ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-20287/2023 от 29.01.2024 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

2315/2024-6154(1)



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции 

по проверке законности и обоснованности решений (определений) 

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А32-8516/2023  30 января 2024 года 15АП-20287/2023 

Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2024 года. 

Полный текст постановления изготовлен 30 января 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Емельянова Д.В., Фахретдинова Т.Р.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Матиняном С.А. 

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации  муниципального образования Северский район 

на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 30.10.2023 по делу № А32-8516/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Т2 Мобайл»
(ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

(после процессуального правопреемства - общества с ограниченной ответственностью  «Пилар» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) 

к администрации муниципального образования Северский район
(ОГРН: <***>, ИНН: <***>) о признании незаконным отказа,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Т2 Мобайл» (после правопреемства  - общество с ограниченной ответственностью «Пилар») (далее – общество) обратилось  в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации  муниципального образования Северский район (далее – администрация) о признании  незаконным решение об отказе в заключении договора на использование земельного  участка по адресу: Краснодарский край, Северский район, ст. Крепостная, ул. Клубная,  номера кадастровых кварталов 23:26:100100, 23:26:1001015 без его предоставления и  установления сервитута, выраженное в письме администрации муниципального  образования Северский район от 13.01.2023 N 01-30/185; обязании в течение 10 дней с  момента вступления решения суда в законную силу заключить с обществом договор  на использование земельного участка по адресу: Краснодарский край, Северский  район, ст. Крепостная, ул. Клубная, номера кадастровых кварталов 23:26:100100,  23:26:1001015 без его предоставления и установления сервитута; в случае 


неисполнения решения суда в установленный срок взыскать с администрации в пользу  общества судебную неустойку в размере 1000 руб. за каждый день неисполнения  решения суда. 

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2023 заявленные  требования удовлетворены в полном объеме. 

Не согласившись с указанным судебным актом, администрация обжаловала его  в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В  апелляционной жалобе администрация просит решение арбитражного суда первой  инстанции отменить, принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной  жалобы администрация указывает на то, что земельный участок для размещения  вышки сотовой связи расположен в зоне жилой застройки, в результате обхода  установлено, что жители близлежащих домов против установки вышки. При  разрешении вопроса о восстановлении прав общества суд не должен подменять  уполномоченный орган. 

В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить  без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. 

От администрации поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной  жалобы в отсутствие ее представителя. 

Стороны извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в  судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 156 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для  рассмотрения жалобы в их отсутствие. 

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется  Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной  жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации. 

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный  суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для  отмены принятого по делу решения ввиду следующего. 

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,  28.11.2022 общество обратилось в администрацию с заявлением о принятии решения о  заключении договора на размещение объекта - опоры сотовой связи на земельном  участке по адресу: Краснодарский край, Северский район, ст. Крепостная, ул. Клубная,  номера кадастровых кварталов 23:26:100100, 23:26:1001015, площадью 16 кв.м сроком  на 5 лет без предоставления участка и установления сервитута, публичного сервитута. 

В письме от 13.01.2023 N 01-30/185 администрация отказала обществу в  заключении договора на размещение объекта (опора сотовой связи) со ссылкой на  наличие возражений жителей близлежащих домов по ул. Клубной в ст. Крепостной  относительно установки опоры сотовой связи. При этом администрация указала, что  готова вернуться к рассмотрению данного вопроса после предоставления согласия  жителей ст. Крепостной на установку опоры сотовой связи. 

Общество полагая, что указанное основание отказа администрации в  предоставлении муниципальной услуги не соответствует положениям  законодательства и нарушает права общества, обратилось в суд с настоящим  заявлением. 

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в  арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных  правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, 


осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что  оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права  и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные  препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой  акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные  полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному  правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о  признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий  (бездействия) незаконными. 

Исходя из положений статьи 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц  органа государственной власти (органа местного самоуправления) необходимо  наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта)  закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу. 

В силу пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации  использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или  муниципальной собственности, за исключением земельных участков,  предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без  предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе, для  размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также  иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской  Федерации (подпункт 6). 

Пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено,  что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или  земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной  собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за  исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 этой статьи), устанавливаются  Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных  объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской  Федерации. 

В соответствии с пунктом 11 Перечня, утвержденного постановлением  Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 «Об утверждении перечня  видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных  участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без  предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее -  Постановление N 1300), к видам объектов, размещение которых может  осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной  или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и  установления сервитутов, относятся линии связи, линейно-кабельные сооружения  связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на  строительство. 

