ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-22264/18 от 01.04.2019 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-8126/2018

17 апреля 2019 года                                                                           15АП-22264/2018

Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2019 года .

Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2019 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Галова В.В.,

судей Малыхиной М.Н., Попова А.А.,

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания Горобцовой А.Г.,

при участии:

от Департамента имущественных отношений Краснодарского края - представитель Сергеев Р.М. по доверенности от 29 декабря 2018 года,

от Администрации города Геленджик - представитель Сомова Ю.Ю. по доверенности от 28 декабря 2018 года,

от Министерства здравоохранения Краснодарского края - представитель Лысенко А.А. по доверенности от 9 января 2019 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации  муниципального образования город-курорт Геленджик

на решение Арбитражного суда Краснодарского края (судья Николаев А.В.)

от 27 ноября 2018 года  по делу № А32-8126/2018

по иску Департамента имущественных отношений Краснодарского края

к Администрации города Геленджик,

при участии третьих лиц: Администрации Краснодарского края, Министерства здравоохранения Краснодарского края, государственного учреждения "Детский санаторий имени Н.И.Пирогова",

об обязании принять здание в муниципальную собственность,

УСТАНОВИЛ:

Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик об обязании принять в муниципальную собственность здание общежития детского санатория имени Н.И.Пирогова.

Исковые требования мотивированы тем, что в собственности края находится здание общежития, которое в установленном порядке не признано аварийным и подлежащим сносу, в силу чего такое общежитие относится к жилым зданиям и подлежит передаче в муниципальную собственность.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Администрация Краснодарского края, Министерство здравоохранения Краснодарского края, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Детский санаторий имени Н.И. Пирогова" министерства здравоохранения Краснодарского края.

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.05.2018 по делу N А32-8126/2018 в удовлетворении иска отказано.

Решение мотивировано тем, что из представленных в дело доказательств следует ненадлежащее состояние, непригодность для использования по целевому назначению спорного общежития. Передача аварийного, непригодного для выполнения своего функционального назначения общежития, подлежащего сносу, не может рассматриваться как мера, объективно необходимая для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий. Доказательств того, что спорные объекты независимо от их состояния могут находиться исключительно в муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Геленджик и объективно необходимы для решения вопросов местного значения, в частности, по обеспечению жизнедеятельности населения муниципального образования, истцом не представлено.

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2018 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.05.2018 оставлено без изменения.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.09.2018 решение арбитражного суда первой инстанции от 15.05.2018 и постановление апелляционного суда от 11.07.2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.

Суд кассационной инстанции указал: "Суды установив, что общежитие является аварийным и подлежащим сносу, и орган местного самоуправления не дал свое согласие на принятие такого объекта в муниципальную собственность, отказали в удовлетворении иска.

Между тем суды не учли следующего.

В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 5 статьи 214 Гражданского кодекса определено отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Частью 5 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) предусмотрено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами местного самоуправления для целей, установленных статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).

Таким образом, при наличии предусмотренных указанной нормой оснований, имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.

Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

В силу пункта 1 приложения 3 к постановлению N 3020-1 жилищный и нежилой фонды отнесены к объектам муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями; организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда; создание условий для жилищного строительства; осуществление муниципального жилищного контроля; иные полномочия в соответствии с жилищным законодательством.

Понятие жилищного фонда социального использования дано в пункте 1 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, под ним понимается совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированный жилищный фонд включает в себя, в том числе жилые помещения в общежитиях.

В пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что объекты жилого фонда являются объектами муниципальной собственности и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.

Отказывая в удовлетворении требований истца, суды не установили: 1) отношение спорного объекта недвижимости к одной из указанных в пункте 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ категорий имущества, которое может находиться в федеральной собственности; 2) с какого времени спорное здание является общежитием, и кто в нем проживал и проживает до настоящего времени; N) является ли спорное имущество, необходимым для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, а также для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации и обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, федеральных государственных учреждений; 3) не дали оценку доводам истца о том, что общежитие в силу прямого указания закона относится к муниципальной собственности".

