчуждением, т.к. это не сделка, а часть внутрикорпоративной деятельности общества, отклоняются апелляционной коллегией на основании следующего.

В пункте 9 ст. 1 Закона № 173-ФЗ дано определение понятию "валютная операция".

В соответствии с пп. "б" п. 9 ст. 1 Закона № 173-ФЗ к валютным операциям отнесено приобретение резидентом у нерезидента, либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента, либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Таким образом, выплата дивидендов в иностранной валюте от резидента в адрес нерезидента по своему содержанию относится к валютным операциям.

Согласно п. 1 ст. 9 Закона № 173-ФЗ валютные операции между резидентами запрещены за исключением случаев, указанных в законе. Положениями ст. 12 Закона № 173-ФЗ установлен исчерпывающий перечень разрешенных валютных операций, связанных с зачислением денежных средств на счета резидентов, открытых в банках за пределами РФ.

Ссылка ООО «БеларусЮгСервис» на отнесение выплаты дивидендов к сфере корпоративного регулирования оценивается судом как не имеющее правового значения, поскольку выплата дивидендов, как и выплаты заработной платы иностранным гражданам будет регулироваться нормами валютного законодательства.

Более того, как следует из постановления от 16.07.2021, обществом было представлено письмо от 07.07.2021, в соответствии с которым оно распределяло чистую прибыль за 2014 год, перечислив ее на банковский счет единственного участника. Заработная плата перечислялась Колоско С.Т. на его счет с помощью банковских переводов.

На основании изложенного, коллегия проходит к выводу, что при наличии у Колоско С.Т. банковского счета, у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм валютного законодательства, но им не были предприняты все зависящие от него меры для исполнения требований валютного законодательства Российской Федерации.

Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ двухлетний срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек, с учетом совершения административного правонарушения – 19.07.2021 (выплата дивидендов).

Ссылка ООО «БеларусЮгСервис» на то, что его действия не причинили ущерба бюджету Российской Федерации, поскольку все установленные законодательством налоговые платежи за перечисление дивидендов были выплачены в полном объеме, не исключает обязанность общества по соблюдению требований порядка валютного законодательства по выплате денежных средств иностранным лицам.

Обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

При этом согласно пункту 18.1 данного постановления Пленума квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния; применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, оценив характер совершенного административного правонарушения, степень его общественной опасности, суд апелляционной инстанции также не установил исключительных обстоятельств для признания совершенного правонарушения малозначительным.

Административное правонарушение, совершенное обществом (резидентом), создает угрозу причинения вреда экономической безопасности государства, посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в сфере валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, соблюдение его является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере.

Кроме того, инспекцией назначено минимально возможное наказание по
ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 1 500 000 руб. (2 000 000 руб. (размер выплаченных дивидендов) х 75%).

Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были  полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также имеющиеся в материалах дела доказательства и принято законное и обоснованное решение от 11.10.2021.

Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.

Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.

Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждающих позицию заявителя жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.10.2021 по делу
№ А53-25879/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                           О.Ю. Ефимова

Судьи                                                                                             Д.В. Емельянов

С.В. Пименов