В силу подпункта 4.5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской  Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае размещения 


антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для  размещения средств связи. 

На территории Краснодарского края Порядок и условия размещения объектов на  землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной  собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута,  публичного сервитута на территории Краснодарского края регламентированы  постановлением главы администрации (Губернатора) Краснодарского края  от 06.07.2015 N 627 (далее - Порядок). 

Основания для отказа в размещении объектов установленных в пункте  11 Постановления N 1300, перечислены в пункте 2.13 Порядка. В соответствии с  пунктом 2.13 Порядка, решение об отказе в заключении договора на размещение  объекта принимается в случае, если: 

Перечень оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию  не подлежит. 

Однако указанные основания не названы администрацией в отказе в заключении 


договора на размещение объекта от 13.01.2023 N 01-30/185. 

Обществом в полной мере выполнены все требования, установленные Порядком,  а именно: заявление подано по установленной форме с приложением всех  необходимых и обязательных документов для принятия решения о заключении  договора на размещение объекта. 

Довод администрации о наличии возражений жителей на установку опоры  сотовой связи правомерно отклонен судом первой инстанции по следующим  основаниям. 

Пунктом 28 статьи 2 ФЗ «О связи» установлено, что средства связи - технические  и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки,  хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а  также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг  связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы  и устройства с измерительными функциями. 

В силу пункту 27 статьи 2 ФЗ «О связи» сооружения связи - объекты инженерной  инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или  приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи. 

Таким образом, сооружения связи и средства связи - это разные понятия,  определяющие разные объекты. При этом, первые (сооружения связи) предназначены  для размещения вторых (средств связи). Сооружения связи сами по себе не  формируют, не принимают, не обрабатывают, не хранят, не передают и не доставляют  сообщения электросвязи или почтовых отправлений, не являются техническими или  программными средствами, используемыми при оказании услуг связи или  обеспечении функционирования сетей связи. 

Антенно-мачтовое сооружение связи (опора) само по себе в отсутствие  размещенного на ней передающих радиотехнических объектов оператора связи не  является источником физических факторов воздействия на человека. Бремя  содержания передающих радиотехнических объектов, в том числе необходимость  получения соответствующих заключений уполномоченных органов для их  размещения и эксплуатации на объекте общества (в настоящее время ООО «Пилар»),  несут операторы связи. 

Санитарные требования к размещению базовых станций сотовой связи  установлены СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 «Гигиенические требования к размещению и  эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи» и СанПиН 2.1.8/2.2.4.138303 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих  радиотехнических объектов». При этом и СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03, направлен на  предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека электромагнитных  полей (ЭМП), создаваемых средствами связи - базовыми и подвижными станциями  сухопутной подвижной радиосвязи, передающими радиотехническими объектами,  радиосвязи, радиовещания, телевидения, радиолокации, радиолюбительского  диапазона. Санитарные правила СанПин 2.1.8/2.2.4.1190-03 «Гигиенические  требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной  радиосвязи» неприменимы в отношении размещаемого объекта, поскольку антенно-мачтовое сооружение, планируемое к размещению, не относится к средствам (их  элементам) сухопутной подвижной радиосвязи. 

Кроме того, общество не устанавливает передающие радиотехнические объекты,  а только монтирует само антенно-мачтовое сооружение; антенно-мачтовые  сооружения не требуют установления санитарно-защитной зоны ввиду того, что  антенная опора представляет собой металлический столб, который не может негативно  влиять на окружающую среду, поэтому требования СанПин 2.1.8/2.2.4.1383-03 на 


установку антенно-мачтового сооружения не распространяются. 

Санитарные правила СанПин 2.1.8/2.2.4.1383-03 предназначаются для  юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, осуществляющих  проектирование, строительство, реконструкцию и эксплуатацию ПРТО, а также для  органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы РФ, осуществляющей  государственный надзор; предусматривают разработку оператором связи проектной  документации на размещение оборудования на антенно-мачтовое сооружение, а также  получение всех предусмотренных законодательством согласований и разрешений; по  всем построенным и планируемым к строительству ПРТО операторы связи проходят  санитарно-эпидемиологическую экспертизу и обязаны получить положительное  санитарно-эпидемиологическое заключение в органах Госсанэпиднадзора (пп. 3.7, 3.8,  3.10 СанПин 2.1.8/2,2.4.1383-03); в целях защиты населения от воздействия  электромагнитных полей, создаваемых ПРТО, устанавливаются санитарно-защитные  зоны и зоны ограничения (п. 3.17 СанПин), которые зависят от мощности и частотного  диапазона радиотехнического оборудования, а также высоты установки антенн; работа  по размещению и вводу в эксплуатацию ПРТО осуществляется в два этапа, каждый из  которых может быть успешно завершен только при наличии положительных  заключений государственных надзорных органов. 