При новом рассмотрении дела решением от 27.11.2018 Арбитражный суд Краснодарского края исковые требования удовлетворил. Суд, сославшись на пункт 1 приложения № 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 об отнесении жилищного фонда к муниципальной собственности и на нормы законодательства о местном самоуправлении пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Не согласившись с решением Арбитражного суда Краснодарского края, Администрация города Геленджик обжаловала решение в порядке апелляционного производства и просит отменить судебный акт. Заявитель считает ошибочным вывод суда относительно необходимости передачи здания общежития в муниципальную собственность. Указанное здание находится в собственности Краснодарского края и законных оснований для передачи в собственность города не имеется. Кроме того, вопрос о передаче в собственность муниципалитета здания не может быть решен без передачи права на земельный участок.

От Департамента имущественных отношений Краснодарского края поступил отзыв, в котором указывается на законность и обоснованность решения суда первой инстанции. Департамент считает, что здание общежития в силу самого факта относится к муниципальной собственности.

Аналогичные доводы изложены в отзыве Администрации Краснодарского края.

Дополнительно в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции Департамент дополнил свои доводы указанием на то, что постановлением главы Администрации города Геленджика от 05.02.1996 № 192 общежитие принято в муниципальную собственность.

В ходе  судебного заседания апелляционной инстанции представитель Администрации пояснила что указанное постановление в отношении общежития никогда не было реализовано, общежитие в состав муниципального жилищного фонда не принималось, муниципалитет расходы по его содержанию не нес. Представитель Департамента признал, что фактически общежитие в состав муниципального жилищного фонда не было передано, до настоящего времени расходы по содержанию здания несет санаторий.

В ходе судебного заседания апелляционной инстанции представитель ответчика поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель Департамента и Министерства возражали против удовлетворения апелляционной жалобы. Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей Администрации Краснодарского края и детского санатория, которые извещены о месте и времени рассмотрения дела путем публикации определения суда на сайте суда согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в государственной собственности Краснодарского края находится здание общежития, назначение - жилое, общей площадью 321.3 кв. м, расположенное по адресу: г.  Геленджик, ул. Ясная, 19 (далее - общежитие), которое закреплено на праве оперативного управления за государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Детский санаторий имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Краснодарского края.

Право собственности Краснодарского края (запись регистрации 23-23-12/083/2012 и право оперативного управления учреждения (23-23-12/018/2007-429) на общежитие зарегистрированы в установленном законом порядке.

В адрес администрации муниципального образования город - курорт Геленджик департаментом направлена досудебная претензия от 30.11.2017 № 52-43954/17-42-04.

В ответ на вышеуказанную досудебную претензию администрация муниципального образования город - курорт Геленджик выразило несогласие на принятие в муниципальную собственность общежития.

Ранее департамент также обращался в адрес администрации муниципального образования город-курорт Геленджик по вопросу принятия в муниципальную собственность указанного общежития, однако получал отказ.

Распоряжением исполнительного комитета Геленджикского городского Совета народных депутатов от 11.09.1087 № 327-р детскому санаторию имени Октябрьской революции разрешено использовать хирургический корпус для проживания одиноких специалистов в количестве 26 человек, а бывший административный корпус под семейное общежитие для проживания врачей в количестве 4 семей.

На основании приказа Департамента по здравоохранению Администрации Краснодарского края от 10.07.1995 № 280 детский санаторий имени Октябрьской революции является правопреемником одноименного учреждения, созданного на основании приказа Минздрава РСФСР от 11.11.1986 № 23/11-1500.

Согласно договору о взаимоотношениях сторон и закреплении государственного имущества Комитетом по управлению государственным имуществом Краснодарского края 21.08.1995 за государственным учреждением "Детский санаторий имени Октябрьской революции" закреплено имущество, в том числе здание общежития.

Приказом Министерства здравоохранения Краснодарского края от 20.08.2012 государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Детский санаторий для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата им.Октябрьской революции" переименовано в государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Детский санаторий имени Н.И.Пирогова" Министерства здравоохранения Краснодарского края.

Во исполнение поручения суда кассационной инстанции, судом установлено, что статус общежития, построенного в 1917 году, подтверждается представленной в материалы дела технической документацией- техническим паспортом, подготовленным ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ».

