ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-22025/14 от 09.02.2015 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002,

тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А32-21158/2014

12 февраля 2015 года  15АП-22025/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Галова В.В.,

судей Ломидзе О.Г., Попова А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Горобцовой А.Г.,

при участии:

от КФХ Белокуровой Р.М. – представитель Тарханов А.В. (доверенность от 13.09.2014),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края

на решение Арбитражного суда Краснодарского края (судья Сумин Д.П.)

от 14.10.2014 по делу № А32-21158/2014

по заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства Белокуровой Риммы Марковны (ОГРН 1022304363245, ИНН 2343001324), станица Советская Новокубанского района Краснодарского края,

к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (ОГРН 1022301228399), г.Краснодар,

при участии третьего лица: Администрации муниципального образования Новокубанский район,

о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,

УСТАНОВИЛ:

крестьянское (фермерское) хозяйство Белокуровой Риммы Марковны, являющееся юридическим лицом, обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, в котором просило признать незаконными отказы в принятии решения о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения в собственность, изложенные в письмах от 21.03.2014 № 52-3757/14-32.20, от 07.05.2014 № 52-1041Ж-14-11.05, и обязать Департамент принять решение о предоставлении в собственность крестьянскому хозяйству земельного участка с кадастровым номером 23:21:0807006:3.

Заявление мотивировано тем, что в нарушение норм земельного законодательства Департамент препятствует приобретению указанного земельного участка в собственность.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.10.2014 заявление крестьянского (фермерского) хозяйства удовлетворено: суд признал незаконным названные решения Департамента и обязал Департамент в месячный срок со дня принятия вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:21:0807006:3 в собственность за плату крестьянскому (фермерскому) хозяйству Белокуровой Р.М., подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка.

Решение суда мотивировано тем, что оснований для отказа в принятии решения о передаче земельного участка в собственность крестьянского (фермерского) хозяйства не имелось, поскольку арендатор имеет соответствующее право в силу статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Возражения Департамента о наличии зоны береговой полосы судом отвергнуты со ссылкой на акт обследования земельного участка.

Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился с апелляционной жалобой, в которой просил указанный судебный акт отменить, в удовлетворении заявления отказать. Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то обстоятельство, что приватизация земельного участка невозможна, поскольку в его составе находится береговая полоса водного объекта, запрещенная к приватизации пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Также апеллянт полагает, что право арендатора на получение земельного участка в собственность, предусмотренное пунктом 4 статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» обусловлено тем обстоятельством, что арендатор обязан документально доказать, что эффективно хозяйствует на сельскохозяйственных землях.

В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя просил решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, крестьянское (фермерское) хозяйство Белокуровой Риммы Максимовны обратилось в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:21:0807006:3, площадью 120 000 кв.м. расположенный в Краснодарском крае, Советское сельское поселение, примерно в 1,45 км по направлению на восток от хутора Чапаева, колхоз «Золотой колос», участок №160.

Департамент, решением от 21.03.2014 №52-3757/14-32.20 отказал в предоставлении государственной услуги по приобретению права собственности на вышеуказанный земельный участок.

В связи со своим несогласием с вынесенным отказом, КФХ «Белокуровой Р.М.» обратился в департамент с заявлением по вопросу вернуться к предложению о предоставлении в собственность земельного участка.

Департамент, письмом от 07.05.2014 №52-1041ж/14-11.05 разъяснил заявителю о том, что ему отказано в предоставлении услуги в связи с примыканием спорного земельного участка к водному объекту.

Не согласившись с указанными решениями органа государственной власти Краснодарского края, крестьянское (фермерское) хозяйство обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд первой инстанции постановил решение, которым удовлетворил указанное заявление.

Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.

14.05.2003 Администрация Новокубанского района Краснодарского края и крестьянское (фермерское) хозяйство Белокуровой Р.М. заключили договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:21:08 07 006:003 площадью 12 га пашни, расположенный на территории Советского сельского округа, на расстоянии 1450 м восточнее хутора Чапаева. Срок действия договора был установлен до 29.11.2012 ( пункт 1.1 договора). Договор прошел государственную регистрацию в краевом учреждении по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18.09.2003 (л.д.85).

Доказательств того, что после окончания срока аренды земельный участок выбыл из владения арендатора, Департамент не представил.

19.02.2013 крестьянское (фермерское) хозяйство Белокуровой Р.М. (арендатор) заключило договор аренды № 8821000194 от 19.02.2013 с Администрацией муниципального образования Новокубанский район, действующей от имени Краснодарского края на основании Закона Краснодарского края от 10.10.2006 № 1101-КЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края» в отношении того же земельного участка площадью 120 000 кв.м., с кадастровым номером 23:21:0807006:3.