Таким образом, вопросы согласования непосредственно оператором связи ввода  базовой станции в эксплуатацию, ее соответствия нормам СанПин 2.1.8/2,2.4.1383-03,  эксплуатации ПРТО и т.д. относятся к зоне ответственности компетентных  государственных органов и должны быть предметом контроля со стороны этих  органов. 

Кроме того, согласно СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к  размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» и СанПиН  2.1.8/2.2.4.1190-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств  сухопутной подвижной радиосвязи», минимальное расстояние от места установки  опор с оборудованием базовых станций сотовой радиотелефонной связи до жилых и  общественных зданий (в том числе детских дошкольных учреждений) не  регламентируется. Об этом неоднократно разъяснялось на официальном сайте  Роспотребнадзора РФ. 

Факт нахождения испрашиваемого земельного участка в зоне жилой застройки,  на что ссылается администрация, также не имеет правового значения. 

Согласно части 3 статьи 35 ГрК РФ в жилых зонах допускается размещение  отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и  коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов  дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий,  стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием  граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. 

В жилой зоне, помимо непосредственно жилых домов, подлежат размещению  объекты, связанные с проживанием граждан и обеспечивающие нормальную  эксплуатацию основных объектов. В данном случае размещение объектов,  обеспечивающих связь и интернет. 

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации определение  видов разрешенного использования земельных участков, а также описание  деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами  разрешенного использования, осуществляется на основании Классификатора видов  разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом  Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 (ранее приказ Министерства экономического  развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 «Об утверждении 


классификатора видов разрешенного использования земельных участков»). 

Из примечания N 2 к названному Приказу следует, что содержание видов  разрешенного использования, перечисленных в Классификаторе, допускает без  отдельного указания в нем размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме  железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования  федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений  (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений,  информационных и геодезических знаков, объектов благоустройства, если  Федеральным законом не установлено иное. 

Положения примечания N 2 к Приказу следует понимать как дополнение к  любому из видов разрешенного использования, указанного в Классификаторе, если  иное прямо не запрещено Федеральным законом. 

Размещение отдельных объектов, виды которых аналогичны объектам,  включенным в Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться  на землях или земельных участках, находящихся в государственной или  муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и  установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской  Федерации от 03.12.2014 N 1300, допускается на земельных участках с любым видом  разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в  части разрешенного использования земельного участка. 

Данное положение применимо ко всем категориям земель, за исключением  случаев, когда размещение некоторых видов объектов запрещено правовым режимом  определенной категории земель (например, режимом особо охраняемых природных  территорий), следовательно, действующее законодательство не препятствует  использованию земель (земельных участков) в целях размещения отдельных видов  объектов, указанных в Перечне. В частности, речь идет об антенно-мачтовых  сооружениях, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. 

Поскольку оснований для отказа в согласовании размещения антенно-мачтового  сооружения у администрации не имелось, указанный отказ нарушает права заявителя  и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности, незаконно возлагая на общество какие-либо обязанности, создают иные  препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

На основании пункта 3 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения требований  заявителя по данной категории дел в резолютивной части решения арбитражного суда  должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов,  осуществляющих публичные полномочия, устранить допущенные нарушения прав и  законных интересов заявителя. 

Исходя из изложенного, признание недействительными (незаконными)  ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов,  наделенных публичными полномочиями, по результатам рассмотрения арбитражным  судом дела, возникшего из публичных правоотношений, влечет необходимость  принятия судом мер, направленных на восстановление прав заявителя. 

В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3  части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд  первой инстанции обязал администрацию в течение 10 дней со дня вступления в  законную силу судебного акта заключить договор на использование земельного  участка по адресу: Краснодарский край, Северский район, ст. Крепостная, ул. Клубная, 


номера кадастровых кварталов 23:26:100100, 23:26:1001015 без его предоставления и  установления сервитута. 

Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения  апелляционной жалобы у суда не имеется. 

Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства,  имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка  доказательствам и доводам участвующих в деле лиц. 

Нарушений или неправильного применения норм материального или  процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению  решения, апелляционной инстанцией не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2023 по делу   № А32-8516/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без  удовлетворения. 

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в  законную силу со дня его принятия. 

Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке,  определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа. 

Председательствующий Н.В. Нарышкина 

Судьи Д.В. Емельянов

 Т.Р. Фахретдинов