Согласно сведениям, представленным Министерством здравоохранения Краснодарского края, в настоящее время в общежитии проживают 10 человек: в комнате № 1 (жилой площадью 17,05 кв.м) - Н.А. Кунникова; в комнате № 4 (жилой площадью - 31,2 кв.м) - А.А. Буга; в комнате № 6 (жилой площадью 18,1 кв.м) - Л.Н. Гурская и члены ее семьи, всего в количестве шести человек; в комнате № 8 (жилой площадью 18,3 кв. м) - Л.Ю. Житникова и члены ее семьи, всего в количестве двух человек.

Как следует из письма Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 31.10.2017, Буга А.А. и Гурская Л.Н., проживающие в общежитии, состоят на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации, однако в муниципальном жилищном фонде отсутствуют свободные жилые помещения, которые возможно предоставить на условиях социального найма указанным гражданам.

Согласно пояснениям представителей сторон, спорный объект не используется для целей здравоохранения.

Апелляционный суд отмечает следующее.

При рассмотрении дела Арбитражный суд Краснодарского края в обоснование удовлетворения иска сослался на пункт 1 приложения № 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года.

            Вместе с тем судебная коллегия отмечает, что  согласно буквальному указанию законодателя  жилищный фонд отнесен к муниципальной собственности только при условии, что он находится в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения (пункт 1 Приложения № 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1).

            Доказательств того, что спорное общежитие на 27.12.1991 находилось в управлении органов местной администрации или Совета народных депутатов или что здание общежития ранее было передано муниципальным образованием на баланс санатория, в материалах дела не имеется.

            При таких обстоятельствах оснований для отнесения общежития как ведомственного жилищного фонда к категории муниципального жилищного фонда на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 не имеется.

            Ссылка Департамента на постановление распоряжение исполкома от 11.09.1987 № 327-р о разрешении использовать помещение в качестве общежития не означает, что указанное общежитие поступило в управление исполкома. Давая соответствующее разрешение, исполком действовал в качестве органа государственной власти, с разрешения которого только и могло быть организовано ведомственное общежитие.

            В то же для ведомственного жилищного фонда ( включая общежития) не было установлено обязанности передачи его в муниципальную собственность, и собственникам или иным титульным владельцам указанного ведомственного жилищного фонда было предоставлено право самостоятельно им распоряжаться, включая право принять решение о приватизации жилищного фонда в пользу проживающих граждан ( статья 4 и 6 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-I"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").

            В то же время согласно статье 18 того же Закона при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Как следует из исторической справки, представленной Министерством здравоохранения Краснодарского края, санаторий продолжает свое существование в качестве государственного учреждения, таким образом, правовых оснований для передачи общежития санатория в ведение органа местного самоуправления не имеется.

Нормы части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "в  данном деле применению не подлежат, поскольку федеральным законом не установлено, что жилищный фонд, включая общежития, не может находиться в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации. Наличие государственного (федерального и субъектов Российской Федерации) жилищного фонда подтверждено под пунктом 2 пункта 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда.

При таких обстоятельствах, поскольку выводы Арбитражного суда Краснодарского края основаны на неправильном толковании норм материального права, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска.

Апелляционный суд отмечает, что, как признали стороны спора, постановление главы Администрации города Геленджика от 05.02.1996 № 192, в части принятия спорного здания общежития в муниципальную собственность никогда не было реализовано, оно само по себе никаких правовых последствий не повлекло.  Кроме того, указанное постановление не могло породить никаких последствий ввиду превышения главой Администрации своих полномочий, поскольку оно было издано на основании постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 235, а указанное постановление Правительства касалось только приватизируемых предприятий. В отношении санатория акта приватизации не состоялось.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный  суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27 ноября 2018 года по делу № А32-8126/2018 отменить и принять новый судебный акт.

В удовлетворении иска Департамента имущественных отношений Краснодарского края к Администрации муниципального образования город Геленджик об обязании принять имущество в муниципальную собственность - отказать.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.

Председательствующий                                                             В.В.Галов

Судьи                                                                                                          М.Н.Малыхина

                                                                                                          А.А.Попов