Согласно пункту 1.3 договора земельный участок передан арендатору без заключения акта приема-передачи, что подтверждает то обстоятельство, что владение земельным участком оставалось у крестьянского (фермерского) хозяйства до заключения нового договора аренды.

Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлен запрет на отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), пунктом 4 статьи 1 которого установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом и иными федеральными законами, а приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в силу пункта 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Данное правило не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.

Пунктом 4 указанной нормы предусмотрено, что переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечение трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка. Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.

Статья 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ) устанавливает мораторий (на 49 лет) на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Исключения предусмотрены для некоторых категорий участков, в том числе земельных участков, переданных в аренду гражданину или юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды, включая земельные участки фонда перераспределения земель, при условии надлежащего использования этих земельных участков (абзац пятый части второй). В указанном случае земельные участки приобретаются в собственность по кадастровой стоимости земельных участков.

При толковании нормы статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и статьи 21 Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» о трехлетнем сроке владения по договору аренды апелляционный суд исходит из того, что в указанный срок надлежит включать и срок владения по ранее заключенному договору аренды (правовая позиция, сформулированная в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.03.2013 по делу А32-29394/2012, от 06.11.2013 по делу N А63-17741/2012, от 23.09.2013 по делу N А32-27864/2012).

Согласно письму третьего лица – Администрации муниципального образования Новкубанский район – после окончания действия договора аренды от 14.05.2003 земельный участок не был возвращен Администрации муниципального образования и фактически им пользовалось крестьянское (фермерское) хозяйство Белокуровой Р.М. Также Администрация муниципального образования Новокубанский район пояснила, что договор аренды от 19.02.2013 был заключен в порядке статьи 12 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Доказательств нарушения порядка заключения договора аренды от 19.02.2013 Департамент имущественных отношений Краснодарского края не предоставил, на указанное обстоятельство не ссылался.

Таким образом, арендатором выполнено условие закона о необходимости владения арендованным земельным участком сельскохозяйственного назначения более трех лет.

Департамент имущественных отношений Краснодарского края в своих письмах не ссылался, а равно не представил как суду первой инстанции, так и суду второй инстанции никаких доказательств того, что крестьянское (фермерское) хозяйство ненадлежащее использовало земельный участок, допускало просрочки арендных платежей.

Напротив, из акта обследования земельного участка от 25.03.2014, составленным по поручению Департамента имущественных отношений Краснодарского края главным специалистом государственного казенного учреждения Краснодарского края «Кубаньземконтроль» Манаковым П.В. следует, что участок сельскохозяйственного назначения (пашня) площадью 12 000 кв.метров используется в соответствии с разрешенным видом использования – для сельскохозяйственного производства. На земельном участке осуществлен посев технических культур (кукуруза) в соответствии с агротехническими правилами (л.д.53). Из акта обследования от 21.05.2012 (л.д.55) следует, что на земельном участке выращивается кукуруза. Из акта обследования от 14.04.2011 (л.д.56) следует, что на земельном участке нет сорной растительности, проведен комплекс посевных работ в соответствии с агротехническими нормами.

Довод апеллянта о нахождении спорного земельного участка в пределах береговой полосы не основан на каких-либо имеющихся в деле доказательствах.

Согласно акту обследования земельного участка от 25.03.2014, составленному государственным казенным учреждением «Кубаньземконтроль», расстояние от земельного участка до водного объекта – ручья, протекающего на балке Крутая, составляет 70 метров, расстояние до уреза воды – 25 метров (л.д.53).

Согласно пункту 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Согласно пункту 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

В своей отзыве на заявление Департамент имущественных отношений Краснодарского края сослался на письмо Кубанского бассейнового водного управления от 27.03.2014, согласно которому длина водотока балки Крутая составляет 27 км, ширина береговой полосы – 20 м (л.д.69).

Из акта государственного учреждения «Кубаньземлеконтроль» от 25.03.2014 (л.д.53) следует, что расстояние от земельного участка до водного объекта составляет 70 м.

Указанное доказательство Департамент имущественных отношений не опроверг, иных доказательств не предоставил.

При таких обстоятельствах апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы Департамента как надуманные.

Оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции апелляционный суд не установил.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14 октября 2014 года по делу А32-21158/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.

Председательствующий В.В. Галов

Судьи О.Г.Ломидзе

А.А.Попов